Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ БОРЦОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ'

ОБУЧЕНИЕ БОРЦОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ БОРЬБА / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новаковский С.В., Максимович В.А., Руденик В.В.

Цель исследования - на основе теоретической модели обучения спортсменов разработать методику обучения борцов греко-римского стиля технико-тактическим действиям. Методика и организация исследования. Методологической основой изучения явились положения теории функциональных систем П.К. Анохина, концепции уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, теория деятельности, разработанная психологами школ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М.М. Богена и др. Результаты исследования и выводы. В разработанной методике процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют собой единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. На этапе обучения обусловленным двигательным действиям решается задача научить спортсмена выполнять двигательное действие (прием) в специально созданных благоприятных условиях в основном варианте его исполнения; на этапе обучения преднамеренным двигательным действиям - научить эффективно использовать освоенный прием в условиях поединка; на этапе обучения преднамеренно-экспромтным двигательным действиям - научить спортсмена в условиях лимита времени выбирать оптимальные варианты развития двигательных ситуаций и эффективно решать двигательные задачи посредством двигательных действий; на этапе обучения экспромтным двигательным действиям - научить борцов в условиях лимита времени находить оптимальные варианты развития неизвестных двигательных ситуаций и эффективно решать соответствующие двигательные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING MODEL FOR GRECO-ROMAN WRESTLING

Objective of the study was to develop a technical and tactical training model for Greco-Roman wrestling sport based on the modern sports training theory. Methods and structure of the study. Methodologically, the study was designed based on the P.K. Anokhin’s functional systems theory; N.A. Bernstein’s leveled movement construction concept; activity theory developed by psychologists L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein and A.N. Leontiev; the M.M. Bogen’s planned/ staged motor actions formation theory, etc. Results and conclusion. Technical and tactical training may be defined as the motor skill training and practical motor skill application tactics learning system for competitive progress. We developed, based on the sound theoretical provisions, the technical and tactical training model for Greco-Roman wrestling sport as a harmonized staged system designed to master motor skills on a situation-specific, proactive and creative basis - first in the eased modeled conditions; second in the focused motor skill trainings to effectively use the basic well-trained motor skill toolkit in competitive bouts; third, in the focused-creative motor skill trainings to make the athlete fit for finding best solutions under time pressure in every known motor situation; and fourth, in the creative motor skill / motor actions trainings to help find the best solutions of motor tasks in the unknown motor situations. The technical and tactical training model is recommended for practical application in wrestling sports as it was proved beneficial for the training service quality.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ БОРЦОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ»

обучение Борцов тЕхнико-тАктичЕским дЕИствиям

УДК/UDC 796.8

Поступила в редакцию 16.01.2022 г.

Информация для связи с автором: vrudenik@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор С.В. Новаковский1 Кандидат педагогических наук, профессор В.А. Максимович2 Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Руденик2

1Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург 2Гродненский государственный университет им. Я. Купалы, Гродно

TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING MODEL FOR GRECO-ROMAN WRESTLING

Dr. Hab., Professor S.V. Novakovsky1 PhD, Professor V.A. Maksimovich2

PhD, Professor V.V. Rudenik2

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

2Yanka Kupala State University of Grodno, Grodno

Аннотация

Цель исследования - на основе теоретической модели обучения спортсменов разработать методику обучения борцов греко-римского стиля технико-тактическим действиям.

Методика и организация исследования. Методологической основой изучения явились положения теории функциональных систем П.К. Анохина, концепции уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, теория деятельности, разработанная психологами школ Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, теория планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М.М. Богена и др.

Результаты исследования и выводы. В разработанной методике процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют собой единый взаимосвязанный процесс обучения обусловленным, преднамеренным, преднамеренно-экспромтным и экспромтным двигательным действиям. На этапе обучения обусловленным двигательным действиям решается задача научить спортсмена выполнять двигательное действие (прием) в специально созданных благоприятных условиях в основном варианте его исполнения; на этапе обучения преднамеренным двигательным действиям - научить эффективно использовать освоенный прием в условиях поединка; на этапе обучения преднамерен-но-экспромтным двигательным действиям - научить спортсмена в условиях лимита времени выбирать оптимальные варианты развития двигательных ситуаций и эффективно решать двигательные задачи посредством двигательных действий; на этапе обучения экспромтным двигательным действиям - научить борцов в условиях лимита времени находить оптимальные варианты развития неизвестных двигательных ситуаций и эффективно решать соответствующие двигательные задачи.

Ключевые слова: спортивная борьба, технико-тактическая подготовка, методика обучения.

