Научная статья на тему 'Профессионально - лингвистические средства как составляющая информационно - образовательной среды учебного курса'

Профессионально - лингвистические средства как составляющая информационно - образовательной среды учебного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УЧЕБНОГО КУРСА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕБ 2.0 СЕРВИСЫ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ СРЕДА / AN UNIFIED INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COURSE / PROFESSIONAL LINGUISTIC TOOLS / HUMANITARIAN EDUCATION / WEB 2.0 / MULTILINGUAL LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова А.Х.

В статье описывается дидактическая модель обучения бакалавров филологов в условиях инфокоммуникационной среды, учитывающая современные требования к профессиональной деятельности филологов в области использования информационных технологий. Особое внимание уделяется использованию профессионально лингвистических средств, в том числе и Веб 2.0 сервисов Интернета. Данная модель обучения апробирована в К(II)ФУ в 2011-2015 г.г. в институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого при работе со студентами бакалавриата, а также в 2014-2015 году у магистрантов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в филологии и образовании». Основной целью использования информационных технологий в рамках единой информационно образовательной среды курса является одновременное использование веб служб и как предмета исследования и в качестве инструмента для обучения. Такой подход дает более глубокое понимание практического значения информационных ресурсов, а главное, помогает развивать профессиональные навыки в использовании информационных технологий. Набор изучаемых сервисов включает в себя: поисковые системы, справочники, словари и энциклопедии, веб квесты, совместная работа с документами в облачном пространстве, полилингвальные электронные коммуникации, поиск и изучение материалов на иностранных языках, размещение собственного контента в Интернете все эти сервисы играют важную роль в формировании и развитии межкультурной компетенции в единой информационно образовательной среде курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY - LINGUISTIC MEANS AS A COMPONENT OF INFORMATION - EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COURSE

The paper describes a didactic model of training bachelors philologists in the conditions of info-communications environment, taking into account the current requirements for professional activity philologists in the area of information technology. Particular attention is paid to the use of professional linguistic means, including the Internet and web 2.0 services. This training model was tested in K(VR)FU in 2011-2015 at the Institute of Philology and Intercultural Communication named by Leo Tolstoy when working with undergraduate students, as well as in the 2014-2015 year with undergraduates enrolled in the specialty "Information technology in philology and education." The key of using information technologies within a unified information-educational environment of the course is the simultaneous use of Web services both as a subject of study and as a tool for learning. This approach gives a deeper understanding of information resources and materials, and most importantly, helps to develop the professional skills in the use of IT. The set of the studied services: search engines, reference resources, dictionaries and encyclopedias, web quests, joint work with documents in the cloud space, multilingual electronic communications, search and study of the materials in the original language, and share their own content on the Internet all of these play role in the formation and development of intercultural competence in a unified information educational environment of the course.

Текст научной работы на тему «Профессионально - лингвистические средства как составляющая информационно - образовательной среды учебного курса»

References

1. Gojhman O.Ja., Nadeina T.M. Rechevaja kommunikacija: Uchebnik / Pod red. O.Ja.Gojhmana. - M.: INFRA-M., 2001. - 272 s.

2. Russkij jazyk i kul'tura rechi: Uchebnik / Pod red. V.I.Maksimova. - M.: Gardariki, 2000. - 413 s.

3. Skorikova T.P. Rabochaja programma uchebnoj discipliny «Teorija i praktika mezhkul'turnoj kommunikacii» dlja napravlenija «Lingvistika». Profil' podgotovki «Teorija kommunikacii i Mezhdunarodnye svjazi s obshhestvennost'ju». - M.: MJeSI, 2012. - 20 s.

4. Skorikova T.P. Praktikum po kul'ture rechevogo obshhenija na russkom jazyke. - M.: MJeSI, 2015, - 391 s.

5. Skorikova T.P., Orlov E.A. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti magistrantov v uchebno-nauchnoj sfere pri ispol'zovanii informacionn-komp'juternyh tehnologij. - Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. «Lingvistika i pedagogika»,. - 2013, № 1, s. 87-92.

6. Skorikova T.P. Lingvometodicheskie osnovy postroenija on-lajn komponenta uchebnogo kursa magistratury. -Pedagogika & Psihologija. Teorija i praktika Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal, № 1 (3), 2016- S.17-19.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.45.173 Хусаинова А.Х.

