Научная статья на тему 'Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения)'

Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРВЬЮ / INTERVIEW / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / COMMUNICATIVE APPROACH / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / INTERACTIVE METHOD OF TEACHING / ИГРА / PLAY / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ГОВОРЕНИЕ / SPEAKING / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ENGLISH LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Оксана Анатольевна, Саушкина Анастасия Игоревна

В статье рассматриваются некоторые аспекты иноязычного образования, а именно: ориентированность на формирование коммуникативной компетентности посредством коммуникативных и интерактивных методов. Внимание авторов сконцентрировано на методе интервью, который при правильной организации становится эффективным способом развития навыков говорения на старшем этапе. Авторы предлагают методические рекомендации по подготовке к проведению интервью по темеChoosing a career в 11 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Оксана Анатольевна, Саушкина Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERVIEW AT THE ENGLISH LESSON AS A MEANS OF DEVELOPING SPEAKING SKILLS (SENIOR CLASSES)

The article describes some aspects of teaching foreign languages, namely its focusing on formation of communicative competence through communicative and interactive methods. The authors concentrate their attention on the method of interview, which when properly organized becomes an effective means of developing speaking skills with seniors. The authors suggest some guidelines to follow in preparing and conducting the interview ‘Choosing a career’ in the 11th form in school.

Текст научной работы на тему «Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

Бирюкова Оксана Анатольевна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра лингвистики и перевода, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», Саранск

oksana-biryukova- 777@mail. ги

Саушкина Анастасия Игоревна

студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», Саранск kidas@mail. ги

УДК 37.016:811.111(045)

МЕТОД ИНТЕРВЬЮ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ (СТАРШАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ)

В статье рассматриваются некоторые аспекты иноязычного образования, а именно: ориентированность на формирование коммуникативной компетентности посредством коммуникативных и интерактивных методов. Внимание авторов сконцентрировано на методе интервью, который при правильной организации становится эффективным способом развития навыков говорения на старшем этапе. Авторы предлагают методические рекомендации по подготовке к проведению интервью по теме Choosing a career в 11 классе.

Ключевые слова: интервью, коммуникативный подход, интерактивный метод, игра, английский язык, говорение, коммуникативная компетенция

В настоящее время иноязычному образованию уделяется все больше внимания. И на это есть вполне объективные причины. Так, Е. И. Пассов и Н. Е. Кузовлева выделяют в иноязычном образовании несколько важных аспектов. Во-первых, познавательный аспект, подразумевающий, что учащийся овладевает знаниями о культуре народа-носителя языка; во-вторых, развивающий аспект, связанный с развитием речевых и общих способностей, а

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 gj^pg

Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

также психических и прочих функций; в-третьих, педагогический аспект, предполагающий усвоение учащимся этических, нравственных и моральных норм; и, наконец, аспект социальный, когда учащийся овладевает речевыми умениями [1, с. 60]. Но важнейшим результатом такого обучения следует признать общение, и не просто учебное общение, организованное и управляемое, а общение, максимально приближенное к реальному.

Одной из самых популярных и результативных технологий обучения иностранному языку считается коммуникативная технология. Используя в процессе обучения соответствующие методы и приемы, можно добиться высокого уровня иноязычного общения.

Коммуникативный подход (communicative approach) к обучению иностранным языкам возник в Великобритании в 1970-х годах в ответ на возникший запрос общества - практическое владение языком как средством общения. Главной целью такого подхода было провозглашено формирование коммуникативной компетенции (communicative competence) учащихся, под которой принято понимать «способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, ... выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общения» [2, с.

Коммуникативная компетенция - явление, формируемое в процессе общения, поэтому обучение иностранному языку должно строиться с учетом всех аспектов говорения. Е. И. Пассов различает говорение как средство общения, как деятельность и как продукт. При этом говорение как деятельность характеризуется такими признаками, как мотивированность (всегда есть мотив для общения); активность (проявление отношения говорящего / слушающего к окружающей действительности); целенаправленность (любое высказывание имеет какую-то цель: убедить, поддержать, вызвать сочувствие и пр.); связь с деятельностью (учет всего контекста деятельности человека, что в свою очередь определяет отбор и организацию речевого материала); связь с коммуникативной функцией мышления (необходимость решать коммуникативные речемыслительные задачи); связь с личностью (учет всех компонентов личности); ситуативность (соотнесенность речевых единиц с основными компонентами процесса общения); эвристичность (непредсказуемость речевых действий в ситуации общения); самостоятельность (умение говорящим самостоятельно составлять программу высказывания, не обращаясь к опорам и схемам); темп (синтагматичность высказываний). Говорению как продукту

45].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 gj^pg

Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

присущи свои особенности: структурность, продуктивность, логичность, информативность, выразительность [3, c. 6-26].