Abstract

Objective of the study was to develop a technical and tactical training model for Greco-Roman wrestling sport based on the modern sports training theory. Methods and structure of the study. Methodologically, the study was designed based on the P.K. Anokhin's functional systems theory; N.A. Bernstein's leveled movement construction concept; activity theory developed by psychologists L.S. Vygotsky, S.L. Rubinstein and A.N. Leontiev; the M.M. Bogen's planned/ staged motor actions formation theory, etc.

Results and conclusion. Technical and tactical training may be defined as the motor skill training and practical motor skill application tactics learning system for competitive progress. We developed, based on the sound theoretical provisions, the technical and tactical training model for Greco-Roman wrestling sport as a harmonized staged system designed to master motor skills on a situation-specific, proactive and creative basis - first in the eased modeled conditions; second in the focused motor skill trainings to effectively use the basic well-trained motor skill toolkit in competitive bouts; third, in the focused-creative motor skill trainings to make the athlete fit for finding best solutions under time pressure in every known motor situation; and fourth, in the creative motor skill / motor actions trainings to help find the best solutions of motor tasks in the unknown motor situations. The technical and tactical training model is recommended for practical application in wrestling sports as it was proved beneficial for the training service quality.

Keywords: competitive wrestling, technical and tactical training, training methodology.

Введение. В середине прошлого столетия на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности А. В. Крестовниковым была разработана физиологическая теория двигательного навыка [3]. Используя эту теорию в качестве методологической основы, В. Д. Мазниченко в начале второй половины прошлого столетия разработал теоретико-методические основы обучения двигательным умениям и навыкам [9]. Исследователь считал [9, а 138], что важную роль в дальнейшей разработке этого теоретико-методического направления могут сыграть результаты исследований механизмов, лежащих в основе поведения человека, полученных П. К. Анохиным [1], Н. А. Бернштейном [2] и др.

В теории спорта как в обобщающей отрасли научного знания теоретико-методические основы обучения двигательным уме-

ниям и навыкам, разработанные В. Д. Мазниченко [9], наряду с теорией планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М. М. Богена [3], разработанной на основе теории деятельности Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других исследователей, и сегодня являются основополагающими при разработках методик обучения технике двигательных действий в большинстве видов спорта.

В процессе тактической подготовки формируются умения целесообразного использования соревновательных действий в соответствии с замыслом и основными линиями поведения спортсмена на соревновании. В реальной соревновательной деятельности спортсменов техника и тактика, как правило, не существуют раздельно. В связи с этим, говорят о технико-тактической подготовке [8].

Установлено, что в основе умений целесообразного использования соревновательных действий в процессе состязаний лежат физиологические закономерности принятия решений о том, какие действия целесообразно использовать в конкретной соревновательной ситуации [6]. В то же время, на протяжении длительного периода разработки теории и методик физического воспитания и теории спорта за методологическую основу обучения принималась, как правило, условно-рефлекторная теория И. П. Павлова. Противоречия рефлекторной теории, в которой физиологический механизм принятия решения практически не рассматривался [1], оказали тормозящее влияние на разработку теории и методик обучения тактическим действиям спортсменов. Установлено [7], что в теории и методиках спортивных единоборств практически не определена взаимосвязь технической и тактической сторон подготовки спортсменов в процессе их многолетней спортивной деятельности.

Цель исследования - на основе теоретической модели обучения спортсменов разработать методику обучения борцов греко-римского стиля технико-тактическим действиям.

Методика и организация исследования. Методологической основой исследования явились положения теории функциональных систем П. К. Анохина, концепции уровневого построения движений Н.А. Бернштейна, теория деятельности, разработанная психологами школ Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, теория планомерно-поэтапного формирования двигательных действий М. М. Богена и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Используя в качестве методологической основы положения теории функциональных систем [1], мы установили, что важнейшим фактором, участвующим в принятии решения о том, какое соревновательное действие (прием) и в какой момент целесообразно использовать борцу в конкретной ситуации поединка, является двигательный опыт спортсмена. Была осуществлена дифференциация двигательных задач, возникающих у борцов в условиях поединка и отличающихся физиологическими механизмами принятия решений в зависимости от двигательного опыта спортсменов: 1) задачи, которые борец решал ранее и решения которых сохранились в аппаратах памяти; 2) задачи, которые ранее в процессе двигательной деятельности борца не возникали или решения которых не сохранились в аппаратах памяти. Среди двигательных задач, которые сохранились в аппаратах памяти, целесообразно различать: 1) задачи, которые были решены успешно; 2) задачи, которые ранее человек решал неудачно.

Дифференциация двигательных задач, проведенная на основе отличий в физиологических механизмах принятия решения [3], потребовала и соответствующего дифференцированного подхода к обучению их решения.

