Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ "СМОТРИ И СЛУШАЙ"'

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ "СМОТРИ И СЛУШАЙ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / АУДИРОВАНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / СТАРШАЯ ШКОЛА / TEACHING / LISTENING / FOREIGN COMMUNICATIVE COMPETENCE / AUTHENTIC MATERIALS / VIDEO MATERIALS / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Михалева Дарья Александровна

Рассматриваются вопросы использования видеоматериалов как средства обучения аудированию в старших классах. Материалы представлены как дополнительный компонент УМК «EnjoyEnglish» для 10-го класса авторов М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко в виде электронного приложения «Смотри и слушай». Предлагаемые упражнения к видеофрагментам в рамках данного приложения направлены на развитие основных умений аудирования и демонстрируют связь всех видов речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Михалева Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING LISTENING IN HIGH SCHOOL BASED ON ELECTRONIC APPLICATION "WATCH AND LISTEN"

The paper investigates the practicability of using video materials as means of teaching listening in high school.The materials are presented as aids for Enjoy English for the 10th class by authors: M. Biboletova, E. Babushis, N. Snezhko, in the form of an electronic application “Watch and Listen”.These exercises for video materials in this application are aimed at the development of basic listening skills and demonstrate the connection of all types of speech activity.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ "СМОТРИ И СЛУШАЙ"»

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ НА ОСНОВЕ

ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «СМОТРИ И СЛУШАЙ»

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Михалева Дарья Александровна

студентка z751 гр. факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: mikhalevad@rambler.ru

TEACHING LISTENING IN HIGH SCHOOL BASED ON ELECTRONIC APPLICATION «WATCH AND LISTEN»

Elena Panina, Ph.D

Associate Professor, Department of Foreign Language Teaching Methods Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Mikhaleva Daria

Student of the Faculty of Foreign Languages, group z751 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: mikhalevad@rambler.ru

Аннотация: рассматриваются вопросы использования видеоматериалов как средства обучения аудированию в старших классах. Материалы представлены как дополнительный компонент УМК «Enjoy English» для 10-го класса авторов М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко в виде электронного приложения «Смотри и слушай». Предлагаемые упражнения к видеофрагментам в рамках данного приложения направлены на развитие основных умений аудирования и демонстрируют связь всех видов речевой деятельности.

Ключевые слова: обучение, аудирование, иноязычная коммуникативная компетенция, аутентичные материалы, видеоматериалы, старшая школа.

Abstract: the paper investigates the practicability of using video materials as means of teaching listening in high school. The materials are presented as aids for Enjoy English for the 10th class by authors: M. Biboletova, E. Babushis, N. Snezhko, in the form of an electronic application "Watch and Listen". These exercises for video materials in this application are aimed at the development of basic listening skills and demonstrate the connection of all types of speech activity.

Key words: teaching, listening, foreign communicative competence, authentic materials, video materials, high school.

Аудирование как процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух является одной из сторон устной речи и в связи с этим одним из условий успешности акта коммуникации. От умения слушать, слышать и понимать информацию на слух зависит успешность человека как в речевой, так и неречевой деятельности. Данный вид речевой деятельности наряду с говорением, чтением и письмом обеспечивает формирование коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.

Вместе с тем учащиеся считают аудирование дополнительным элементом по отношению к говорению и не воспринимают его как самостоятельный вид речевой деятельности. Аудирование как деятельность основано на умении, которое в свою очередь опирается на грамматические и лексические навыки, включает в себя навык подсознательного восприятия и способность различать звуковую сторону речи. Успешность в этом виде деятельности зависит от степени владения учеником всеми тремя навыками, сформированности механизмов аудирования (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания), от наличия интереса к воспринимаемой информации, от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлении, продолжительности звучания) и, наконец, от лингвистических особенностей — языковых и структурно-композиционных сложностей речевых сообщений и их соответствия речевому опыту и знаниям учащихся.

