МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
Тельминова Мария Сергеевна
студентка, факультет иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск telm-maria@yandex. ги
УДК 372.881.111.1: 371.64/.69
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА C ПОМОЩЬЮ ПОДКАСТОВ НОВОСТНОГО
ПОРТАЛА "THE GUARDIAN"
В статье рассматривается проблема обучения говорению с использованием звучащего текста; обозначаются основные методы работы с подкастами. На материале звукового сопровождения к звучащему тексту новостного сайта предлагается трехэтапный комплекс заданий для совершенствования навыков говорения на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе в рамках факультативных занятий.
Ключевые слова: обучение говорению, этапы работы над звучащим текстом, интернет-технология подкастинга, развитие навыков говорения.
Работа по развитию навыков горения является одним из важнейших аспектов на уроке английского языка. Несомненно, речевые высказывания должны быть грамматически и орфоэпические правильными, связанными и логически выстроенными, иначе они не могут быть средством коммуникации [4].
Обучение говорению, в частности, монологической речи является одним из наиболее сложных, но также и самым нужным из навыков для изучающих английский язык. Кроме того, формат Единого Государственного экзамена по английскому языку предполагает оценивание такого вида деятельности, как говорение (монологическая речь). По мнению Г. С Яценко, цель тестирования школьников в разделе «Говорение» единого государственного экзамена по английскому языку является проверка уровня подготовки студента к спонтанной речи по ситуациям [8].
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов МЕЖДУНАРОДНЫЙ новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Текст : электронный // Научное обозрение. Международный www srjournal ru научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
Согласно современной практике преподавания английского языка, на старшем этапе обучения при подготовке к ЕГЭ, а также в рамках аудиторного обучения учащимся приходится преодолевать следующие трудности: недостаточно развитые навыки говорения; сложность понимания смысла высказывания; минимальный прогресс в развитии навыка говорения.
Для устранения вышеупомянутых сложностей и повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка учителя прибегают к использованию интернет-технологии подкастинга. По мнению П. В. Сысоева, подкаст - это «аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком, которая доступна для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [7, с. 183]. Б. С. Салина полагает, что «в ходе работы со звучащим текстом подкаста учитель имеет возможность единовременно достигнуть нескольких поставленных методических задач: совершенствование навыков аудирования и умения понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, обогащение лексического запаса, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи» [5, с. 92].
В ходе поиска материала для создания комплекса упражнений по совершенствованию навыков говорения учащихся старшей школы был выбран звучащий текст новостного сайта газеты "The Guardian". Текст новостного сайта выбран не случайно. Главными достоинствами использования иноязычных СМИ в процессе обучения заключаются в их актуальности, аутентичности, информативной наполненности, коммуникативной направленности, высоком потенциале для развития иноязычной речи. С методической точки зрения работа с иноязычными СМИ укрепляет учебный интерес и мотивирует ученика, дает возможность преподавателю решить широкий круг задач: углубление знаний лексического запаса учащихся, совершенствование навыков ведения беседы разной тематики, получение дополнительной лингвострановедческой информации [2, с. 39].
Как отечественные, так и зарубежные авторы, верно отмечают, что развитие навыков говорения и аудирования неразрывно связаны. Поэтому новостные подкасты одновременно могут являться как источником информации, воспринимаемой на слух, так и средством для формулирования устных высказываний на основе прослушанного [1,3,9].
Трехэтапная классификация Е. Н. Солововой «до прослушивания, во время прослушивания и после прослушивания» была взята за основу методической разработки комплекса упражнений» [6, с. 160]. Опираясь на данную классификацию этапов работы над звучащим текстом, были созданы задания к
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
тексту статьи «Why are so many children around the world out of school?» новостного сайта газеты "The Guardian" [10].
Задача упражнений первого этапа с работы - подготовка обучающихся к восприятию текста. На данном этапе были предложены следующие задания:
1. Everybody will agree that education is very important. According to the Overseas Development Institute, there are 75 million children around the world are not getting appropriate schooling. Answer the questions.
