Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНЫЙ МЕТОД / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

Статья посвящена исследованию некоторых методических подходов, активно используемых в современной практике преподавания английского языка в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF USING MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LANGUAGE UNIVERSITY

The article is devoted to the study of some methodological approaches that are actively used in the modern practice of teaching English in domestic and foreign higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 37.013.32

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Виктория Александровна Воропаева

кандидат филологических наук, доцент victoriya.voropaeva@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию некоторых методических подходов, активно ишользуемых в ^временной практике преподавания английского языка в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях.

Ключевые ^ова: методика, коммуникативный подход, профеcсионально-ориентированное обучение, контекстный метод, мультимедийные средства.

Методика обучения иностранному языку в неязыковом вузе предусматривает различные подходы в организации учебного процесса. Выбор того или иного метода во многом зависит от ступени обучения и уровня знаний студентов. Практика преподавания английcкого языка в аграрном университете показывает, что характерной особенностью образовательного процесса является низкая интенсивность речевой деятельности студентов. Это объясняется недостаточными возможностями применения иностранного языка в период обучения и небольшим количеством часов в учебном плане.

Важным условием эффективной работы преподавателя в процессе формирования мотивации к изучению иностранного языка является применение современных педагогических технологий и тенденций в методике обучения.

Согласно требованиям государственного стандарта обучения, в практике современного преподавания в вузах отдаётся предпочтение коммуникативному подходу, который предуcматривает обучение иностранному языку как средству коммуникации [3]. Коммуникативный подход предусматривает активное участие преподавателя в учебном процессе, его стремление стимулировать студентов к общению на иностранном языке, умение применять современные методические приёмы, определять критерии эффективности урока. Коммуникативный подход ориентирован на овладение коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности с целью общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для студентов [3], [4]. Данная методика предусматривает, что студенты обучаются в ходе общения, выполняя определённые коммуникативные задачи. Community language learning -коммуникативное обучение - направлено на выполнение различных интерактивных упражнений: групповая работа, ролевые игры, театрализация, работа в парах [6]. Использование приёмов коммуникативного обучения и систематизация дидактического материала позволяют студентам обучаться общению с иностранными коллегами в профессиональной сфере. Коммуникативный подход является базой почти всех учебных курсов по английскому языку западных издательств Oxford University Press, Macmillan,

Cambridgе University Press, а также определил формат международных экзаменов IELTS и TOEFL.

Появившиеся в по^едние годы новые методические подходы не опровергают коммуникативную методику, а скорее дополняют её. Например, лексический подход (Lexical approach) во многом опирается на коммуникативную методику. Грамматике принадлежит в нём второстепенная роль, значительно большее внимание к изучению лексики позволяет за небольшой отрезок времени значительно увеличить словарный запас. Одной из разновидностей коммуникативного подхода можно назвать метод обучения на основе задач (Task-based learning). Особенность его в том, что, если на традиционных уроках cтуденты сначала усваивают правила, а потом учатся их применять, то в рамках метода обучения на основе задач сначала студентам даётся задание, и в процессе его выполнения преподаватель помогает освоить новую лексику и грамматические правила. При обучении этому методу часто используются групповые проекты, например, презентации. Задания на ошове задач можно найти во многих коммуникативных учебниках.

Опыт показывает, что универcальных методик обучения не существует. Каждая методика может быть эффективна при конкретных у^овиях и определяется целями обучения.

В методике обучения иностранному языку одним из основных считается традиционный подход, который подразумевает главной целью преподавания иностранного языка развитие умений устной речи и беотереводного чтения [2[. В рамках этого метода большое внимания уделяется чтению текстов различной сложности, выполнению ле^ико-грамматических упражнений, написанию эссе. На занятиях по развитию устной речи обучаемые слушают и воспроизводят диалоги-образцы [1], [8].

Определённые ограничения и недостатки есть у каждой методики. При обучении иностранному языку преподавателем осуществляется выбор из разных методов тех принципов и рекомендаций, которые представляются более эффективными для определённой группы студентов. Наиболее значимым для

студентов старших курсов неязыкового вуза может быть использование элементов компетентноетного подхода, нацеленного на профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в рамках будущей специализации студентов.

