Научная статья на тему 'Обучение художественной вышивке в контексте реализации деятельности федеральной инновационной площадки (на примере взаимодействия Института традиционного прикладного искусства и ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»)'

Обучение художественной вышивке в контексте реализации деятельности федеральной инновационной площадки (на примере взаимодействия Института традиционного прикладного искусства и ГБОУ г. Москвы «Романовская школа») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / художественная вышивка / традиционные художественные промыслы / эстетика художественной вышивки / установочные встречи / федеральная инновационная площадка / внешняя образовательная среда вуза / стратегическое управление развитием учреждения образования / миссия учреждений образования / иммерсивные технологии «погружения» / motivation / artistic embroidery / traditional crafts / aesthetics of artistic embroidery / installation meetings / federal innovation platform / external educational environment of the university / strategic management of the development of educational institutions / mission of educational institutions / immersive technologies of «immersion»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются особенности организации профориентационной работы Института традиционного прикладного искусства в условиях реализации цели и задач деятельности федеральной инновационной площадки. Анализируются способы взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза и ГБОУ «Романовская школа» по применению современных технологий в дополнительном образовании детей в области художественной вышивки. Автором определены основные направления обучения школьников художественной вышивке в рамках деятельности федеральной инновационной площадки при осуществлении модульных и краткосрочных культурно-образовательных программ Высшей школы народных искусств (академии): «Традиционные художественные промыслы: прошлое – в настоящем, настоящее – в будущем», «Учимся и учимся учить», «Открываем Россию вместе как великолепие художественного наследия страны» и «Русский экскурсионист»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art embroidery training in the context of the implementation of the federal innovation platform (on the example of interaction between the Institute of traditional applied arts and the State budgetary educational institution of Moscow «Romanovskaya school»)

The peculiarities of the organization of career guidance work of the Institute of Traditional Applied Arts in the conditions of implementation of the goal and objectives of the federal innovation platform. The ways of interaction between the subjects of the educational process of the university and the State Budgetary Educational Institution «Romanovskaya school» on the application of modern technologies in the additional education of children (in the field of artistic embroidery) are analyzed. The author defines the main directions of teaching schoolchildren artistic embroidery within the framework of the federal innovation platform in the implementation of modular and short-term cultural and educational programs of the Higher school of folk arts (academy): «Traditional art crafts: the past – in the present, the present – in the future», «Learning and learning to teach», «Discovering Russia together as the splendor of the country's artistic heritage» and «Russian excursionist»

Текст научной работы на тему «Обучение художественной вышивке в контексте реализации деятельности федеральной инновационной площадки (на примере взаимодействия Института традиционного прикладного искусства и ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»)»

УДК 371.398:746.3

Швецова O.B., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин, Институт традиционного прикладного искусства - Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 115573, г. Москва, ул. Мусы Джалиля, д. 14, кор. 2, e-mail: lutaya.oliya@yandex.ru

Shvetsova О. К, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of professional disciplines of the Institute of traditional applied arts -Moscow branch of FSBEI VO «Higher school of folk arts (academy)», 115573, Moscow, Musa Dzhalilya sir. 14, cor. 2, e-mail: lutaya.oliya@yandex.ru

Обучение художественной вышивке в контексте реализации деятельности федеральной инновационной площадки (на примере взаимодействия Института традиционного прикладного искусства и

ГБОУ г. Москвы «Романовская школа»)32 Art embroidery training in the context of the implementation of the federal innovation platform (on the example of interaction between the Institute of traditional applied arts and the State budgetary educational institution of

Moscow «Romanovskaya school»)33

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации профориентационной работы Института традиционного прикладного искусства в условиях реализации цели и задач деятельности федеральной инновационной площадки. Анализируются способы взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза и ГБОУ «Романовская школа» по применению современных технологий в дополнительном образовании детей в области художественной вышивки. Автором определены основные направления обучения школьников художественной вышивке в рамках деятельности федеральной инновационной площадки при осуществлении модульных и краткосрочных культурно-образовательных программ Высшей школы народных искусств (академии): «Традиционные художественные промыслы: прошлое - в настоящем, настоящее в будущем», «Учимся и учимся учить», «Открываем Россию вместе как великолепие художественного наследия страны» и «Русский экскурсионист» [5|.

32 Работа выполнена в рамках реализации инновационного образовательного проекта ФИП «Высшая школа народных искусств (академия) - инновационный центр развития высшего образования в традиционных художественных промыслах и формирования патриотизма и гражданского самосознания средствами традиционных художественных промыслов России».

