ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ УСТНОГО НАУЧНОГО МОНОЛОГА
Т.П. Скорикова
Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации Московский государственный университет экономики, статистики и информатики ул. Нежинская, 7, Москва, Россия, 119501
Экстралингвистическая обусловленность устной научной речи (УНР) рассматривается в связи с основными особенностями речи данной сферы коммуникации и проблемой определения и выделения речевых жанров в лингвистике. Представлено описание основных монологических жанров УНР — лекции, доклада, сообщения — с точки зрения системы жанрообразующих факторов.
Ключевые слова: устный научный монолог, тема и ситуация речевого общения, монологические жанры УНР, жанрообразующие факторы, лекция, доклад, сообщение.
Изучение устной речи, относящейся к разным коммуникативным сферам, имеющей различную тематику и назначение, требует обращения к экстралингвистическим условиям функционирования данного феномена и определения характера и степени его зависимости от этих условий. Теоретические вопросы обусловленности устной речи вообще и предмета исследования — устной научной речи (УНР) — экстралингвистическими факторами рассмотрены в книге «Современная русская устная научная речь. Общие особенности» [9]. Основными факторами, определяющими особенности речи данной сферы коммуникации (устного научного общения), признаются следующие: устность, содержательно-тематическая принадлежность, публичная направленность, официальность, спонтанность.
УНР характеризуется ситуативно-тематической и жанровой закрепленностью, причем, как и устная публичная речь другой тематики (официально-деловой, публицистической), имеет более разветвленную и устойчивую систему содержательных и композиционных форм по сравнению с разговорной речью.
Нашей задачей является рассмотрение жанрового ядра устного научного монолога — жанра лекции, доклада, сообщения — с точки зрения фактора ситуации, темы, устности-письменности, публичности-непубличности и др., а также композиционно-языковых особенностей построения. Исходными теоретическими посылками являются результаты исследований, отраженные в учебно-методическом пособии «Обучение устной научной речи: теория и практика» [3], а также в составленной нами звучащей хрестоматии «Русская научная речь» [6].
Под ситуацией речевого общения мы понимаем комплекс признаков, характеризующих условия, в которых протекает речевой акт, самих участников общения, их социальные и личностные взаимоотношения, отношение к речи.
Условия осуществления речевого акта складываются из следующих показателей: место коммуникативного акта, продолжительность общения по времени,
публичность-непубличность обстановки общения (этот фактор связан и с числом участников коммуникации). В данном случае и далее указываются лишь основные составляющие ситуации. Несомненно, что для более полной ее характеристики целесообразно привлекать и другие менее значимые параметры.
Характеристика участников коммуникации и их взаимоотношений охватывает такие моменты, как количественные отношения адресанта и адресата (один-один, один-много), их социальные и психологические данные, мена ролей говорящий-слушающий, степень знакомства, наличие общей апперцепционной базы, официальность-неофициальность отношений, их социальные роли.
Отношение участников общения к речи включает в себя степень подготовленности речи, характер осведомленности в предмете речи (высокая-низкая, одинаковая-разная), наличие или отсутствие оценочного отношения к речи. Перечисленные параметры, характеризующие различные стороны ситуации общения, взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
Тема обычно понимается как предмет разговора, беседы, выступления, как отражение какого-то жизненного явления, факта. В работах, связанных с изучением текста, разграничивают понятия темы и содержания. В то же время исследователи обращают внимание на то, что в деловой и научной сфере эти понятия близки и даже иногда совпадают. В. Барнет вслед за К. Гаузенбласом считает, что «тема одновременно является и отражением сообщаемого кусочка действительности, и конструктивным слагаемым в строении текста соответствующего речевого произведения» [1. С. 92].
Содержательно-тематическая сторона общения способна не только воздействовать на отбор языковых средств, но и совместно с фактором ситуации, коммуникативной интенцией влиять на выбор жанра.
