Научная статья на тему '«Речевая детельность общества» как учебная дисциплина в системе подготовки специалистов по связям с общественностью'

«Речевая детельность общества» как учебная дисциплина в системе подготовки специалистов по связям с общественностью Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ДИСЦИПЛИНА "РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" ОБЩЕСТВА / СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PROFESSIONAL-SPEECH CULTURE / DISCIPLINE "SPEECH ACTIVITY" OF SOCIETY / PUBLIC RELATIONS SPECIALIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скорикова Т.П.

Рассматривается понятие профессионально-речевой культуры специалиста по связям с общественностью и роль дисциплины «Речевая деятельность» общества в системе подготовки учащихся данного профиля. Дается характеристика целей и задач курса, а также коммуникативно-речевых компетенций, формируемых у учащихся в процессе их обучения в магистратуре по направлению «Лингвистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH COMMUNICATION OF SOCIETY "AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN THE TRAINING OF PUBLIC RELATIONS

The concept of professional-speech culture of specialist in public relations and the role of the discipline «Speech communication of the society» in the training of students in this profile are under discussion. The characteristic of the goals and objectives of the course, as well as communicatively-speech competence generated by the students during their training in a magistracy in "Linguistics" are observed.

Текст научной работы на тему ««Речевая детельность общества» как учебная дисциплина в системе подготовки специалистов по связям с общественностью»

6. Караулов Ю.Н. От структуры ассоциативного словаря к структуре языковой способности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Филология. Журналистика. - 1994а. - №1. - С.

7. Ягунова Е.В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. Учебное пособие для вузов / Е.В.Ягунова. - СПб.: Издательство «Остров».

8. Ingram D.E. Fssessing proficiency: An overview on some aspects of testing // Hyltenstam K. & Pienemann M. (Eds.). Modeling and assessing second language acquisition. Clevedon: Multilingual Matters, 1985. - Pp.215-276.

References

1. BPS - Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod red. B.G. Meshherjakova, V.G. Zinchenko. - SPb.,2003.

2. Goroshko E.I. Integrativnaja model' svobodnogo associativnogo jeksperimenta. M., 2001.

3. Zalevskaja A.A. Znachenie slova i vozmozhnosti ego opisanija // Jazykovoe soznanie: formirovanie i funkcionirovanie: sb. st. / otv. red. N.V. Ufimceva. - M., 1998.

4. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M., 2004.

5. Zimnjaja I.A. Funkcional'naja psihologicheskaja sistema formirovanija i formulirovanija mysli posredstvom jazyka. -M,, 1985.

6. Karaulov Ju.N. Ot struktury associativnogo slovarja k strukture jazykovoj sposobnosti // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Filologija. Zhurnalistika. - 1994a. - №1. - S.

7. Jagunova E.V. Jeksperiment v psiholingvistike: Konspekty lekcii i metodicheskie rekomendacii. Uchebnoe posobie dlja vuzov / E.V.Jagunova. - SPb.: Izdatel'stvo «Ostrov».

8. Ingram D.E. Fssessing proficiency: An overview on some aspects of testing // Hyltenstam K. & Pienemann M. (Eds.). Modeling and assessing second language acquisition. Clevedon: Multilingual Matters, 1985. - Pp.215-276.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.160 Скорикова Т.П.

Доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории теоретической и прикладной лингвистики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова «РЕЧЕВАЯ ДЕТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация

Рассматривается понятие профессионально-речевой культуры специалиста по связям с общественностью и роль дисциплины «Речевая деятельность» общества в системе подготовки учащихся данного профиля. Дается характеристика целей и задач курса, а также коммуникативно-речевых компетенций, формируемых у учащихся в процессе их обучения в магистратуре по направлению «Лингвистика».

Ключевые слова: профессионально-речевая культура, дисциплина «Речевая деятельность» общества, специалист по связям с общественностью.

Skorikova T.P.

PhD in Philology, Professor, Leading Researcher of the Laboratory of Theoretical and Applied Linguistics

Russian Economic University.

"SPEECH COMMUNICATION OF SOCIETY "AS AN ACADEMIC DISCIPLINE IN THE TRAINING

OF PUBLIC RELATIONS

Abstract

The concept of professional-speech culture of specialist in public relations and the role of the discipline «Speech communication of the society» in the training of students in this profile are under discussion. The characteristic of the go als and objectives of the course, as well as communicatively-speech competence generated by the students during their training in a magistracy in "Linguistics" are observed.

Keywords: professional-speech culture, discipline "speech activity" of society, Public Relations Specialist.

Владение речью справедливо считают важнейшим инструментом профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью. Речевое мастерство, культура общения являются важнейшими составляющими «речевого портрета» специалиста данного профиля. PR-специалист по своему профессиональному предназначению должен свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления: знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения; владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение и PR-тексты различных жанров.