Все вышесказанное определяет данный вид речевой деятельности как трудный и говорит о необходимости систематической и специально организованной работы на каждом уроке и дома. В противном случае, в условиях отсутствия языковой среды и необходимого коммуникативного контекста старшеклассники не понимают речь на слух, не умеют адекватно реагировать, теряют интерес к иностранному языку в целом.

Для того чтобы была затронута мотивационная сфера ученика, недостаточно, чтобы задания к аудированию были ориентированы только на контроль понимания прослушанного. Ученику важно понять, где использовать полученную информацию. Мотивом к аудированию является познавательно-коммуникативный интерес к информации, которая содержится в материале.

Многие упражнения по аудированию, используемые во время урока и предлагаемые в учебно-методических комплексах, по-прежнему основаны на формальной разговорной прозе, несмотря на то что наша речь является спонтанной. Правда, существует определенное количество спонтанных разговоров с преподавателями на иностранном языке в ходе урока, например объяснения, инструкции, вопросы, и большая часть этого обеспечивает случайную практику слушания. Но этого недостаточно. Упражнения по аудированию как таковые обычно основаны на заранее подготовленном

тексте и зачитываются вслух учителем или на пленке, что, очевидно, не дает необходимого количества практики [1; 2, с. 22].

Для осуществления эффективного обучения аудированию необходимы дополнительные средства и методы обучения, которые помогут избежать трудностей, помогут справиться с ними или облегчат их.

Одним из средств обучения аудированию, расширяющих социокультурный и коммуникативный контекст использования иностранного языка, являются видеоматериалы. Их использование может быть достаточно продуктивным для формирования навыков и умений аудирования при правильной методике и планировании обучения. С методической точки зрения, видео предоставляет учителю возможность творчески планировать уроки, используя его как средство повышения мотивации к предмету «иностранный язык» и как средство развития речи у учащихся. Главным преимуществом видеоматериалов является представление фрагментов аутентичного языка в полноценном контексте, благодаря чему обучающийся имеет возможность практиковать один из самых сложных видов речевой деятельности, аудирование, с настоящим аутентичным языком. Видео дает полную картину происходящего, что увеличивает шанс понимания иностранной речи.

В обучении можно использовать различные виды видеопродукции: учебные видеокурсы, художественные и документальные фильмы, мультипликационные фильмы, видеоэкскурсии по городам, достопримечательностям и музеям, музыкальные видеоклипы, новости, телепередачи, интервью и др.

Видеоресурсы предоставляют большие возможности для того, чтобы понять информацию разного уровня, провести анализ, основанный на сравнении культурных ценностей и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения. Безусловно, просмотр фильмов оказывает эмоциональное воздействие на ученика и является мотивирующим источником в последующей творческой, учебной и поисковой деятельности.

Методически важно и то, что интерес к видеоматериалам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

Таким образом, несомненными достоинствами видеоматериалов являются их аутентичность, информативная насыщенность, концентрация языковых средств, эмоциональное воздействие на обучающихся.

На основе анализа учебно-методического комплекта «Enjoy English» для 10-го класса под авторством М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис, Н.Д. Снежко и практического опыта использования видеоматериалов при обучении аудированию было разработано электронное приложение «Смотри и слушай».

В основу отбора видеоматериалов положен ряд принципов:

- целесообразность,

- тематичность,

- аутентичность,

- информативность и познавательность,

- соответствие уровню языковой подготовки,

- соответствие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,

- разножанровость,

- непродолжительность.

Соответствующие вышеназванным принципам видеоматериалы: новости, интервью, экскурсии по музеям, блоги - размещены на электронном пособии «Смотри и слушай» куда можно перейти

по ссылке: https://classroom.google.com/c/MzY4MTQ0ODk2OTda. Они могут быть использованы в рамках данного УМК как средство обучения аудированию, поскольку при своей аутентичности и информативности они соответствуют изучаемой тематике и уровню языковой подготовки учащихся.

Пособие фокусируется на развитии одного из видов речевого общения, а именно аудирования, но вместе с тем способствует развитию умений и в других видах речевой деятельности. Задания структурированы в соответствии с технологией работы над аудио/видео/текстом и распределены на три этапа: преддемонстрационный (Before Viewing), демонстрационный (During Viewing), последемонстрационный (After Viewing).

