Научная статья на тему 'ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОНТРАБАНДЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ[100]'

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОНТРАБАНДЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ[100] Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ / КОНТРАБАНДА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ПОДЛЕЖАЩИЕ ДОКАЗЫВАНИЮ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / SUBJECT OF PROOF / SMUGGLING OF CULTURAL VALUES / CIRCUMSTANCES TO BE PROVED / CRIME INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Судникова Н.Ю., Гриневич К.В.

В последнее время государства ставят своей целью привитие обществу культурных мотивов, поскольку именно посредством включения культуры в человеческую жизнь происходит развитие личности, ее самореализация. В действующих российских законодательных актах прослеживается повышенный интерес государства к культурным ценностям, в частности к их сохранению от преступных посягательств. Актуальность исследования данной тематики обусловлена в большей степени не количеством зарегистрированных уголовных дел о контрабанде культурных ценностей [101] , а сложностью расследования дел данной категории, связанной, прежде всего, с проблемой отнесения предмета контрабанды к категории «культурные ценности»; совершением данных преступлений организованными и в большей степени относительно стабильными преступными группами, хорошо оснащенными технически; особенностями способов, места и обстановки совершения контрабанды культурных ценностей. Таким образом, особое значение при расследовании преступлений данной категории дел отводится именно обстоятельствам, подлежащим установлению и доказыванию, т.к. их правильное определение позволяет нивелировать допущение правоохранительными органами ошибок в процессе расследования и установления лиц, причастных к его совершению, а также правильно произвести квалификацию совершенного общественно опасного деяния. Цель статьи - на основе изучения и обобщения практики доказывания по делам о контрабанде культурных ценностей определить специфику обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по указанной категории дел. В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: системный, анализ и синтез, абстрагирование и формально-логический подходы. В рамках проведённого исследования определены основные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам о контрабанде культурных ценностей, детализирующие компоненты общего предмета доказывания, ориентируя органы, осуществляющие досудебное расследование по делам этой категории, на углубленное исследование обстоятельств, имеющих значение для обеспечения быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного рассмотрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIRCUMSTANCES SUBJECT TO ESTABLISHMENT AND PROVISION IN INVESTIGATION OF SMUGGLING OF CULTURAL VALUES

In recent times, States have sought to inculcate in society cultural motivations, since it is through the incorporation of culture into human life that the development of the individual and its self-realization take place. The legislation in force in the Russian Federation demonstrates the State’s heightened interest in cultural property, in particular its preservation from criminal encroachment. The relevance of the study of this subject is more a result of the complexity of the investigation of cases in this category than of the number of recorded criminal cases involving the smuggling of cultural property, the problem of classifying the object of smuggling as «cultural property»; the commission of these crimes by organized and more relatively stable criminal groups, well equipped technically; the peculiarities of the methods, The place and environment in which cultural property is smuggled. Thus, it is the circumstances to be established and proved that are of particular importance in the investigation of the crimes in this category of cases, Their correct definition makes it possible to eliminate errors in the investigation and identification of persons involved in the commission of such acts by the law enforcement agencies, as well as to correctly classify a socially dangerous act. The purpose of the article is to determine the specificity of the circumstances to be established and proven in this category of cases by examining and summarizing the evidentiary practice in cases of trafficking in cultural property. In the work various general scientific techniques and methods of logical knowledge are used: systems, analysis and synthesis, abstraction and formal-logical approaches. The study identified the main circumstances of evidence in cases of smuggling of cultural property, detailing the components of the general object of evidence, and guiding the pre-trial investigation authorities in this category, an in-depth study of the circumstances relevant to a prompt, full and impartial investigation and judicial review.

Текст научной работы на тему «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОНТРАБАНДЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ[100]»

УДК: 343.9

ББК: 67.52

Судникова Н.Ю., Гриневич К.В. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСТАНОВЛЕНИЮ И ДОКАЗЫВАНИЮ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ КОНТРАБАНДЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ1

Sudnikova N. Yu., Grinevich K. V.

CIRCUMSTANCES SUBJECT TO ESTABLISHMENT AND PROVISION IN INVESTIGATION OF SMUGGLING OF CULTURAL VALUES

Ключевые слова: предмет доказывания, контрабанда культурных ценностей, обстоятельства, подлежащие доказыванию, расследование преступлений.