В рамках коммуникативного подхода должны быть сформированы речевые функции, которые предполагают умение говорящего выразить ту или иную интенцию. Это может быть просьба, согласие, упрек, приглашение, совет, отказ, сочувствие. Это, несомненно, и умение задавать различные типы вопросов (запрашивать информацию) и способность правильно реагировать на них (что становится особенно важным при использовании такого метода, как интервью, о котором речь пойдет ниже).

В «Настольной книге преподавателя иностранного языка» авторы приводят рекомендации по обучению говорению в его диалогической форме, обобщенные и систематизированные ведущим экспертом секции современных языков Совета Европы Джо Шейлзом (Sheils). В рамках коммуникативного подхода предлагается использовать следующие приемы: общение в рамках определенного контекста; составление диалога из разрозненных реплик; наполнение и завершение диалога; пошаговое составление диалога; составление диалогов по опорным сигналам; письменное составление диалогов. В рекомендациях также говорится об особом месте ролевой игры в обучении диалогической речи и приводятся возможные варианты ролевых игр: обмен информацией, игры на основе сценария, в форме установления, поддержания и развития межличностных отношений. Акцентируется, что предметом пристального внимания должно стать обучение самовыражению в процессе иноязычного общения, для чего предлагается использовать технику дискуссии, технику повествования, проектную методику и интервью [4, с. 341-342].

Интервью - интересный и незаслуженно игнорируемый практикующими учителями прием обучения говорению. Реализация метода интервью на уроке иностранного языка осуществляется в рамках коммуникативного подхода, что находится в соответствии с основной целью обучения иностранным языкам. Однако, как ни странно, публикаций, посвященных использованию интервью на уроке, или упоминающих данный метод среди прочих коммуникативных и интерактивных методов и приемов, не так много [5, 6, 7].

Интервью проводится в формате диалога, который предполагает владение участниками определенными речевыми стратегиями и которому свойственны все отмечаемые Е. И. Пассовым признаки говорения как виду деятельности. Интервью, несомненно, относится к набирающим все большую популярность интерактивным методам, поскольку в той или иной форме в процесс вовлекаются все учащиеся, участие учителя сводится к минимуму, учащиеся в совместной учебной деятельности приобретают новые знания и идеи, обмениваются ими,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 gj^pg

Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

осваивают новые виды деятельности, получают возможность самореализоваться, учатся общаться: задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать и отстаивать свое мнение, выслушивать критические замечания в свой адрес и в свою очередь критиковать мнение собеседника или партнера. Интервью есть форма ролевой игры, а игра всегда интересна учащимся любых возрастов; она облегчает усвоение новых знаний и умений, создает более комфортные условия для взаимодействия участников, позволяет получить новый полезный опыт.

Попробуем дать свое рабочее определение интервью. Интервью - игровое коммуникативное упражнение, реализуемое в форме диалога или полилога на основе определенного сюжета в рамках изучаемой темы, предполагающее распределение ролей (интервьюер/ы и интервьюируемый/ые) с последующей самостоятельной подготовкой к исполнению роли и направленное на формирование речевых функций, позволяющих учащимся приобрести навыки, необходимые в ситуации реального общения.

Интервью дает учителю возможность определить «сильные» и «слабые» места учащихся, выявить лидеров и тех, кто испытывает явные затруднения при выполнении задания.

Примером использования интервью на уроке английского языка в старших классах может послужить предлагаемый нами фрагмент методической разработки, подготовленной на основе учебника О. В. Афанасьевой для 11 класса. В сфере внимания - Модуль 1 учебника, в рамках которого учащиеся знакомятся с такими темами, как Jobs and occupations; Choosing a career; The use of suffixes to make words denoting profession [8]. Данная разработка может стать частью профориентационного урока или же средством контроля учебных достижений учащихся по теме.

