Научная статья на тему 'Обучение диалогической речи иностранных военнослужащих авиационного вуза на основе текстов по специальности'

Обучение диалогической речи иностранных военнослужащих авиационного вуза на основе текстов по специальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ИНОСТРАННЫЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / FOREIGN MILITARY PERSONNEL / SCIENTIFIC STYLE OF SPEECH / DIALOGUE SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушова Ольга Александровна, Мигненко Марина Анатольевна, Подольская Арина Алексеевна

Данная статья детально описывает систему работы по формированию навыков диалогической речи на материале текстов по специальности. Виды работы, обозначенные в статье, способствуют активизации слов и синтаксических конструкций, необходимых для ведения диалога, готовят иностранных военнослужащих к речевой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпушова Ольга Александровна, Мигненко Марина Анатольевна, Подольская Арина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE SPEECH TRAINING FOREIGN MILITARY PERSONNEL OF AVIATION UNIVERSITY ON THE BASIS OF THE TEXTS IN THE SPECIALTY

The article describes the work to form skills of dialogue speech based on texts of specialty. Types of work identified in the article, contribute to the revitalization of words and syntax necessary for dialogue, foreign military personnel is prepared to speech practice.

Текст научной работы на тему «Обучение диалогической речи иностранных военнослужащих авиационного вуза на основе текстов по специальности»

5. Кабанова Л.А., Шкунова А.А. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА. 2018. Вып. 59. Ч.3, с. 499. С. 339-343.

6. Кальчук М. С. Основные концепции моделирования проектов / М. Кальчук // Российское предпринимательство. - 2013. - № 14. - С. 15-25.

7. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. Сопровождение инновационно-проектной деятельности студентов с использованием электронного курса // Успехи современного образования и науки. 2017. Т. 1. № 2.

8. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. - № 14, ч.4. -С. 768-774.

9. Шкунова А.А., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

10. Yashkova E,V., Sineva N.L., Shkunova A.A., Bystrova N.V., Smirnova Z.V, Kolosova T.V. Development of innovative business model of modern manager's Qualities // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. - VOL. 11, NO.11. - рр. 4650-4659. http://www.ijese.net/arsiv/137.

11. Shkunova, A.A., Yashkova, E.V.,Sineva, N.L.,Egorova, A.O.,Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies // Journal of Applied Economic SciencesVolume 12, Issue 8, Winter 2018, Pages 2472-2480

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Карпушова Ольга Александровна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); кандидат педагогических наук Мигненко Марина Анатольевна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); главный специалист школьного отдела комитета по образованию Подольская Арина Алексеевна

Школьный отдел комитета по образованию администрации городского округа Егорьевск (г. Егорьевск)

ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АВИАЦИОННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация. Данная статья детально описывает систему работы по формированию навыков диалогической речи на материале текстов по специальности. Виды работы, обозначенные в статье, способствуют активизации слов и синтаксических конструкций, необходимых для ведения диалога, готовят иностранных военнослужащих к речевой практике.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, иностранные военнослужащие, научный стиль речи, диалогическая речь.

Annotation. The article describes the work to form skills of dialogue speech based on texts of specialty. Types of work identified in the article, contribute to the revitalization of words and syntax necessary for dialogue, foreign military personnel is prepared to speech practice.

Keywords: Russian as a foreign language, foreign military personnel, scientific style of speech, dialogue speech.

Введение. В настоящей статье поставлена задача — осветить систему работы по формированию навыков диалогической речи на материале текстов по специальности. Опыт показывает, что иностранные курсанты, прибывшие на обучение в Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани из стран ближнего зарубежья, обычно слабо владеют навыками ведения диалога. Поэтому особое внимание обращается, прежде всего, на закрепление и дальнейшее развитие навыков говорения на бытовые темы, сложившихся в той или иной мере при обучении их в школе на родине. Лишь после проведения подготовительной работы оказывается возможным переход к обучению более сложной форме диалогической речи — говорению на темы по специальности. Эта работа проводится с учетом следующих принципов:

- учет уровня владения русской диалогической речью иностранными курсантами;

- отбор и строгая последовательность при введении в речь научной лексики и грамматического материала;

- определение минимума тем по развитию устной речи по специальности;

- активизация специальной лексики и синтаксических конструкций научной речи и формирование на их базе навыков ведения диалогов по специальности;

- ситуативность, моделирующая естественную речевую деятельность, - основа работы по развитию речи;

- дифференциация приемов и методов обучения диалогической речи.

