Научная статья на тему 'Обучение'

Обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение»

национальные конференции и съезды с международным участием.

Прошедший в Тимишоара в 2015 г. Национальный конгресс Румынского педиатрического общества имел огромный успех: более 1200 участников, 145 румынских и 25 иностранных докладчиков, 180 тем на различных сессиях, 240 постеров, 40 спонсоров.

Для 8-го Конгресса ЕигоресНаиюв в 2017 г. выбрано колоссальное по своим размерам место проведения — Дворец Парламента в Бухаресте.

На возведении Дворца Парламента (ранее известного как Народный дворец), задуманного лидером КПРФ Николае Чаушеску, трудилось 20 000 рабочих и 700 архитекторов. Длина Дворца — 275 м, ширина — 235 м, высота — 86 м и 92 м — под землей. На 12 этажах расположено 1100 комнат, 2 подземных гаража, а также четыре дополнительных подземных уровня, включая огромный ядерный бункер. Общая площадь

помещения составляет 365 000 м2. Дворец Парламента является вторым офисным зданием по величине в мире (после Пентагона) и третьим по объему занимаемой площади (после Мыса Канаверал в США и Пирамиды Хеопса в Египте).

В начале строительства в 1984 г. диктатор предполагал, что Дворец станет штаб-квартирой его правительства. Сейчас Дворец — это место заседания парламента Румынии и международный конференц-центр. Построенное и обставленное с использованием исключительно румынских материалов здание отражает работу лучших мастеров страны.

Мы приглашаем вас открыть красоту этого места и рады приветствовать всех в Бухаресте в 2017 г.

Проф. Лейла Намазова-Баранова, Президент EPA/UNEPSA Марин Бурля (Marin Burlea), Президент 8-го Конгресса Europediatrics

ОБУЧЕНИЕ

£

<

(О IL

£ ш

s

я ^

га s а

V н га S

Электронное дистанционное обучение в системе

педиатрического непрерывного медицинского

образования

Электронное дистанционное обучение приобретает все большее значение в медицинском и медико-биологическом образовании. Благодаря непрерывной стандартизации процесса новые инновационные методы обучения и повышение квалификации на протяжении всей жизни стали насущными вопросами. Кроме того, снижение затрат во времени, путешествиях и соответствующих издержках превращают гибкий доступ к образованию в необходимость.

Непрерывное медицинское образование (НМО) для педиатров должно включать актуальные знания, подкрепленные научной базой, с прямой ссылкой на практическое применение. Тем не менее электронные учебные курсы НМО часто проводятся беспорядочно, содержат необъективную информацию, а координаторами выступают неакадемические негосударственные организации. Кроме того, содержание таких курсов узконаправленное, недостаточно глубоко рассматривает поставленные вопросы, включает неполную информацию, не имеет регулярных обновлений. Таким образом, существует острая потребность в электронном доступе к курсам НМО, которые содержат объективную, актуальную информацию высокого качества, предлагают легкую и мобильную форму для самостоятельного, интерактивного обучения.

Так, при взаимодействии и по инициативе Академии раннего питания (Early Nutrition Academy, ENA) и Детской больницы им. Августа фон Хаунера при медицинском центре Мюнхенского университета (Германия) создан бесплатный электронный курс по раннему питанию (eAcademy, ENeA; http://www.early-nutrition.org/en/enea/). Современные международные рекомендации, метаана-лизы, систематические обзоры и последние научные данные консолидируются и применяются на практике. Содержание электронных модулей написано и проверено ведущими международными экспертами соответствующей квалификации, которые участвуют в международных исследовательских совместных проектах, таких как «ЕС — Раннее питание» (www.project-earlynutrition.eu).

ENeA обеспечивает аккредитованные электронные учебные модули для НМО по темам раннего питания и образа жизни. Электронные модули предназначены для работников здравоохранения всего мира, которые стремятся углубить свои знания и улучшить медицинские услуги в области раннего питания.

Платформа электронного обучения ENeA работает в тесном сотрудничестве с Европейским обществом детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания (European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology and Nutrition, ESPGHAN) и включена в программу электронного обучения, предлагающую работникам здравоохранения практические задания по теме питания.

Платформа электронного обучения ENeA состоит из различных модулей, при этом каждый посвящен определенной теме в области вскармливания младенцев. Дополнительные ресурсы по структуризации знаний, в том числе модули по питанию и эпигенетике, антропометрии у детей грудного возраста, необходимым питательным веществам в период беременности и лактации, а также раннему питанию и жизни в странах с низким уровнем дохода, будут доступны в ближайшее время.

Каждый модуль состоит из вводной части, 3-5 блоков по различным аспектам основной темы и практических заданий на основе клинических случаев. Каждый блок разделен на несколько частей. Начало каждого блока представлено схемой, в которой даны краткое изложение содержания и образовательные цели. Перед занятием пользователь проходит тест для самопроверки, результаты которого выявляют уровень знаний по конкретной теме. Каждый блок подразделяется на меньшие, четко спланированные уроки, которые охватывают наиболее важные и актуальные аспекты главной темы. Везде, где возможно, уроки содержат экспертное мнение, видео- или интерактивные изображения для закрепления и уточнения письменного содержания. Кроме того, списки литературы по отдельным темам предоставляют пользователям перечень источников для дальнейшего изучения и получения более подробной информации. В заключительном разделе каждого блока, озаглавленном «Ключевые положения», дается краткий обзор всех пройденных тем. По завершении каждого блока доступен

184

тест НМО. Проработав все уроки, пользователь ознакомится с содержанием блока и сможет успешно выполнить тест НМО.

