Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ВАЖНОСТЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарева Татьяна Николаевна

Целью данной статьи является оценка важности использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку. Автор рассматривает понятие цифровых образовательных ресурсов и приводит классификацию цифровых образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухарева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

This paper aims to assess the importance given to the use of digital educational resources in foreign language teaching. The author reflects on the concept of digital educational resource as well as their classification as a support to learning concerning aspects associated with learning strategies, motivation and learning tasks.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

УДК 37.013.32

ВАЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Татьяна Николаевна Сухарева

кандидат педагогических наук, доцент

tnsuch@bk.ru

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет»

г. Мичуринск, Россия.

Аннотация. Целью данной статьи является оценка важности использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку. Автор рассматривает понятие цифровых образовательных ресурсов и приводит классификацию цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, важность цифровых образовательных ресурсов, классификация цифровых образовательных ресурсов, иностранный язык.

За последние десятилетия «мы стали свидетелями огромных изменений в методах обучения и новых доступных типах ресурсов, основанных на цифровых технологиях. <...> Поиск передовых технологий заставляет преподавателей и исследователей искать способы преподавания и обучения, которые могут сделать процесс более привлекательным, а обучение - более эффективным. В целом, многие стратегии поддерживаются образовательными ресурсами, связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ)» [8, с. 11-18]. Поэтому, в современном преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях цифровые технологии приобретают всё большее значение.

Достижение наилучшего результата обучения в кратчайшие сроки и с наименьшими усилиями - это задача, которую пытаются решить все образовательные учебные заведения [2,4]. По словам Рамоса, Теодоро, Фернандеса, Феррейра и Шагас, «образовательные ресурсы следуют эволюции общества, развиваясь почти на всех уровнях образования» [8, с. 11-18]. Стоит отметить, что одна из проблем, которая волнуют преподавателей иностранного языка - нехватка хороших дидактических материалов в цифровом формате, которые могут быть использованы в процессе преподавания. Выбор хороших ресурсов не производится без участия и усилий главных заинтересованных сторон, то есть, необходимо взаимодействие между обучающимися, преподавателями и учебным заведением, частью которого они являются.

Дать согласованное определение цифровым образовательным ресурсам достаточно сложно. На наш взгляд, цифровые образовательные ресурсы целесообразно рассматривать в качестве цифровых объектов, созданных специально с целью поддержки преподавания и обучения.

На наш взгляд, возможно классифицировать цифровые образовательные ресурсы по следующим признакам:

• Контентные проекты, т.е. «цифровой контент следующего вида: электронные учебники, электронные конспекты, видео- и анимационные ролики, вебинары, мультимедийное программное обеспечение и т.д.

• Тренажеры. Образовательные платформы с интерактивными заданиями с автоматической проверкой ответа.

• Экстернаты, дистанционные школы полного цикла. Платформа, предлагающая полноценное дистанционное обучение, полностью покрывающее образовательную программу, и предполагающая возможность изменения формы обучения» [4, С. 7-15].

Примерами цифровых ресурсов являются: программы и приложения, разработанные специально для образовательных целей, цифровые видео- и аудио-материалы, сайты, системы управления обучением и онлайн-платформы.

Использование цифровых образовательных ресурсов имеет следующие преимущества:

• Цифровые ресурсы помогают создавать более разнообразный опыт обучения.

• Цифровые ресурсы являются гибкими: обучаемые могут приостанавливать и пересматривать их в соответствии со своими потребностями.

• Цифровые ресурсы являются асинхронными: к ним можно получить к доступ в любое время, а не только в классе.

• Цифровые ресурсы делают обучение более наглядным.

• Они предоставляют «возможность большей индивидуализации обучения.

• Составление материалов дешевле, и их можно легко обновить.

•Использование мультимедийных материалов повышает мотивацию

обучающихся» [4, С. 7-15].

Мультимедийные материалы дают возможность демонстрировать эксперименты, которые было бы трудно провести без использования моделирования, видео или анимации. Мультимедийные ресурсы состоят из аудио- и видеоматериалов, например:

- краткие аудио - или видеозаписи лекций.

- краткие интервью с коллегами и экспертами - например, интервью с философом об идеях

- видеоклипы, которые будут активно использоваться для обучения -например, видеоклип из фильма, который будет использоваться для организации дебатов.

-аудиоклип из иностранного подкаста для использования в качестве упражнения на прослушивание [5, 6].

Интерактивные ресурсы обладают тем важным преимуществом, что они предоставляют учащимся обратную связь. Примерами интерактивных ресурсов могут быть:

- викторина, в которой пользователь отвечает на вопросы и получает информацию о том, правильно ли он ответил.

- компьютерные тесты.

-бизнес-моделирование.

Ключевая идея здесь заключается в том, чтобы убедиться, что вы выбираете цифровые ресурсы, которые действительно повышают ценность вашего курса.

Просто показ фильма или изображения не является обучением. Педагогу необходимо предоставить обучающимся объяснение назначения цифровых ресурсов и направить их внимание на важные аспекты и актуальность того, что они изучают. Последующее обсуждение способствует закреплению полученных знаний[7].

Замечено, что «один из наиболее важных аспектов при выборе, приобретении, и использовании цифрового образовательного ресурса связан с его качеством» [4, С. 7-15]. Прежде чем принять решение о том, следует ли выбирать данный ресурс для вашего курса, стоит подумать, хорошо ли качество изображений и звука.

Таким образом, цифровые образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью целостного образовательного процесса в высших учебных заведениях, в частности, в обучении иностранному языку.

Список литературы:

1. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020 - 72 с. -(Современная аналитика образования. № 10(40).

2. Гончарова Н.А. Информатизация образования как внешний фактор развития системы обучения иностранным языкам: проблемы и перспективы // Шатиловские Чтения. Цифровизация иноязычного образования": материалы Международной научно-практической конференции. - СПб. 2020. С. 287-293.

3. Гончарова Н.А., Гончарова М.А., Фандеева Д.А. Информационные и коммуникационные технологии в развитии инклюзивного образования в новых социально-экономических условиях // Научный альманах. 2015. № 11 -2 (13). С. 104-107.

4. Латюшин В.В., Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Дудина Л.И. Компетентностный подход и цифровые образовательные ресурсы в системе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании / В.В.Латюшин, Д.Ш. Матрос, Г.Б.Поднебесова, Л.И. Дудина // Вестник Московского ун-та. сер. 20. Педагогическое образование. 2010. №1. 2010. С. 7-15.

5. Мелехова Н. В., Мироненко В.И. Использование интернет-технологий в обучении иностранным языкам // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 92.

6. Миненкова А. О., Попова С.В. Использование электронных корпусов в обучении иностранному языку // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 243.

7. Мишина, Е. Н. Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку магистров

педагогического образования Е. Н. Мишина // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 98.

8. Ramos, J., Teodoro, V., Fernandes, J., Ferreira, F. and Chagas, I. Portal das Escolas - Recursos educativos digitais para Portugal: Estudo estratégico. Lisboa: Gabinete de Estatísticas e Planeamento da Educa?ao (GEPE), 2010. - pp. 11-18.

UDC 37.013.32

THE IMPORTANCE OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-

LINGUISTIC UNIVERSITY

Tatiana N. Sukhareva,

tnsuch@bk.ru Ph.D., Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Russia

Annotation. This paper aims to assess the importance given to the use of digital educational resources in foreign language teaching. The author reflects on the concept of digital educational resource as well as their classification as a support to learning concerning aspects associated with learning strategies, motivation and learning tasks.

Key words: digital educational resources, importance of digital educational resources, classification of digital educational resources, foreign language.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.