Научная статья на тему 'Обсуждение со студентами высшей школы элементов проблемы о едином языке науки'

Обсуждение со студентами высшей школы элементов проблемы о едином языке науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНАЯ НАУКА И ЕЁ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф., Карамова А. А.

Рассмотрены дидактические возможности обсуждения со студентами высших учебных заведений элементов фундаментальной проблемы о едином языке научного познания и преобразования действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обсуждение со студентами высшей школы элементов проблемы о едином языке науки»

плойку для завивки волос, но не прошло и двух недель, как она перестала работать. Тоня обратилась в магазин с целью заменить ее. Но в магазине, мотивируя тем, что на подарки правила прав потребителей не распространяются, отказались поменять. Правы ли работники магазинов? Что делать в таких ситуациях? Обсуждение посредством метода « Аквариум» позволяет закрепить теоретические знания старшим подросткам, т.к они объясняют младшим, как надо поступить в данной ситуации с точки зрения закона «Прав потребителя». Младшие школьники в свою очередь, понимают, как необходимы правовые знания в жизни.

Положительным результатом работы в формировании правовой культуры подростков с ОВЗ является её практическая направленность. Приобретая продуктовый товар в магазине, ребята интересуются не только его ценой, но и свежестью покупаемого товара. Получая продукт, смотрят на дату его изготовления, срок годности, большая часть детей берут чек, проверяют сдачу.

Показатели динамики сформированности правовой культуры детей с ОВЗ по потребительскому праву за период 2016 - 2018 гг.

Список использованной литературы:

1.Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования и воспитания. Философия права 2008 N 5.

2 Вербитский А.А, Борисова Н.В, Методические рекомендации по проведению деловых игр, М., 90 с. З.А.Лопатина, М. Скребцова Права подростков в рассказах, рисунках и вопросах. Амрита- Русь 2011. 142. 4 Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии// Правоведение.1991 N1.

© Гилеско О. Н., 2019 г.

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Карамова А. А. д.филол.н,, профессор кафедры филологии, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация

ОБСУЖДЕНИЕ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМЫ О ЕДИНОМ ЯЗЫКЕ НАУКИ

Аннотация

Рассмотрены дидактические возможности обсуждения со студентами высших учебных заведений

элементов фундаментальной проблемы о едином языке научного познания и преобразования действительности.

Ключевые слова

Единая наука и её язык, информационное моделирование действительности.

Дидактический опыт показывает, что проблема языка науки возникает перед всеми студентами младших курсов естественно-математических, технических и социально-гуманитарных факультетов высших учебных заведений при постановке и решении относительно простых научно - исследовательских задач первой собственной курсовой работы по изучаемой отдельной дисциплине [1].

Проблема о едином языке науки становится предметом раздумий ряда старшекурсников высшей школы, выполняющих выпускные квалификационные работы по междисциплинарным темам.

В этой связи нами на лекционных, практических и лабораторных занятиях по естественно -математическим, общетехническим и социально - гуманитарным дисциплинам со студентами высшей школы вкратце рассматриваются нижеследующие фрагменты постановки и частичного разрешения фундаментальной проблемы о едином языке науки.

1. Выдающиеся математики и философы Рене Декарт (1596, Лаэ - 1650, Стокгольм), создавший аналитическую геометрию) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646, Лейпциг - 1718, Ганновер) - один из основоположников дифференциального и интегрального исчисления, предполагали, что единый язык науки установил бы такую систему понятий и отношений между ними, которая, будучи выражена в универсальном формализме, позволила бы по логическим правилам вывода чисто формальным путем получать новое знание о действительности.

2. После открытия новых планет Солнечной системы - Урана в 1781 году и Нептуна в 1846 году основе выраженных на языке математики законов классической механики Исаака Ньютона (1643, Вулсторп - 1727, Кенсингтон) возникла надежда о возможности экстраполяции формальных методов элементарной и высшей математики на всю науку в целом и приобретения единого языка науки в виде математического формализма.

3. Математики исследуют то, что следует или вытекает логическим способом из определенных посылок независимо от того, было, есть или будет вычисленный объект, процесс или явление в физическом реальном мире.

4. Предметом изучения физики является то, что есть с целью поиска наилучшего объяснения сущего, а не возможного вообще.

5. Несмотря на прогресс современной математики, пока нет единой физической теории мироздания и поэтому в настоящее время отсутствует завершенный единый и общепринятый язык науки.

6. Наиболее универсальным методом научного и учебного познания действительности является информационное моделирование объектов, процессов и явлений окружающего нас мира, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].

7. Возникновение, становление и развитие общего объектного языка естественно-математических наук произошло на основе естественных греческого, арабского, латинского, родного и английского языков

[3].

8. Выделен символический язык естественно-математических наук как основное средство информационного моделирования природной и технологической действительности [4].

9. Установлено повышение роли элементарной и высшей математики в современном явлении интеграции научных и учебных естественных, общетехнических и социально-гуманитарных дисциплин [5].

10. Определено, что установление и развитие междисциплинарных связей является одним из доступных и эффективных способов создания современного единого языка науки [6].

Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о

том, что систематическое и регулярное обсуждение на лекционных, практических и лабораторных занятиях высшей школы проблемы о едином языке науки приводит к повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов современной учащейся молодежи. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38

3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31

4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

5. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.

6. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Каримов М.Ф., Карамова А.А., 2019

УДК 378.14

Каримов М. Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Сивкова Г.А. канд. хим. наук, доцент БФ БГУ г. Бирск, РФ

УСТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ

И ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Рассмотрены особенности проектирования и реализации междисциплинарной связи математики и химии в высшей школе, позволяющей повысить качество подготовки будущих исследователей и преобразователей природной и технологической действительности.

Ключевые слова

Математика, химия, математическое моделирование, обучение студентов.

Информационное моделирование материальной действительности, состоящее из таких этапов -элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка алгоритма, исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1], имеющее словесную [2], изобразительную [3] и математическую [4] составляющие, является основным методом научного и учебного познания студентами высшей школы окружающих нас объектов, процессов и явлений природы и технологий.

Одним из известных способов повышения качества профессиональной подготовки будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.