Каждый модуль заканчивается практическими заданиями на основе клинических случаев. Цель данного виртуального ситуативного обучения заключается в том, чтобы предоставить пользователю возможность применить полученные знания на практике. Практические задания на основе клинических случаев являются дополнительным бонусом и не связаны с сертификатом НМО.

Кроме того, пользователи имеют возможность общаться друг с другом или с командой ENeA на дискуссионном форуме. Для простоты использования аббревиатуры связаны ссылками с соответствующим объяснением, все ссылки в модулях — со списком литературы. Полный список всех ссылок, используемых в модулях, также можно загрузить.

Модуль по теме «Прикорм»

Один из доступных модулей на платформе посвящен конкретным теоретическим и практическим аспектам прикорма. Модуль рассматривает своевременные и подходящие практики прикорма младенцев и маленьких детей и их значение для здорового роста и развития. Текущие международные рекомендации по срокам введения прикорма предоставляются вместе с актуальными научными рекомендациями, описывающими влияние раннего и позднего введения прикорма на здоровье. Подробные рекомендации по типу продуктов, объему порций и частоте приема пищи у младенцев и маленьких детей обсуждаются наряду с практическими примерами осуществления прикорма в разных регионах мира. Представлены биологические особенности и аспекты развития организма в период прикорма, что объясняет его важность. Этот модуль уделяет особое внимание потребностям питания нормальных здоровых младенцев, вместе с тем раскрывает способы удовлетворения особых потребностей в питании больных младенцев и затрагивает некоторые вопросы, связанные с прикормом в развивающихся странах.

В первом блоке обсуждаются текущие рекомендации и практики. Полноценное питание в младенчестве и раннем детстве является ключевым моментом в процессе нормального, здорового роста и развития. В первом блоке представлен обзор прикорма в младенчестве, и приводится краткое описание различных определений прикорма международными организациями. На основе краткого изложения истории вскармливания младенцев выделены значительные изменения и достижения XX-XXI вв. Обсуждается важность прикорма, нерациональность длительного исключительно грудного вскармливания с акцентом на «критический период» развития и дефицит питательных веществ, которые могут возникнуть при отсутствии подходящего прикорма. Пользователь получает полное представление об актуальных международных рекомендациях по прикорму наряду с планом текущих методов кормления в разных регионах мира.

Во втором блоке данного модуля описывается влияние прикорма на здоровье ребенка. Исходя из результатов текущих исследований, указавших возраст начала прикорма, данный блок определяет, какие немедленные или отдаленные нежелательные последствия для здоровья могут быть вызваны как слишком ранним, так и слишком поздним введением прикорма — ожирение, аллергии или сердечно-сосудистые заболевания, а также риск развития кариеса, заражения инфекция-

ми. Данный блок представляет вниманию обучаемого некоторые вопросы, связанные с прикормом в развивающихся странах, включая воздействие неполноценного прикорма на здоровье человека, раскрывает темы дефицита конкретных питательных веществ и остановки роста.

Третий блок включает в себя практические аспекты прикорма: состав и способы приготовления. Предметом обсуждения выступают актуальные научно обоснованные рекомендации по практическим аспектам, включающие описание приготовления и состава прикорма. Цель блока состоит в том, чтобы предоставить пользователю обзор подходящего прикорма у детей раннего возраста, включая типы и консистенции прикорма в раннем возрасте, содержание в прикорме питательных веществ и энергии, а также объем порций и частоту прикорма. Также даны рекомендации по вегетарианской и веганской диете в период прикорма. Кроме того, обучаемый получает общее представление о безопасном приготовлении и хранении продуктов для прикорма, а также советы по кормлению во время и после болезни.

Последний блок посвящен физиологическим аспектам в период прикорма. В течение первых лет жизни рацион питания грудного ребенка претерпевает наибольшие изменения, переходя от исключительно жидкой диеты к более разнообразным прикормам в дополнение к молоку. В течение этого переходного периода в пище младенца появляются продукты, для перевариваемости которых необходимы полноценные оральные двигательные навыки и сформировавшиеся пищеварительная, почечная и иммунная системы. Данный блок раскрывает биологические особенности и аспекты развития в период прикорма. Разъясняет физиологическое созревание почечной и желудочно-кишечной функций, которое требуется для переваривания немолочных продуктов, и изменения в развитии нервной системы, необходимые для безопасного и эффективного перехода к «семейным» продуктам. Кроме того, обсуждаются развитие вкуса и пищевых предпочтений, а также динамика роста в период прикорма.

ENeA становится региональной: адаптации для электронного обучения педиатров в конкретных условиях

Англоязычная всеобъемлющая платформа ENeA в настоящее время диверсифицирована согласно определенным региональным и государственным требованиям в рамках специализированных подпроектов, таких как ENeA-Китай, ENeA-Турция и ENeA-ЮВА (Юго-Восточная Азия). При сотрудничестве с известными специалистами в регионах программа электронного обучения будет адаптирована к конкретным условиям и потребностям медицинских работников в этих странах, чтобы предложить специализированное обучение в области раннего питания и образа жизни для стран с высоким или низким уровнем доходом. На сегодняшний день в общей сложности более 5000 специалистов здравоохранения из 142 стран мира активно обучаются по программе ENeA.

Дополнительная информация по адресу http://www. early-nutrition.org/en/enea/

д-р биол. наук Бриджит Брендон (Brigitte Brands), MBE, e-mail: Brigitte.Brands@med.lmu.de д-р мед. наук, профессор Университета педиатрии Бертольд Колецко (Berthold Koletzko), e-mail: office.koletzko@med.uni-muenchen.de

<n

H

(О H

о

CN

О

о

se <

5

Q.

<

в К

о

ш т s

Q.

S

s

ч

ш

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.