Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

В статье рассматриваются возможности совершенствования грамматических навыков диалогической речи в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE GRAMMAR ASPECT OF DIALOGICAL SPEECH IN ENGLISH LESSONS IN AGRARIAN UNIVERSITY

The article discusses the possibilities of improving the grammatical skills of dialogical speech in the process of professionally oriented teaching of a foreign language in a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

УДК 37.013.32

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Виктория Александровна Воропаева

кандидат филологических наук, доцент victoriya.voropaeva@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются возможности совершенствования грамматических навыков диалогической речи в процессе профессионально -ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе.

Ключевые слова: диалогическая речь, грамматические навыки, профессиональное общение, методы обучения, Интернет-ресурсы.

Одним из важных аспектов профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в неязыковом вузе является формирование навыков диалогической речи, что позволяет значительно повысить профессиональный потенциал студентов.

Обучение студентов диалогической речи предусматривает развитие умения вести диалог, владеть навыками межличностного и профессионального общения. И.А. Зимняя рассматривает диалогическую речь как структурно и содержательно сложное явление, определяющее характер взаимодействия людей в процессе речевого иноязычного общения [2:352]. Важными вопросами обучения диалогической речи являются принципы и приёмы создания коммуникативной обстановки на занятии, возможности использования информационно-коммуникативных технологий для обучения диалогу, отбор ситуаций диалогического общения.

Диалоговое общение можно разделить на три вида: диалог-беседа, диалог-расспрос, диалог-дискуссия. Диалогическая форма общения предусматривает наличие определённых речевых образцов, формул, штампов. Структурные варианты диалогических единств достаточно полно описаны в литературе [3], [5], [6]. Анализ диалогических высказываний показывает, что «все исходные реалии можно подразделить на четыре основные группы: реплики, выражающие приветствие, прощание; реплики, содержащие информацию; реплики, содержащие побуждение, волеизъявление; реплики, содержащие вопрос» [6:124]. Важной задачей обучения студентов навыкам иноязычной диалогической речи является развитие умения использовать стимулирующие и реагирующие реплики. В стимулирующей реплике задаётся тема разговора, провоцирующая собеседника на развёрнутый диалог. Реагирующая реплика направлена на развитие темы. В сфере профессиональных интересов студентов актуальны диалоги, содержащие необходимость задать вопрос, выразить своё аргументированное мнение.

Особое внимание при обучении студентов диалогической речи акцентируется на грамматических особенностях диалогических высказываний.

Целью обучения грамматическому аспекту диалогической речи является формирование грамматических навыков. «Грамматический навык- это автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы» [1:62]. Основными чертами грамматического навыка являются «безошибочность, сознательность, низкий уровень напряжённости выполнения действия. Владение студентами грамматическими навыками предполагает умение выбирать и употреблять грамматическое явление адекватно коммуникативной задаче» [4:7]. Внимание студентов акцентируется на том, что «владение грамматическими навыками означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка» [4:7].

Структура грамматического навыка подразумевает «наличие морфологического, графического, орфографического и синтаксического элементов. Низкий уровень сформированности грамматических навыков создаёт препятствие для использования иностранного языка как в личностной, так и в профессиональной коммуникации» [7:78]. Как отмечает Соловова Е.Н. «Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения» [7:103].

Практика преподавания иностранного языка в аграрном вузе показывает, что студенты часто допускают нарушение грамматических норм при построении диалогического высказывания: отмечается низкий уровень адекватности употребляемых грамматических структур, наличие руссицизмов и однообразие грамматических средств. Из опыта работы со студентами первого курса аграрного университета следует, что формирование грамматической компетенции необходимо начинать с усвоения элементарных грамматических тем: простых глагольных времён, притяжательных падежей существительных и местоимений, степеней сравнения прилагательных, структур, синонимичных

повелительному наклонению и ориентированных на выражение своего мнения. Перед преподавателем стоит задача в рамках небольшого количества учебного времени восстановить пробелы среднего образования, устранить языковой барьер, эмоционально стимулируя студентов к совершенствованию грамматических навыков разговорной речи.

При обучении грамматике на занятиях по английскому языку нами используются элементы дедуктивного и индуктивного методов. При индуктивном методе студенты формулируют правила самостоятельно, наблюдая грамматическое явление в тексте диалога, выделяют форму, функции и особенности её употребления. Данный метод способствует развитию мыслительной деятельности и лучшему закреплению грамматических структур. При дедуктивном методе требуется меньше времени на изложение материала, появляется возможность использовать его на большее количество тренировочных упражнений.