Используя теоретико-методические основы обучения двигательным умениям и навыкам [9], а также основы тактики спортивной борьбы [4], с учетом физиологических закономерностей

принятия решений [1] разработана методика обучения борцов греко-римского стиля технико-тактическим действиям.

Первый этап - обучение борцов обусловленным двигательным действиям. Общая задача этапа обучения - научить спортсмена выполнять двигательное действие (прием) в специально созданных благоприятных условиях (включая помощь тренера, партнеров, тренажерных устройств и др.) в основном варианте его исполнения.

Второй этап - обучение борцов преднамеренным двигательным действиям. Общая задача этапа обучения - научить спортсмена эффективно использовать освоенный прием в условиях поединка.

Третий этап - обучение борцов преднамеренно-экс-промтным двигательным действиям. Общая задача этапа обучения - научить спортсмена в условиях лимита времени выбирать оптимальные варианты развития двигательных ситуаций и эффективно решать двигательные задачи посредством двигательных действий.

Четвертый этап - обучение борцов экспромтным двигательным действиям. Общая задача этапа обучения - научить в условиях лимита времени находить оптимальные варианты развития неизвестных двигательных ситуаций и эффективно решать соответствующие двигательные задачи.

В разработанной методике процессы обучения технике действий (приемов) и формирования умений использовать действия (приемы) в условиях соревновательной деятельности представляют собой единый взаимосвязанный процесс обучения.

В таблице представлена последовательность обучения приемам (действиям) в процессе многолетней спортивной тренировки борцов греко-римского стиля, а также степень освоенности изучаемых приемов на этапах обучения.

В спортивных единоборствах рекомендуется осваивать на одном занятии не более одного-трех приемов (действий), в зависимости от уровня подготовленности спортсменов, этапа многолетней спортивной тренировки и других факторов. Очередное действие (прием) или совокупность действий (приемов) осваивается (см. таблицу) после завершения второго этапа обучения предыдущим действиям. Количество осваиваемых приемов (действий) не ограничено (см. таблицу) количеством известных приемов (п). Развитие теории и методики вида спорта предполагает расширение арсенала средств соревновательной деятельности спортсменов, поэтому количество приемов (действий) может быть расширено до необходимой величины (п (+).

Использование разработанной методики обучения позволило значимо повысить эффективность подготовки борцов греко-римского стиля [7].

Вывод. Технико-тактическая подготовка - процесс обучения спортсменов технике приемов и формирование умений использовать их в условиях соревновательной деятельности. На основе теоретической модели обучения разработана методика технико-тактической подготовки борцов греко-римского

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

G CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Алгоритм обучения решению двигательных задач, возникающих в условиях соревновательной деятельности спортсменов

Действие (прием) или группа действий (приемов) Этапы обучения технико-тактическим действиям

1 1-й 2-й 3-й 4-й

2 1-й 2-й 3-й 4-й

3 1-й 2-й 3-й 4-й

-/-

n 1-й 2-й 3-й 4-й

n (+) 1-й 2-й 3-й 4-й

Примечание: 1-й - этап обучения обусловленным двигательным действиям; 2-й - этап обучения преднамеренным двигательным действиям; 3-й - этап обучения преднамеренно-экспромтным двигательным действиям; 4-й - этап обучения экспромтным двигательным действиям; п - количество известных приемов (действий), используемых в соревновательной деятельности спортсменов; п (+) - расширение арсенала средств соревновательной деятельности спортсменов.

18

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

стиля, представляющая собой взаимосвязанный процесс обучения обусловленным двигательным действиям (решается задача научить спортсмена выполнять двигательное действие (прием) в специально созданных благоприятных условиях в основном варианте его исполнения), преднамеренным двигательным действиям (решается задача научить спортсмена эффективно использовать освоенный прием в условиях поединка), преднамеренно-экспромтным двигательным действиям (решается задача научить спортсмена в условиях лимита времени выбирать оптимальные варианты развития двигательных ситуаций и эффективно решать двигательные задачи посредством двигательных действий) и экспромтным двигательным действиям (решается задача научить спортсмена в условиях лимита времени находить оптимальные варианты развития неизвестных двигательных ситуаций и эффективно решать соответствующие двигательные задачи). Использование разработанной методики обучения позволяет значимо повысить эффективность технико-тактической подготовки в видах спортивных единоборств.

Литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с., ил.

2. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 214 с.

3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.

4. Келлер В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. Киев: Здоров'я, 1977. 184 с.

5. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. М., 1951. 144 с.

6. Лушневский А.К., Руденик В.В., Некрасов А.В. Обучение военнослужащих стрельбе из штатного оружия: моногр. Гродно: ЮрСа-Принт, 2020. 118 с.