Изложение основного материала статьи. Диалог, как известно, предполагает, прежде всего, хорошее знание предмета говорения, знание лексики и синтаксических конструкций, обеспечивающих его. Возникает вопрос, что должно и явиться стимулом к говорению и на каком языковом материале должны вырабатываться навыки диалогической речи на темы, связанные со специальностью.

В качестве такого источника для развития навыков диалогической речи может быть использован текст по специальности. Текст, избранный в качестве основы обучения диалогической речи, должен дать четкое и ясное представление о том, что явится предметом разговора. Этот текст должен быть в меру насыщен специальной лексикой и синтаксическими конструкциями научной речи.

Так, например, одно из первых занятий в группе по специальности «Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» проводилось на материале текста «Задачи авиационной радиосвязи», составленного на основе учебника по специальности:

Радиосвязь является основным средством связи. Она обеспечивает управление войсками в самых сложных боевых условиях. В авиации радиосвязь является единственным средством управления ЛА в воздухе.

При помощи радиосвязи командиры, штабы, пункты управления передают боевые приказы, распоряжения, донесения и сигналы экипажам ЛА. Для ведения радиосвязи все ЛА оборудуются радиостанциями.

На борту устанавливается одна-две радиостанции УКВ- диапазона и радиостанция КВ-диапазона. Это зависит от типа ЛА.

Радиостанция УКВ-диапазона устанавливается на всех типах ЛА, на некоторых ЛА она бывает единственной.

Радиостанции УКВ-диапазона работают на частотах МВ (100- 150 МГц) и ДМВ (220-400 МГц). Их называют командными радиостанциями. Командные радиостанции используются только для обеспечения связи в пределах прямой видимости между ЛА и пунктом управления при взлёте, посадке, при управлении ЛА в воздухе, при наведении ЛА на цель и т.д.

На некоторых типах вертолётов устанавливаются радиостанции УКВ-диапазона, которые работают на частотах МВ (20-60 МГц). Они используются для обеспечения связи в пределах прямой видимости между вертолётом и пунктом управления, а также отдельными подвижными объектами (танки, БМП) взаимодействующих сухопутных войск.

Радиостанции КВ-диапазона называют связными. Они устанавливаются на многих типах ЛА. Радиостанции КВ-диапазона служат для обеспечения дальней связи ЛА с наземными пунктами управления.

В предлагаемом тексте содержится лексика, знание которой обеспечивает составление диалога. Текст включает в себя также ряд синтаксических конструкций, характерных для научной речи, таких, как:

а)определение понятия (конструкции типа: что является чем, что называется чем, что это что);

б) характеристику функциональной сущности предмета (что обеспечивает что, что служит для чего, что используется для чего);

в) определение зависимости одного предмета от другого (что зависит от чего);

г) определение местонахождения предмета (что устанавливается где).

Основными формами работы по тексту являются слушание, чтение его, словарная работа, выписывание из текста активизируемых конструкций, беседа по тексту, наконец, пересказ.

Г. Н. Поспелов, говоря о разных типах общения, указывает «Деловое общение—всякого рода указания, разъяснения и обсуждения тех или иных практических вопросов — тяготеет к стереотипности своих оборотов [3, с. 38].

Данное положение относится к репликам, которые являются речевыми штампами разговорной речи на специальные темы. Широкое использование готовых фраз — характерная особенность диалогической речи по специальности.

Обучение диалогической речи предполагает усвоение штампов речи. К числу их относятся формулы, содержащие сообщение (Да, я хочу тебе сказать...), побуждение (Послушайте... Объясните... Расскажите... Охарактеризуйте... Выполните...), выражающие подтверждение, согласие (Да, конечно, я согласен... Да, это так), отрицание (Нет, это не так]... Нет, я не согласен... Нет, я так не думаю...), одобрение, неодобрение (Верно... Это правильно... Нет, это неправильно...), модальную оценку (Вряд ли... Мне кажется. Я думаю... Я считаю...), контрпредложение (А, может быть, лучше...), удивление (Неужели это так... Разве...), уточнение (Говорите яснее... Скажите точнее...) и т. д. Для активизации речевых штампов в диалогической речи проводится серия упражнений:

Упражнение 1. Прочитайте вслух. Соблюдайте правильную интонацию. Охарактеризуйте, пожалуйста, радиосвязь.