Key words: subject of proof, smuggling of cultural values, circumstances to be proved, crime investigation.

Аннотация: В последнее время государства ставят своей целью привитие обществу культурных мотивов, поскольку именно посредством включения культуры в человеческую жизнь происходит развитие личности, ее самореализация. В действующих российских законодательных актах прослеживается повышенный интерес государства к культурным ценностям, в частности к их сохранению от преступных посягательств.

Актуальность исследования данной тематики обусловлена в большей степени не количеством зарегистрированных уголовных дел о контрабанде культурных ценностей2, а сложностью расследования дел данной категории, связанной, прежде всего, с проблемой отнесения предмета контрабанды к категории «культурные ценности»; совершением данных преступлений организованными и в большей степени относительно стабильными преступными группами, хорошо оснащенными технически; особенностями способов, места и обстановки совершения контрабанды культурных ценностей.

Таким образом, особое значение при расследовании преступлений данной категории дел отводится именно обстоятельствам, подлежащим установлению и доказыванию, т.к. их правильное определение позволяет нивелировать допущение правоохранительными органами ошибок в процессе расследования и установления лиц, причастных к его совершению, а также правильно произвести квалификацию совершенного общественно опасного деяния.

Цель статьи - на основе изучения и обобщения практики доказывания по делам о контрабанде культурных ценностей определить специфику обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по указанной категории дел.

В работе использованы различные общенаучные приемы и способы логического познания: системный, анализ и синтез, абстрагирование и формально-логический подходы.

В рамках проведённого исследования определены основные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делам о контрабанде культурных ценностей, детализирующие компоненты общего предмета доказывания, ориентируя органы, осуществляющие досудебное расследование по делам этой категории, на углубленное исследование обстоятельств, имеющих значение для обеспечения быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного рассмотрения.

1 Данная статья является результатом научного исследования в рамках работы над Грантом Президента РФ 2020-2021 гг. (МК-444.2020.6) по государственной поддержке молодых российских ученых кандидатов наук.

2 Доля контрабанды культурных ценностей в общем количестве возбужденных уголовных дел таможенными органами различных государств незначительна: в 2017 и 2019 годах они составили всего 0,22% всех расследований и изъятий, в 2018-м — 0,08%; из 102 214 дел, расследованных таможнями разных стран в 2019 году, только 227 касались культурных ценностей (Illicit Trade Report 2019 of the World Customs Organization (WCO) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/enforcement-and-compliance/activities-and-programmes/illicit-trade-report/itr_2019_en.pdf?db=web (дата обращения: 20.10.2020)).

Abstract: In recent times, States have sought to inculcate in society cultural motivations, since it is through the incorporation of culture into human life that the development of the individual and its self-realization take place. The legislation in force in the Russian Federation demonstrates the State's heightened interest in cultural property, in particular its preservation from criminal encroachment.

The relevance of the study of this subject is more a result of the complexity of the investigation of cases in this category than of the number of recorded criminal cases involving the smuggling of cultural property, the problem of classifying the object of smuggling as «cultural property»; the commission of these crimes by organized and more relatively stable criminal groups, well equipped technically; the peculiarities of the methods, The place and environment in which cultural property is smuggled.

Thus, it is the circumstances to be established and proved that are ofparticular importance in the investigation of the crimes in this category of cases, Their correct definition makes it possible to eliminate errors in the investigation and identification of persons involved in the commission of such acts by the law enforcement agencies, as well as to correctly classify a socially dangerous act.

The purpose of the article is to determine the specificity of the circumstances to be established and proven in this category of cases by examining and summarizing the evidentiary practice in cases of trafficking in cultural property.

In the work various general scientific techniques and methods of logical knowledge are used: systems, analysis and synthesis, abstraction and formal-logical approaches.

The study identified the main circumstances of evidence in cases of smuggling of cultural property, detailing the components of the general object of evidence, and guiding the pre-trial investigation authorities in this category, an in-depth study of the circumstances relevant to a prompt, full and impartial investigation and judicial review.

Предмет доказывания обычно отождествляют с совокупностью перечисленных статьей 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию1.