7. Максимович В.А., Ивко В.С. Спортивная борьба: моногр. Гродно: ГрГУ, 2017. 359 с.

8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. 384 с: ил.

9. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / под общ. ред. А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт, 1967. 399 с.

References

1. Anokhin P.K. Ocherki po fiziologii funktsionalnykh system [Essays on physiology of functional systems]. M.: Meditsina publ., 1975. 448 p., il.

2. Bernstein N.A. O postroenii dvizheniy [On construction of movements]. M.: Medgiz publ., 1947. 214 p.

3. Bogen M.M. Obuchenie dvigatelnym deystviyam [Movement training]. M.: Fizkultura i sport publ., 1985. 192 p.

4. Keller V.S. Deyatelnost sportsmenov v variativnykh konfliktnykh situatsiyakh [Athletes' cctivities in various conflict situations]. Kiev: Zdorov'ya publ., 1977. 184 p.

5. Krestovnikov A.N. Ocherki po fiziologii fizicheskikh uprazhneniy [Essays on physiology of physical exercises]. M., 1951. 144 p.

6. Lushnevskiy A.K., Rudenik V.V., Nekrasov A.V. Obuchenie voennosluzhashchikh strelbe iz shtatnogo oruzhiya [Regular weapons fire training of military personnel]. Grodno: YurSaPrint publ., 2020. 118 p.

7. Maksimovich V.A., Ivko V.S. Sportivnaya borba [Wrestling]. Grodno: GrSU publ., 2017. 359 p.

8. Matveyev L.P. Obshchaya teoriya sporta i ee prikladnye aspekty [General theory of sports and its applied aspects]. Textbook. St. Petersburg: Lan publ., 2005. 384 p.: il.

9. Novikov A.D., Matveyev L.P. [ed.] Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical education]. Textbook for institutes of physical education. M.: Fizkultura i sport publ., 1967. 399 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

мотивы изучения второго иностранного языкл в вузе физической культуры как основа создания Поликультурной языковой личности

Е.А. Белякова1

1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

УДМ^С 796.071

Ключевые слова: мотив, внешняя и внутренняя мотивация, второй иностранный язык.

Цель исследования - выявить мотивы у обучающихся в вузе физической культуры (РГУФКСМиТ) к изучению французского языка для последующего обоснования профессионального роста будущих специалистов.

Методика и организация исследования. Исследование включало проведение анкетного опроса, в котором приняли участие 40 студентов 2-го курса направлений «Туризм» и «Гостиничное дело» РГУФКСМиТ Первая анкета была посвящена изучению мнения респондентов о мотивах, побудивших к изучению французского языка, а вторая позволила проанализировать первые результаты, полученные в процессе изучения иностранного языка студентами РГУФКСМиТ

Результаты исследования и их обсуждение. Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, которое предполагает общение на данном языке и умение слушать собеседника. Курс обучения второму иностранному языку в вузе физической культуры предполагает, что обучающиеся уже обладают коммуникативной иноязычной компетенцией в первом иностранном (английском) языке на уровне не ниже А2 по общеевропейской шкале европейских компетенций.

Установлено, что, во-первых, увеличение интереса к изучению французского языка определяется новизной информации, личной заинтересованностью, уровнем развития интеллекта,

MOTIVES FOR STUDYING SECOND FOREIGN LANGUAGE IN HIGHER PHYSICAL EDUCATION INSTITUTION AS BASIS FOR FORMATION OF MULTICULTURAL LINGUISTIC PERSONALITY

E.A. Belyakova1

1Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 22.12.2021 г.

воображения, нестандартного мышления, легкости обучения. Во-вторых, мотивы, лежащие в основе интереса к французскому языку, студенты объясняют многими факторами: «перспективой», желанием путешествовать, важностью иностранного языка в современном мире, приобщением к другой культуре.

Результаты анализа анкет показали, что внешняя мотивация отмечена менее, чем у половины студентов, внутренняя мотивация - у большинства студентов. Большинство обучающихся ориентированы на использование французского языка «здесь и сейчас», чем в будущем. Они понимают важность второго иностранного языка не только как фактора получения престижной профессии, но и средства развития интеллекта, познавательных процессов и коммуникации.

Вывод. Важным фактором создания и развития мотивации выступает преподаватель иностранного языка, который создает условия для возникновения внутренних мотивов обучения и познавательного интереса к изучению языка, воздействуя на мотивационную структуру через определение личностно значимых целей обучения.

Литература

1. Губанова Л.В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранного языка: монография. М.: ИНФРА-М, 2013. 288 с.

2. Молодых-Нагаева Е.Г., Чувильская Е.А. Иностранный язык в неязыковом вузе: как мотивировать студента? // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 80.

Информация для связи с автором: catbelka84@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.