Разве радиосвязь является единственным средством управления ЛА в воздухе. Да, я думаю так. Я не согласен. Я думаю, при помощи телефонной связи командиры, штабы, пункты управления могут передают боевые приказы, распоряжения, донесения и сигналы экипажам ЛА.

Упражнение 2. Дополните данные предложения словами и словосочетаниями из текста.

Образец: Объясни, пожалуйста ...

Объясни, пожалуйста, что такое радиосвязь. Охарактеризуй, пожалуйста, ... Говори точнее . .. Да, конечно, . .. Правильно ... Не забудь ... Таким образом, . .. Да, это так ... Нет, это не так ...

Упражнение 3. Присоединитесь к высказыванию собеседника, используя | словосочетания: это верно, я согласен; я тоже так думаю; я тоже так считаю.

Образец: - На борту устанавливается одна-две радиостанции УКВ- диапазона и радиостанция КВ-диапазона. Это зависит от типа ЛА. Да, я тоже так думаю.

Радиостанция УКВ-диапазона устанавливается на всех типах ЛА, на некоторых ЛА она бывает единственной. Радиостанции УКВ-диапазона работают на частотах МВ (100- 150 МГц) и ДМВ (220-400 МГц). Их называют командными радиостанциями. На некоторых типах вертолётов устанавливаются радиостанции УКВ-диапазона, которые работают на частотах МВ (20-60 МГц).

Упражнение 4. Возразите собеседнику, употребив выражения: Нет, это не так. Нет, я не согласен. Нет, я так не думаю.

Радиостанции УКВ-диапазона работают на частотах МВ (20-60 МГц) и используются для обеспечения связи в пределах прямой видимости между вертолётом и пунктом управления, а также отдельными подвижными объектами (танки, БМП) взаимодействующих сухопутных войск. Связные радиостанции КВ-диапазона устанавливаются на многих типах ЛА и служат для обеспечения дальней связи ЛА с наземными пунктами управления.

После выполнения упражнений данного типа начинается усвоение вопросно-ответных конструкций, которое преследует две задачи- закрепление и максимальную активизацию изучаемого языкового материала и развитие диалогической речи. Эти задачи осуществляются путем выполнения упражнений вопросно-ответного характера.

1. Ответьте на вопросы:

Что является основным средством связи в авиации? Для чего служит радиосвязь? Чем оборудуются ЛА для ведения радиосвязи? Какие радиостанции устанавливаются на борту и от чего это зависит?

2. Ответьте на вопросы неопределенно, употребив слова: по-моему, кажется, вряд ли.

Какие радиостанции называются командными? На каких частотах работают командные радиостанции? Для чего используются радиостанции УКВ-диапазона?

Эти упражнения выполняются под руководством преподавателя, при этом предполагается чтение предложения одним курсантом, ответной реплики — другим.

Активизация типичных формул разговорной речи предполагает также и развертывание ответов на вопросы, расширение их.

Диалогические вопросно-ответные конструкции отличаются неполнотой предложений. Поэтому перед преподавателем стоит задача научить курсантов правильно строить неполные предложения. Для этого можно предложить выполнить следующее упражнение:

Ответьте на вопросы, употребив неполные предложения.

Образец: Для чего используются радиостанции УКВ-диапазона? - Для обеспечения связи в пределах прямой видимости между ЛА и пунктом управления при взлёте, посадке, при управлении ЛА в воздухе, при наведении ЛА на цель.

На каких частотах работают радиостанции УКВ-диапазона? Какие радиостанции называют связными? Для чего служат связные радиостанции? Что входит в комплекс связи ЛА?

При отработке вопросно-ответных конструкций можно усложнить предложенное выше упражнение, предусмотрев обучение диалогу-переспросу. При этом курсантам предлагается после ответа на вопрос повторить сказанное, употребив выражение: Повторите, пожалуйста, я не понял, что вы сказали? и т. д.