1) What is life without school?
2) How can you imagine people's life without school?
3) Is there a relationship between people's social conditions and their education?
4) Which countries have the highest number of people which have no opportunity to get an education?
1 education A [ss'vaiv]
2 adequate B [frœgkli]
3 displacement C ['kAmbsssm]
4 survive D [ ' evidsnt]
5 frankly E [edjo'keijn]
6 cumbersome F [dis'pleismsnt]
7 evident G [ ' œdikwit]
2. Match words with their transcription.
3. Name advantages and disadvantages of schooling. Complete the table.
advantages disadvantages
homework
classmates
early adulthood
4. People believe that school time is an important part of everyone's life, but some people think that life without school is better. Work in pairs. Tell your partner about you attitude to school education.
5. Work in pairs. Prepare your own Mind map. One of you works with "If go to school" theme. Another one works "If I don't go to school" theme.
6. Listen to the text. Say missing words. Read the sentences while listening. Listen to the passage, place pauses, phrasal stress and intonation.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
The kids
because of the
sectors in Turkey, in Lebanon, in Jordan. _
longstanding_like early_, which_pushing
are now working in_
_, of course, you_
of girls out
school. One of the _ is conflict.
factors, and we
number of out of
children,
Цель второго этапа: усвоение учащимися содержания звучащего текста, активизация речемыслительной деятельности учащихся. На этом этапе могут быть предложены упражнения следующего типа:
1. Listen to the text and tick true of false statements.
1. 75 million children aged between 3-18 living in 35 crisis-affected countries don't have access to adequate education.
2. 30% of respondents, children and their parents and communities want education.
3. Children from both Syria and Central African Republic directly affected.
4. The average length of displacement for someone who moves across a border because of a humanitarian crisis is now eight years; and 17 years
5. Hamza works on the machines.
6. Hamza's mother works as a cooker.
2. Listen to the text and say the words you will hear.
moment, tackle, possible, long-term, interaction, displacement, free, unpredictability, humanitarian, properly, comfortable, international, fixed, community, education, child, population, reform.
3. Listen to the text and make phrases
1 intensity A education
2 to be B lifesaving
3 to be C targeted
4 secondary D system
5 humanitarian E by conflict
6 on urgent F of armed conflict
7 affected G concerned
4. Listen to the text and choose the right word. l.The current situation is ....
a) hire b) dire c) bad
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на уроках английского языка c помощью подкастов МЕЖДУНАРОДНЫЙ новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Текст : электронный // Научное обозрение. Международный www srjournal ru научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
2. Education is typically the most ... part of any humanitarian appeal.
a) underfunded b) funded с) unbelievable
3. Central African Republic, the Burundian refugees who are living in Tanzania, the refugees from the Democratic Republic of Congo who are living in Uganda - the ... commitment for education in those appeals is zero
a) currently b) present с) current
4. Because when the next crisis comes along everyone's ... will shift somewhere
else.
a) focus b) attention с) care
5. It's not the small communities, the diaspora groups, who are actually risking their lives to do what the international community says it wants to do, which is to get education for every child.
a) transnational b) international с) interethnic
5. Listen to the text and mark the statements True (T), False (F), Not Stated (NS).
1. There is a problem of shortage of teachers
2. The overall funding for the Syria appeal is 50% for inside Syria; education is just 15%
3. Teachers and students often get sick
4. It's risky to set up a facility in the Central African Republic or Burundi.
5. So the Central African Republic has many people who go to school.
6. "Education Cannot Wait" fund designed to fulfil the right to education for young people affected by crises.
7. Many children are starving
6. Listen to the text and put words in the right order.
1) bombed. to a Valley, some whom were suburbs of Damascus lot coming from the working in the of where they'd I've spoken been of children who are now Bekaa.
2) I who's And in understand to safety and to get an education will part of their it's that daily calendar. think any parent security out to routine, it's school got a child send them,- the ability part of a.
3) literate, give education to them 19 to find do is the and the competencies position to the they're 18 or livelihood workplace when, as a skilled What can people skills go motivated out into a resilient who will be in.