Требования, предъявляемые к речи специалистов по связям с общественностью обусловливаются сферой, задачами и особенностями их профессионального общения. Для успешной профессиональной коммуникации речь PR специалиста должна облекаться в композиционные формы, наиболее точно соответствующие содержанию и целям общения (выбор жанра для конкретного речевого акта, знание основных правил построения текста в определенном жанре), она должна строго следовать требованиям основных коммуникативных качеств (правильности, точности; уместности; логичности; выразительности; богатства и т.д.), наконец, должна соответствовать определенным техническим характеристикам (владение речевым дыханием, голосом; дикция; эмоциональная выразительность).

Важностью формирования высокого уровня речевой культуры и необходимостью развития коммуникативно -речевой компетентности личности объясняется особая роль дисциплины «Речевая деятельность» общества» в

43

подготовке специалистов в области public relations (PR). Данная дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла дисциплин образовательной программы для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 035700.68 «Лингвистика» в рамках магистерской программы «Теория коммуникации и международные связи с общественностью (PR)».

Цель учебной дисциплины - дать магистранту системное представление о речевой коммуникации и речевой деятельности общества, укрепить его знания и позиции как профессиональной языковой личности, а также обучить профессиональному владению речевой коммуникацией с учетом этических, социолингвистических и психолингвистических аспектов общения [1,2] В задачи курса входит создание у обучаемых социолингвистического мировоззрения, обуславливающего устойчивую и корректную профессиональную ориентацию в проблемах взаимодействия языка и общества.

Автором настоящей статьи подготовлена рабочая программа [3], учебное пособие «Практикум по культуре речевого общения на русском языке» [4], а также разработаны лингвометодические основы создания он-лайн компонента учебного курса «Речевая деятельность обества» в системе дистанционного обучения [6] и использования дидактических возможностей виртуальной образовательной среды [5] для слушателей магистерской программы «Теория массовых коммуникаций и международные связи с общественностью».

«Практикум по культуре речевого общения на русском языке» [4] - методически ориентированное учебное пособие о наиболее важных аспектах речевой коммуникации в современном обществе. Книга представляет собой полноценный учебно-методический комплекс для подготовки и успешного преподавания учебного курса "Речевая деятельность общества» и ряда смежных речеведческих курсов.

В соответствии с традициями академического образования в России в основу концепции книги заложено сочетание теоретического материала и блока практических заданий, позволяющих совершенствовать знания и навыки речевой коммуникации в разных сферах общения.

В пособии рассмотрены основные закономерности, механизмы и речевые стратегии, существующие в коммуникативном пространстве современного социума. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение специфики лексического, семантического, грамматического, прагматического и дискурсивного аспектов устной / письменной речи, подготовленной/неподготовленной, официальной/неофициальной речи. Отмечаются особенности языковой организации функционально-стилевых разновидностей текста: разговорного, публицистического, научного, официально-делового.

Учащиеся знакомятся с теоретическими аспектами коммуникации как одного из важнейших факторов жизнедеятельности современного социума» овладевают основным понятийным аппаратом речевой деятельности общества как феноменом взаимодействия представителей разных культур и социальных групп. В центре их внимания оказываются такие проблемы, как речевое общение в контексте теории коммуникации, формы и типы речевой коммуникации, основные элементы коммуникационного процесса, социально-ролевые компоненты акта коммуникации, и др. Предметом рассмотрения и анализа в курсе являются также такие важные для социальной лингвистики понятия, как языковая ситуация, билингвизм и полилингвизм, коммуникативная среда и социолингвистическая зона, правовой статус языка в эпоху глобализации, социолингвистическая «анкета» языка и др. Понимание специфики языковой ситуации у разных народов помогает магистрантам осознать значимость этого понятия для изучения социальной природы языка и человеческой коммуникации.

Наряду с изучением теоретических аспектов взаимодействия языка и общества, большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативно-речевой компетенции будущих PR-специалиста в профессионально-деловой сфере общения как особом виде социальной коммуникации. Практические разделы курса ориентирует учащихся на закрепление навыков владения нормами и стилями современного русского литературного языка, достижение определенного уровня культуры речевого общения. Задания Практикума направлены на коррекцию и предупреждение типичных речевых ошибок при изучении русского языка как языка профессионально-делового общения. Пособие снабжено тестами по нормам, культуре деловой и научной речи, а также приложением, содержащем вопросы к семинарским занятиям, контрольные вопросы промежуточной аттестации, темы эссе, рефератов и устных выступлений, толкование основных терминов курса.

Таким образом, по завершении обучения магистрант должен владеть навыками использования теоретических положений речевой коммуникации в своей профессиональной деятельности. В системе подготовки специалистов по связям с общественностью особая роль дисциплины «Речевая деятельность общества» определяется тем, что она суммирует знания о языке как явлении действительности и феномене культуры, сводит их в единую систему, которая должна выступать как инструмент дальнейшей профессиональной деятельности учащихся.

Литература

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. О.Я.Гойхмана. - М.: ИНФРА-М., 2001. - 272 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарики, 2000. - 413 с.

3. Скорикова Т.П. Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и практика межкультурной коммуникации» для направления «Лингвистика». Профиль подготовки «Теория коммуникации и Международные связи с общественностью». - М.: МЭСИ, 2012. - 20 с.