33 The work was carried out as part of the implementation of the innovative educational project FIP «Higher School of Folk Arts (Academy) - an innovative center for the development of higher education in traditional art crafts and the formation of patriotism and civic identity by means of traditional art crafts in Russia».

Ключевые слова: мотивация, художественная вышивка, традиционные художественные промыслы, эстетика художественной вышивки, установочные встречи, федеральная инновационная площадка, внешняя образовательная среда вуза, стратегическое управление развитием учреждения образования, миссия учреждений образования, иммерсивные технологии «погружения».

Abstract. The peculiarities of the organization of career guidance work of the Institute of Traditional Applied Arts in the conditions of implementation of the goal and objectives of the federal innovation platform. The ways of interaction between the subjects of the educational process of the university and the State Budgetary Educational Institution «Romanovskaya school» on the application of modern technologies in the additional education of children (in the field of artistic embroidery) are analyzed. The author defines the main directions of teaching schoolchildren artistic embroider}' within the framework of the federal innovation platform in the implementation of modular and short-term cultural and educational programs of the Higher school of folk arts (academy): «Traditional art crafts: the past - in the present, the present - in the future», «Learning and learning to teach», «Discovering Russia together as the splendor of the country 's artistic heritage» and «Russian excursionist» [5].

Keywords: motivation, artistic embroidery, traditional crafts, aesthetics of artistic embroidery, installation meetings, federal innovation platform, external educational environment of the university, strategic management of the development of educational institutions, mission of educational institutions, immersive technologies of «immersion».

Высокая динамичность внешней образовательной среды современных вузов определяет необходимость поиска форматов взаимодействия с потенциально возможными представителями внутриотраслевого и межведомственного сотрудничества. В условиях негативных демографических изменений России важной становится проблема стратегического управления развитием вуза, взаимодействия вуза с учреждениями общего образования, ресурсно значимыми для повышения мотивации выбора профессии будущими абитуриентами.

При решении этих проблем в Институте традиционного прикладного искусства - Московском филиале Высшей школы народных искусств (академии) совершенствуется такое направление его деятельности, как соединение культурно-просветительской работы по сохранению и развитию традиционных художественных промыслов с профессиональной ориентацией обучающихся в организациях общего образования на профессию художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Особо значимым становится взаимодействие института с Романовской школой. Объективность таких выводов подтверждается рядом факторов.

1. Миссия Института традиционного прикладного искусства и миссия Романовской школы совпадают по своей целенаправленности. Миссия Романовской школы - создание условий для позитивной динамики школы как

открытой образовательной системы, конкурентоспособной, ориентированной на качественное образование и формирующей национальную идентичность, духовные ориентиры и ценности. Миссия вуза - развитие и совершенствование многоуровневой непрерывной системы профессионального образования в традиционных художественных промыслах как гаранта возрождения и процветания великолепия художественного наследия России.

2. Как вуз, так и школа признают приоритетность управления стратегическим развитием образования. Сам же процесс развития рассматривается с позиции необходимости его управления для реализации миссии и достижения цели развития (долговременного, кратковременного, актуального).

Диалоговое взаимодействие Института традиционного прикладного искусства и Романовской школы во внешней образовательной среде вуза отражает их сотрудничество в рамках деятельности федеральной инновационной площадки (приказ № 29 от 11 января 2023 г.) [6].

Различные виды совместной деятельности Института традиционного прикладного искусства и Романовской школы выстраиваются в логике их значимости для решения целей и задач федеральной инновационной площадки: создание педагогических условий, поддерживающих воспитание у обучающихся (школьников, студентов) патриотизма, гражданского самосознания средствами традиционных художественных промыслов как великолепия художественного наследия России. Представляется важным то, что эти образовательные организации, имеющие статус федеральной инновационной площадки, объединяются общей позицией - рассматривают профессиональную ориентацию обучающихся как:

- стратегически значимое направление развития личности;

- мотивационный фактор самоопределения и успешной самореализации обучающихся в системе непрерывного образования;

- потенциал формирования у субъектов образовательного процесса национальной идентичности, духовных ориентиров на возрождение великолепия художественного наследия России.

Актуальным этапом организации деятельности федеральной инновационной площадки по реализации плана работы с обучающимися школы на дополнительных занятиях по виду «художественная вышивка» (5-6 класс) являются установочные встречи представителей вуза и школы (преподаватели, учителя, студенты, школьники). Организация таких встреч характеризуется целенаправленным объединением субъектов образовательного процесса вуза и школы, их активным включением в работу по мотивации и удовлетворению интересов к художественной вышивке - как вида традиционного художественного промысла, как специфической художественной деятельности по изготовлению изделий с художественной вышивкой (рис. I34).