Как и любое мероприятие, подготовка к проведению интервью состоит их трех этапов: подготовительного (в ходе которого определяется тема, продумывается ситуация, распределяются роли, подбираются и изучаются дополнительные материалы по теме, выполняются - при необходимости -лексические, грамматические, коммуникативные упражнения, разрабатываются критерии оценивания), основного (в ходе которого разыгрывается интервью в соответствии с заданными критериями и сюжетом), заключительного (в ходе которого осуществляется оценивание и анализ результатов, делаются выводы, принимаются меры по корректировке неудачных моментов).

Подготовительный этап. Тема интервью - Choosing a career. Особенностью данного интервью является то, что ученикам достается не просто одна из двух ролей (интервьюер или интервьюируемый), а обе роли сразу. При таком подходе к организации интервью в процесс будут вовлечены все

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

учащиеся. Таким образом, каждый ученик должен будет выступить и в роли интервьюируемого (готовит речь о своей будущей профессии, подбирает аргументы за и против, выбирает наглядные и подручные материалы для «вхождения» в образ) и в роли интервьюера (готовится задавать вопросы о профессии). Более сложная задача встанет перед учащимися, если интервьюируемый будет выступать в роли представителя какой-то профессии, т. е. уже работающего и имеющего определенный опыт.

Поскольку учащиеся будут работать в паре, можно выдать им карточки, в которых их роли будут прописаны (см. таблицу ниже). Профессию они могут вписать сами, выбрав ее из тех, что были изучены. Важным моментом является готовность участников переключиться с одной роли на другую.

Студент А Студент В

роль 1 интервьюируемый роль 1 интервьюер

профессия architect

роль 2 интервьюер роль 2 интервьюируемый

профессия doctor

Интервьюеры готовят вопросы о профессии, которую собирается выбрать их партнер по заданию. Вопросы должны соответствовать критериям, которые разрабатывает учитель. К примеру, должно быть задано не менее 10 вопросов, из них 2 общих, 1 разделительный, 1 альтернативный, 6 специальных. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы были охвачены как положительные, так и отрицательные стороны профессии. Это даст возможность интервьюируемому попрактиковаться в отстаивании своей точки зрения и парировании контраргументов.

Для того чтобы интервью было более содержательным, перед интервьюируемым ставится задача не просто сформулировать свой вопрос, но предварить его какой-то информацией (статистическими данными, результатами опросов, цитатами и пр.). При этом от интервьюируемого требуется не просто ответить на вопрос, но осмыслить озвученную информацию, сформировать свое отношение к ней, выразить свою реакцию (одобрение / неодобрение, согласие / несогласие, возмущение и пр.).

На предварительном этапе ученикам самостоятельно или с учителем необходимо вспомнить и отработать весь лексический и грамматический материал, изученный во время прохождения первого модуля.

Отбор учебного материала для данного интервью обусловлен содержанием выбранного УМК и заявленной темой. Представленный список слов Jobs and occupations содержит названия достаточно распространенных в обиходе

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

профессий. Из этого списка ученик может выбрать себе ту, которую будет представлять в интервью:

Jobs and occupations

1) accountant 7) doctor 1З) nurse

2) actor 8) economist 14) police officer

З) architect 9) engineer 15) scientist

4) chemist 10) firefighter 1б) sports instructor

5) computer programmer 11) journalist 17) teacher

б) designer 12) lawyer 18) vet

После выбора одной из профессий, участники интервью могут обосновать свой выбор, используя приведенные ниже слова и фразы. Начав свою фразу со слов The job I'd like to do should be ..., учащийся обосновывает свой выбор профессии, например: The job of an architect corresponds to my requirements. Так же, они будут полезны интервьюерам для создания собственных вопросов.

The job I'd like to do should be ...

1) prestigious 8) well-paid

2) require working outdoors 9) giving a chance to develop your skills

З) require working with people 10) giving you some freedom of action

4) require working with your hands 11) dangerous

5) challenging 12) mostly done by men/women

б) giving a chance to travel 1З) need a university education

7) rewarding

На данном этапе работы над интервью ученикам будет необходимо вспомнить определенные грамматические правила: Word building (Nouns Naming Jobs) и General and Special questions of Present Simple. Для этого учитель может взять ряд готовых заданий из учебника или же (при необходимости) самостоятельно составить упражнения для тренировки. К примеру, может быть дано задание задать как можно больше разных вопросов к предложению (Ask as many questions as you can).

