МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
Шатина М. А. Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка посредством формирования их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
Шатина Марина Анатольевна
магистрант, факультет иностранных языков, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск
shatina. m @list. ru
УДК 316.61:372.881.111.1
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Статья посвящена проблеме недостаточной мотивации учеников к изучению английского языка, как школьного предмета. Этот вопрос особенно актуален в последнее время, когда расширяются экономические, общественные и культурные связи между странами. Несмотря на очевидную важность знания английского языка, как средства международного общения, большинство школьников в этом не заинтересованы. В статье освещены возможности использования аутентичного текста англоязычных СМИ, как одного из способов формирования социокультурной компетенции учеников, для повышения их мотивации к изучению английского языка. Приводится разработанный автором комплекс упражнений, направленный на формирование социокультурной компетенции обучающихся старших классов и повышения уровня их мотивации.
Ключевые слова: английский язык, мотивация, социокультурная компетенция, аутентичный текст, текст СМИ.
Процессы глобализации экономики, культуры и общества, которые характеризуют современный мир, с каждым годом набирают все большие обороты. Расширение связей разных стран мира доказывает, что английский язык, признанный средством международной коммуникации, как никогда востребован, а необходимость его изучения очевидна. Несмотря на это большинство современных школьников имеют недостаточную мотивацию к изучению английского языка как школьного предмета.
Шатина М. А. Повышение мотивации обучающихся к НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ изучению английского языка посредством формирования МЕЖДУНАРОДНЫЙ их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст :
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ электронный // Научное обозрение. Международный www srjournal ru научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
В общем смысле, мотивация определяется как источник активной деятельности человека или ряд факторов, которые влияют на его поведение [3, с. 23]. В современной методике преподавания иностранного языка описано множество способов повышения мотивации к его изучению. К наиболее эффективным и популярным относятся следующие: ролевые и ситуативные игры, нетрадиционные уроки (уроки-экскурсии, уроки-спектакли, встречи с представителями иноязычной культуры, дискуссии и т. д.), внеурочная деятельность в многообразии форм ее организации, использование информационных технологий и ресурсов Интернет, внедрение элементов лингвострановедения и привлечение аутентичных материалов. В рамках исследования важно заметить, что все перечисленные способы повышения мотивации ко всему прочему являются действенными способами формирования социокультурной компетенции школьников. Следовательно, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование социокультурной компетенции обучающихся в свою очередь является одним из способов повышения их мотивации к изучению иностранного языка.
Социокультурной компетенцией называют «совокупность знаний о стране изучаемого языка, национально-культурных особенностях социального и речевого поведения носителей языка и способность пользоваться такими знаниями в процессе общения, следуя обычаям, правилам поведения, нормам этикета, социальным условиям и стереотипам поведения носителей языка» [1, c. 286-287]. Сформировать данную компетенцию можно лишь овладев знаниями, умениями и навыками, подразумевающими особенности, традиций, быта, менталитета, культуры и другие сведения о стране изучаемого языка.
Использование аутентичных текстов в процессе обучения иностранным языкам является одним из действенных способов формирования социокультурной компетенции и повышения мотивации учеников. Такие тексты содержат в себе информацию об образе жизни, традициях и культуре, менталитете иностранцев, отражают особенности национального мышления, общественного и речевого поведения представителей другой нации. Они благоприятно влияют на развитие у обучающихся языковой догадки, формируют и совершенствуют навыки чтения [4, с. 38].
Работа с актуальными аутентичными текстами, например, с текстами англоязычных СМИ, вызывающими интерес у обучающихся, дает возможность вовлекать их в дискуссии по обсуждению проблем, что благоприятно сказывается на их мотивации к изучению английского языка [2, с. 162].
В рамках изучения темы «Взгляд в будущее» мы предлагаем работу со статьей "Five ways we can feed the world in 2050" [5], опубликованной Британской
МЕЖДУНАРОДНЫЙ их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст :
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ электронный // Научное обозрение. Международный
WWW Srj0Urnal rU научно -практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
вещательной корпорацией (BBC). Комплекс заданий направлен на совершенствование навыков чтения и говорения, на формирование социокультурной компетенции учеников и повышение их мотивации к изучению английского языка.
Комплекс упражнений разделен на три части. На первом этапе старшеклассникам предлагается обсудить свои предположения о содержании текста и проработать лексику, которая может вызвать трудности.
Pre-reading tasks
1. What do you think about the world in the future? Tell some words about your expectations.
2. Read the title of the article. What this article is about?
3. What problem is probably raised by the author? Choose one variant.
a) the problem of increasingly growing population
b) the problem of lackage of food resources
c) new technologies of producing food
4. Use the dictionary (if you need) to translate the following words and expressions:
agriculture
geotagged images
to eliminate
run-off
to preserve
to reduce
compaction
nutrient
edible food
trigger
genome
gene-edited crops
sustainable
depleting
Следующий этап работы нацелен на тренировку внимания, памяти, прогнозирования, языковой догадки и т. д. Обучающиеся работают с лексическим материалом, закрепляют его.