34 Рис. 1-4. - фото автора статьи.

Организация и проведение установочных встреч поддерживается иммерсивной технологией «погружения». В этих условиях у обучающихся активизируется процесс восприятия красоты художественной вышивки, желание освоить данный вид традиционного художественного промысла, понять и принять возможность выбора будущей профессии, связанной с художественной деятельностью в области традиционных художественных промыслов (художественная вышивка).

Рис. 1. Установочные встречи представителей Института традиционного прикладного

искусства и Романовской школы

Рис. 2. Знакомство учащихся Романовской школы с творческими работами студентов Института традиционного прикладного искусства

Как показывает опыт, на установочных встречах Института традиционного прикладного

искусства с учреждениями общего образования процесс

«погружения» участников встречи в атмосферу эстетического восприятия художественного произведения (художественная вышивка) поддерживается

дидактическими приемами их подготовки к эстетическому отражению произведений

традиционных художественных промыслов. Например, на установочной встрече с учащимися Романовской школы происходило их знакомство с творческими работами студентов Института традиционного прикладного

искусства (О. Журавлевой туника «Лето пришло с ароматом пионовым» в технике «гладь с вливанием тонов» в сочетании с техникой «ивановская строчка»; П. Мищенко платье «Песни цветущих лугов» в технике «цветная гладь» и «ивановская строчка»; Полищук Дарьи - платье в технике «Цветная гладь», на тему «Отблески лета»; А. Гатиевой - платье с использованием традиционных приемов золотного шитья при создании вечерней женской одежды «Рассветное золото в косы вплетая»; Т. Шляпугиной комплект одежды: платье и жакет в технике исполнения «ивановская строчка» и «вливание тонов» на тему «Малиновый рассвет»). После знакомства с произведениями художественной вышивки проводилась беседа со школьниками (рис. 2).

В этих беседах школьники (40%) выразили желание осваивать технологию художественной вышивки на дополнительных занятиях. Приведем примеры - фрагменты беседы преподавателей Института традиционного прикладного искусства с учащимися школы: Таня С., 5 класс. «Хотела бы научиться вышивать такие салфетки, как у студентки Фионовой М.» (рис. 3, 4); Света К., 6 класс. «У меня не очень хорошие оценки по математике и русскому языку, но мне кажется, что я смогу лучше своих подружек вышивать. Мне нравится вышивать, а это не замечают».

Рис. 3. Мастер-класс по выполнению. Рис. 4. Мастер-класс по выполнению

салфетки с учащимися старших классов прихватки в технике «владимирские

верхошвы» для учащихся 5 класса

Анализ результатов беседы с учащимися подтверждает известные выводы ученых о том, что незамеченная вовремя склонность ребенка к творчеству в области традиционных художественных промыслов создает прецедент - с возрастом у таких детей исчезают интерес и возможные способности к прикладному искусству [7].

Данные мониторинга результатов деятельности Института традиционного прикладного искусства как федеральной инновационной площадки свидетельствуют о том, что в практике работы широко используются приемы визуализации, вербализации, виртуальной

коммуникации [2]. По-особому значимы приемы визуализации информации об учебной и профессиональной деятельности студентов Института традиционного прикладного искусства. Эти дидактические приемы становятся эффективным инструментом восприятия школьниками эстетики художественной вышивки и отражения ими эстетических достоинств произведений с художественной вышивкой. Отметим, что в таких условиях наблюдается повышение интереса школьников к профессии художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (в области художественная вышивка), укрепление устойчивости этого интереса.

Актуальные вопросы деятельности федеральной инновационной площадки обсуждаются представителями вуза с учителями Романовской школы - по изобразительному искусству, безопасности жизнедеятельности, технологии, а также с психологами, классными руководителями, медицинскими работниками. С учителями обсуждаются вопросы владения школьниками умениями рисовать узоры и орнаменты. Уточняются возможности совместной работы по развитию у учащихся способностей подбирать нитки (по образцу), выполнять в конкретных техниках мережки и строчевые сетки. Обсуждаются требования к безопасной работе с иглами и ножницами. С классными руководителями, психологами, медицинскими работниками анализируются особенности формирования у школьников знаний о качестве зрения, точности и объеме глазомера. Представляется важной совместная культурно-просветительская и санитарно-гигиеническая деятельность школы и вуза по формированию у школьников представлений о позитивном влиянии художественной деятельности (художественной вышивки) на общее развитие детей, на повышение тонкой осязательности и чувствительности пальцев рук.