ORCID: 0000-0001-9615-6795 Старший преподаватель кафедры образовательных технологий и информационных систем Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КУРСА

Аннотация

В статье описывается дидактическая модель обучения бакалавров - филологов в условиях инфокоммуникационной среды, учитывающая современные требования к профессиональной деятельности филологов в области использования информационных технологий. Особое внимание уделяется использованию профессионально - лингвистических средств, в том числе и Веб 2.0 - сервисов Интернета. Данная модель обучения апробирована в К(П)ФУ в 2011-2015 г.г. в институте филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого при работе со студентами бакалавриата, а также в 2014-2015 году у магистрантов, обучающихся по специальности «Информационные технологии в филологии и образовании».

Основной целью использования информационных технологий в рамках единой информационно - образовательной среды курса является одновременное использование веб - служб и как предмета исследования и в качестве инструмента для обучения.

Такой подход дает более глубокое понимание практического значения информационных ресурсов, а главное, помогает развивать профессиональные навыки в использовании информационных технологий.

Набор изучаемых сервисов включает в себя: поисковые системы, справочники, словари и энциклопедии, веб -квесты, совместная работа с документами в облачном пространстве, полилингвальные электронные коммуникации, поиск и изучение материалов на иностранных языках, размещение собственного контента в Интернете - все эти сервисы играют важную роль в формировании и развитии межкультурной компетенции в единой информационно -образовательной среде курса.

Ключевые слова: информационно - образовательная среда учебного курса, профессиональные лингвистические средства, гуманитарное образование, Веб 2.0 - сервисы, полилингвальная среда.

Khusainova A.H.

ORCID: 0000-0001-9615-6795 Senior lecturer, Kazan (Volga Region) Federal University PROFESSIONALLY - LINGUISTIC MEANS AS A COMPONENT OF INFORMATION - EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF THE COURSE

Abstract

The paper describes a didactic model of training bachelors - philologists in the conditions of info-communications environment, taking into account the current requirements for professional activity philologists in the area of information technology. Particular attention is paid to the use of professional - linguistic means, including the Internet and web 2.0 -services. This training model was tested in K(VR)FU in 2011-2015 at the Institute of Philology and Intercultural Communication named by Leo Tolstoy when working with undergraduate students, as well as in the 2014-2015 year with undergraduates enrolled in the specialty "Information technology in philology and education. "

The key of using information technologies within a unified information-educational environment of the course is the simultaneous use of Web services both as a subject of study and as a tool for learning.

This approach gives a deeper understanding of information resources and materials, and most importantly, helps to develop the professional skills in the use of IT.

The set of the studied services: search engines, reference resources, dictionaries and encyclopedias, web - quests, joint work with documents in the cloud space, multilingual electronic communications, search and study of the materials in the original language, and share their own content on the Internet - all of these play role in the formation and development of intercultural competence in a unified information - educational environment of the course.

Keywords: an unified information - educational environment of the course, professional linguistic tools, humanitarian education, web 2.0, multilingual learning environment.

А ктуальность исследования. На сегодня экономикой страны востребованы профессионалы, владеющие практическими навыками в области информационных технологий в своей деятельности. Возникновение профессий, интегрирующих гуманитарные и естественно-научные направления, привело к изменению условий обучения бакалавров - гуманитариев в области информационных технологий. Таким образом, возникает проблема создания научно - методического обеспечения преподавания дисциплин на факультетах филологического профиля в условиях современной информационной образовательной среды. Поэтому в программу обучения бакалавров -гуманитариев Института филологии и межкультурной коммуникации имени Л.Н. Толстого (ИФМК) Казанского (Приволжского) федерального университета включены дисциплины «Информационные технологии», «ИКТ в образовательной и культурно - просветительской деятельности».

Объект исследования: процесс подготовки бакалавров - гуманитариев в условиях единой информационно -образовательной среды (ЕИОС) учебной дисциплины.

Предмет исследования: формы и способы применения профессионально - лингвистических средств в обучении бакалавров-гуманитариев дисциплинам в современной инфокоммуникационной среде.

Задачи исследования:

Разработать концептуальную модель поддержки преподавания дисциплин «ИКТ в образовательной и культурно -просветительской деятельности» и «Информационные технологии» для бакалавров - гуманитариев.

Реализация поддержки преподавания дисциплин «ИКТ в образовательной и культурно - просветительской деятельности» и «Информационные технологии» в виде ЕИОС учебной дисциплины.

Экспериментально оценить эффективность разработанного научно-методического обеспечения отдельных дисциплин в учебном процессе и внедрить полученные результаты в педагогическую практику.

Результаты:

Для того чтобы обеспечить целостность дисциплины, повысить уровень эффективности образовательного процесса и получить достоверный результат у бакалавров гуманитарных специальностей нами:

• Выявлены требования к профессиональной деятельности наших выпускников в условиях сегодняшнего рынка труда, которые позволяют повысить их конкурентоспособность и востребованность в обществе.