Исходя из того, что язык является постоянно развивающимся феноменом, задача преподавателя - не только совершенствовать языковые навыки студентов, но и привить им способность действовать самостоятельно в выборе методов изучения языка в зависимости от конкретных целей [5], [9]. Подобный подход к языковому материалу характерен для контекстного метода (Context approach), при котором грамматические правила изучаются на основе реальных контекстов различных функциональных стилей. Студентам предлагается ознакомиться с тем, как языковые явления актуализируются в различных контекстах [10], [11]. Аудио-лингвистический метод (audio-lingual method) ориентирован на развитие навыков аудирования и предполагает выполнение различных письменных тестов. Эффективное использование элементов данного метода возможно при пополнении словарного запаса и совершенствовании фонетических навыков студентов. Direct method - прямой метод предусматривает полное погружение студентов в иноязычную среду. При этом не допускается использование родного языка.

Как показывает практика, традиционная система обучения может быть недостаточной для применения иностранного языка студентами в их профессиональной сфере. Необходимым условием обучения в рамках современных методик является использование в учебном процессе мультимедийных средств, различных обучающих компьютерных программ, которые максимально соответствуют требованиям современного обучения иностранному языку. Примером может быть использование разработки электронных ресурсов в системе LMS (Moodle Modulator Objekt-Oriented Dynamic Learning Environment- модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Это система управления обучением, направленная на организацию непрерывного взаимодействия между

преподавателем и студентом. Преподаватель может создавать в рамках данного электронного ресурса курсы самостоятельно, наполняя их текстами, видеофайлами, тестами, презентациями. Работа с системой Moodle позволяет осуществлять интерактивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.

В настоящее время кроме традиционных методов обучения иностранному языку существует множество авторских методик, предлагающих нестандартные и эффективные подходы, применение элементов которых позволяет сделать занятие по иностранному языку более интересным, понизить уровень языкового барьера, активизировать иноязычные навыки студентов.

Формирование у студентов неязыкового вуза умений применять языковые знания на рецептивном и репродуктивном уровнях в большой степени зависит от грамотного применения различных ^временных методических подходов.

Список литературы:

1.Батунова И.В. Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка как важное условие повышения качества образовательного процесса. /Батунова И.В. VIII Международная научно-практическая конференция: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия. Новосибирск: Международный научный институт. «EDUCATIO». 2014. С.126-128.

2. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: Ступени. Инфра. 2002. - 448 с.

3.Мусина М.К. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. // URL:http://w.w.w.rusnauka.com/9 SNP 2015/Philologia/7 190159.doc.htm.

4. Шеншина А.П. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов// Молодой учёный. 2014. №3. С.1060-1062.

5. Alken R., 2002, Teaching Tenses - ELB, 2002.

6. Educational Excellence Everywhere. Presented to Parliament by the Secretary of State for Education by Command of Her Majesty. - L.: Department for Education.2016. P.123.

7. Lewis M., Hill. J. The English Verb an Exploration of Structure and Meaning. Language Teaching Publications. 1996.

8. Scrivener J., 2005. Learning Teaching. A Guikebook for English language teachers. 2-nd.et. Macmillan Education. 2005. 431 p.

9. Underhill F., 2005. Sound Foundations new ed, - Macmillan Education. -

2005.

10. Villers CCS. Teacher Resources Books. - Oxford University Press.2006.

11. Willis D. Rules. Patterns and Words. Grammar and Lexis in English language Teaching. - Cambridge University Press. 2003. - 238 p.

UDC 37.013.32

TO THE QUESTION OF USING MODERN METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-

LANGUAGE UNIVERSITY

Viktoria A. Voropaeva

Candidate of Philology, Associate Professor, victoriya.voropaeva@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the study of some methodological approaches that are actively used in the modern practice of teaching English in domestic and foreign higher educational institutions.

Key words: methodology, communicative approach, professionally oriented learning, contextual method, multimedia.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.