Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
763
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ / ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ / TEACHING SPEAKING / WORK STAGE ON THE TEXT / TYPOLOGY OF TASKS / FORMATION OF SPEAKING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибанова Наталья Александровна

В статье определяется проблема обучения говорению с использованием англоязычных СМИ; обозначаются основные объекты исследования в трудах отечественных методистов. На основе материалов англоязычных СМИ предлагается трехэтапный комплекс заданий по совершенствованию навыков говорения обучающихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шибанова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TO SPEAK THROUGH ENGLISH-LANGUAGE MEDIA IN SENIOR SCHOOL

The article assesses the problem of teaching speaking using English-language media. It represents the main objects of research in the works of Russian methodologists. Based on the materials of the English-language media, the author offers a three-stage set of tasks to improve the speaking skills of senior class students.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

Шибанова Наталья Александровна

магистрант, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск

па1а11е_тггг@таИ. ги

УДК 372.881.111.1(070)

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В статье определяется проблема обучения говорению с использованием англоязычных СМИ; обозначаются основные объекты исследования в трудах отечественных методистов. На основе материалов англоязычных СМИ предлагается трехэтапный комплекс заданий по совершенствованию навыков говорения обучающихся старших классов.

Ключевые слова: обучение говорению, этапы работы с текстом, типология заданий, формирование навыков говорения.

Говорение, являясь одним из экспрессивных видов речевой деятельности, в современной методике преподавания считается средством общения, позволяющим установить контакт, передать информацию, способствовать взаимопониманию.

Вопросы обучения говорению являлись предметом изучения отечественных исследователей А. А. Алхазишвили, И. Л. Бим, Л. С. Воронковой, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, В. Р. Мальцевой, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой и др.

Речевая деятельность понимается как вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, в основе которого заложены конкретные логические этапы - ориентировка, планирование, реализация речевого плана, контроль [2, с. 11].

Другими видами речевой деятельности являются слушание, чтение, письмо. Именно они способствуют взаимодействию людей в процессе вербальной коммуникации.

А. А. Алхазишвили определяет говорение как вид речевой деятельности,

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Международный научно-практический журнал. - 2021. - № www srjournal ru 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

опирающейся в первую очередь на язык как средство общения. Именно язык обеспечивает коммуникацию, поскольку его понимают оба участника коммуникации - говорящий и слушающий [1, с. 33].

Речь, как говорение - вербальный процесс общения с помощью языка. Речь делится на устную, письменную и внутреннюю. Устная речь делится на диалогическую, которая является наиболее простой разновидностью, и монологическую, которая характеризуется большой композиционной сложностью.

Вопросы обучения говорению рассматривались также в работах зарубежных исследователей J. L. Austin (1975); F. Boers, J. Eyckmans, J. Kappel, H. Stengers, M. Demecheleer (2006); M. Bygate, V. Samuda (2005); R. Carter, M. McCarthy (2017); N. De Jong, C. A. Perfetti (2011); T. M. Derwing (2017); J. H. Hulstijn, (2011); J. R. Nattinger, J. S. DeCarrico (1992); H. Pakula (2019); A. Sfard, (1998) и др.

В зарубежной методологии существуют две основные теории изучения языка: традиционные когнитивные психолингвистические и более поздние социокультурные теории. Психолингвистический взгляд акцентирует внимание на внутренних когнитивных и психолингвистических процессах индивида в процессе изучения языка, тогда как социокультурный взгляд отдает приоритет социальному взаимодействию в процессе обучения. Из-за различного онтологического происхождения эти два взгляда часто рассматриваются как конфликтующие, несовместимые и параллельные [7].

Исторически сложилось, что превалирующий объем информации в Интернете размещен на английском языке. Популярность английского языка в наше время не нужно доказывать: одни учат его для поездок заграницу, стараясь выучить основные фразы для общения с людьми с разных стран, другие - для того, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда. Человек, который устраивается на работу с достаточным уровнем владения языка имеет больше шансов заполучить заветную должность. В нашей стране выучить английский язык достаточно несложно - он преподается в общеобразовательных школах, колледжах, вузах и т.д.

Как отмечают исследователи М. И. Алейникова, Л. Е. Бабушкина, С. В. Дмитриева, Л. А. Иванова, Е. В. Мурюкина, З. З. Намакаева, А. А. Новикова, Т. А. Ольховская, О. Е. Тукаева, О. В. Федорина, А. В. Федоров, Н. Ю. Хлызова, необходимо также иметь соответствующие знания в области культуры, традиций страны изучаемого языка, которые можно приобрести посредством англоязычных СМИ, позволяющие посредством чтения печатных источников, прослушивания англоязычных видео- или аудиоматериалов не только познакомиться с новой лексикой и совершенствовать фонетическую

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. МЕЖДУНАРОДНЫЙ А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Международный научно-практический журнал. - 2021. - № WWW Srj0Urnal rU 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

сторону своей речи, но также познакомиться с особенностями «живого» языка, понять сложность контекста, лексические особенности, специфику речевых конструкций.