Ниже приводятся упражнения, которые могут быть использованы для отработки навыков словообразования, умения запрашивать информацию, умения использовать речевые клише.

В упражнении №1 предложено задание, которое требует от учащихся вспомнить образование названий различных профессий. Оно направлено на повторение и закрепление темы Word building (Nouns Naming Jobs).

Exercise 1. Distribute the names of occupations andjobs given below into three columns according to their building.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

Govern, journal, tour, archeology, teach, invent, explore, guitar, sail, direct, drive, meteorology, conquer, novel.

-or -er -ist

teacher

Одним из самых важных критериев оценки подготовленности учащихся к интервью будет их умение задавать вопросы. В представленном ниже упражнении № 2 необходимо задать как можно больше вопросов, используя определенное грамматическое время. Целью упражнения является отработка всех видов вопросов в английском языке.

Exercise 2. Using Present Simple ask as many questions as it is possible.

1) Often firefighters risk their lives putting out fires in the large buildings.

2) The architect of the project is popular artist of Ireland Dave Murphy.

3) Every Tuesday Kate uses the services of a personal sports instructor at the Kit Sports Center.

4) This lawyer always sets to big work.

Клишированные фразы - важный аспект проведения интервью. Они включают готовые речевые единицы для выражения различных мыслительных действий и реакций (disagreement / agreement, disapproval, persuading, expressing surprise, refusal, making suggestions, stating preferences, introducing a point, asking for opinion, asking for clarification, asking more detailed information).

Отбор клише производится учителем в зависимости от целей и задач интервью и уровня знаний учащихся. Использование клише становится одним из критериев оценивания качества подготовки учащегося. Поскольку данное интервью проходит в форме ролевой игры, представленные клише наделяются еще большей значимостью, поскольку они могут помочь детям правильно оформить свои роли, например:

Opinion phrases Giving examples, facts

I am tempted to think that... It strikes me that. Well, my personal feeling is. It's my firm believe that. Let me give you a brief example. Let me give you an example of what I mean. Nobody doubts that. There's a widely held view that.

После отработки необходимого материала учащиеся начинают работу по подготовке вопросов, а также тщательнейшим образом изучают особенности «своей» профессии. Обязательным условием должно стать высказывание собственного мнения, пояснение сделанного выбора.

Примерные варианты вопросов в соответствии с оговоренными заранее критериями (см. выше) могут выглядеть следующим образом:

- 7 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

General questions

1) Do you know the requirements of this profession?

2) Do you really want to be a doctor? Alternative question

1) Do you want to treat people or animals? Tag-question

1) This job is not prestigious, isn't it? Special questions

1) What kind of profession do you want to choose?

2) What do you know about this profession?

3) How popular is this profession? Why?

4) How long does a working day last?

5) What kind of education is needed for this?

6) What salary can you get?

Подготовка к проведению интервью как заключительного мероприятия по изучаемой теме может быть осуществлена на предшествующих ему уроках. Тогда материал будет осваиваться постепенно и целенаправленно, с ориентировкой на конечную цель - урок или его часть в формате интервью.

Основной этап. Это сам ход мероприятия. Учащиеся выступают в отведенных им ролях, учителю отводится роль наблюдателя. Он не вмешивается в ход интервью, а лишь определяет чередование ролей в парах и смену пары. Задача учителя на данном этапе - мониторинг ситуации в целом: он задает положительный эмоциональный фон для мероприятия, фиксирует допущенные ошибки, определяет соответствие работы учащихся разработанным критериям, выявляет сильные и слабые стороны каждого участника. Для удобства оценивания качества представленных интервью учителю можно порекомендовать составить карточки, в которых будут прописаны критерии, и где он будет фиксировать все, что посчитает необходимым.