Ученые, в разное время обращавшиеся к вопросу дифференциации речевых жанров, отмечают неразработанность этой проблемы [4. С. 298; 2. С. 158]. Однако понятие жанра активно используется в работах по теории текста и исследованиях функциональных стилей (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, К.Гаузенблас, М.Н. Кожина, Й. Мистрик, В.В. Одинцов). В. Барнет, опираясь на традицию изучения проблемы речевых жанров чехословацкими лингвистами и на концепцию М.М. Бахтина, определяет жанр как речевое произведение, обладающее устойчивыми, повторяющимися сущностными (содержательными) и формальными признаками. Разрабатывая основу классификации жанров, исследователь выделяет важнейшие жанрообразующие факторы: протяженность текста, горизонтальное членение (зачин—средняя часть—концовка), вертикальное членение (структура текста по смысловым сегментам: основная мысль, дополнение, отступление и т.п.), иными словами, композиционное развертывание темы, форма реализации (устная-письменная), языковые средства (лексические, грамматические и способы изложения) [1]. Эти жанрообразующие факторы находятся в зависимости от принадлежности речевого произведения коммуникативной сфере.
В пределах одной коммуникативной сферы существует дифференциация жанров в зависимости от устной или письменной формы реализации речи. Каждая коммуникативная сфера обладает определенным набором письменных и устных жанров, составляющих иерархическую систему жанровой организации данной
сферы. Отдельные жанры устного или письменного общения не обнаруживают строгой закрепленности за какой-либо одной коммуникативной сферой, а обслуживают несколько сфер общения (например, научную, общественно-политическую, деловую, социокультурную), сохраняя единство основных черт своей композиционной структуры при вариантности содержательных и стилевых характеристик. В рамках письменной речи такими жанрами являются, например, статья, реферат; в условиях устного общения — лекция, доклад, выступление, сообщение, беседа, дискуссия. Специфические функции и специфические условия определенной коммуникативной сферы обусловливают появление жанров, типичных только для данной сферы и существующих либо в устной, либо в письменной форме, а иногда в той и другой вместе: приказ, протокол — письменные жанры делового общения, репортаж — сфера устной массовой информации, письменный газетно-публицистический жанр.
Таким образом, в число оппозиций, характеризующих жанровое разнообразие (диалогические—монологические, письменные—устные жанры), входит и отношение типа «жанры, закрепленные за одной сферой общения — жанры, способные переходить из одной сферы в другую». К жанрам последнего типа, свойственным в равной мере и научной, и производственно-профессиональной, и деловой, и социокультурной сферам общения, относятся основные жанры УНР: лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа. Отличительные особенности этих жанров УНР (научная сфера общения) от соотносительных жанров других сфер общения зависят от ситуативно-тематических характеристик и коммуникативных целей.
Реализация коммуникативной интенции говорящего осуществляется в форме определенного жанра. Выбор речевого жанра обусловлен «спецификой данной сферы речевого общения, предметно-смысловыми (тематическими) соображениями, конкретной ситуацией речевого общения, персональным составом его участников и т.п.» [4. С. 256—257].
Такие показатели, как форма речи, коммуникативная сфера, речевая интенция, ситуация и общая тематика, образуют сложную систему взаимосвязей и оказывают на выбор жанра совместное, комплексное влияние. В отдельных случаях решающая роль принадлежит какому-то одному из них. Например, первоначальная целевая установка участника коммуникации на сообщение может измениться, он хочет услышать мнение других по этому поводу. Изменение установки повлечет за собой и изменение жанра: вместо сообщения — дискуссия при сохранении общей темы, ситуации, в пределах той же коммуникативной сферы. Другой пример: ограниченность во времени (один из параметров общей ситуации речи) в ситуациях собрания, заседания кафедры и т.п. способна повлиять на свертывание сообщения, рассчитанного на определенный известный регламент, до краткой реплики.
Некоторые ограничения на выбор жанра накладывает и содержательно-тематическая сторона речи. Так, в устном общении сложная специальная информация обычно доносится до слушателя в форме доклада, общеизвестные, но незнакомые слушателю факты — в форме лекции или сообщения. Естественно, бывают случаи, когда лекция содержит в себе новую информацию, например, лекция для
коллег-специалистов, учебная лекция при чтении спецкурса [5]. Общий характер темы (научная, деловая, публицистическая тематика) также отражается на выборе жанра. Для научной речи не характерен жанр репортажа, менее типичен жанр интервью, распространенный в речи общественно-публицистической тематики.
Тем не менее конкретная «тема» (тематика гуманитарных, точных, естественных наук, распределенность тем по конкретным наукам) сама по себе не определяет выбора жанра. Она влияет на отбор речевых средств, на соотношение в тексте данного жанра письменно-научных и собственно разговорных элементов, на способы сочетания приемов развертывания информации в тексте (повествование, рассуждение и т.п.), на некоторые особенности композиции, не нарушая, однако, композиционной структуры жанра.