• Создана модель обучения отдельным дисциплинам бакалавров-гуманитариев в условиях инфокоммуникационной среды, которая обеспечивает результативность процесса формирования их информационной компетентности.

• Разработаны методики преподавания дисциплин «ИКТ в образовательной и культурно - просветительской деятельности» и «Информационные технологии» в рамках инфокоммуникационной среды.

Создана и проверена на практике дидактическая модель процесса подготовки бакалавров - гуманитариев нашего института по отдельным дисциплинам, включающая в себя основные структурные части: цель, содержание, средства, субъекты и методику, смысл которой заключается в использовании единой инфокоммуникационной среды, обеспечивающей результативность процесса формирования их информационной компетентности.

Разработано достаточно полное педагогическое обеспечение процесса подготовки бакалавров по дисциплинам «Основы математической обработки информации», «ИКТ в образовательной и культурно - просветительской деятельности» и «Информационные технологии», в состав которого входит комплекс средств для практического применения спроектированной модели: специально разработанная система заданий для овладения практическими навыками работы с интерактивной средой обучения и программными приложениями, размещенными в сети Интернет, учебно - методическое пособие, рейтинговая система контроля знаний, умений и навыков по дисциплине, а также рекомендации для преподавателей по методике обучения бакалавров - гуманитариев отдельным дисциплинам.

Дидактическая модель обучения бакалавров - филологов в условиях инфокоммуникационной среды, учитывающая современные требования к профессиональной деятельности филологов в области использования математического аппарата и компьютерных приложений и имеющая «в своем составе:

• дидактические условия подготовки студентов филологических специальностей университета по дисциплинам математического блока;

• профессионально - филологические материалы и ресурсы интернета, используемые в образовательном процессе (энциклопедические и лингвистические словари, переводчики онлайн);

• учебные средства и модели (интерактивный учебник, виртуальная рабочая тетрадь, пошаговые инструкции к самостоятельным работам, сборник практических заданий, презентации к лекционному материалу, созданные в среде Google);

• методические рекомендации по использованию профессионально-филологических средств (ПФС);

• информационные средства (поиск в интернете, академия Гугл, форум, чат, электронная почта, календарь Гугл, журнал БРС)» [1] представлена на рисунке 1.

Подробно организация работы в единой информационно - образовательной среде (ЕИОС) описаны в работах выше указанных авторов [1,2,3,5].

Рис. 1 - Единая информационно - образовательная среда учебного курса (ЕИОС УК)

В данной статье более детально рассмотрим такой компонент ЕИОС как «Профессиональные лингвистические средства» (рис.2). Профессионально - лингвистические средства ЕИОС включают в себя как средства МБ Ойгсе так и всевозможные онлайн словари, глоссарии, языковые корпусы, которые используются студентами для работы с текстами при выполнении заданий. В каждом задании особое внимание уделяется грамотности создаваемого продукта, правильности использования тех или иных терминов, пониманию значений используемых понятий.

«Непосредственно при работе с текстовыми документами обращается особое внимание на проверку орфографии с помощью средств текстовых редакторов, развитие навыков и овладения приемами автоматизации работы, изучаются средства совместного редактирования документов. Все эти методики служат цели повышения эффективности использования информационных технологий при решении профессионально - значимых для гуманитариев задач» [2].

Рис. 2 -Профессионально - лингвистические компоненты ЕИОС УК

Поскольку большинство изучаемых веб сервисов англоязычные, широко используются такие сервисы как автоматический перевод страниц в браузерах, так и онлайн - переводчики для более точного перевода необходимых терминов и понятий. Также студентам рекомендуется изучать происхождение и значение терминов в энциклопедических и толковых словарях.

Студенты нашего института являются представителями многих стран и поэтому обучаясь в полилингвальной среде они часто используют переводы с одного языка на другой в различных комбинациях (англо - русский и русско -английский, англо - татарский и татарско - английский, турецко - русский и русско - турецкий, китайско - татарский и татарско - китайский, японско - русский и русско - японский и т.д.), получая дополнительную языковую практику. Преподавателями на занятиях поощряются ответы на татарском, английском и немецком языках.

В курсе «ИКТ в образовательной и культурно-просветительской деятельности» при выборе сервисов веб 2.0 для изучения бакалаврами - гуманитариями особое внимание уделяется сервисам, отвечающим профессиональным потребностям данной категории студентов. Для простейшего частотного анализа текста и его визуализации используются сервисы создания облака слов (Wordle, Tagul, Word it Out и др.). При создании объемных всплывающих книг (ZooBurst) учитывается грамотность, литературный стиль произведения, структура текста. Такие задания как блоги, создание виртуальной рабочей тетради, веб - квесты также требуют умения грамотно работать с текстом.

