Научная статья на тему 'Обучение физическим упражнениям младших школьников на уроках физической культуре'

Обучение физическим упражнениям младших школьников на уроках физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2500
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / STAGES OF LEARNING / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЙ / THE MAIN TYPES OF MOVEMENTS / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PHYSICAL EXERCISE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Соловьева А.В.

В статье рассматриваются вопросы обучения основным видам движений младших школьников на уроках физической культуры. Раскрываются этапы обучения физическим упражнениям для лучшего освоения ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of learning the basic movements of younger schoolboys at lessons of physical culture. The stages of the training exercise to best exploit them.

Текст научной работы на тему «Обучение физическим упражнениям младших школьников на уроках физической культуре»

УДК37.027.1

О.В. Ярлыкова, А.В.Соловьева

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, Россия

Обучение физическим упражнениям младших школьников на

уроках физической культуре

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обучения основным видам движений младших школьников на уроках физической культуры. Раскрываются этапы обучения физическим упражнениям для лучшего освоения ими.

Ключевые слова: Этапы обучения, основные виды движений, физические упражнения, физическое воспитание, физическое развитие

В настоящее время в школе необходимо уделять больше внимания технике выполнения физических упражнений. В первую очередь на уроке физической культуры, так как это основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах.

Согласно законам ФГОС НОО предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать на уроках физической культуры:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Физическое воспитание детей в начальных классах требует особого внимания. Организм школьника стремительно растет и развивается. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей [2]. Им доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов техники. Младшие школьники достигают сравнительно высоких результатов в выполнении движений, способны совершенствовать их в различном темпе, проявляя значительные скоростно-силовые возможности и выносливость. Они приобретают широкий круг специальных знаний, умения анализировать свои действия. Это содействует активизации двигательной деятельности,

проявлению волевых усилий, инициативы, воспитанию интереса к занятиям физической культуры [3].

При обучении упражнениям необходимо опираться на двигательный опыт школьников. Поэтому необходимо подбирать такие сочетания движений, при которых обучающиеся будут осваивать технику физических упражнений. Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамичные стереотипы. Наряду с постепенным усложнением двигательных действий должны увеличиваться объем и интенсивность нагрузок. Очень легкое задание может оказаться малоэффективным. Оно может снизить активность и интерес к физическим упражнениям, так как не будет соответствовать их уровню развития и физической подготовленности.

Формирование основных движений - одна из важнейших проблем практики физической культуры. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности.

Основные движения формируются постепенно с первых месяцев жизни ребенка. Последовательность их построения характеризуется выдвинутым Н.А. Бернштейном положением о том, что процесс развития последовательности основных движений повторяет путь, который прошло человечество в ходе эволюции.

Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности детей, следует помнить, что овладение умениями и навыками в младшем школьном возрасте наиболее эффективно проходит на уровне непроизвольного запоминания. У большинства детей происходит заметная морфологическая и функциональная перестройка организма, перестройка в функциональной организации мозговых структур, определяющих важные психофизиологические функции. Поэтому педагогу необходим индивидуальный подход к каждому обучающемуся [1].

Подготовительные, специальные упражнения рассматриваются как средство физического воспитания. В основе обучения физическим упражнениям подготовительные упражнения имеют образовательное значение для младших школьников. Методика обучения основным видам движений, включающих многообразие двигательных действий, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных (способность к ориентированию, равновесию, реагированию дифференцирования параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий) и кондиционных (сила, быстрота, выносливость) способностей детей младшего школьного возраста [2].

Разучивая физические упражнения наряду с основными дидактическими методами (разучивания упражнения в целом и по частям) используется ряд вспомогательных методических приемов. Как правило, особенно если сложное двигательное действие разучивают в целом, широко применяются подготовительные упражнения, которые подводят к освоению нового действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения и в

упрощенной форме. Метод подготовительных упражнений заключаются в целостном выполнении ранее изученных, самостоятельных и структурно сходных с новым упражнением.

Необходимо отметить благотворное влияние подготовительных физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование.

В системе физического воспитания младших школьников большое значение имеет развитие основных движений: бега, метаний, прыжков, лазания по канату, акробатических упражнений и др. Они являются важным средством физического воспитания младших школьников[1].

Систематическое выполнение основных движений оказывает положительное влияние на всестороннее физическое развитие детей младшего школьного возраста, улучшает работу сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, развивает такие физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и др.

