Научная статья на тему 'Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи'

Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1242
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / НАГЛЯДНОСТЬ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

Статья раскрывает содержание понятия наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием, по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи»

15. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной. М.: Академия, 2003. 272 с.

16. Тураева М.Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности. / Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (Казань, октябрь 2014 г.).

17. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. 320 с.

18. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.

19. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. Издание 2-е. Москва: Владос, 1999. 360 с.

20. Журнал «Дошкольная педагогика». № 7, 2012; № 4, 2005; № 4, 2013; № 2, 2013.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Бойко С.И.

Бойко Светлана Ивановна - студент магистратуры, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, учитель-логопед,

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад комбинированного типа № 214, г. Краснодар

Аннотация: статья раскрывает содержание понятия - наглядное моделирование. Какие этапы работы необходимо выстроить, чтобы правильно работать с наглядным материалом. Особое внимание в статье уделено необходимости использования заместителей и наглядных моделей для развития умственных способностей детей с недоразвитием речи. Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Выявлена и обоснована необходимость правильного построения работы с наглядным моделированием, по формированию слоговой структуры слова, при которой необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении.

Ключевые слова: наглядное моделирование, модель, наглядность, дифференцированный подход, коррекционно-развивающие задачи, дидактические принципы.

Научное обоснование проблемы наглядного моделирования

Профессия логопед - это не только процесс коррекционно-развивающего обучения, но и творческий процесс, как для детей, так и для логопеда. Используя наглядное моделирование на логопедических занятиях, мы видим, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Чтобы правильно использовать модели, логопедам необходимо построить этапы работы с наглядным материалом. Первое, что необходимо - это познакомить с графическим образом модели и анализом

сенсорного материала; Второе, перевести его на знаково-символический язык. И третье - непосредственно работать с моделью.

Для формирования у дошкольников навыков наглядного моделирования, необходимо выстроить работу в определенной последовательности. Необходимо при этом постепенно повышать самостоятельность самих дошкольников, постоянно вовлекая их в процесс работы. При использовании наглядного материала на логопедических занятиях, логопед ставит своей целью формировать представления об основных признаках и структуре, об отношениях и связях между элементами этих объектов и обозначает его в знаково-символическое обозначении. Например, при формировании звукового анализа и синтеза, мы используем графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работая с моделью, мы предполагаем определенный уровень сформированности умственных операций у детей таких как, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Само назначение модели - это облегчение процесса усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но для того, чтобы ребёнок вник и закрепил знания этого материала, модель должна отражать основные свойства объекта и должна быть доступна ребенку по возрастному критерию.

Для того чтобы дети легче развивали связную речь, ученые выделили два важных фактора, которые облегчают процесс становления связной речи. По мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина - это наглядность, а мнению Л.С. Выготского - это создание внутреннего плана высказывания [1].

Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей. К примеру, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова.

Наглядное моделирование, помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия такие как, звук, слово, предложение, текст, учит работать с ними. Для дошкольников это играет важную роль, потому что мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, лучше развивается зрительная память, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981) [1]. По определению В.В. Давыдова, моделирование - это продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала. А Леон Лоренсо С., Л.М. Хализеева обозначили, что наглядные модели для детей дошкольного возраста, являются той формой выделения и обозначения отношений, которая им доступна [3].

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Также авторы придают большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Цеханская Л.И.) и детей с речевой патологией (Гаркуша Ю.Ф.). Авторы Ветрова Н.М., Агаева Е.Л. разработали вопросы по применению наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, по развитию способностей к перцептивной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии [2].

Следующее, что помогает развивать коррекционно-развивающие задачи, такие как зрительные, двигательные, ассоциативную память, - это опорные схемы. Также замечено, что для развития умственных способностей дошкольников, необходимо использовать заместители и наглядные модели. Модель - это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью. Объект, который имеет существенные признаки оригинала, называют моделью. Мы можем создавать и использовать разные модели объекта, но всё равно модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит меньше информации. Модели, которые мы можем использовать, бывают нескольких видов:

62

образные, знаковые, смешанные, натурные [1]. Используя в коррекционно -развивающем обучении наглядные модели, мы производим коррекцию звукопроизношения; закрепляем навыки словообразования; обогащаем активный словарь; формируем и совершенствуем умения использовать в речи различные синтаксические конструкции; развиваем связную речь. Многие методы дошкольного обучения основаны на использовании наглядных моделей к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, который разработали Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова, предполагает построение и использование наглядной схемы звукового состава слова. Ряд исследователей: Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.И. Маевская, Е.С. Мастюкова, С.К. Сиволапов, Л.Ф. Спирова, Л.С. Цветкова и др., которые изучали особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают их трудности в овладении сенсорными навыками, которые, если не развивать, будут сказываться на дальнейшем обучении детей [4]. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдаются трудности в формировании перцептивных действий, что в свою очередь будет сказывается на успешность называния тех или иных свойств объектов. Также у этих детей замедлены процессы восприятия, они часто фрагментарны и не обобщены. Вызывают трудности у детей обследование предметов, выделение нужных свойств, а главное, дети затрудняются в обозначении этих свойств словом, не умеют обобщать, классифицировать. Недостаточность знаний процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка [6].

Теоретическая концепция наглядного моделирования

На современном этапе, актуальными и перспективными, являются исследования педагогов и психологов, которые показали на практике, что благотворной основой развития умственных способностей детей, служит овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования.