4. Скорикова Т.П. Практикум по культуре речевого общения на русском языке. - М.: МЭСИ, 2015, - 391 с.

5. Скорикова Т.П., Орлов Е.А. Активизация познавательной деятельности магистрантов в учебно-научной сфере при использовании информационн-компьютерных технологий. - Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. «Лингвистика и педагогика»,. - 2013, № 1, с. 87-92.

6. Скорикова Т.П. Лингвометодические основы построения он-лайн компонента учебного курса магистратуры. -Педагогика & Психология. Теория и практика Международный научный журнал, № 1 (3), 2016- С.17-19

References

1. Gojhman O.Ja., Nadeina T.M. Rechevaja kommunikacija: Uchebnik / Pod red. O.Ja.Gojhmana. - M.: INFRA-M., 2001. - 272 s.

2. Russkij jazyk i kul'tura rechi: Uchebnik / Pod red. V.I.Maksimova. - M.: Gardariki, 2000. - 413 s.

3. Skorikova T.P. Rabochaja programma uchebnoj discipliny «Teorija i praktika mezhkul'turnoj kommunikacii» dlja napravlenija «Lingvistika». Profil' podgotovki «Teorija kommunikacii i Mezhdunarodnye svjazi s obshhestvennost'ju». - M.: MJeSI, 2012. - 20 s.

4. Skorikova T.P. Praktikum po kul'ture rechevogo obshhenija na russkom jazyke. - M.: MJeSI, 2015, - 391 s.

5. Skorikova T.P., Orlov E.A. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti magistrantov v uchebno-nauchnoj sfere pri ispol'zovanii informacionn-komp'juternyh tehnologij. - Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Lingvistika i pedagogika»,. - 2013, № 1, s. 87-92.

6. Skorikova T.P. Lingvometodicheskie osnovy postroenija on-lajn komponenta uchebnogo kursa magistratury. -Pedagogika & Psihologija. Teorija i praktika Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, № 1 (3), 2016- S.17-19.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.173 Хусаинова А.Х.

ORCID: GGGG-GGG1-9615-6795 Старший преподаватель кафедры образовательных технологий и информационных систем Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Аннотация

В статье описывается дидактическая модель обучения бакалавров - филологов в условиях инфокоммуникационной среды, учитывающая современные требования к профессиональной деятельности филологов в области использования информационных технологий. Особое внимание уделяется использованию профессионально - лингвистических средств, в том числе и Веб 2.0 - сервисов Интернета. Данная модель обучения апробирована в К(П)ФУ в 2011-2015 г.г. в институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого при работе со студентами бакалавриата, а также в 2014-2015 году у магистрантов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в филологии и образовании».

Основной целью использования информационных технологий в рамках единой информационно - образовательной среды курса является одновременное использование веб - служб и как предмета исследования и в качестве инструмента для обучения.

Такой подход дает более глубокое понимание практического значения информационных ресурсов, а главное, помогает развивать профессиональные навыки в использовании информационных технологий.

Набор изучаемых сервисов включает в себя: поисковые системы, справочники, словари и энциклопедии, веб -квесты, совместная работа с документами в облачном пространстве, полилингвальные электронные коммуникации, поиск и изучение материалов на иностранных языках, размещение собственного контента в Интернете - все эти сервисы играют важную роль в формировании и развитии межкультурной компетенции в единой информационно -образовательной среде курса.

Ключевые слова: информационно - образовательная среда учебного курса, профессиональные лингвистические средства, гуманитарное образование, Веб 2.0 - сервисы, полилингвальная среда.

Khusainova A.H.

ORCID: GGGG-GGG1-9615-6795 Senior lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University PROFESSIONALLY - LINGUISTIC MEANS AS A COMPONENT OF INFORMATION - EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF THE COURSE

Abstract

The paper describes a didactic model of training bachelors - philologists in the conditions of info-communications environment, taking into account the current requirements for professional activity philologists in the area of information technology. Particular attention is paid to the use of professional - linguistic means, including the Internet and web 2.0 -services. This training model was tested in K(VR)FU in 2011-2015 at the Institute of Philology and Intercultural Communication named by Leo Tolstoy when working with undergraduate students, as well as in the 2014-2015 year with undergraduates enrolled in the specialty "Information technology in philology and education. "

The key of using information technologies within a unified information-educational environment of the course is the simultaneous use of Web services both as a subject of study and as a tool for learning.

This approach gives a deeper understanding of information resources and materials, and most importantly, helps to develop the professional skills in the use of IT.

The set of the studied services: search engines, reference resources, dictionaries and encyclopedias, web - quests, joint work with documents in the cloud space, multilingual electronic communications, search and study of the materials in the original language, and share their own content on the Internet - all of these play role in the formation and development of intercultural competence in a unified information - educational environment of the course.

Keywords: an unified information - educational environment of the course, professional linguistic tools, humanitarian education, web 2.G, multilingual learning environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.