Научная статья на тему 'Обучающие возможности электронной образовательной среды в учебно-профессиональной сфере общения'

Обучающие возможности электронной образовательной среды в учебно-профессиональной сфере общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / THEORY AND PRACTICE OF INTERCULTURAL COMMUNICATION / ВИРТУАЛЬНЫЙ КАМПУС / VIRTUAL CAMPUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорикова Т.П.

Рассматривается проблема использования обучающего потенциала электронной образовательной среды в учебно-профессиональной сфере общения. Делается акцент на развитии профессиональной компетенции магистранта при самостоятельной работе в электронной образовательной среде в рамках изучения дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации). Описывается интерактивная основа построения курса и принципы проектирования содержания учебно-методического комплекса по данной дисциплине. Ожидаемым результатом является формирование у магистрантов готовности продуктивно использовать возможности современных информационных технологий при решении учебно-профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL SPHERES OF COMMUNICATION

The problem of using the learning potential of the electronic educational environment in educational and professional spheres of communication is considered in the article. The emphasis is placed on the development of the professional competence of the graduate student in independent work in the electronic educational environment as a part of the discipline “Theory and Practice of Intercultural Communication.” The interactive basis of the course construction and the principles of designing the content of the teaching and methodological complex for this discipline are described. The expected result is the preparation of graduate students for the productive use of the capabilities of modern information technologies when solving educational and professional problems.

Текст научной работы на тему «Обучающие возможности электронной образовательной среды в учебно-профессиональной сфере общения»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.045 Скорикова Т.П.

ORCID: 0000-0003-2844-8571, доктор филологических наук, профессор Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ОБУЧАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНО-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

Аннотация

Рассматривается проблема использования обучающего потенциала электронной образовательной среды в учебно-профессиональной сфере общения. Делается акцент на развитии профессиональной компетенции магистранта при самостоятельной работе в электронной образовательной среде в рамках изучения дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации). Описывается интерактивная основа построения курса и принципы проектирования содержания учебно-методического комплекса по данной дисциплине. Ожидаемым результатом является формирование у магистрантов готовности продуктивно использовать возможности современных информационных технологий при решении учебно-профессиональных задач.

Ключевые слова: компьютерные технологии, электронная образовательная среда, теория и практика межкультурной коммуникации, виртуальный Кампус.

T.P. Skorikova ORCID: 0000-0003-2844-8571, PhD in Philology, Professor Bauman Moscow State Technical University

TRAINING OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN EDUCATIONAL AND

PROFESSIONAL SPHERES OF COMMUNICATION

Abstract

The problem of using the learning potential of the electronic educational environment in educational and professional spheres of communication is considered in the article. The emphasis is placed on the development of the professional competence of the graduate student in independent work in the electronic educational environment as a part of the discipline "Theory and Practice of Intercultural Communication. " The interactive basis of the course construction and the principles of designing the content of the teaching and methodological complex for this discipline are described. The expected result is the preparation of graduate students for the productive use of the capabilities of modern information technologies when solving educational and professional problems.

Keywords: computer technologies, electronic educational environment, theory and practice of intercultural communication, virtual Campus.

В рамках современной образовательной парадигмы содержание, формы и методика обучения должны соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности — субъекта образовательной деятельности. В связи с этим в профессиональной подготовке учащихся следует обратить особое внимание на обучение необходимым знаниям и навыкам работы с информацией при использовании новейших компьютерных технологий [1], [2], [3], [4], что поможет молодым специалистам самостоятельно обновлять собственный запас знаний, пользуясь дополнительно ресурсами профессиональной интернет-коммуникации.

Методики обучения в высокотехнологичной информационной среде все шире становятся предметом всестороннего изучения и профессионального осмысления педагогами в высшей школе [5], [6], [7] .

Информационно-образовательная среда предполагает в качестве основных составляющих следующие взаимосвязанные компоненты: образовательные ресурсы - образовательная коммуникация - управление образовательным взаимодействием. В соответствии с этим подходом в статье рассматривается проблема создания средств дистанционной поддержки преподавания дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации» для учащихся магистратуры по специальности «Теория массовых коммуникаций и международные связи с общественностью». Рассмотрим некоторые актуальные проблемы использования этих технологий при организации самостоятельной работы магистрантов при изучении этой дисциплины. Будем опираться на принципы и методы дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации, разработанные нами в работе [8].