Кроме серии упражнений, развивающих навыки ответа на вопрос, следует учить курсантов и составлению вопросов к специальному тексту. Преподаватель произносит предложение, в котором, например, содержится информация о радиостанции УКВ-диапазона и предлагает учащимся задать вопросы к высказыванию. В зависимости от характера высказывания курсанты задают различные вопросы. Так, к предложению Радиостанции КВ - диапазона служат для обеспечения дальней связи ЛА с наземными пунктами управления курсанты задавали вопросы:

Какие радиостанции служат для обеспечения дальней связи ЛА с наземными пунктами управления? Для чего служат радиостанции КВ-диапазона? Для обеспечения какой связи служат радиостанции КВ-диапазона?

Все названные виды работы способствуют активизации слов, и синтаксических конструкций, необходимых для ведения диалога, готовят иностранных курсантов к речевой практике.

Следующий этап — заучивание диалога. Представляется целесообразным заучивание коротких диалогов. Длинные диалоги, а их много в наших учебных пособиях, носят обычно книжный характер. Разучивание их недостаточно эффективно: в них теряются активизируемые стереотипы разговорной диалогической речи.

Короткий диалог должен дать первое представление о естественной диалогической речи. Он содержит лексику и синтаксические конструкции изучаемой темы по специальности, реплики, стимулирующие собеседника к высказыванию. Короткий диалог не должен ограничиваться вопросами и ответами. Он представляет собой в определенной степени штамп, по аналогии с которым курсант составляет уже собственные диалоги. Короткий диалог целесообразно инсценировать. Приведем пример такого диалога:

Ситуация. Идет экзамен. Разговор между преподавателем и курсантом.

Преподаватель: Курсант: Преподаватель: Курсант:

Преподаватель: Курсант:

Преподаватель: Курсант:

Преподаватель: Курсант: Преподаватель: Курсант:

Чем является радиосвязь?

Радиосвязь является основным средством связи. Охарактеризуйте, пожалуйста, радиосвязь.

Радиосвязь обеспечивает управление войсками в самых сложных боевых условиях. И только?

Нет, в авиации радиосвязь является единственным средством управления ЛА в воздухе. При помощи радиосвязи командиры, штабы, пункты управления передают боевые приказы, распоряжения, донесения и сигналы экипажам ЛА Скажите, какие радиостанции устанавливаются на борту? На борту устанавливается одна-две радиостанции УКВ-диапазона и радиостанция КВ-диапазона. А от чего это зависит? От типа ЛА.

Радиостанция УКВ-диапазона устанавливается на всех типах ЛА? Да, конечно. Кроме того, на некоторых ЛА она бывает единственной.

При инсценировке и заучивании данного диалога преподаватель обращает внимание на те штампы, которые составляют специфику монологической речи (Только? Да, конечно. Можно ли сказать? Я думаю, что можно и т. д.).

Как показывает практика, после заучивания коротких диалогов курсанты не всегда могут в разговоре использовать образцы его, так как составить неподготовленный диалог даже по пройденной теме — довольно трудная задача. Поэтому формирование навыков диалогической речи следует продолжать.

Следующий этап обучения диалогической речи — распространение диалога [2, с. 48].

При распространении диалога к каждому предложению придумываются различные варианты, уточняющие, дополняющие его. При выполнении этого вида работы курсантам предлагается использовать выражения, взятые из учебного текста или из учебника по специальности. В отдельных случаях при распространении диалога преподаватель предлагает использовать определенные термины и синтаксические конструкции нужной смыслоразличительной ситуации.

При распространении диалога следует предупредить курсантов, что короткий диалог - основа нового диалога, заменить его другим нельзя. Распространение диалога - творческий вид работы, вызывающий у учащихся интерес, повышающий активность их, так как выполняется он фронтально, в ускоренном темпе.

В системе творческих работ по обучению курсантов диалогической речи ведущее место занимает составление диалога по аналогии. При проведении этого вида работы предлагается тема диалога,

определенная ситуация, опорные слова, выражения, конструкции. Можно предложить начало диалога, середину его, концовку. Эта работа закрепляет навыки ведения диалога, активизирует изучаемые синтаксические конструкции.

При обучении диалогической речи по специальности можно предложить курсантам составлять диалог парами. Данная работа обеспечивает высокий уровень активного говорения. Каждый в паре слушает и говорит. Недостаток работы — невозможность исправления преподавателем ошибок учащихся в процессе составления диалога. Но, как показывает практика, при составлении диалогов преподаватель не всегда исправляет ошибки говорящих во время работы, а проводит анализ типичных ошибок в конце занятия.