Для формирования грамматических навыков диалогической речи языковой материал отбирается нами по следующим принципам: принцип коммуникативных потребностей студентов с учётом целей и условий профессионально-ориентированного обучения, принцип учёта речевых возможностей студентов, принцип соответствия отбираемого материла программному минимуму, принцип синонимичности языковых и речевых средств.

Этапы обучения грамматической стороне диалогической речи можно разделить на подготовительный, включающий задания ознакомительного и тренировочного характера; условно-коммуникативный, предусматривающий аналитическую деятельность студентов; подлинно-коммуникативный, требующий от студентов самостоятельной творческой работы с аутентичным речевым материалом. На начальном этапе обучения нами используется система грамматических упражнений на имитацию, подстановку, трансформацию, комбинирование различных функциональных опор. Студенты изучают на данном этапе работы с диалогической речью общие и специальные вопросы,

порядок слов в предложении. Большое внимание при этом уделяется построению вопросительного предложения в простом настоящем и простом будущем времени активного и пассивного залогов.

На более продвинутом этапе обучения занятия предполагают дальнейшее развитие грамматической компетенции, изучение более сложных грамматических структур и использование их в процессе профессиональной коммуникации. Постепенное и целенаправленное усложнение процесса обучения грамматической стороне диалогической речи позволяет совершенствовать процесс переноса речевых автоматизмов в ситуации естественного профессионального общения. При этом особенное внимание студентов обращается на функциональную направленность используемого языкового материала. Для диалогической речи характерно использование вводных слов, выражений оценочного вида, отрицающих или подтверждающих высказанную мысль. В диалогах часто используются сокращённые формы слов, возможно опущение неспрягаемой части сказуемого и инфинитивов при модальных глаголах. Задача преподавателя- отобрать те грамматические конструкции, которые имеют наибольшую частотность в речи носителей изучаемого языка и обеспечивают студентам возможность понимания иноязычной речи, выражения своих мыслей на иностранном языке. Постепенно у студентов формируются продуктивные грамматические навыки, подразумевающие умения образовывать грамматические формы и конструкции в зависимости от ситуации общения, варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения, владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий. На старших курсах при изучении грамматики в процессе профессионально -ориентированного обучения иностранному языку нами используются диалоги с соответствующим терминологическим наполнением. Внимание студентов обращается на то, при помощи каких грамматических структур осуществляется диалогическое общение в рамках их профессиональной специализации.

Методически обоснованным при обучении грамматическому аспекту диалогической речи является использование Интернет-ресурсов, что способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, активизации самостоятельной иноязычной деятельности студентов, формированию навыков межкультурного взаимодействия. Например, используя ресурс subject sambler, содержащий ссылки на мультимедийные материалы, студенты учатся грамотно высказывать своё мнение, слышать собеседников, правильно вести диалог [8:7].

Практика преподавания иностранного языка в аграрном университете показывает, что успешная активизация грамматического материала в условиях обучения диалогической речи возможна на основе коммуникативно -ориентированных и содержательно значимых для студентов заданий, что обеспечивает высокий уровень практического владения иностранным языком.

Список литературы:

1. Азимов А.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

2.Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. М., 1078.

3.Колобаев В.К., Ольховик Н.Т. Обучение грамматике английского языка в неязыковом вузе//Совершенствование методики познания в целях развития науки. Сб. статей по итогам Международной науч.- практ. конф. (Самара, 30 июня 2017): в 2 ч. - Стерлитамак. АМИ. 2017. - ч.2 С.77-82.

4.Левченко В.В., Мещерякова О.В. Стратегии формирования грамматической компетенции в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку у бакалавров неязыкового вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т.8. №3 (28). С.83-88.

5.Меньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам. М. 1996.

6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,1991.

7.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - М.: Астрель. 2008. - 238 с.

8.Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам // Язык и культура.2008. .№2 С.100-110.

UDC 37.013.32

TEACHING THE GRAMMAR ASPECT OF DIALOGICAL SPEECH IN ENGLISH LESSONS IN AGRARIAN UNIVERSITY

Viktoria A. Voropaeva

Candidate of Philology, Associate Professor victoriya.voropaeva@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the possibilities of improving the grammatical skills of dialogical speech in the process of professionally oriented teaching of a foreign language in a non-linguistic university.

Key words: dialogical speech, grammatical skills, professional communication, teaching methods, Internet resources.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08. 2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.