Научная статья на тему 'Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями'

Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
272
64
Поделиться
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ОБУЧЕНИЕ ВОЖДЕНИЮ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Лянденбурский Владимир Владимирович, Пылайкин Сергей Александрович, Серова Ольга Сергеевна

Одной из важных остается проблема обеспечения возможности передвижения людей с ограниченными возможностями. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде. Для этого разрабатываются программы обучения, тренажеры. Основными проблемами и трудностями, возникающими при создании и внедрении современных тренажеров являются следующие: разработка упрощенной математической модели движения автотранспортных средств, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна, создание современной компьютерной системы, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия, моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации, объективный контроль обученности водителя на тренажере. Предложена схема для водителей с ограниченными возможностями, который, по своим показателям не только позволит приблизить условия обучения к реальным, но и создаст при этом сопутствующую реальным условиям опасность. Основной отличительной особенностью представленной схемы является обязательное обучение на тренажерах и систематическая проверка квалификации водителя с ограниченными физическими возможностями на тренажерах в обычных и экстремальных ситуациях.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Ильина Ирина Евгеньевна, Лянденбурский Владимир Владимирович, Пылайкин Сергей Александрович, Серова Ольга Сергеевна,

Driving training of persons with disabilities

One of the important still is the problem of the possibility of movement of people with disabilities. The education of persons with disabilities will adapt to the social environment. For this to develop programs of training and training equipment. The main problems and difficulties arising in the creation and implementation of modern simulators are the following: developing a simplified mathematical model of movement of vehicles, reflecting the change output parameters and characteristics, taking into account the introduced equipment failures, changes in the external environment parameters, and also the profile and the road surface, the creation of a modern computer system, displaying as a normal road conditions, and extreme conditions, modeling of all kinds of information in full and with sufficient accuracy, especially for acceleration of information, the objective control of driver training on the simulator. A scheme for drivers with disabilities, which, according to its characteristics, not only will bring the conditions of learning to real, but will also create the related real conditions of danger. The main distinctive feature of the presented scheme is compulsory training on simulators and systematic examination of the qualification of the driver disabled on the machines in the usual and extreme situations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями»

УДК 629.113

Ильина Ирина Евгеньевна

ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Россия, Пенза Кандидат технических наук, доцент E-Mail: iie.1978@yandex.ru

Лянденбурский Владимир Владимирович

ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Россия, Пенза Кандидат технических наук, доцент E-Mail: Lvv789@yandex.ru

Пылайкин Сергей Александрович

ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Россия, Пенза Аспирант

E-Mail: sergpylai58rus@mail.ru Серова Ольга Сергеевна

ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Россия, Пенза Магистрант E-Mail: Chertenok0803@rambler.ru

Обучение вождению лиц с ограниченными возможностями

Аннотация: Одной из важных остается проблема обеспечения возможности

передвижения людей с ограниченными возможностями. Обучение лиц с ограниченными возможностями позволит адаптировать их в социальной среде. Для этого разрабатываются программы обучения, тренажеры. Основными проблемами и трудностями, возникающими при создании и внедрении современных тренажеров являются следующие: разработка упрощенной математической модели движения автотранспортных средств, отражающей изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна, создание современной компьютерной системы, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия, моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной точностью, особенно это касается акселерационной информации, объективный контроль обученности водителя на тренажере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложена схема для водителей с ограниченными возможностями, который, по своим показателям не только позволит приблизить условия обучения к реальным, но и создаст при этом сопутствующую реальным условиям опасность. Основной отличительной особенностью представленной схемы является обязательное обучение на тренажерах и систематическая проверка квалификации водителя с ограниченными физическими возможностями на тренажерах в обычных и экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: Автомобиль; обучение вождению; автомобильный тренажер; ограниченные возможности; автомобильная школа; правила дорожного движения; инвалиды; социальная среда.

Идентификационный номер статьи в журнале 162PVN613

Irina Ilyina

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza E-Mail: iie.1978@yandex.ru

Vladimir Ljandenbursky

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza E-Mail: Lvv789@yandex.ru

Sergey Pylakin

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza E-Mail: sergpylai58rus@mail.ru

Olga Serova

Penza State University of Architecture and Construction

Russia, Penza E-Mail: Chertenok0803@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Driving training of persons with disabilities

Abstract: One of the important still is the problem of the possibility of movement of people with disabilities. The education of persons with disabilities will adapt to the social environment. For this to develop programs of training and training equipment. The main problems and difficulties arising in the creation and implementation of modern simulators are the following: developing a simplified mathematical model of movement of vehicles, reflecting the change output parameters and characteristics, taking into account the introduced equipment failures, changes in the external environment parameters, and also the profile and the road surface, the creation of a modern computer system, displaying as a normal road conditions, and extreme conditions, modeling of all kinds of information in full and with sufficient accuracy, especially for acceleration of information, the objective control of driver training on the simulator.