Чтобы научить ребёнка использовать математические символы, программы для компьютеров, научить понимать правильное значение слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки, необходимо развивать и вводить в практику игровое замещение. Но чтобы ребёнок понимал и правильно использовал обозначения отдельных предметов, необходимо проводить анализ, выделять отношения между объектами, которые необходимо учитывать. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, или с помощью наглядной модели, где сами предметы должны быть обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения при помощи расположения этих заместителей в пространстве (или на плоскости). Как показывает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая является наиболее доступной детям. Ребенок, который свободно может владеть внешними формами замещения и наглядного моделирования, может правильно использовать заместители и наглядные модели в уме, понять и представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» результаты собственных действий. А это всё и является показателем высокого уровня умственных способностей.

Без самостоятельного, постоянного участия дошкольников, не могут формироваться навыки наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере может овладеть действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, так как, использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности, с которыми они сталкиваются каждодневно, это сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации. Однако уровень развития умственных способностей у разных детей

оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.

Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы детьми

Педагогам в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач: в систематизации познавательной информации об окружающем; в обогащении словарного запаса детей, в развитии связной речи; в последовательности, логичности, и связности изложения; в развитии мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти; в воспитании у детей потребности в речевом общении; в целенаправленном развитии импрессивной и экспрессивной речи детей; в актуализировании предметного, качественного и глагольного словаря детей; в закреплении обобщении понятий; в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже; в навыках словообразования: уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные; в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; в закреплении умений употреблять синонимы, антонимы; в формировании и совершенствования умения использовать в речи различные конструкции предложений; в анализе семантики и способы образования сложных слов; в способности к развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности. При нарушениях слоговой структуры слова, моделирование помогает образно представить структуру слова, использовать заместители слогов, из которых это слово состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. С помощью наглядного моделирования дети могут подготовиться к формированию навыка послогового чтения, научиться делить слова на слоги с помощью хлопков, подбирать слова к слоговым схемам.

Чтобы правильно построить работу с наглядным моделированием, направленную на формирование слоговой структуры слова, необходимо соблюдать, как дидактические принципы обучения, методы и средства, так и специальные подходы в обучении [5]. Для определения эффективности воздействия, мы опираемся в своей работе на основные принципы, такие как:

> коррекционно-развивающее обучение, направленное на формирование личности ребенка;

> активность ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения;

> систематичность, предполагающая строгую последовательность и постепенность в подаче речевого материала (от простого к сложному);

> практическая направленность;

> доступность и прочность усвоения речевого материала;

> сочетание коллективного обучения с индивидуальным подходом к детям.

Эта технология осуществляется в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению. Поэтому даётся на начальных этапах работы с моделью или символами, которые необходимо подкреплять наглядным материалом: картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, они обеспечивают опору на наглядно -образное мышление. На последующих этапах, работа проводится с более сложными мыслительными операциями, которые подводят ребёнка к умению обобщать, развивать образное, и словесно-логическое мышление, понимать слово, речевой образец и выполнять речевую инструкцию.

Для того чтобы эффективно осуществлять работу по формированию слоговой структуры слова, используя технологии наглядного моделирования в коррекционной

64

работе, необходимо проводить комплексный дифференцированный подход с учетом разных речевых возможностей детей.

Этот дифференцированный подход при внедрении моделей предполагает:

- дети с низким уровнем речевого развития нуждаются в подкреплении наглядной модели картинным материалом; по содержанию речевого материала - слова с доступной слоговой структурой «зашифровываются», без дефектных звуков; по оказанию помощи логопеда - дети проговаривают вместе с логопедом или вслед за ним;

- со средним уровнем - в подкреплении стилизованным изображением или «пиктограммой»; по содержанию речевого материала - даются слова более сложного слогового состава, направленные на автоматизацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда - дети проговаривают вслед за сильными детьми;

- с высоким уровнем - дети используют наглядную модель; по содержанию речевого материала - даются трудные слова сложной слоговой структуры, направленные на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков; по оказанию помощи логопеда - дети самостоятельно строят своё высказывание [6].

Опираясь на положение Л.С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, видно, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним; технология наглядного моделирования позволяет в работе логопеда предъявлять задания, выполнение которых возможно с незначительной помощью логопеда или более сильного ребенка. Эти коррекционные задания, «зашифрованные» в наглядной модели, стимулируют и активизируют детей, способствуют переводу речевых навыков из зоны ближайшего в зону актуального развития [5].

Наглядные модели, которые предлагаются детям в работе, должны быть представлены в форме игр и игровых упражнений, потому что, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. С помощью игр и игровых упражнений умения и знания у детей лучше закрепляются и эффективнее дают результаты работы. Это всё делает наглядные модели более привлекательными, эмоционально-окрашенными, гибкими и многофункциональными. Используя наглядные модели, логопед может осуществлять взаимосвязь речи и моторики. Может применять речеобразующие жесты в работе со схемой - моделью, а ребенок, подчиняясь предложенной последовательности, может программировать свое высказывание, планировать грамматическую структуру, составлять свой ответ по схеме. Слабым детям, затрудняющимся в координации руки и речи, предлагается тактильная опора на наглядную модель, жесты рекомендуются в направлении слева - направо, что немаловажно для пропедевтики дислексии [7].

Наглядное моделирование, на которое опирается логопед в системе коррекционной работы, дает положительный результат, это подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Этот метод эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служит дополнительной основой для исправления звукопроизношения, его можно эффективно использовать для формирования речевой, познавательной и двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи.

Список литературы

1. Агаева ¿...Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Москва, 1984.

2. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972.

3. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника. Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. Москва, 1979.

4. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Москва, 1994.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Москва, 1960.

6. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности». Москва, 1968.

7. ЛеонтьевА.А. Слово в речевой деятельности. Москва, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.