Жанры УНР являются в основном ситуативно закрепленными. Так, лекция — это и название жанра, и ситуация осуществления данного типа речи. Однозначное соответствие жанра лекции ситуации общения с достаточной четкостью позволяет выделить этот жанр, между тем как границы других жанров (сообщение — выступление) представляются размытыми.
Наиболее частотными ситуациями научного общения в устной форме являются следующие: ситуация лекции (учебной или публичной), конференция, семинар, симпозиум, совещание, заседание. Для таких ситуаций, обладающих высокой степенью публичности (при сравнении некоторых жанров имеет место градация по признаку публичности, например, конференция — заседание проблемной группы), типичны жанры монологического характера, хотя возможны и «потенциально-диалогические» жанры: полемическое выступление, сообщение дискуссионного плана, которые могут повлечь за собой собственно диалогическую речь (полилог) — обсуждение, дискуссию.
Другие ситуации с менее выраженным признаком публичности речи (и часто меньшим числом участников общения, меньшей степенью официальности обстановки или отношений коммуникантов) — ситуация «круглого стола», заседания кафедры, сектора института, обсуждения на каком-либо заседании отдельной проблемы или круга проблем, ситуация консультации — соотносятся с «потенциально-диалогическими» жанрами и жанрами обсуждения, дискуссии.
Дадим краткую характеристику жанров УНР по их отличительным признакам. Наиболее распространенными в сфере устного научного общения являются монологические жанры: лекция, доклад, сообщение.
Лекция. Как указывает В. Барнет, цель лекции — «популяризация знаний в определенной области научного исследования» [1. С. 118]. Лекция — монологический речевой акт — осуществляется в публичной, официальной обстановке. Роли адресата и адресанта четко зафиксированы и не изменяются. Коллективный адресат (аудитория) обычно отличается от адресанта (лектора) по степени осведомленности в предмете речи. Протяженность звучания лекции 45—90 минут. Содержание и план построения лекции предварительно подготовлены. Содержательная сторона лекций обычно включает в себя общеизвестные, но не знакомые данной аудитории факты, в лекции дается их объяснение. Лекция обладает относительной содержательно-логической завершенностью. В ней вычленяются
вступление, в котором автор (лектор) знакомит адресата с предметом речи, вводит его в проблематику; главная часть — развитие основной мысли, освещение проблемы; заключение, содержащее в себе формулировку выводов, итог. Композиционное развертывание темы может осуществляться по-разному, но оно обязательно строится с опорой на такие категории, как тезис, аргументация, иллюстрация-пример, доказательство, ссылка-цитация, обобщение. (В лекциях гуманитарной тематики широко используется прием цитации, в лекциях по точным, техническим, естественным наукам привлечение средств наглядности, демонстрация опыта.) Чередование этих структурно-композиционных опор определяет смену приемов изложения мысли: констатация, рассуждение и т.п.
Жанр лекции предоставляет возможность проявления авторской индивидуальности в построении лекции, использовании разговорных элементов, контактоу-станавливающих средств с целью оживления речи. Дидактическая направленность учебной лекции проявляется в употреблении лектором средств убеждения, в наличии большого числа повторов информативно значимых частей, в замедлении темпа речи при изложении наиболее важной информации для запоминания или под запись.
Лекция, входящая в цикл лекций, обладая перечисленными выше параметрами, имеет менее выраженную содержательно композиционную завершенность и содержит во вступлении сигналы ретроспективного, а в заключении — перспективного характера.
Доклад. В докладе вниманию слушателя предлагается новая информация, результаты научного исследования, выдвигаются новые научные проблемы, гипотезы, делаются обобщения научных фактов, достижений. По словам В. Барнета, «текст доклада как жанра научного стиля информирует о результатах научного наблюдения или исследования» [1. С. 121]. По характеру предъявляемой информации доклады можно разделить на научно-проблемные и научно-реферативные. Доклады произносятся на конференциях, симпозиумах, семинарах, совещаниях, заседаниях, т.е. в ситуациях публичного, официального общения. Адресат — специалисты, знакомые с проблематикой данной научной области. Временная продолжительность этого монологического жанра колеблется от 10 до 40 минут и определяется конкретной ситуацией и регламентом (ср.: секционный доклад и доклад на пленарном заседании).