A scheme for drivers with disabilities, which, according to its characteristics, not only will bring the conditions of learning to real, but will also create the related real conditions of danger. The main distinctive feature of the presented scheme is compulsory training on simulators and systematic examination of the qualification of the driver disabled on the machines in the usual and extreme situations.

Keywords: The car; driving instruction; car simulator; limited opportunities; driving school; traffic rules; the disabled; the social environment.

Identification number of article 162PVN613

До 2005 года инвалидов готовили как водителей по различным государственным программам. В связи с изменение закона возможность подготовки водителей исчезла. Многие автошколы для инвалидов ставят своей задачей не подготовку к экзамену, а именно обучение инвалида вождению и правилам поведения на дороге, в том числе и в экстремальных ситуациях. Некоторые люди с ограниченными возможностями предпочитают управлять не автомобилем с ручным управлением, а автомобилями с автоматической коробкой передач. В этом случае обучение вождению можно пройти в обычной автошколе или с частным инструктором, а не в специальной школе для инвалидов. Для человека с ограниченными возможностями умение водить автомобиль - это шанс стать независимым. Одной из важных жизненных проблем остается проблема обеспечения возможности передвижения людей с ограниченными возможностями.

Существует комплексная Программа развития и восстановления навыков вождения автомобиля в условиях мегаполиса у людей с ограниченными физическими возможностями. Это могут быть как люди, имеющие увечья с самого рождения, так и пострадавшие во взрослом возрасте.

Цель Программы - адаптация людей с ограниченными физическими возможностями к обычной жизни, вовлечения в активную общественную жизнь путем выявления и реабилитационного развития их социальных возможностей, что осуществляется посредством формирования методических и практических умений и навыков вождения автомобиля в условиях мегаполиса. Люди, желающие управлять транспортным средством, могут быть с различными локомоторными проблемами - с нарушенной иннервацией конечностей или без левой-правой кистей рук, без одной или обеих ног и другое. Если обучение вождению такого человека происходит с «нуля», то нужно говорить о развитии навыка вождения. Если же человек до травматичного случая умел управлять транспортным средством, то нужно говорить о восстановлении навыка вождения. С точки зрения психофизиологии проще развивать навыки, то есть обучать человека с самого начала. С позиции физиологии, нервные связи у них будут формироваться не на много дольше, чем у начинающих водителей с нормальным здоровьем. У людей с ограниченными физическими возможностями, обучающихся с «нуля», как правило, будет развиваться повышенное чувство ответственности за свое поведение на дороге, так как они сразу будут проходить обучение с поправкой на свое состояние.

Восстановление навыка вождения - более сложный процесс, чем развитие. Это связано с тем, что у абсолютного большинства уже сформировавшихся водителей есть понимание, что такое «правильно водить автомобиль». Садясь за руль после травмы, им приходится преодолеть трудности психологической адаптации, физиологическую перестройку нервных связей на уровне спинного и головного мозга. Оба процесса достаточно энергоемки, и потребуют дополнительного времени.

Задачи существующей Программы:

1. Помощь людям с ограниченными физическими возможностями в формировании навыков вождения автомобиля в условиях города, при которых возможна актуализация самостоятельного образа жизни и активной жизненной позиции. Целью является формирование конкретных навыков управления автомобилем, создание условий для активного передвижения (развитие уверенного поведения на дороге, способности принимать самостоятельные решения).

2. Техническое содействие в получение водительского удостоверения.

3. Содействие дальнейшему жизненному и профессиональному самоопределению человека с ограниченными физическими возможностями, путем обучения планированию карьеры, технологиям поиска работы и др.

Курс программы состоит из шести блоков

Первый блок посещен основам законодательства в сфере дорожного движения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- изучаются правила дорожного движения;

-изучаются нормативно-правовые документ, регулирующие ОТЕОПЕНИЯ Б сфере ДОрОЖНОГО движения и обеспечивающие дополнительные права людям с ограниченными физическими возможностями.

(Рис. 1):

Шестой блок имеет социально-психологическую направленность, призван систематизировать полученную информацию в ходе обучения вощению, и проанализировать совершившийся социальнопсихологический сдвиг. Происходит обучение стратегиям поведения при устройстве на работу, изучается ситуация на рынке труда и образовательных услуг, обучающиеся знакомятся с методами и способами поиска работы.