Кроме того, предмет доказывания определяется пределами состава преступления, по поводу которого ведется расследование и рассмотрение уголовного дела. Если же говорить о расследовании конкретного вида преступления, то, кроме общего круга обстоятельств, указанных в законе, может возникнуть необходимость и в исследовании других доказательственных (промежуточных) фактов, не входящих в предмет доказывания, но имеющих большое значение для рассмотрения дела, по существу, так как их установление может способствовать выявлению основных обстоятельств, подлежащих доказыванию. Поэтому во время расследования контрабанды культурных ценностей, к обстоятельствам, которые подлежат доказыванию, относят:

1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

1) обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ; 2) обстоятельства, установленные диспозицией ст. 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ; 3) обстоятельства, которые не входят в предмет доказывания, но имеют важное значение для рассмотрения дела по существу.

На основе такой дифференциации предмета доказывания, подлежащего установлению по уголовным делам о контрабанде культурных ценностей можно установить, что обязательными к установлению обстоятельствами являются: определение непосредственно предмета контрабанды, его стоимостных и качественных характеристик; способ, время, место и обстановка совершения контрабанды культурных ценностей; изучение личности лиц(а), совершившего преступное посягательство на объекты, представляющие культурную ценность; особое внимание уделяется определению мотивов и вины, характеру и размеру причиненного преступлением вреда; а так-

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.1 0.2020).

же обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности.

1. Предмет контрабанды, его стоимостные и качественные характеристики.

Специфическим обстоятельством, которое в обязательном порядке надлежит устанавливать по каждому уголовному делу в части контрабанды культурных ценностей, выступает наличие такой ценности у предмета, в связи с тем, что отсутствие подобного признака не повлечет за собой причинение вреда рассматриваемым общественным отношениям.

Следует отметить, что наиболее существенной проблемой является неясность касательно базовой категории «культурные ценности» как предмета преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ.

Исходя из текста Основ законодательства Российской Федерации о культуре, к категории «культурные ценности» относятся «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты»1.

Иными словами, федеральный законодатель под рассматриваемым нами правовым феноменом понимает совокупность как материальных, так и не материальных объектов, что создает определенные трудности для правоприменительной практики, например, в части того, в какой форме и каким образом проявляются посягательства на нематериальные культурные ценности.

Так как объектом контрабанды является установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможен-

ную границу Российской Федерации2, следовательно, непосредственным предметом контрабанды могут выступать исключительно ценности, имеющие материальный характер3.

В одних нормативно-правовых актах культурные ценности рассматриваются как «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, науч-

4

ное или культурное значение» , в других как «имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»»5.

Как видно в имеющихся определениях отсутствует терминологическое единство. А для целей правовой охраны культурных ценностей важно наличие такой законодательно закрепленной дефиниции, которая включала бы в себя основные сущ-

6

ностные признаки данного явления .

1 Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.1 0.2020).

Беспалько В.Г. Об объекте и предмете контрабанды культурных ценностей // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 148.

3 Бородин А.В. Осокин Р.Б. Понятие и признаки культурных ценностей // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 106.

4 Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (ред. от 02.12.2019) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.11.2020); Федеральный закон от 26 мая 1996 г.№ 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

5 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

6 Пронина Е.Н. Правовая деятельность российского государства в сфере сохранения и охраны культурного достояния в XIX-XX века: историко-теоретическое исследование : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2009. С. 41.

Среди исследователей систематически предпринимались попытки выработать такую терминологическую характеристику рассматриваемого понятия (для того, чтобы руководствоваться ею в контексте ст. 226.1 УК РФ), которую представлялось бы возможным внедрить в текст Основ в тесной взаимосвязи с признаками. Так, большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой культурная ценность предмета проявляется через несколько аспектов:

- историческое значение;

- художественное значение;

- археологическая значимость;

- этнографическая значимость1.

В настоящий момент ст. 226.1 УК РФ оперирует лишь одним дифференцирующим признаком - стоимостный размер. Вместе с тем, помимо подобной значимости рассматриваемому нами правовому феномену присущи и такие признаки, как невос-полнимость и уникальность2.

В свою очередь, факты значимость и стоимость нередко зависят от такого критерия, как время изготовления (но далеко не всегда)3.

Что касается дифференциации по времени создания, то исключительно для некоторых категорий предметов регламентируются хронологические рамки, которые варьируются. К примеру, в приказе Росс-вязьохранкультуры «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» от 14 марта 2008 г. № 117 (50 лет и более; 100 лет и более)4.