Обучающиеся, которые посещают дополнительные занятия по художественной вышивке, убеждаются в том, что создание художественной вышивки положительно влияет на зрительно-моторную координацию и ловкость рук. Учащиеся на практике узнают о том, что при вышивании у человека совершенствуются такие его личностные качества, как спокойствие, терпение, готовность к выполнению однообразных и монотонных действий. При вышивании дети наблюдают влияние процесса художественного вышивания на взаимодействие умственной и практической деятельности, на укрепление устойчивости внимания и усидчивости. Человек, умеющий вышивать, привыкает к аккуратности.

Традиционным форматом проведения запланированных федеральной инновационной площадкой мероприятий является организация мастер-классов, выставок на территории Романовской школы. Результатом совместной деятельности вуза и школы становится повышение инновационного потенциала образовательной среды (внутренней и внешней) Института традиционного прикладного искусства и учреждения общего образования, расширение сферы влияния произведений традиционных художественных промыслов (в области художественная вышивка) на воспитание школьников средствами национальной культуры, на

продуктивность совместной профориентационной работы, мотивирующей выпускников школы на предпочтительность выбора Института традиционного прикладного искусства, на усиление интереса к различным видам традиционных художественных промыслов, в том числе художественной вышивке [4; 8].

Сотрудничество Института традиционного прикладного искусства и Романовской школы позволяет вырабатывать новые алгоритмы укрепления интереса школьников к профессии художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в области художественной вышивки, создавать рекомендации для совместной работы по поддержке возрождения и процветания великолепия художественного наследия России.

Взаимодействие Института традиционного прикладного искусства и Романовской школы по реализации плана работы федеральной инновационной площадки оказывает положительное влияние на развитие кадрового потенциала вуза, что проявляется:

- в усилении интереса профессорско-преподавательского состава к повышению квалификации - деятельности с абитуриентами;

- в мотивированной включенности студентов в общественную работу, направленную на повышение качества подготовки абитуриентов к поступлению в Институт традиционного прикладного искусства.

Доминантой процессов взаимодействия Института традиционного прикладного искусства с внешней образовательной средой, включающей Романовскую школу, как показывает анализ разработанных документов по организации и осуществлению деятельности федеральной инновационной площадки, являются решения по управлению ее работой в целях стратегического развития вуза. На всех этапах управления деятельностью федеральной инновационной площадки предусматривается создание эффективных педагогических условий, необходимых для сохранения и развития великолепия художественного наследия России средствами совместной деятельности Института традиционного прикладного искусства и Романовской школы. Этому способствует то, что деятельность федеральной инновационной площадки сфокусирована на создании открытой многокомпонентной системы воспитания детей, подростков и молодежи средствами традиционных художественных промыслов [3]. Разработка и реализация открытой многокомпонентной системы осуществляется по двум направлениям: приобщение к традиционным художественным промыслам и обучение традиционным художественным промыслам (в том числе -художественной вышивке) [3].

Реализация разработанных методик и технологий обучения художественной вышивке на дополнительных занятиях в Романовской школе (5-6 класс) соответствует содержанию модульных и краткосрочных культурно-образовательных программ: «Традиционные художественные промыслы: прошлое - в настоящем, настоящее в будущем», «Учимся и учимся учить», «Открываем Россию вместе как великолепие художественного наследия страны» и «Русский экскурсионист» [5].

«Погружение» учащихся Романовской школы в эстетику восприятия и отражения произведений (изделий с художественной вышивкой), их обучение художественной вышивке предполагает применение технологий иммерсивного образования [1]. Активность деятельности школьников в области художественной вышивки поддерживается их участием в совместных мероприятиях (событиях) вуза и школы: установочные встречи, мастер-классы, конкурсы (демонстрация) творческих работ. Эмоциональная вовлеченность школьников в процесс восприятия и создания художественной вышивки насыщает их жизнь интересом к будущей профессии художника декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Литература

1. Азевич А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации / А. И. Азевич. - Текст : электронный // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. - Москва, 2020. - № 2 (52). - С. 35-43. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp7icH43322625 (дата обращения: 03.05.2024).

2. Ванюшкина JI. М. Музей на пересечении реального и виртуального миров / JI. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров. - Текст : электронный // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. - Москва, 2021. - Том 2, № 1. - С. 44-57. - URL: https://ecopoiesis.rU/f/ecopoesis-3-ms_v3.pdf (дата обращения: 12.12.2023).

3. Инновационный образовательный проект Высшей школы народных искусств (академии). - Текст : электронный // ВШНИ : официальный сайт. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/iopvshni2022.pdf (дата обращения: 22.04.2024).