В ходе изучения второго блока обучаемые должны узнать необходимый минимум сведений об устройстве и техническом обслуживании транспортных средств.

Пятый блок - «Обучение практическому вождению». Здесь люди с ограниченными возможностями получают первоначальные навыки вождения автомобиля. Затем происходит обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения мегаполиса.

Рис. 1. Структура и содержание курса подготовки водителей с ограниченными

возможностями

Организационные вопросы реализации Программы

Люди с ограниченными физическими возможностями могут получать теоретические знания как в общей автошкольной группе, так и в группе людей, которые имеют аналогичные проблемы со здоровьем. Учитывая специфику территорий Российской Федерации, данная программа разрабатывается как для специализирующихся автошкол по подготовке людей с ограниченными физическими возможностями, так и для обычных автошкол, которые имеют техническую возможность организовать обучение на автомобилях, специально оборудованных для инвалидов.

Теоретические занятия для людей с ограниченными физическими возможностями рассчитаны ориентировочно на 120 академических часов работы (по 4 часа 2-3 раза в неделю в течение 2-3 месяцев). Практические занятия рассчитаны на 50 астрономических часов

вождения. Первоначальные навыки управления автомобилем обучающимся необходимо приобретать на специально оборудованном автодроме. Учебные автомобили должны быть оборудованы системой управления, удобной для каждого из обучающихся.

Форма обучения.

Основная форма обучения - занятие комбинированного типа. Обеспечивая дидактический, методический и психологический аспекты обучения, занятие призвано решить следующие задачи:

• актуализация знаний и способов действий в реальных дорожных условиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• формирование новых знаний и навыков о правилах уверенного и безопасного передвижения на автомобиле в условиях мегаполиса;

• применение полученных знаний и умений на практике.

Психологические задачи Программы направлены на формирование мотивации к включению в социальную и профессиональную деятельность, создание психологического комфорта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными физическими возможностями. Дальнейшая разработка и реализация предложенной Программы подготовки водителей, поможет решить наболевшие проблемы мобильности людей с ограниченными физическими возможностями.

Методика равных возможностей

Цели методики:

1. Адаптация людей с ограниченными возможностями в общество.

2. Интеграция водителей с ограниченными возможностями в среду обычных водителей.

3. Преодоление неуверенности в управлении автомобилем в условиях интенсивного городского движения.

Предлагаемая методика обучения водителей в смешанных группах («брилингвальное» обучение) создает преимущества ученикам с различными физическими возможностями.

Таблица 1

Преимущества учеников с различными физическими возможностями при обучении в смешанных группах по методике равных возможностей

Ученики с ограниченными возможностями Обычные ученики

легче преодолевают бывающий у них комплекс невозможности; учатся общаться с водителями с ограниченными физическими возможностями;

учатся распознавать партнеров по движению; познают психологические особенности водителей с нарушениями слуха;

имеют возможность сравнивать свои действия с действиями обычных партнеров по движению и оценивать их; получают навык определения таких водителей на дороге;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учатся предвидеть ошибки других водителей (познают стилистику ошибок); более эффективно получают учебную информацию, так как в смешанных группах она передается не только вербально, но и с использованием жестового языка, акцентов, мимики.

приобретают чувство уверенности в действиях; учатся общаться со слышащими партнерами

уже в условиях школьной аудитории;___________

находят и определяют для себя приемы замещения путей передачи и получения

информации на дороге;________________________

в последующем таким водителям легче и проще адаптироваться к реалиям дорожного движения.

Тренажеры для людей с ограниченными физическими возможностями

1. Симулятор со специальной подставкой имитации движения (Рис. 2).

%- «• 1

■ 1 ■ Н IV 1

т*- У

|1 шЛШ В , 1 1

шяШ нив ^

Рис. 2. Симулятор со специальной подставкой имитации движения

Программа "Обучение вождению" состоит из нескольких разделов, которые выбираются в меню. Они разбиты на 5 тренировочных блоков:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• начальные навыки (установка сиденья и зеркал, использование ремня безопасности, обслуживающие элементы, рулевые упражнения, упражнения переключения).

• базовые навыки (удовлетворяющая экологическим требованиям езда, дальновидная езда, тормозные упражнения, движение в гору).

• комплексное обучение (правила приоритета проезда, кольцевое движение, ситуации с другими участниками уличного движения, дети, переправа, изменение полосы движения, приемлемая дистанция).

• нестандартные поездки (поездки по стране, автобан, опасные ситуации, преграды, определение маршрута пути при помощи системы навигации или карты).