Дисциплина «Теория и практика межкультурной коммуникации относится к одному из важнейших аспектов подготовки магистров для данного профиля. Цель курса можно обозначить как обучение студентов теоретическим основам межкультурного взаимодействия, формирование межкультурной компетентности, позволяющей обучающимся осуществлять адекватную коммуникативно-языковую деятельность в условиях вхождения в чужие культурные группы.

При овладении содержанием дисциплины современные информационные технологии способствуют развитию профессиональной компетенции обучаемых проектировать собственные образовательные «маршруты» в виртуальной среде [9]. Ожидаемым результатом является формирование у магистрантов готовности продуктивно использовать современную информационную среду при решении собственных учебно-профессиональных задач.

Вслед за Э.Г. Азимовым под виртуальной образовательной средой мы понимаем среду обучения, основанную на интернет-технологиях [10, С. 194]. Обучающие ресурсы виртуальной языковой среды строятся на базе электронных учебников и учебно-методических комплексов, представляющих собой «структурированное информационно-образовательное пространство учебного заведения со всеми имеющимися в нем курсами дистанционного обучения, предусмотренными учебным планом или программой обучения» [10, С. 195].

Разработанный автором учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» интегрирован в электронную среду обучения виртуального Кампуса и включает в свой состав вебстраницу преподавателя с информационно-справочными материалами, задания (индивидуальные и групповые),

контрольные задания и тесты, а также веб-страницу учащегося, включающую документацию учебного процесса, методические материалы, форумы, веб-квесты и способы организации взаимодействия с преподавателем.

Интерактивная основа построения курса (взаимодействие всех его структурных элементов и онлайн компонентов) обеспечивается системой сквозных гиперссылок в структуре самого курса: лекционный материал ^ основные (ключевые) понятия разделов курса ^ тесты ^практические задания ^проблемные задания и проекты. Данный подход к проектированию содержания учебного курса магистратуры реализуется в магистерской программе по дисциплине "Теория и практика межкультурной коммуникации", впервые, чем и определяется ее практическая значимость и методическая ценность

В ходе изучения теории и практики межкультурной коммуникации магистранты знакомятся с основными закономерностями глобального процесса информатизации общества и образования; спецификой и образовательными возможностями современной виртуальной среды обучения. Кроме того, они учатся оценивать протекание учебного процесса в виртуальной информационной образовательной среде; осуществлять виртуальную коммуникацию с членами учебной группы и преподавателем, применять возможности виртуальной среды для решения различных учебно-научных задач (подготовка докладов, рефератов, курсовых работ и пр.), участвовать в проведении и организации сетевых дискуссий (форумов) по проблемам межкультурного общения. В результате магистранты овладевают: технологиями поиска информации по заданным тематикой курса вопросам; способами ориентирования и взаимодействия с ресурсами глобальной сети интернет; технологией проектирования собственных образовательных «маршрутов» с помощью виртуальной среды обучения.

В основу разработки курса по дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» был положен ряд принципов: структурирование предметного содержания дисциплины (модульное построение), ориентация на практические образовательные и профессиональные потребности магистранта, наличие постоянной дистанционной поддержки и использования виртуальной образовательной среды [9].

Изучение курса строится как совместная исследовательская деятельность преподавателя и обучающихся, ищущих ответы на актуальные вопросы межкультурной коммуникации. В процессе изучения модулей магистранты самостоятельно выполняют различные задания:

- поиск материалов по проблемным вопросам, формулирование собственных ответов в ходе дискуссий (форумов),

- выполнение тестов и контрольных работ по темам курса,

- написание и защита курсового проекта, подготовленного в результате лингвистического исследования,

- изучение научной литературы,

- анализ и оценка электронных ресурсов по теории и практике межкультурной коммуникации.

Вся самостоятельная работа слушателей магистратуры осуществляется в электронной образовательной среде -виртуальном Кампусе (на базе информационных технологий, разработанных в МЭСИ), позволяющем поддерживать постоянный учебный контакт с преподавателем, контролировать выполнение тестов и других самостоятельных заданий в ходе изучения дисциплины, создавать, открывать, использовать, сохранять, пересылать сообщения и файлы различных форматов, выполнять необходимые действия в стандартных учебных ситуациях, находить информацию о своей успеваемости по балльно-рейтинговой системе оценки знаний.

