Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНТЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования рефлексивных способностей студентов в прщцессе обучения иностранному языку, даётся краткий обзор направлений и разработок в отечественных и зарубежных исследованиях, связанных с использованием рефлексии в области профессиональной иноязычной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воропаева Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REFLECTIVE TYPES OF LEARNING ACTIVITIES IN ENGLISH LESSONS IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article deals with the formation of students' reflective abilities in the process of teaching a foreign language, gives a brief overview of the directions and developments in domestic and foreign studies related to the use of reflection in the field of professional foreign language training.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 37.013.32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В

НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Виктория Александровна Воропаева

кандидат филологических наук, доцент victoriya.voropaeva@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования рефлексивных способностей студентов в процессе обучения иностранному языку, даётся краткий обзор направлений и разработок в отечественных и зарубежных исследованиях, cвязанных с исшльзованием рефлексии в области профессиональной иноязычной подготовки.

Ключевые слова: рефлексивные технологии, кoнтент, профессиональная рефлексия, речевые упражнения, Интернет-реcурсы.

Одним из методических средств, позволяющих создать психологические условия формирования иноязычных речевых умений и языковых знаний студентов в неязыковом вузе, является использование рефлексивных технологий.

Понятие рефлексии в обучении рассматривается как «малодеятельный ... процесс осознания субъектом образования своей деятельности» [10]. В педагогике рефлексия характеризуется как способ самопознания в ходе совместной деятельности студентов и преподавателя. Психологи рассматривают рефлексию как неотъемлемый компонент саморегуляции личности, позволяющий анализировать собственные способы действий, познавать свой внутренний мир в системе межличностной коммуникации [4], [6], [8].

Основными компонентами рефлексии в процессе обучения иностранному языку исследователи выделяют рефлексивный выход, интенциальность, первичную категоризацию, конструирование системы речевых средств, схематизацию рефлексируемого содержания [9]. Рефлексия проявляется в осмыслении говорящим коммуникативной задачи. Студенты анализируют коммуникативную ситуацию, регулируют отбор слов и структурируют грамматический аспект восприятия речи [2], [7], [5]. В работах по методике используется предложенный Д. Шоном термин «рефлексивная практика» [12], при которой обучаемый анализирует свою деятельность под руководством преподавателя, что обеспечивает качество и эффективность обучения. Как образовательная технология рефлексивная практика помогает стимулировать мышление студентов при выборе методических техник. Некоторые исследователи уделяют большое внимание способам активизации рефлексивного процесса, методам развития профессионально-педагогических видов рефлексий [1], [10].

Наиболее важные принципы рефлексивного подхода были сформулированы А. Шаровым [11]. Среди принципов рефлексии автор особенно выделяет предвосхищение, используемый для достижения идентичности и саморегуляции речевой деятельности. Изучая иностранный язык, студенты

могут прогнозировать возможности достижения цели, сравнивать поставленную цель с тем, что удалось реализовать, например, при овладении речевыми образцами монологической речи. «Развитие личности учащегося, находящегося в соизмерении разных лингвокультур, .. .предполагает рефлексию собственных ценностей и общественных взаимосвязей» [3:63].

При обучении иностранному языку преподавателю необходимо создавать оптимальные условий адаптации студентов к иноязычной культуре и формирования психологических механизмов саморегуляции и саморазвития. При этом познавательная деятельность обучаемых направлена как на овладение речевыми умениями, так и на организацию процесса достижения этого результата.

Процесс рефлексивной практики предусматривает следующие этапы: мотивационный (формирование мотивации у студентов за счёт создания доброжелательной атмосферы занятия), информационный (самооценка студентами имеющихся знаний), этап постановки задач развития языковых навыков, этап осмысления профессионально значимой информации в ходе индивидуальной и коммуникативной деятельности, этап использования рефлективных и речевых умений при выполнении аутентичных заданий, этап анализа своей деятельности в ходе рефлексии достижения целей при подведении итогов занятия.