Заключительный этап. На этом этапе происходит оценка выполнения задания в соответствии с критериями, анализ результатов, разработка корректирующих мероприятий. Обязательно все допущенные ошибки сообщаются учащимся. При этом делать это рекомендуется на следующем уроке, чтобы не лишить учащихся положительных эмоций, полученных в ходе мероприятия. Подчеркнем, что количество критериев определяется учителем еще на подготовительном этапе. Отдельно прописываются знание грамматики и лексики, владение фонетической стороной речи (адекватное синтагматическое членение высказываний, паузация, эмоциональность, произношение в соответствии с нормами изучаемого языка), компетентность в области избранной профессии (знание фактического материала), грамотное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 gj^pg

Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

использование клише, уместное включение дополнительного материала (цитаты, высказывания, статистические данные и пр.).

Как видим, метод интервью (даже если это не целый урок, а лишь его фрагмент) достаточно трудоемок, и не всегда его применение возможно в полном объеме. Однако даже если интервью включается в один из этапов урока как самостоятельное коммуникативное интерактивное упражнение, это позволит сделать процесс обучения и более интересным, и более результативным, повысит мотивацию учащихся, научит их не бояться говорить на изучаемом языке. Интервью сочетает в себе такие элементы, которые становятся особенно ценными при обучении говорению в его диалогической и монологической формах. Развернутое интервью, предполагающее включение монологических блоков (размышления, рассуждения), превращается в беседу, которую можно посвятить одной теме, либо нескольким темам одновременно. И, конечно, не следует забывать, что интервью присущ игровой характер, что немаловажно при обучении иностранным языкам.

Итак, к главным достоинствам метода интервью следует отнести его коммуникативную направленность: дети учатся не просто говорить, но общаться и сотрудничать, реализовывать определенные речевые действия. Как упражнение и как метод интервью «позволяет не только проконтролировать уровень владения учащимися изучаемым языком, но и организовать сам процесс овладения им: развить коммуникативные навыки, умение строить спонтанные высказывания, соответствующие репликам собеседника, способность выражать эмоции на иностранном языке» [5]. Как учебное задание интервью ставит перед каждым участником условия, которые необходимо соблюдать, иначе интервью (беседа) просто не состоится. Разыгрывание интервью позволит научиться задавать вопросы, запрашивать интересующую информацию, выяснять детали, что делает общение действительно эффективным и результативным. Применение метода интервью на уроках иностранного языка или в качестве внеурочной формы деятельности, несомненно, будет иметь свои положительные результаты в плане развития коммуникативных способностей старшеклассников и даст им возможность почувствовать себя полноценными участниками иноязычной коммуникации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

Список использованных источников

1. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

2. Колесникова И. Л., Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справ. пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 с.

3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991. 223 с.

4. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. Пособие. 9-е изд., стер. Минск: Высш. школа, 2004. 522 с.

5. Бирюкова О. А., Семенова Д. В. Обучение говорению в старших классах: метод интервью на уроке английского языка [Электронный ресурс] // Научное обозрение: электрон. журн. 2017. № 2. URL: https://srjournal.ru/2017/id46/ (Дата обращения: 17.05.2018.)

6. Копытько С. В. Метод интервью в практике преподавания русского языка как иностранного в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 10 (52). Ч. II. С. 109-114.

7. Диомидова Г. С. Ролевая игра на уроках иностранного языка // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/02/12/rolevaya-igra-na-urokakh-inostrannogo-yazyka (Дата обращения: 24.05.2018.).

8. Афанасьева, О. В., Михеева И. В., Баранова К. М. Rainbow English. 11 класс. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2016. 205 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

Biryukova Oksana

Doctor in Philology, associate Professor, Department Linguistics and Translation, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian State Teachers' Training Institute», Saransk

Saushkina Anastasiya

student, Faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E. Evsevev Mordovian State Teachers ' Training Institute », Saransk

INTERVIEW AT THE ENGLISH LESSON AS A MEANS OF DEVELOPING SPEAKING SKILLS (SENIOR CLASSES)

The article describes some aspects of teaching foreign languages, namely its focusing on formation of communicative competence through communicative and interactive methods. The authors concentrate their attention on the method of interview, which when properly organized becomes an effective means of developing speaking skills with seniors. The authors suggest some guidelines to follow in preparing and conducting the interview 'Choosing a career' in the 11th form in school.

Key words: interview, communicative approach, interactive method of teaching, play, the English language, speaking, communicative competence

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Бирюкова О. А., 2018 © Саушкина А. И., 2018

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: [email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Бирюкова О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) [Электронный ресурс] / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. -2018. - № 3. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №3. ID 121

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.