В ходе освоения содержания дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации» использование новейших информационных технологий и виртуального Кампуса способствует эффективному формированию всего комплекса базисных общенаучных, научно-исследовательских, лингвистических, коммуникативных, прагматических и специальных компетенций магистрантов, определяемых учебной программой дисциплины. Как видим,

виртуальная образовательная среда в силу своего своеобразия и особенностей организации ведет к усилению творческой активности субъектов образования и позволяет создать гибкую систему управления интеллектуальной деятельностью студентов (при использовании разных сетевых моделей) профессионально ориентированного обучения.

Следует отметить, что при интеграции ИКТ в учебный процесс возникает проблема их эффективного внедрения. К факторам, замедляющим процесс вовлечения ИКТ в образование, относится отсутствие навыков вести обучение студентов с использованием компьютерных технологий. Необходимо научить самих преподавателей, как и каким образом осуществлять передачу знаний в новых условиях. Практика показывает, что до сих пор в нашем образовании не преодолен разрыв между быстрым развитием информационных технологий и медленным их внедрением в образовательный процесс из-за отсутствия необходимых навыков у определенной части преподавательского состава.

Для успешной интеграции обучающих сайтов и других интернет-ресурсов в учебный процесс, необходимо, в частности, ведение форумов и блогов с целью выявить особенности конкретных ресурсов. Кроме того, необходима более широкая опора на дистанционные курсы в системе повышения квалификации преподавателей и онлайн конференции.

Сами по себе информационные технологии не осущестляют процесса обучения, поскольку это прерогатива людей. Такой позиции придерживаются Е.В.Жданова, О.В. Харитонова и С.С.Хромов, раскрывающие критерии отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков: «в гонке за усовершенствованием ИТ в образовательном процессе нельзя забывать о человеческом факторе и о главенствующей роли коммуникативного метода в обучении с использованием, прежде всего, визуального контакта и жесто-мимического комплекса в реальном коммуникативном акте» [5, С. 8].

Реальное общение на изучаемом языке в условиях естественной языковой среды повышает мотивацию изучения иностранного языка, способствует формированию коммуникативных умений и навыков в разных сферах общения, в том числе и в учебно-профессиональной. Координация занятий в аудитории с внеаудиторным социокультурным общением и подключением интернет-ресурсов как источника актуальной информации о жизни общества, а также

самостоятельная работа с онлайн курсом по изучаемой дисциплине доказала свою эффективность в практике обучения магистрантов межкультурной коммуникации.

Список литературы / References

1. Бегалиева С.Б. Современные образовательные технологии как способ активизации познавательной деятельности студентов / С.Б Бегалиева // Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы. - Гранада, 7-9 мая 2007 г. - Т.1. - СПб.: Изд. дом МИРС, 2007. -С. 249-254.

2. Носкова Т.Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: Учебное пособие / Т.Н. Носкова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 171с.

3. Образование и профессиональное саморазвитие студента в сетевой среде: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 80с.

4. Основы информатики: учеб. пособие / Г.В. Алехина, А.В. Анастасьин, И.М. Годин [и др.]. - М.: Маркет ДС, 2009. - 472 с.

5. Жданова Е.В., Харитонова О.В., Хромов С.С. К вопросу о критериях отбора и оценки веб-ресурсов в преподавании иностранных языков и русского языка как иностранного / Е.В. Жданова, О.В. Харитонова, С.С. Хромов // Вестник УМО «Экономика, статистика и информатика». - 2012. - № 3. - С. 8-16.

6. Куликова С.С. Самоорганизация студентов в высокотехнологичной образовательной среде / С.С. Куликова // Информатизация образования - 2011: Материалы Международной научно-практической конференции. - Т. 2. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. - С. 172-176.

7. Скорикова Т.П., Орлов Е.А. Активизация познавательной деятельности магистрантов в учебно-научной сфере при использовании информационно-компьютерных технологий / Т.П. Скорикова, Е.А. Орлов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Лингвистика и педагогика». - 2013. - № 1. - С. 87-92.

8. Хромов С.С., Скорикова Т.П., Днепровская Н.В. Методология и методика дистанционного обучения в научно-профессиональной коммуникации (на примере разработки дистанционного магистерского курса по лингвистике) / С.С. Хромов, Т.П. Скорикова, Н.В. Днепровская // Открытое образование. - 2016. - Т. 20. - № 5. - С.68-76.