Под СМИ понимаются организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование всех видов информации. Им присущи такие признаки как: массовость, периодичность, наличие большого количества реципиентов.

Традиционно СМИ делятся на печатные (газеты, журналы, альманахи и т.п.), электронные (радио, телевидение, интернет и т.п.) и информационные агентства [4, с. 49].

Привлечение СМИ во время обучения иностранному языку, особенно в старших классах, безусловно, оказывает положительный эффект. В современном образовательном пространстве, благодаря средствам массовой информации, у учащихся есть отличная возможность получить информацию без посредников, самостоятельно работая с источником, что, в свою очередь, повышает интерес к изучению языка. Учащиеся могут использовать интернет, чтобы послушать песню или посмотреть фильм на английском языке, главные роли, в которых исполняют носители изучаемого языка. В журнале «Отечественная и зарубежная педагогика» А. Г. Мажарова и Т. А. Гольцова отмечают, что СМИ являются полноправным инструментом обучения, позволяющим моделировать практически аутентичную языковую среду, так как речь идет не только о презентации учебного материала, но и о визуализации контекста практического использования этого материала [3, с. 101].

Задача учителя на уроке английского языка замотивировать ученика на совершенствование навыка говорения, научить ученика не бояться, дать ученику возможность самостоятельно выбрать тему для дальнейшего изучения. Именно газетные англоязычные тексты содержат разнообразную информацию. Ученик, готовящийся поступать в медицинский институт, может работать с текстом о медицине, историк поработать с текстом своей направленности и т.д. С помощью новых технологий обучения каждый ученик может выбрать конкретно то, что ему интересно и главное, то, что поможет ему совершенствовать навык говорения. Необходимо лишь опираться на определенные комплексы упражнений.

В данном разделе предлагается комплекс заданий к текстам из англоязычной газеты "The Guardian" для работы на уроках английского языка в 11 классе средней образовательной школы, способных сделать процесс обучения иностранному языку интересным, разнообразным и эффективным.

Данный комплекс упражнений, направленный на совершенствование навыка говорения, был разработан на основе методики трехэтапной работы с

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Международный научно-практический журнал. - 2021. - № WWW Srj0Urnal rU 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

текстом Е. Н. Солововой - «предтекстовый», «текстовый», «послетекстовый» этапы [5].

Апеллируя к данной методике, были разработаны задания к статье "Can a mushroom a day keep the doctor away?" [6].

Целями упражнений, предложенных на предтекстовом этапе, являются: пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на жизненный опыт и накопленные знания учащихся.

На данном этапе были предложены следующие задания:

Pre-reading tasks

1. The role of newspapers in our lives

Talk about the role of newspapers in daily life as a whole class, in pairs or in small groups.

Do you read newspapers? Why do you read them? Which newspapers do you prefer and why? How often are newspapers published, daily, weekly? How much do they cost? Where can you buy them? Are they expensive or cheap? Do you believe everything you've read? What news do they report on? Which newspapers do you read and why?

2. Tell about your food that people eat in your country

Use the plan:

- the popular dish;

- traditional food;

- special food for holidays.

3. Do you agree with these statements? Explain your agreement or disagreement

1) Healthy food is not tasty but very useful.

2) It's very dangerous to be a vegan.

3) Vegetarians don't eat milk products.

4) Breakfast is the main meal in the day.

5) Fast food can't damage your health.

6) Vegetables are very useful for our health.

7) Fresh fruits are necessary for our health because there a lot of vitamins in

them.

4. Work in pairs. Make up your own dialogues

Situation A

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

Student A is on a diet. She counts calories. She is very nervous about her weight, but she looks wonderful.

Student B is her close friend. He/she tries to explain her, that it's not good for her health.

Situation B

Student A is sure, that a vegetarian diet is better than a diet that includes meat. Student B is her close friend. He/she tries to explain him/her, that it depends on different moments and it's better to think carefully before to make such an important choice.

Situation C

Student A struggles with an eating disorder. She/he eats a lot because of the bad

mood.

Student B is her/his close friend. He/she tries to explain her, that it's not good for her/his health and it's necessary to consult a doctor.