Выпускники специальностей «Педагогика» и «Прикладная филология» Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого - «разносторонние специалисты, работающие в музеях, театрах, библиотеке, в сфере управления и средствах массовой информации; могут быть советниками руководителей предприятий и организаций по связям с общественностью. В своей профессиональной деятельности они должны свободно

пользоваться компьютерными сетями, включая Internet, для доступа к российским и зарубежным источникам информации, уметь найденную информацию грамотно обрабатывать с использованием компьютерных программ, владеть статистическими методами обработки филологической информации, уметь работать с различными типами текстовых редакторов» [4]

Использование интернет - технологий в обучении является одним из способов подготовки бакалавров к жизни в условиях сегодняшнего общества.

Выводы.

Особенностью использования информационных технологий в рамках единой информационно - образовательной среды учебного курса является одновременное использование веб сервисов и как предмета изучения и как инструмента обучения. Такой подход дает эффект более глубокого изучения информационных ресурсов и материалов и что наиболее важно, помогает в развитии профессиональных навыков использования ИТ в работе. Вся совокупность изучаемых сервисов - поисковые системы, справочные ресурсы, словари и энциклопедии, веб - квесты, совместная работа с документами в облачном пространстве, электронная коммуникация на полилингвальной основе, поиск и изучение материалов на языке оригинала, публикация собственного контента в Интернете - все это способствует формированию и развитию межкультурной компетенции в условиях единого информационно - образовательного пространства учебного курса.

Литература

1. Батрова Н.И., Лукоянова М.А., Хусаинова А.Х. Технологии Web 2. 0 в формировании опыта применения информационно-коммуникационных технологий у студентов гуманитарных специальностей // Современные проблемы науки и образования . 2014. №5. URL: http://cyberleninka.m/article/ntehnologii-web-2-0-v-formirovanii-opyta-primeneniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-u-studentov-gumanitarnyh (дата обращения: 20.02.2016).

2. Лукоянова М.А. Целевая установка на автоматизацию филологических задач как основа целостности и эффективности курса "Информационные технологии" для гуманитариев. // Современные проблемы науки и образования. М.: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2014. Доступ в Интернете: http://www.science-education. ru/pdf/2014/6/965.pdf.

3. Хусаинова А.Х. Система текущего и итогового контроля деятельности студентов в модели "единого информационного пространства учебного курса". // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Казань: Юниверсум, 2014. С. 383 - 389.

4. Чалкина Н.А. Педагогические условия формирования компьютерной грамотности будущих филологов с использованием адаптивной технологии обучения / Автореф. дисс. на соискание уч. ст. кандидата пед. наук. -Комсомольск-на-Амуре, 2006. // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kompyuternoy-gramotnosti-buduschih-filologov-s-ispolzovaniem-adaptivnoy-tehnologii#ixzz40hOvndI5

5. N. Batrova, A. Danilov, M. Lukoyanova, A. Khusainova. Web 2.0 for collaborative work and effective management of a virtual community. INTED2014 Proceedings. Valencia Spain: IATED. P. 5622 - 5629.

References

1. Batrova N.I., Lukojanova M.A., Husainova A.H. Tehnologii WEB 2. 0 v formirovanii opyta primenenija informacionno-kommunikacionnyh tehnologij u studentov gumanitarnyh special'nostej // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-15128 (data obrashhenija: 30.10.2014).

2. Lukojanova M.A. Celevaja ustanovka na avtomatizaciju filologicheskih zadach kak osnova celostnosti i jeffektivnosti kursa "Informacionnye tehnologii" dlja gumanitariev. // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. M.: Izdatel'skij Dom «Akademija Estestvoznanija», 2014. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2014/6/965.pdf

3. Khusainova, A. Sistema tekushhego i itogovogo kontrolja dejatel'nosti studentov v modeli «edinogo informacionnogo prostranstva uchebnogo kursa» // Uchenye zapiski instituta social'nyh i gumanitarnyh znanij, S.383-389.

4. Chalkina, N.A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija komp'juternoj gramotnosti budushhih filologov s ispol'zovaniem adaptivnoj tehnologii obuchenija / Avtoref. diss. na soiskanie uch. st. kandidata ped.. - Komsomol'sk-na-Amure, 2006. // Biblioteka avtoreferatov i dissertacij po pedagogike URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kompyuternoy-gramotnosti-buduschih-filologov-s-ispolzovaniem-adaptivnoy-tehnologii#ixzz40hOvndI5

5. N. Batrova, A. Danilov, M. Lukoyanova, A. Khusainova. Web 2.0 for collaborative work and effective management of a virtual community. INTED2014 Proceedings. Valencia Spain: IATED. P. 5622 - 5629.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.