Рефлексивная деятельность студентов подразумевает комплексный подход к организации учебного процесса. Опыт преподавания английского языка доказывает эффективность применения упражнений, направленных на овладение студентами основными этапами рефлексии. Например, мы используем упражнения, которые могут помочь студентам понять, что способствует успешному выполнению заданий, какие тактики были более/менее приемлемы для этого:

How do I do in the activities?

What activities were most successful for me?

What did I do wrong?

Это могут быть задания, направленные на предварительное знакомство с удержанием учебного материала:

What problems will we discuss in this unit?

What is my interest in the topic of the unit?

Нами используются также задания, предполагающие анализ возможности применения полученных знаний:

-How can I relate other things that I have learnt previously to questions by the

unit?

Интерес у студентов вызывают упражнения, содержащие элементы рефлексивных технологий, например, задания в рамках игровой рефлексивной среды, метода проектов, проблемно-познавательные заданий поискового характера.

Немаловажную роль в развитии рефлексивных способностей играет использование Интернет-ресурсов, во многом способствующее развитию информационно-коммуникативной компетенции и индивидуализации учебного процесса.

Информационно-компьютерные технологи обеспечивают доступность к аутентичным материалам, аудио- и видеоресурсам, мoтивированноcть студентов к иноязычной деятельности. В структуру учебного материала включены такие компоненты рефлексии, как тестирование, ответы на вопросы, анкетирование с использованием сайтов:

Learnathome https : //ru.Learnathome.ru/;

Manythings - ESL pratation http:// www. manithings. org/;

toefl http:// www.ets.org/toefl -

Статьи англоязычных cайтов классифицированы по темам и cнабжены видеоматериалами, систематизированы по уровням сложности.

www.literacynet. org/cnnst/instructor.html "CNN learning Resource" или сайта www.nytimes.com/ltarning в иноязычной профессиональной деятельности будущих специалистов./teachers/lessons/americanhistory.html "English with the

New York Times" - статьи из New York Times с планом занятия, вопросами и адресами полезных cайтов.

Опыт преподавания английского языка в условиях неязыкового вуза показывает, что систематизация методического контента, направленного на развитие навыков рефлекоди у студентов, помогает издать условия для успешшй иноязычшй деятельшсти будущих специалистов.

Список литературы:

1. Вербицкий А.А., Баклаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 13-20.

2. Войтко В.И. Психологический словарь. М.: Высшая школа, 1982. С.

214.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика. Учеб. пособие для студентов лингв. университета и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 234 с.

4. Загашев И.О.., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Перспективы для высшего образования. СПб.: Скифия, 2003. 284 с.

5. Илимдарова А.Б. Формирование и развитие рефлексии у младших школьников в учебной деятельности// Проблемы современного педагогического образования.2017. Т.2 № 54. С.157 - 163.

6. Метаева В.А. Рефлексия как метакомпетентность // Педагогика. 2006. №3. С.57-61.

7. Роггова Г.В., Верещагина Н.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М. 1988.

8. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Казань: Изд-во КГУ, 1990. Т.3 С.11-19.

9. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии// Психология и методология образования. - Режим доступа: http//psyhoinfo.ru/o - putyah-opisaniya - psyhologicheskih - mehanismov - refleksii

10. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и методике обучения. СПБ.: Питер, 2004. 162 с.

11. Шаров А. Принципы и методы рефлексивного обучения в вузе//Высшее образование в России. 2009. № 6. 110 с.

12. Шон Д. Shon D.A. The Reflective Practitiove. How Professionale Think in Action.L: Temple Smith, 1989. P.50-68.

UDC 37.013.32

THE USE OF REFLECTIVE TYPES OF LEARNING ACTIVITIES IN ENGLISH LESSONS IN A NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Viktoria A. Voropaeva

Candidate of Philology, Associate Professor, victoriya.voropaeva@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation: The article deals with the formation of students' reflective abilities in the process of teaching a foreign language, gives a brief overview of the directions and developments in domestic and foreign studies related to the use of reflection in the field of professional foreign language training.

Key words: reflective technologies, content, professional reflection, speech exercises, Internet resources.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.