9. Скорикова Т.П. Обучение теории и практике межкультурной коммуникации (с использованием виртуальной образовательной среды) / Т.П. Скорикова // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». - 2013. - № 2. - С. 136-143.

10. Азимов Э.Г. Информационно-компьютерные технологии в преподавании русского языка как иностранного: Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Э.Г. Азимов. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 352 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Begalieva S.B. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii kak sposob aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Modern educational technologies as a way of activating cognitive activity of students] / S.B Begalieva // Russkij yazyk i literatura v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Russian language and literature in the international educational space: the current state and prospects]. - Granada, 7-9 maya 2007. - V.1. - SPb. : Izd. dom MIRS? 2007. - P. 249-254. [in Russian]

2. Noskova T.N. Psihodidaktika informacionno-obrazovatel'noj sredy: Uchebnoe posobie [Psychodactics of the information and educational environment: Textbook] / T.N. Noskova. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2007. - 171 p. [in Russian]

3. Obrazovanie i professional'noe samorazvitie studenta v setevoj srede: Uchebnoe posobie [Education and professional self-development of a student in a networked environment: Textbook]. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2010. - 80 p. [in Russian]

4. Osnovy informatiki: ucheb. posobie [Fundamentals of Informatics: Textbook]. / G.V. Alekhina, A.V. Anastas'in, I.M. Godin and others. - M.: Market DS, 2009. - 472 p. (Universitetskaya seriya) [in Russian]

5. Zhdanova E.V., Haritonova O.V., Hromov S.S. K voprosu o kriteriyah otbora i ocenki veb-resursov v prepodavanii inostrannyh yazykov i russkogo yazyka kak inostrannogo [On the issue of criteria for the selection and evaluation of web resources in the teaching of foreign languages and Russian as a foreign language] / E.V. Zhdanova, O.V. Haritonova, S.S. Hromov // Vestnik UMO «EHkonomika, statistika i informatika» [Bulletin of the UMO «Economics, Statistics and Informatics»]. - 2012. - № 3. - P. 8-16. [in Russian]

6. Kulikova S.S. Samoorganizaciya studentov v vysokotekhnologichnoj obrazovatel'noj srede [Self-organization of students in a high-tech educational environment] / S.S. Kulikova // Informatizaciya obrazovaniya - 2011: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Informatization of Education - 2011: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. - T. 2. - Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2011. - P. 172-176. [in Russian]

7. Skorikova T.P., Orlov E.A. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti magistrantov v uchebno-nauchnoj sfere pri ispol'zovanii informacionno-komp'yuternyh tekhnologij [Activation of the cognitive activity of undergraduates in the educational and scientific sphere when using information and computer technologies] / T.P. Skorikova, E.A. Orlov // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Lingvistika i pedagogika» [Proceedings of the South-Western State University. Series "Linguistics and Pedagogy"]. - 2013. - № 1. - P. 87-92. [in Russian]

8. Hromov S.S., Skorikova T.P., Dneprovskaya N.V. Metodologiya i metodika distancionnogo obucheniya v nauchno-professional'noj kommunikacii (na primere razrabotki distancionnogo magisterskogo kursa po lingvistike) [Methodology and methodology of distance learning in scientific and professional communication (on the example of developing a distance master's course in linguistics)] / S.S. Hromov, T.P. Skorikova, N.V. Dneprovskaya // Otkrytoe obrazovanie [Open Education]. - 2016. - V. 20. - № 5. - P.68-76. [in Russian]

9. Skorikova T.P. Obuchenie teorii i praktike mezhkul'turnoj kommunikacii (s ispol'zovaniem virtual'noj obrazovatel'noj sredy) [Teaching the theory and practice of intercultural communication (using a virtual educational

environment)] / T.P. Skorikova // Vestnik RUDN. Seriya «Russkij i inostrannyj yazyki i metodika ih prepodavaniya» [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series "Russian and foreign languages and methods of teaching them] - 2013. - № 2. - P. 136-143. [in Russian]

10. Azimov E.G. Informacionno-komp'yuternye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo: Metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo [Information and Computer Technologies in Teaching Russian as a Foreign Language: A Methodological Handbook for Teachers of the Russian Language as a Foreign Language] / E.G. Azimov. - M.: Russkij yazyk. Kursy, 2012. - 352 p. [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.65.140 Султангареева Р.А.