4) importance you it does. of it them to build for the future The third and really can't overstate is that enables the thing this.
5) of is if 10 away lifetime kids take who education but to a of poverty and. flip side years you all of Now these old are, 11 years old, 12 years old to not just the this a few you're consigning years of poverty deprivation.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
Целью третьего этапа является использование прослушанного текста в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной и письменной речи.
1. Think of possible questions for speakers if you meet them.
2. Write and then tell a Cinquain based in the text. Your Cinquain should be five lines long, with only a few words on each line.
3. Answer the question. If you had the opportunity to create your own school, what would it be like?
4. Make up the dialog your own podcast according to the theme "Why are so many children around the world out of school?"
5. Make a short retelling of the text you listened to.
В заключении следует отметить, что представленные упражнения являются лишь частью разработанного комплекса упражнений для совершенствования навыков говорения на старшем этапе обучения. После апробирования данного комплекса упражнений можно сделать вывод, что только поэтапная работа со звучащим текстом дает возможность обучающимся успешно совершенствовать навыки говорения с опорой на звучащий текст. Считаем целесообразным применять на уроках лишь часть разработанных упражнений, а полноценный комплекс по развитию навыков говорения внедрить в план проведения элективных курсов по предмету «Иностранный язык».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
Список использованных источников
1. Авраменко В. В. Особенности обучения аудированию и говорению студентов языковых вузов // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. 2019. № 4 (12). С. 178-182.
2. Галанина Ю. А., Яценко Г. С. Обучение устной речи на материале англоязычных СМИ на старшем этапе в средней школе // Новые педагогические исследования. 2020. С. 37-39
3. Обремко О. Г., Казакова В. К. Использование дебатов как учебного материала для развития умений аудирования и говорения на уроках иностранного языка в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 211-215
4. Попыкина А. А., Бенеш Н. И. Слушание и говорение, как навыки функциональной грамотности // Международный студенческий научный вестник. 2020. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19888 (дата обращения: 09.06.2020).
5. Салин Б. С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 91-93.
6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. 3-е изд. М. : АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2010. 238 с.
7. Сысоев П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании : пособие для студентов высш. учебных заведений .2-е изд. М. :Либроком. 2015. 264 с.
8. Яценко Г. С. Экспериментальный подход подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в устной части // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 76-79.
9. Sakriani Listening while speaking: Speech chain by deep learning [Электронный ресурс]. URL: https://ieeexplore.ieee.org/abstract/document/8268950 (дата обращения: 10.07.2020).
10. Why are so many children around the world out of school? [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/global-development/2016/may/24/why-are-so-many-children-around-the-world-out-of-school-podcast-transcript (дата обращения: 11.07.2020).
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
Telminova Maria
student, faculty of foreign languages, Federal state budgetary educational institution of higher education «M. E Evseviev Mordovia state pedagogical university», Saransk
IMPROVING SPEAKING SKILLS OF HIGHER SCHOOL STUDENTS THROUGH PODCASTS OF THE NEWS PORTAL "THE GUARDIAN
The article is devoted to the problem of teaching speaking with the use a sounding text; identifies the main methods of working with podcasts; on the material of sound support to the news web site, a three-stage set of tasks is proposed for improving the speaking skills at the upper secondary level in the secondary school in the framework of elective classes.
Keywords: learning to speak, stages of working on a sounding text, Internet podcasting technology, development of speaking skills.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2020 © Тельминова М. С., 2020
Учредитель и издатель журнала:
Автономная НСКОММСрчССКсШ СфГсШИЗсЩИЯ СОДСИСТВИС wi'/kV-anü pal trie '.ш
научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: [email protected]
О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
ТИП I"' ИЗ£Д-ЕЛЬ(ЛБО
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru
Тельминова М. С. Совершенствование навыков говорения на уроках английского языка c помощью подкастов новостного портала "The Guardian" / М. С. Тельминова. -Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2020. - № 4. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.
ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2020. № 4. ID 280
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.