К эффективным видам работы по развитию диалогической речи можно отнести составление диалогов по схеме и таблице [1, с. 64].

Одним из важнейших видов работы по развитию диалогической речи является составление диалога на основе словесного описания ситуации. Так, например, курсантам предлагается составить диалог по следующей ситуации: Ваш товарищ учится на техническом факультете. Он готовится к экзамену по радиоэлектронному оборудованию. Вы спрашиваете его о задачах авиационной радиосвязи, он вам отвечает.

Заключительный этап работы — проведение беседы по теме. Беседа - сложная для иностранных курсантов форма общения. Она должна стать итогом всей работы, показать степень усвоения изученного языкового материала и навыков ведения диалога. Для проведения беседы необходима соответствующая подготовительная работа.

До занятий преподаватель продумывает план беседы, затем определяет синтаксическую структуру вопросов, на основе которых будет проводиться беседа, и намечает реплики, которые должны быть употреблены. Учащиеся повторяют на самоподготовке выученные ранее диалоги, прочитывают заново текст, на основе которого изучалась тема, подготавливают сообщения по теме.

Проведение беседы начинается с сообщения курсанта (в группах с недостаточной подготовкой это может сделать преподаватель). После сообщения курсанту задаются вопросы. При этом вопросы формулируются так, чтобы они стимулировали ответы, подготавливали к дальнейшему расспросу по теме, уточнению, конкретизации. Ответы разговаривающих должны быть развернутыми, не сводиться к словам «да», «нет». Учащиеся в процессе беседы дополняют ответы говорящих, подтверждают или опровергают их, высказывают сомнение по поводу выступления, уточняют отдельные утверждения. В случае незнания курсантом какой-либо грамматической формы возможна подсказка преподавателя.

Выводы. Следует заметить, что проведение беседы на тему по специальности намного сложнее беседы на бытовую тему. Вначале иностранные учащиеся даже на родном языке с большим трудом говорят на специальные темы, поэтому преподаватель должен хорошо знать предмет беседы, чтобы на всем протяжении её побуждать курсантов задавать вопросы, дополнять, уточнять высказывания, включаться в диалог.

Курсантам, слабо владеющим языковым материалом, ограничивающимся репликами «да», «нет», преподаватель задает вопросы: Почему вы так думаете?, Разве это так?, просит их обосновать высказанное. В конце беседы преподаватель комментирует выступления курсантов, делает обобщение по всему занятию.

В заключение следует отметить, что работа по обучению диалогической речи на основе текстов по специальности сопряжена, особенно на первых порах, со значительными трудностями, однако она вызывает у иностранных учащихся большой интерес, желание говорить на русском языке, пользуясь им как средством коммуникации в сфере своей специальности. Систематическая работа по обучению говорению на специальные темы способствует овладению основами научной речи и, в то же время, дальнейшему развитию и совершенствованию навыков ведения диалогов.

Литература:

1. Безносенко Л. Н. О некоторых видах работ по развитию устной речи на продвинутом этапе // Русский язык за рубежом. №4/1972 - С. 64-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Орловская Т. И. Распространение диалога // Иностранные языки в школе, № 5/1965 - С. 47-49.

3. Поспелов Н.Г. Тезисы докладов Межвузовской конференции по стилистике художественной литературы [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1961. - 110 с.

Педагогика

УДК: 371

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Воронина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Национальное и культурно - этническое своеобразие страны ставит перед образованием задачу формирования у подрастающего поколения гражданской идентичности, способствующей устойчивому развитию сообщества. В статье раскрываются подходы к определению понятия «гражданская идентичность» и его роли в достижении содружества наций. Указывается на сложный состав определения «гражданская идентичность» и определяеются его основные аспекты: эмоционально-чувственный, когнитивный, ценностно- ориентировочный, деятельностный. Указывается на возможность формирования гражданской идентичности в обучении безопасности жизнедеятельности. В разработанной методической системе формирования гражданской идентичности обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» определены ведущие методологические основания, соответствующие современным представлениям о развитии общеобразовательной школы, выделены и обоснованы базовые компоненты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.