Интересен в этом плане Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий норму, направленную на исчисление государственной пошлины за право ввоза культурных ценностей на территорию РФ (исключение составляют лишь предметы палеонтологического и минералогического значения, представляющие культурную ценность). Временные рамки определены следующими показателями: культурные ценности, созданные более 50 лет назад; созданные более 100 лет назад и ввезенные на территорию РФ после 1 августа 2009 года; а также культурные ценности, созданные менее 50 лет назад5.

Таким образом, на основании представленных положений, можем констатировать, что национальный законодатель избрал неоднозначный подход относительно отнесения предмета к разряду таковых, обладающих культурной ценностью: уголовный закон содержит дифференциацию по стоимостному признаку, в то время как в других нормативно-правовых актах встречается временной признак. В связи с таким подходом в правоприменительной деятельности нередко возникают сложности и ошибки в квалификации деяния.

При оценке предмета, на его относи-мость к числу культурной или исторической ценности Верховный суд РФ в одном из своих разъяснений, справедливо отметил, что в том случае, когда при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или 6

специалистов .

1 Ляпустина Н.С. Доказывание по уголовным делам о контрабанде культурных ценностей: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Рос. таможен. акад. М., 2005. С. 10.

2 Беспалько В.Г. Об объекте и предмете контрабанды культурных ценностей // Российский юридический журнал. 2018. № 2. С. 148.

3 Пантелеева И.А., Бакшт Д.А. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. №3. С. 577.

4 Приказ Россвязьохранкультуры «О Перечне

культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», и документации,

оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» от 14 марта 2008 г. № 117 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 мая 2008 г. № 11660) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

5 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 августа 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 09.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

Поэтому решая вопрос о принадлежности перемещенных предметов к культурным ценностям, необходимо располагать соответствующим доказательством — заключением эксперта или специалиста, подтверждающим, что обнаруженные и изъятые предметы являются культурными ценностями.

Существенным шагом законодателя к улучшению сложившейся ситуации послужит вступление с 1 января 2021 г. в силу нового порядка проведения экспертизы культурных ценностей. Помимо правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Минкультуры России, Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 утверждены критерии отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение1. Презю-мируется, что данные критерии позволят избежать неточностей в определении предмета преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ и внесут своего рода ясность, которая в некоторой степени снизит порог ошибок при инкриминировании преступлений.

2. Способ, время, обстановка и место совершения преступления.

При установлении способа совершения контрабанды культурных ценностей и на основе проведенного анализа судебно-следственной практики отмечается, что основная масса контрабанд совершается посредством не декларирования культурных ценностей как таковых; их сокрытий от органов таможенного контроля при ввозе/вывозе через границу нескольких госу-

1 Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» / Документ вступает в силу с 1 января 2021 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

дарств, а также перемещение помимо таможенного контроля. В целях сокрытия незаконного перемещения предметов, представляющих особую культурную ценность преступники нередко прибегают к изготовлению тайников либо иных приспособлений, затрудняющих их обнаружение.

Кроме того, при ввозе/вывозе негабаритных культурных ценностей нередко изготавливаются специальные средства перемещения под видом отдельных объектов одежды, аксессуаров и т.д. (речь идет об изготовлении потайных карманов, нательных поясов, двойной подошвы обуви и т.д.). Пользуются популярностью и так называемые труднодоступные конструктивные полости средств передвижения (автомобилей, самолетов, водных судов), в частности это могут быть: вентиляционные магистрали, потолочные и напольные отверстия автомобилей, различные виды цистерн, элементы хранения и т.д.

В большинстве своем преступники перевозят культурные ценности под видом других задекларированных предметов, рассчитывая на формальную идентификацию при прохождении таможенного контроля. В данном случае преступники оперируют собственной самонадеянностью или наличием так называемых «связей» в нужных органах. Нередки случаи, когда должностное лицо таможенного органа обладает недостаточными знаниями, позволяющими правильно идентифицировать те или иные предметы, представленные лицом на контроль, в соответствии с предъявляемыми разрешительными для этого документами.

Имеет на практике место и контрабанда культурных ценностей, совершенная посредством использования документов или иных средств идентификации путем обманных действий должностных лиц таможенных органов. Чаще всего здесь задейству-ются документы, которые по своей природе носят характер подложных или фальсифицированных (копии чеков, квитанций, нотариально заверенных документов и т.д.)2.