Доктор филологических наук, Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта

№ 17-14-02011 «Башкирские свадебные песни: текст и практика». СВАДЕБНЫЙ ФОЛЬКЛОР ИНИЦИОННОГО ЗНАЧЕНИЯ: МИФ, РИТУАЛ, ПРАКТИКА

Аннотация

Обрядовый фольклор, санкционирующий переход невесты в статус женщин, представляет единство архаичных мифов, верований и вербальных текстов. Смена прически, надевание кашмау, опоясывание, забвение имени невестки ритуально маркируют обновление ранга, со временем приобретают этикетные значения; мифопоэтика, образная специфика вербальных текстов связаны с этнографическими, мировоззренческими реалиями, которые составляют семантические коды свадебного фольклора иниционного значения.

Ключевые слова: инициация, переход, фольклоризация, ритуал, поэтика, верования, миф, благопожелания.

Sultangareyeva R.A.

PhD in Philology,

Institute of History, Language and Literature of the Ufa Science Center of the Russian Academy of Sciences

The study was carried out with the _ financial support of the Russian Foundation _ for Basic Research and the Republic of Bashkortostan within the _ framework of the scientific project No. 17-14-02011 "Bashkir wedding songs: text and practice ".

WEDDING FOLKLORE OF INITIATION VALUE: MYTH, RITUAL, PRACTICE

Abstract

Ritual _ folklore, which authorizes the conversion of the bride into the status of women, represents the unity of archaic myths, beliefs and verbal texts. Changing hair, putting on kashmau, girdling, oblivion of the name of the daughter-in-law ritually mark the renewal of the rank, in the course of time acquire etiquette values; mythological poetry, _ figurative specificity of verbal texts are connected with ethnographic, worldview realities, which constitute semantic codes of wedding folklore of the initial meaning.

Keywords: initiation, conversion, folklore, ritual, poetics, beliefs, myth, goodwill.

Ритуалы смены прически и заплетания кос, маркирующие принадлежность невесты к статусу женщин, характерны культуре как славянских, так и тюрко-монгольских народов [9, C. 202], [4, С. 240], [2, С. 184]. Свидетельства об особой прическе башкирской невестки зафиксированы И. Георги «Девки (незамужние - Р.А.) прищепляют к великому множеству кос ленты и брякушки... Замужние бабы носят только по две косы, либо вовсе кос не заплетают [5, C. 97]. Хакасы устраивали заплетание кос «тулун той» в доме жениха, после чего женщина носила две косы [2, C. 184]. Инициацонное значение смены прически связано с мифологическими представлениями «о волосах как носителях жизненной силы, души» [12, С. 97], «хранителях энергетического заряда» [7, С. 94]. Замыслы эти сохранены в строгих запретах на отрезание волос: «Не отрезай волосы - отрежешь счастье». Семантика примечания-вопроса: «Не выйдя замуж, мужа что ли похоронила?» связывается с мифологическими верованиями и архаичными обычаями соумирания, является «знаком траура, горя и утраты близкого человека» (11, С.121). В ритуале смены прически волосы являют сферу привлечения невестке благотворных сил, счастья материнства и благополучия. Слова «закрепляются» трехкратными легкими ударами по затылку: одним кулаком его закрывают, другим по нем хлопают:

Сэсен майлап тарайым, Волосы масличком намажу,

Бэхет, ырыд юрайым ! Счастье,честь заплету.

Майзай hен ! - Ьоп! Маслом впитайся! - Оп!

Кемештэй ялтыра!- Ьоп! Серебром блести! - Оп!

Барган ерендэ бат! - Ьоп! Куда замуж - там утони ! - Оп!

Ya^ Вот так!

(Записано автором в 1997 г в Учалинском районе Республики Башкортостан)

В ярких поэтических и понятийных образах фольклоризованы идеи желаемого («серебром блести»); фразы «впитаться в землю» и «утонуть» означают навсегда остаться на земле мужа. Возгласы «Оп!» и легкие удары -универсальные приемы защиты от уязвимости и синхронно «закрепляют» благопожелания девочкам, невесте, также дитя - в банных купальных текстах [11, С. 121]. Судя по народным верованиям «елкэ енес тарта» («затылок тянет половое влечение») затылок человека имел сексуальное значение. Отсюда действа усмирения похоти, имеющие место в быту: так, развязной женщине рвут волосы с этой части тела и ударяют три раза по затылку (записано автором в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.