Доклад содержательно подготовлен и обычно написан (даже в тех случаях, когда докладчик совсем не обращается к тексту при выступлении). Содержательная сложность, предварительная подготовленность, строго официальный характер ситуации, жесткие жанровые характеристики делают доклад более всех других жанров УНР ориентированным на письменную научную речь. По линии «уст-ность-письменность» доклад в большей степени, чем другие жанры УНР, соотносится со статьей. Доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах, семинарах, подвергаются редактированию и публикуются в научных сборниках и материалах конференций.
Текст доклада ориентирован на легкое и наглядное слуховое восприятие, поэтому он отличается менее сложным вертикальным членением по сравнению со статьей. Доклад обладает вполне четким композиционным оформлением. В струк-
туре композиционного развития темы присутствуют следующие компоненты: манифестация темы, формулировка гипотезы или тезиса, доказательство, иллюстрация, выводы.
Устойчивость жанрообразующих факторов, акцент на содержательную сторону речи, широкое использование книжнописьменных средств не способствуют проявлению речевой индивидуальности автора в устно произнесенном докладе.
Сообщение. Сообщение — монологический жанр малой формы (обычно не более 10 минут). Жанр сообщения характерен для тех же ситуаций, что и доклад. По характеру содержания сообщение отличается от доклада более узкой проблематикой, меньшей масштабностью и значимостью заключенной в нем научной информации. По другим признакам сообщение приближается к жанру доклада, обнаруживая композиционную завершенность, содержательную подготовленность, тематическое единство, наличие определенной структуры тематического движения. Сообщение и доклад малого размера часто сближаются по своим содержательным и формальным показателям, что ведет к неразличению их в реальной научной коммуникации (часто одно и то же речевое произведение называют и докладом, и сообщением).
Ввиду меньшей содержательной сложности сообщения по сравнению с докладом, его широкого использования в ситуациях совещания, заседания (т.е. в ситуациях не столь официальных, как ситуации конференции, симпозиума), сообщение отличается от доклада по соотношению средств письменной научной речи и устно-разговорных средств. Оно является более раскованным жанром, допускает свободу автора в композиционной организации текста, в использовании устно-разговорных средств оживления речи.
Выступление. Выступление относится к потенциально диалогическим жанрам. Оно типично для ситуаций конференции, научного семинара, заседания, обсуждения. Жанровые разновидности выступления: дискуссионные и полемические выступления); развернутые вопросы аудитории; ответы председателя и выступающего. Выступление и сообщение объединяет кратность (обычно около 2—10 минут).
Отличия выступления от сообщения по содержательно-композиционным характеристикам представлены в таблице.
Таблица
Сообщение Выступление
Относительно полное освещение темы Содержательная неполнота
Тематическое единство Тематическое единство может отсутствовать
Содержательная подготовленность Отсутствие содержательной подготовленности, дискуссионность, полемичность
Композиционная завершенность Отсутствие ярко выраженных композиционных характеристик
Выступление не обладает многими признаками содержательно-логической и композиционной организации сообщения. Его характеризует семантическая неполнота, отсутствие содержательной подготовленности. При этом некоторые виды выступлений обладают собственными признаками (дискуссионность и полемичность). Выступление может быть направлено как к коллективному адреса-
ту, так и к определенному лицу, предыдущему выступающему. Нейтрализация различий выступлений и сообщений происходит в том случае, если дискуссионные и полемические выступления осуществляются по типу сообщения, т.е. в отличие от других выступлений обладают признаками сообщения (см. табл.).
Выступление — один из жанров, в котором наиболее полно способны проявиться индивидуальные речевые особенности говорящего.
Описание современной устной публичной речи в настоящее время характеризуется вниманием к риторическому аспекту организации устного монолога, с одной стороны, и к проблемам риторического образования специалиста, с другой стороны [7; 8]. Разработаны и разрабатываются специальные курсы по деловой и профессионально ориентированной риторике, в которой изложение теоретического материала (специфика делового общения, основы культуры речи, мастерство публичного выступления, искусство спора и дебатов) дополнятся практикумом по риторике на актуальном для учащихся тематическом материале. О живом интересе к проблемам риторического образования специалиста свидетельствует не только появление стабильных учебников и учебных пособий по риторике для отдельных специальностей (юристов, менеджеров, политологов, работников сферы бизнеса и туризма и др.), но и тот факт, что риторический аспект речевой деятельности рассматривается в более широком контексте обучения культуре речи и речевому общению [7. С. 215—258].
