Научная статья на тему 'Обучение детей дошкольного возраста способам наглядного моделирования'

Обучение детей дошкольного возраста способам наглядного моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2305
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигалик М. А.

Раскрыты педагогические условия обучения детей 3-7 лет способам наглядного моделирования. Определены цели, подходы, принципы организации деятельности моделирования детей, раскрыто содержание способов наглядного моделирования в разных возрастных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигалик М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей дошкольного возраста способам наглядного моделирования»

УДК 373.2

М.А.Жигалик

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПОСОБАМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

Pedagogic conditions of 3-7 year old children teaching to the methods of visual modeling are disclosed. The aims, approaches, principles of organization of activity modeling of children are defined, the matter of the ways of visual modeling in different age groups is revealed.

Обращение к проблеме обучения дошкольников способам наглядного моделирования является результатом поиска эффективных средств развития и совершенствования познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Преимущество использования наглядного моделирования как одного из средств развития познавательной деятельности заключается в отражении существенных свойств, связей и отношений изучаемых предметов и объектов в доступной для дошкольников форме [1]. Кроме того, учеными доказано, что основные виды деятельности дошкольников (игра, рисование, конструирование и т. п.) носят явно моделирующий характер [2]. Как правило, развивающая среда детского сада наполнена большим количеством различных моделей, знаков и символов разнообразного смысла и содержания, практически во всех возрастных группах детского сада есть в наличии схемы для строительных игр и конструирования, ведутся календари природы и т.п. Вместе с тем, анализ педагогической деятельности в детском саду показал, что специальной работы по формированию у детей способов наглядного моделирования не проводится, в методической литературе по дошкольному воспитанию данная проблема почти не отражена.

Необходимость изучения данного аспекта и определила нашу цель: разработать и апробировать модель обучения дошкольников способам наглядного моделирования и доказать ее эффективность в развитии познавательной деятельности. Экспериментальная работа осуществлялась с детьми 3-7 лет. Проведенный педагогический эксперимент позволил разработать модель педагогических условий обучения детей способам наглядного моделирования. Структура данной модели представлена тремя ком-

понентами: ценностно-целевым, содержательно -

технологическим и результативно-оценочным.

Ценностно-целевой компонент включает в себя цель, подходы и принципы.

Цель: обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.

Подходы: интегрированный, эвристический, развивающий, системный.

Принципы: развивающего и воспитывающего характера обучения; научности содержания и методов образовательного процесса; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности; наглядности; доступности; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы.

В содержательно-технологический компонент входят определение содержания способов наглядного моделирования в разных возрастных группах; характеристика форм и методов обучения детей способам наглядного моделирования; обозначение требований к предметно-развивающей среде.

Содержание способов наглядного моделирования в младшей возрастной группе включает: подбор и действия с предметами-заместителями на основе умения подбирать предмет по признаку внешнего сходства и возможности выполнять ту же функцию, что и протопредмет; умение соотносить план с реальным пространством на основе размещения и взаимодействия с реальными игрушками в том или ином пространстве (например, в комнате); создание схемы с помощью геометрических фигур в качестве условно-символических обозначений; конструирование с использованием элементарной детализирован-

ной (из 3-4 элементов) или контурной схемы хорошо знакомых и понятных детям построек.

В средней группе увеличивается количество способов наглядного моделирования и усложняется их содержание: действия с предметами-

заместителями осуществляются не только на основе внешнего сходства с реальным предметом, но и по совокупности признаков (вес, характер поверхности материала и др.); увеличивается количество элементов моделируемого объекта с помощью схемы; дети осваивают способы создания условного изображения предметов (с помощью геометрических фигур, знаков, символов и т.д.); определяют взаимное расположение предметов в пространстве с помощью плана; учатся создавать в воображении новые образы на основе схематических изображений предметов (подбор по внешнему признаку, дорисовывание и др.).

В старшей группе способы наглядного моделирования включают: обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, использование и создание разных видов условносхематического изображения реальных предметов и объектов; умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.); умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.); умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов; самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, мы определили место данной работы в целостном воспитательнообразовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования.

В ходе педагогического эксперимента нами было подобрано содержание как организованной, так и свободной деятельности в младшей, средней, старшей группах согласно выделенным показателям, разработан и апробирован комплекс игр и упражнений для каждой возрастной группы. Разработанное нами содержание отвечает основным образовательным требованиям современных программ дошкольного воспитания, поэтому игры и упражнения на обучение детей способам наглядного моделирования могут быть непосредственно включены в разные виды занятий дошкольников. Наши дидактические материалы вносят вариативность и разнообразие в занятия по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре. Кроме того они могут быть использованы в детском экспериментировании, труде, экологическом образовании дошкольников, а также в самостоятельной игровой деятельности. Дидактические материалы характеризуются

разнообразной тематикой и доступностью в применении. При отборе содержания мы отдавали предпочтение таким заданиям, которые могут быть использованы в работе с детьми любой возрастной группы без предварительного обучения. Анализ проделанной работы позволил сформулировать методические рекомендации для воспитателей по формированию и развитию способов наглядного моделирования у детей от трех до семи лет.

Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. В детских садах общепринято помещение группы подразделять на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Мы обогатили содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования. Смена информационных образов идет согласно динамике усвоения того или иного достижения, а также согласно тематике основной программы дошкольного учреждения. Варьирование видов и содержания наглядных моделей, игр с ними, мотивации их использования, форм детской деятельности дает возможность дифференцировать процесс развития наглядного моделирования у детей согласно их возрастным, индивидуальным особенностям.

Результативно-оценочный компонент представленной модели содержит выделенные в процессе экспериментального исследования критерии и показатели развития у детей способов наглядного моделирования, на основе которых определяется эффективность формирующей работы. Согласно выделенным показателям нами разработан диагностический комплекс, состоящий из подобранных и адаптированных в ходе педагогического эксперимента диагностических методик для каждой возрастной группы. В результате количественной и качественной обработки эмпирического материала нами были выявлены уровни развития у детей способности к наглядному моделированию и дана их качественная характеристика.

Сопоставление данных контрольного и констатирующего этапов эксперимента показывают, что высокий уровень развития способов наглядного моделирования обнаружили 19% детей против 6% в начале эксперимента; на среднем уровне в начале эксперимента находилось 66% детей, в конце — 71%; с 28% до 10% уменьшилась доля детей, показавших низкий уровень развития. Это дает основание считать, что разработанная нами модель педагогических условий обучения детей наглядному моделированию является достаточно результативной.

1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1984. С.5-90.

2. Венгер Л.А. // Дошкольное воспитание. 1979. №5. С.36-39.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. М.,1984. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.