Рассмотрим технологию работы на примере использования видеоматериала Why Finland has the best education system in the world?, который является отрывком из документального фильма Where To Invade Next от Майкла Мура. Сюжет предлагается в рамках темы Start anew, которая затрагивает тему различных школ и обучения. Ожидаемые предметные результаты учащихся:

- понимают на слух информацию об особенностях обучения школьников в финских школах, факты и различия между американской и финской системой обучения;

-умеют высказывать свое мнение о преимуществах и недостатках школ, высказываться о системе обучения в Финляндии и аргументировать свое мнение, а также сравнивать американские и финские школы и систему обучения в них.

Формируемые метапредметные действия: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке; построение логичного рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) по вопросам образовательных систем Финляндии, Америки и России и умение делать выводы; выделять, обобщать и фиксировать запрашиваемую информацию.

Формируемые личностные действия: учащиеся учатся ценить достоинства системы образования в своей стране, любить свою школу.

1. Before Viewing

1.1 Before watching the video discuss about advantages and disadvantages of modern schools. Do you want to change something? What it would be?

1.2. Before you watch, pay special attention to the vocabulary:

to crack a code - if you crack a problem or a code, you solve it, especially after a lot of thought.

to be ahead - to be in the lead, to be winning.

to blurt sth out - to say something suddenly and without thinking, usually because you are excited or nervous.

obsolete - not in use any more, no longer used or needed, usually because something newer and better has replaced it. to get rid of sth - throw something away. to flunk a test - to fail.

to eliminate - to remove or take away someone or something.

civics - the study of the way in which a local government works and of the rights and duties of the people who live in the city.

1.3. Explain what it means:

- private school

- public school

- standardized tests

- multiple choice exams

- exchange student

2. During Viewing

2.1. While watching the video get ready to answer the following questions: Why Finland schools don't have homework?

How many hours a day do the younger ones go to school? What school is about?

What do kids need to use their brain as well as they can?

2.2. Watch the video again and choose the right answer

1. What's the top secret of Finland education?

a) Students do a lot of homework

b) They do arts more than other subjects.

c) They do not have homework.

2. What about their school days?

a) Finland's students have the shortest school days

b) Finland's students have the longest school days

c) Finland's students have the same school days as American students.

3. What do they think about standardized tests?

a) They appreciate them.

b) America should get rid of them.

c) Tests are really teaching students anything.

4. America got rid of poetry because

a) Students are going to speak as poets only when they're adults.

b) It's a waste of time.

c) Schools appreciate music and art more than poetry.

5. Teachers try to teach students

a) to think for themselves

b) to do art

c) how to get a job

3. After Viewing

3.1 Mark the following statements True (T), False (F) or Not stated (N):

A. Students do worse by going to school less.

B. Students do their homework no more than 20 minutes.

C. Schools have their own system of evaluation.

D. Being in school here is more independent.

E. Finns disagree that America should stop teaching to a standardized test.

F. Teachers sure that homework is obsolete.

G. It is legal in Finland to set up a school and charge tuition.

3.2 Compare American and Finland schools and write five differences between

them.

Таким образом, практический опыт использования видеоматериалов на уроке английского языка позволяет сделать вывод об эффективности применения видео в учебных целях. Видеоматериалы повышают интерес к изучению иностранного языка, помогают активизировать все виды речевой деятельности, приобщают к культуре страны изучаемого языка. Использование видеоматериалов способствует также интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1.Электронное пособие «Смотри и слушай» [Электронный ресурс]. -URL: https://classroom.google.com/c/MzY4MTQ0ODk2OTda (дата обращения: 10.10.2018).

2. Penny U. Teaching listening comprehension. (Cambridge handbooks for language teachers). - Cambridge University Press I984, 1992. - 184 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ WEB 2.0 ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь E-mail: epanina@list.ru

Рябкин Сергей Александрович

студент 741/1 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: sergeisergeisergei888@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.