Перед методистами и преподавателями остро стоит вопрос о внедрении риторического аспекта речевой культуры в практику вузовского образования, а также в практику самообразования специалиста — повышение уровня его речевой культуры при публичном выступлении.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной научной речи // Современная русская устная научная речь. Т. 1. Общие свойства и фонетические особенности / под ред. О.А. Лаптевой. Красноярск, 1985. — С. 80—132. [Barnet Vl. Problemy izucheniya zhanrov ustnoj nauchnoj rechi // Sovremennaya russkaya ustnaya nauchnaya rech. T. 1. Obshhie svojstva i foneticheskie osobennosti / pod red. O.A. Laptevoj. Krasnoyarsk, 1985. — S. 80—132.]
[2] Кожин А.Н., Крылова О.А., ОдинцовВ.В. Функциональные типы русской речи: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 222 с. [Kozhin A.N., Krylova O.A., Odincov V.V. Funkcionalnye tipy russkoj rechi: ucheb. posobie. M.: Vysshaya shkola, 1982. — 222 s.]
[3] Лаптева О.А., Скорикова Т.П., Краевская Н.М., Акишина Т.Е., Гейченко Е.И. Обучение устной научной речи: теория и практика: учебно-методическое пособие. М.: Билингва, 2000. — 80 с. [Lapteva O.A., Skorikova T.P., Kraevskaya N.M., Akishina T.E., Gejchenko E.I. Obuchenie ustnoj nauchnoj rechi: teoriya i praktika: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Bilingva, 2000. — 80 s.]
[4] Проблемы речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — С. 237—280. [Problemy rechevyx zhanrov // Baxtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M.: Iskusstvo, 1979. — S. 237—280.]
[5] Скорикова Т.П. Лекция как основная форма вузовского преподавания (жанровый и линг-водидактический аспекты) // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер. «Лингвистика и педагогика». 2014. № 1. С. 83—88. [Skorikova T.P. Lekciya kak osnovnaya forma vuzovskogo prepodavaniya (zhanrovyj i lingvodidakticheskij aspekty) // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Lingvistika i pedagogika». 2014. № 1. S. 83—88.]
[6] Скорикова Т.П. Русская научная речь. Звучащая хрестоматия. Спб-Бохум, 1997. 97 с. [Skorikova T.P. Russkaya nauchnaya rech. Zvuchashhaya xrestomatiya. Spb-Boxum, 1997. 97 s.]
[7] Скорикова Т.П. Язык делового и научного общения. Культура публичной речи // Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе: Монография / под общ. ред. Н.Н. Романовой. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. — С. 168—258. [Skorikova T.P. Yazyk delovogo i nauchnogo obshheniya. Kultura publichnoj rechi // Russkij yazyk i kultura professionalnogo obshheniya nefilologov: metodologicheskie i teoretiko-prakticheskie osnovy kommunikativno-rechevoj podgotovki specialistov v texnicheskom vuze: Monografiya / pod obshh. red. N.N. Romanovoj. — M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana, 2008. — S. 168—258.]
[8] Скорикова Т.П. Монологические жанры устной научной речи в аспекте риторического образования специалиста // Русский язык: история, диалекты, современность. Вып. Х11: сб. научных работ. — М.: МГОУ, 2012. С. 143—147. [Skorikova T.P. Monologicheskie zhanry ustnoj nauchnoj rechi v aspekte ritoricheskogo obrazovaniya specialista // Russkij yazyk: istoriya, dialekty, sovremennost. Vyp. X11: sb. nauchnyx rabot. M.: MGOU, 2012. S. 143—147.]
[9] Современная русская устная научная речь. Т. 1. Общие свойства и фонетические особенности / под ред. О.А. Лаптевой. Красноярск, 1985. 335 с. [Sovremennaya russkaya ustnaya nauchnaya rech. T. 1. Obshhie svojstva i foneticheskie osobennosti / pod red. O.A. Laptevoj. Krasnoyarsk, 1985. 335 s.]
BASIC GENRE FACTORS OF ORAL SCIENTIFIC MONOLOGUE
T.P. Skorikova
The Chair of Linguistics and Intercultural Communication Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Nezhinskaya str., 7, Moscow, Russia, 119501
Extralinguistic conditions of scientific oral speech (UNR) is considered in the context of the main features of the speech communication and problem of identification of speech genres in linguistics. A description of the main monologue UNR genres — lectures, reports, messages — from the point of view of the basic genre factors is presented.
Key words: oral scientific monologue, the theme and the situation of speech communication, UNR monologue genres, basic genre factors, lecture, report, message.