Предлагаемые на текстовом этапе упражнения направлены на контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений:

While-reading tasks:

1. Find the English equivalents for the following words and word combinations

1) низший гриб;

2) исследования;

3) антиоксиданты;

4) ишемическая болезнь сердца;

5) белые грибы;

6) рацион;

7) показатели;

8)заболевания;

9) супер еда;

2. Match the words with their definitions

University the state of feeling ill or of having a disease

Cancer a substance that prevents oxygen from combining with

other substances and damaging them. They are used in industry for making substances such as rubber and plastic stronger, and they are often added to processed foods to make them stay fresh for longer

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

Antioxidants Is a serious illness caused by a group of cells in the body increasing in an uncontrolled way. It is often treated by chemotherapy (=special drugs) or by radiotherapy

Illness

an educational institution where students study for degrees and where academic research is done

3. Match the synonyms

superfood explorer

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

researchers Pharmaceutical

disease illness

medicine Ceps

4. Find in the text antonyms to the following words

1) illness;

2) professor;

3) high;

4) magic;

5) health.

Цель упражнений на послетекстовом этапе заключается в развитии умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного:

1) Define the part of the article where the main issues are represented.

2) Find in the article facts which can be used for the annotation.

3) What is the main idea of this article?

4) What is your opinion about the information given in the text? Discuss the problem raised in the article.

5) Where can you use the given information? Is it helpful for you?

5. Work in pairs. Make up your own dialogues

Situation A

Student A is Robert Beelman. He gives the interview. Student B is a reporter. Ask Robert Beeman about mushrooms.

Situation B

Student A has just read the article and wants to share the information that he/she has read.

Student B is his/her friend. He/she is very interested in this information.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

Данный комплекс упражнений направлен на развитие и совершенствование навыков говорения в старших классах и может быть предложен для элективного курса, факультативного занятия, также использован в качестве дополнительного материала в изучении английского языка на уроках в средней общеобразовательной школе.

Преподавание с помощью англоязычных СМИ с использованием сети Интернет даёт дополнительные возможности в обучении иностранным языкам. Используя материалы, представленные в практической части, могут помочь обучающимся в создании собственных высказываний на английском языке. Предтекстовый этап предполагает развитие монологической речи, побуждение к работе с данным материалом. Задания, предложенные на текстовом этапе, содержат дефиниции. Приведенные примеры можно выучить наизусть и в дальнейшем использовать в разговорной речи. Задания послетекстового этапа направлены на развитие умений репродуктивного плана. Поняв принцип построения предложений с использованием «базового скелета», можно говорить о разных вещах. Так, к примеру, предложение What do you know about ceps? можно заменить на What do you know about British newspaper?

Обращаясь к иностранным средствам массовой информации, человек сталкивается с неизвестной ему лексикой - выражениями, оборотами, для перевода которых нужно учить новые слова, понимать их смысл в данном контексте, что, вне всяких сомнений, повысит уровень владения языком.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

Список использованных источников

1. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. М. : Просвещение, 1988. 128 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : АСТ, 2011. 637 с.

3. Мажарова А. Г., Гольцова Т. А. Использование дидактического потенциала материалов СМИ в обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 1 (65). С. 100-112.

4. Марков А. А., Молчанова О. И., Полякова Н. В. Теория и практика массовой информации. М. : ИНФРА-М, 2014. 251 с.

5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. М. : Просвещение, 2002. 239 с.

6. Can a mushroom a day keep the doctor away? // The Guardian : официальный сайт газеты. URL: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/shortcuts/2017/nov/14/can-a-mushroom-a-day-keep-the-doctor-away (дата обращения: 30.11.2020).

7. Zuengler J., Miller E. R. Cognitive and sociocultural perspectives : Two parallel SLA worlds? // Tesol Quarterly. 2006. Vol. 40. No. 1. Р. 35-58. URL: https://www.jstor.org/stable/40264510?seq=1 (дата обращения: 30.11.2020).

Shibanova Natalya

master student, Faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education "M. E. Evsevev Mordovian State Teachers ' Training University", Saransk

TEACHING TO SPEAK THROUGH ENGLISH-LANGUAGE MEDIA

IN SENIOR SCHOOL

The article assesses the problem of teaching speaking using English-language media. It represents the main objects of research in the works of Russian

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Шибанова Н. А. Обучение говорению посредством англоязычных СМИ в старших классах средней школы / Н. А. Шибанова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 289

methodologists. Based on the materials of the English-language media, the author offers a three-stage set of tasks to improve the speaking skills of senior class students.

Keywords: teaching speaking, work stage on the text, typology of tasks, formation of speaking skills.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Шибанова Н. А., 2021

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: [email protected] О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.