• погода и различные условия видимости (дождь, туман, снег, темнота).

Каждая поездка по окончании оценивается. Оценка выводится на экран и сохраняется на жестком диске симулятора вместе с именем водителя, для учета при следующих тренировках.

2. Автотренажер "ФОРСАЖ-2" (Рис. 3, 4).

Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "В" с ограниченными возможностями. Также возможно использование автотренажера в учреждениях общеобразовательной, профессиональной и при преподавании автодела в средних школах. Автотренажер отвечает требованиям "Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "В"", разработан в соответствии с нормами противопожарной, электрической и санитарно-гигиенической безопасности.

Программно-аппаратная часть автотренажера:

Рис. 3. Симулятор со специальной подставкой имитации движения

Круг задач решаемых автотренажером

Рис. 4. Задачи, решаемые автотренажером

Устройство автотренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места водителя и размещение органов управления транспортного средства категории "В". Способ соединения деталей и изгиб рычагов ручного управления позволяет осуществлять изменение

компоновки рабочего места водителя с учетом индивидуальных особенностей инвалидности курсанта.

При изготовлении каркаса для автотренажера используется профиль из легкосплавного алюминия, что позволяет значительно снизить вес оборудования. Аргонно-дуговая сварка, обеспечивает точность, надежность и безопасность сварных конструкций. Обшивка автотренажера, изготавливаемая из АБС поливинилхлорида, с применением термовакуумной формовки, придает тренажеру реальный вид автомобиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. В автомобильно-дорожном институте ПГУАС разрабатывается тренажер для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями. На рисунке 5 представлена схема тренажера.

Рис. 5. Структурная схема автомобильного тренажера для обучения инвалидов ____________электрическая связь; -----------механическая связь.

1. кабина тренажера (рабочее место обучаемого);

2. кресло водителя;

3. дисплей модели ВДО;

4. оптико-коллимационное устройство (ОКУ);

5. приборная доска;

6. рулевое колесо;

7. загружатель рулевого колеса;

8. датчик положения рулевого колеса;

9. рычаг ножного тормоза;

10. датчик положения педали ножного тормоза;

11. рычаг газа (дросселя);

12. датчик положения педали газа;

13. рычаг сцепления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. датчик положения педали сцепления;

15. рычаг переключения коробки передач;

16. датчик положения рычага переключения коробки передач;

17. рычаг стояночного тормоза;

18. датчик положения стояночного тормоза;

19. платформа перемещения кабины;

20. блок управления перемещением платформы;

21. усилитель акустических шумов;

22. динамик акустических шумов;

23. компьютер, моделирующий ВДО;

24. компьютер, моделирующий динамику движения АТС.

25. компьютер, моделирующий движение АТС

® сигналы положения органов управления;

© сигналы управления моделью ВДО;

© видеосигнал ВДО;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© сигналы профиля и типа покрытия дорожного полотна;

© сигналы ускорения (замедления), колебания, вибраций и поворота кабины;

© сигналы управления приборами и сигнализацией;

© сигналы изменения параметров АТС (отказы, вес полезной нагрузки, количество

заправляемого топлива, исходное положение);

© сигнал контроля обученности водителя;

© сигналы изменения параметров внешней среды (ночь, день, туман, гололед,

ветер, температура и давление воздуха и т.д.);

® сигнал управления акустической обстановкой.

Как видно из приведенной схемы, тренажер состоит из нескольких взаимосвязанных систем: кабина 1 водителя с органами управления 6, 9, 11, 13, 15, 17, каждый из которых связан с датчиками положения 8, 10, 12, 14, 16, 18 и оборудованием (приборная доска 5, кресло 2); система моделирования внешней дорожной обстановки (компьютер 23, дисплей 3 и ОКУ 4); модели движения АТС (компьютер 24), системы моделирования акустических шумов (усилитель 21 и динамик 22); рабочее место инструктора 25 и системы подвижности (платформа 19 и блок управления движением платформы 20); система управления приборами контроля и сигнализацией на приборной доске 5.

Основные проблемы и трудности, возникающие при создании и внедрении современных тренажеров:

1. Разработка упрощенной математической модели движения АТС, отражающей

изменение выходных параметров и характеристик, с учетом вводимых отказов техники, изменения параметров внешней среды, а также профиля и покрытия дорожного полотна.

2. Создание современной компьютерной системы ВДО, отображающей как обычную дорожную обстановку, так и экстремальные условия.

3. Моделирование всех видов информации в полном объеме и с достаточной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точностью, особенно это касается акселерационной информации.