Формирование навыков в разных видах движений у младших школьников начинается с ознакомления определенных движений и заканчивается (условно) тогда, когда он выполняет его легко, уверенно, с наименьшей затратой сил. При обучении упражнениям широко применяется показ. В основе его исторически сложившаяся способность к имитации (подражанию), к воспроизведению того, что делается в окружающей среде. Ввиду того что внимание младших школьников не устойчиво и имеет непроизвольный характер, они часто не замечают главных деталей показанного движения. Поэтому показ обязательно сопровождают объяснением, лаконичным и понятным. Показ и объяснение на разных этапах обучения имеют различное соотношение.

Практика подтверждает, что дети могут правильно выполнять двигательное действие, осознавая их значение, быстрее овладевают ими, меньше допускают ошибок . Поэтому конкретность требований и заданий способствует быстрейшему и более эффективному обучению движениям. При этом обязательно учитываются психологические особенности детей. Очень важно также заинтересовать младших школьников, вызвать желание правильно выполнить то или иное движение. Перед ними ставят задачу как можно лучше выполнить упражнение, широко применяя имитационные упражнения и игровые приемы. Основные движения усваиваются быстро и правильно только в том случае, когда обучающиеся периодически упражняется в их выполнении. В процессе обучения необходимо доводить упражнение до определенно выраженного результата, систематически прибегая к подкреплениям. Упражнения подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).

Приступая к обучению какому-либо упражнению, важно установить, готовность школьника к освоению двигательного действия, провести

предварительную подготовку. Готовность к обучению выявляется с помощью упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте. Фактически структура процесса обучения конкретизируется в зависимости от направленности занятий, особенностей изучаемых действий, а также особенностей контингента обучаемых [4]. Упражнения разучиваются в несколько этапов.

Этап начального разучивания. На этом этапе преследуется цель - обучить основам техники двигательного действия, сформировать умение выполнять его хотя бы в «грубой» форме. Частные задачи на пути к данной цели обычно состоят в том, чтобы:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям техники действия, не освоенным ранее;

- сформировать общий ритм двигательного акта;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники действия.

Этап углубленного разучивания. Цель обучения на этом этапе - довести первоначальное владение техникой действия до относительно совершенного. Если на первом этапе осваивалась главным образом основа техники, то на втором осуществляется детализированное освоение ее.

Основные задачи обучения на этом этапе:

- углубить понимание закономерностей движений изучаемого действия;

- уточнить технику действия по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам в соответствии с индивидуальными особенностями школьников;

- совершенствовать ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения движений;

- создать предпосылки вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык. Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык [3].

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель обучения на этом этапе - обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения, для чего необходимо решить следующие частные задачи:

- закрепить навык владения техникой действия;

- расширить диапазон вариативности техники действия для целесообразного выполнения его в различных условиях, в том числе при максимальных проявлениях физических качеств;

- завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей;

- обеспечить в случае необходимости перестройку техники действия и ее дальнейшее совершенствование на основе развития физических качеств.

Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических и специальных коррекционных принципов и методов. При подборе упражнений следует учитывать уровень уже сформированных двигательных умений и навыков. Обучение нужно проводить в замедленном темпе, так как младшие школьники очень слабо овладевают движениями, сходными по своей структуре (прыжок в длину с места и опорный прыжок; метание в цель и на дальность). Добиваясь овладения правильной техникой упражнений, необходимо уделять внимание принятию исходных положений, применять различные ориентиры. Следует взять под строгий контроль младших школьников, которые под любым предлогом пытаются отказаться от выполнения упражнений или игры. Их необходимо заинтересовать, предложить им быть помощниками.

Библиографический список

1.Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 кл. / В.И.Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, - 2006. - 128с.

2.Ярлыкова О.В. Воропаева А. Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6) с. 80-82.

3.http://5fan.ru/wievjob.php?id=63081

4.www.ski.ru

5.www.zloy-fizruk.narod.ru

O.V. Yarlykova, A.V.Solov'eva

Training exercise younger schoolboys at lessons of physical culture

Abstract: the article considers the issues of learning the basic movements of younger schoolboys at lessons of physical culture. The stages of the training exercise to best exploit them.

Key words: Stages of learning, the main types of movements, physical exercise, physical education, physical development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.