4. Максимович В. Ф. Воспитание детей и молодежи средствами традиционных художественных промыслов в образовательной практике Высшей школы народных искусств / В. Ф. Максимович // Педагогика искусства. - Москва, 2018. - № 1. - С. 55-60. - EDN: YOTDNU.

5. Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта «Высшая школа народных искусств (академия) - инновационный центр развития высшего образования в традиционных художественных промыслах и формирования патриотизма и гражданского самосознания средствами традиционных художественных промыслов России» (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта. - Текст : электронный // ВШНИ : официальный сайт. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/osiopfip.pdf (дата обращения: 15.04.2024).

6. Российская Федерация. Министерство науки и образования. Об утверждении перечня федеральных инновационных площадок на 2023 : приказ № 29 от 11 января 2023 г. - Текст : электронный // ВШНИ : официальный сайт. - URL:

http://www.vshni.ru/doc/nauka/pr29_l 10123_fip2023.pdf (дата обращения: 15.04.2024).

7. Сухомлинский А. В. О воспитании / А. В. Сухомлинский. -Москва: Политическая литература, 1982 - 270 с.

8. Шаповалова И. А. Диалог культур: воспитание молодежи собственным национальным искусством. Русское культурное пространство: коммуникативные аспекты : сборник материалов Международной научно-практической конференции / И. А. Шаповалова. -Текст : непосредственный. - Москва: МГУ, 2019. - С. 81-88. - ISBN 978-5-317-06118-0. -EDN: HWERVC.

References

1.Azevich А. I. Immersivny'e texnologii kak sredstvo vizualizacii uchebnoj informacii / А. I. Azevich. - Tekst : eTektronny'j // Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. - Moskva, 2020. - № 2 (52). - S. 35-43. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43322625 (data obrashheniya: 03.05.2024).

2. Vanyushkina L. M. Muzej na peresechenii reaFnogo i virtuaFnogo mirov / L. M. Vanyushkina, S. A. Tixomirov. - Tekst : eTektronny'j // E'kopoe'zis: ekogumanitarnye teoriya i praktika. - Moskva, 2021. - Тот 2, № 1. - S. 44-57. - URL: https://ecopoiesis.rU/f/ecopoesis-3-ms_v3.pdf (data obrashheniya: 12.12.2023).

3. Innovacionny'j obrazovaterny'j proekt Vy'sshej shkoly' narodny'x iskusstv (akademii). - Tekst: e,lektronny,j // VShNI: oficiarny'j sajt. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/iopvshni2022.pdf (data obrashheniya: 22.04.2024).

4. Maksimovich V. F. Vospitanie detej i molodezhi sredstvami йжйсюппу' x xudozhestvennyx promy'slov v o brazo vale 1' noj praktike Vy'sshej shkoly' narodny'x iskusstv / V. F. Maksimovich // Pedagogika iskusstva. - Moskva, 2018. - № 1. - S. 55-60. - EDN: YOTDNU.

5. Organizacii-soispolniteli innovacionnogo obrazovateFnogo proekta «Vy'sshaya shkola narodny'x iskusstv (akademiya) - innovacionny,j centr razvitiya vy'sshego obrazovaniya v tradicionnyx xudozhestvennyx рготул slax i formirovaniya patriotizma i grazhdanskogo samosoznaniya sredstvami tradicionny'x xudozhestvenny'x promy slov Rossii» (organizacii-partnery" pri realizacii innovacionnogo obrazovaternogo proekta. - Tekst : eTektronny'j // VShNI : опс1аГпул] sajt. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/osiopfip.pdf (data obrashheniya: 15.04.2024).

6. Rossijskaya Federaciya. Ministerstvo nauki i obrazovaniya. Ob utverzhdenii perechnya federarпулх innovacionny'x ploshhadok na 2023 : prikaz № 29 ot 11 yanvarya 2023 g. - Tekst : eTektronny'j // VShNI : oficiar ny'j sajt. - URL: http://www.vshni.ru/doc/nauka/pr29_l 10123_fip2023.pdf (data obrashheniya: 15.04.2024).

7. Suxomlinskij А. V. O vospitanii / А. V. Suxomlinskij. - Moskva: Politicheskaya literatura, 1982 - 270 s.

8. Shapovalova I. A. Dialog kultur: vospitanie molodezhi sobstvenny'm пасюпаГпу'т iskusstvom. Russkoe kuFturnoe prostranstvo: kommunikativny, e aspekty' : sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / I. A. Shapovalova. - Tekst : neposredstvenny,j. -Moskva: MGU, 2019. - S. 81-88. - ISBN 978-5-317-06118-0. - EDN: HWERVC.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.