4. Объективный контроль обученности водителя на тренажере.

Предполагаемая стоимость данного автотренажера составляет около 137000 руб.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доступная среда http://vpenze.ru/newsv2/59398.html

2. Ильина И.Е., Лянденбурский В.В., Звижинский А.И., Евстратова С.А. Использование автотренажеров в обучении водителей категории «В».- Мир транспорта и технологических машин.- 2013.- № 1

3. Инвалидность http://www.invalid-auto.ru/invalid/

4. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С. Надежностная и квалификационная модель системы «Обслуживающий персонал - автотранспортное средство» Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы III международной научно-технической конференции. - Пенза, 2004. Часть II.

5. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С. Управление обучением профессиональным навыкам с помощью математических моделей “Инновационные технологии обучения инженеров-строителей”. Материалы XXXII научно-методической конференции. - Пенза, 2002

6. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Определение совокупности опасных факторов при расследовании и анализе ДТП. - Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы I международной научно-технической конференции. - Пенза, 2000. Часть I.

7. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Проблемы подготовки водителей на автомобильном транспорте и пути их решения. -Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы I международной научно-технической конференции. - Пенза, 2000. Часть I.

8. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Снижение и расследование дорожно-транспортных происшествий с помощью автотренажеров. - Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств. Материалы I международной научно-технической конференции. -Пенза, 2000. Часть I.

9. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Грабовский А.А. Роль и совершенствование технических средств в повышении эффективности учебного процесса по техническим дисциплинам Иновационные технологии организации обучения инженеров строителей: Тез. Докл. XXXI Научн. метод. Конф., - Пенза: ПГАСА, 2000.

10. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Звижинский А.И.Автотранспортная эргономика Пенза: Пенз. гос. арх.-строит. академия, 2007

11. Программа обучения http://notshdosaaf.ru/programma-podgotovki-kategorii-v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Симулятор со специальной подставкой имитации движения http://mipavto.ru/

Рецензент: Жесткова Светлана Анатольевна, преподаватель, к.т.н, Россия, г. Пенза, ФГБОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кафедра «Организация и безопасность движения».

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dostupnaja sreda http://vpenze.ru/newsv2/59398.html

Il'ina I.E., Ljandenburskij V.V., Zvizhinskij A.I., Evstratova S.A. Ispol'zovanie avtotrenazherov v obuchenii voditelej kategorii «V».- Mir transporta i tehnologicheskih mashin.- 2013.- № 1

Invalidnost' http://www.invalid-auto.ru/invalid/

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S. Nadezhnostnaja i kvalifikacionnaja model' sistemy «Obsluzhivajushhij personal - avtotransportnoe sredstvo» Problemy kachestva i jekspluatacii avtotransportnyh sredstv. Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. - Penza, 2004. Chast' II.

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S. Upravlenie obucheniem professional'nym navykam s pomoshh'ju matematicheskih modelej “Innovacionnye tehnologii obuchenija inzhenerov-stroitelej”. Materialy HHHII nauchno-metodicheskoj konferencii. - Penza, 2002

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S., Antonov Ju.A., Butuzov A.M. Opredelenie sovokupnosti opasnyh faktorov pri rassledovanii i analize DTP.- Problemy kachestva i jekspluatacii avtotransportnyh sredstv. Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. - Penza, 2000. Chast' I.

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S., Antonov Ju.A., Butuzov A.M. Problemy podgotovki voditelej na avtomobil'nom transporte i puti ih reshenija.- Problemy kachestva i jekspluatacii avtotransportnyh sredstv. Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. - Penza, 2000. Chast' I.

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S., Antonov Ju.A., Butuzov A.M. Snizhenie i rassledovanie dorozhno-transportnyh proisshestvij s pomoshh'ju avtotrenazherov. -Problemy kachestva i jekspluatacii avtotransportnyh sredstv. Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. - Penza, 2000. Chast' I.

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S., Grabovskij A.A. Rol' i sovershenstvovanie tehnicheskih sredstv v povyshenii jeffektivnosti uchebnogo processa po tehnicheskim disciplinam Inovacionnye tehnologii organizacii obuchenija inzhenerov stroitelej: Tez. Dokl. XXXI Nauchn. metod. Konf., - Penza: PGASA, 2000.

Ljandenburskij V.V., Vetohin A.S., Zvizhinskij A.I.Avtotransportnaja jergonomika Penza: Penz. gos. arh.-stroit. akademija, 2007

Programma obuchenija http://notshdosaaf.ru/programma-podgotovki-kategorii-v Simuljator so special'noj podstavkoj imitacii dvizhenija http://mipavto.ru/