While-reading tasks
1. Read the article.
2. Translate from English into Russian. Give your own examples with these phrasal verbs and expressions:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст :
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ электронный // Научное обозрение. Международный
WWW Srj0Urnal rU научно -практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
1) to be under way
2) to hear sbd out
3) to hold onto smth
4) to turn back the clock
5) to come together
6) to carry out
3. Find in the article synonyms to the following words:
1) extraordinary
2) problem
3) innovative
4) genius
5) unbelievable
6) discouraging
4. Mark the countries and that are mentioned in the article. What do you know about them? What are they famous for?
Holland, the UK, Georgia, the Netherlands, Ecuador, Jamaica, the USA, New Zealand, Russia, Colombia, the Dominican Republic, Spain, Japan, Norway, Dutch, Costa Rica, Azerbaijan, China.
5. Who are these people? Match the words with their definitions (two words have one definition):
1) farmer
2) producer
3) retailer
4) consumer
5) engineer
6) customer
a) a person or company that grows food or makes goods to be sold;
b) someone who buys and uses goods and services;
c) someone who owns a farm;
d) someone who designs or builds things such as roads, bridges etc.;
e) a person or company that sells goods directly to people for their own use.
6. Say true or false:
1) Our global population could reach 100 billion people by 2050.
2) Agriculture needs transformation to be ready for feeding the growing population.
3) Small robot farmers could replace a lot of the work done by large conventional tractors.
4) The Netherlands has become the first European country to halve the amount
МЕЖДУНАРОДНЫЙ их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст :
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ электронный // Научное обозрение. Международный
WWW Srj0Urnal rU научно -практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
of discarded food.
5) In most of the countries genetically modified food is very tightly regulated.
6) The author is sure that current ways of growing, processing and selling food sustainable enough.
Заключительный этап работы со статьей предполагает организацию первичной проверки понимания текста и тренировку такого вида речевой деятельности, как говорение. Старшеклассникам также предлагается выполнить творческое задание и организовать дискуссию по теме.
Post-reading tasks
1. What is the main idea of the article? Do you like it or not? Why?
2. Enumerate all ways of agriculture transformation named in the text. Tell briefly about each one.
3. Think of other possible solutions of the problem raised in the article. Be ready to share your ideas with your groupmates.
4. Work in groups. Imagine you are scientists. Hold a discussion on the topic: "Ways of feeding the growing population".
Работа с текстом данной англоязычной статьи позволяет детям приобрести знания не только о стране изучаемого языка, но и межпредметные знания из области медицины, экономики, биологии, ботаники, географии, что способствует расширению их общего кругозора. Кроме того, прочтение данной статьи заставляет старшеклассников задуматься о своем будущем, будущем нашей планеты и о современных глобальных проблемах человечества, что как никогда актуально.
Таким образом, работа с данным аутентичным текстом англоязычного СМИ помимо прочного усвоения знаний по теме, мотивирует старшеклассников разобраться в обсуждаемом вопросе и выразить свою точку зрения. Дети совершенствуют свои умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, учатся полно и точно выражать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, приводить различные аргументы, доказывая свою собственную точку зрения. Помимо всего прочего, выполнение вышеперечисленных упражнений способствует созданию положительной мотивации старшеклассников к изучению языка, и, безусловно, успешному формированию социокультурного компонента их иноязычной коммуникативной компетенции.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru
Шатина М. А. Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка посредством формирования их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
Список использованных источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Куликова Е. В. Практики повышения мотивации при изучении английского языка // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 160-163.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. Спб. : Питер, 2019. 400 с.
4. Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. 2007. № 7. С. 37-40.
5. Foot G. Five ways we can feed the world in 2050 // ВВС : сайт радиовещательной корпорации. URL: http://www.bbc.com/future/bespoke/follow-the-food/five-ways-we-can-feed-the-world-in-2050.html (дата обращения: 08.06.2020).
Shatina Marina
master's degree student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education "M. E. Evseviev Mordovian state pedagogical University", Saransk
INCREASING STUDENTS' MOTIVATION IN LEARNING ENGLISH THROUGH THE FORMATION OF THEIR SOCIO-CULTURAL
COMPETENCE
The article is devoted to the problem of insufficient motivation of students to study English as a school subject. This issue is particularly relevant in recent years, when economic, social and cultural ties between countries are expanding. Despite the
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ WWW.srjournal.ru
Шатина М. А. Повышение мотивации обучающихся к изучению английского языка посредством формирования их социокультурной компетенции / М. А. Шатина. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 273
obvious importance of knowing English as a means of international communication, most students are not interested in it. The article covers the possibility of using the authentic text of the English-language media as one of the ways to form the socio-cultural competence of students, to increase their motivation to learn English. It presents a set of exercises developed by the author aimed at the formation of socio-cultural competence of senior schoolchildren and increasing their motivation.
Key words: English, motivation socio-cultural competence, authentic text, media
text.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Шатина М. А., 2020
Учредитель и издатель журнала:
Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;
E-mail: [email protected] О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.