2 Караванская К.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологический анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. 2004. № 1(21). С. 9.

При подготовке к совершению контрабанды культурных ценностей криминальными субъектами достаточно тщательно продумывается способ ее совершения, а сами преступники к данному этапу подходят очень ответственно, поскольку именно от этого зависит успешность выполняемой ими деятельности и ее конечный результат, которого порой может им дорогого стоить, вплоть до лишения собственной свободы.

Особое место при подготовке к совершению данного вида преступлений отводится изучению и продумыванию времени и места его совершения. Неподдельный интерес представляет и так называемая сезонность данных преступлений, преимущественно данного рода посягательства совершаются в зимнее и весеннее время, это обусловлено, прежде всего, возможностью и в некоторой степени необходимостью перевоза преступниками в своем багаже крупных вещей (теплых вещей, обуви и т.д.). Сказанное не означает, что для контрабанды культурных ценностей, иные временные периоды не характерны, скорее это обусловлено наполняемостью тех же самолетов в осенне-летний период, когда большинство людей возвращается из отпусков и тогда, таможенный контроль становится более бдительным, поскольку нередки случаи ввоза на территорию РФ «запрещенных» сувениров.

Одной из особенностей обстановки контрабанды культурных ценностей является ее совершение не на всей территории государства, а только в определенном месте: пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза; места фактического пересечения таможенной территории вне пунктов пропуска через таможенную границу; места международного почтового обмена; участки местности на Государственной границе Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза, места их хранения (тайники).

К обстановке совершения контрабанды культурных ценностей также относятся условия и последствия прохождения выборочного таможенного контроля, декларирования и личного досмотра лиц, пересекающих таможенную границу страны.

3. Субъект контрабанды культурных ценностей.

Особое внимание при расследовании преступлений органами предварительного следствия уделяется такому этапу как изучение субъекта, потенциально совершившего преступление. В соответствии с действующими нормами уголовного законодательства субъектом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ признается физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. При этом им может быть, как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства.

Удельный вес преступлений, направленных на контрабанду объектов, представляющих культурную ценность, совершается хорошо организованными и в большей степени относительно стабильными преступными группами. Такие группы, как правило, формируются на протяжении длительного периода времени и их деятельность специализируется исключительно в этой сфере, редко, когда члены такой группы занимаются параллельно чем-нибудь еще в другой сфере.

Структура такой группы строится на четком распределении ролей, где каждый ее член отвечает за определенный спектр деятельности. Так, в научной литературе выделяют три группы ролей: продавец, скупщик и покупатель. Зачастую членами такой группы являются реставраторы музеев, церквей, оценщики предметов особой старины и т.д.

Кроме того, в числе лиц, входящих в организованную преступную группу по контрабанде культурных ценностей, включают и такую фигуру как организатор, в полномочия которого входят исключительно управленческие функции по организации ввоза/вывоза культурных ценностей. При этом для организатора такой преступной группы важным условием при ее формировании выступает именно опыт совершения преступлений в данной или схожей сфере, умеющие и обладающие информацией о складывающейся конъюнктуре рынка товаров представляющих какую-либо ценность.

Чаще всего переправщиками контрабанды культурных ценностей именуют лиц, специально нанятых в качестве курьеров,

реже всего переправщиками являются непосредственные скупщики предметов контрабанды. Фигура переправщика играет ведущую роль при контрабанде культурных ценностей и зачастую такие лица числятся на хорошем балансе у организаторов, поскольку именно от действий данных лиц зависит качество сделки, так как утрата товара априори означает и срыв самой сделки, и, как следствие, неблагоприятные последствия для организатора.

Покупателями контрабанды являются не обычные лица, это лица, которым нужна определенная, в большинстве своем единичная вещь, не оперируемая в обыденном обороте вещей.

Что касаемо покупателей культурных ценностей, то ими преимущественно являются лица граждане России, выехавшие за ее пределы в иностранное государство для постоянного места жительства, интересующиеся предметами особой ценности (предметы старины, оригиналы картин, произведений искусств и проч.). Зачастую данные лица также замешаны тем или иным образом в реализации незаконного вывоза с территории РФ культурных и исторических ценностей через специально открытые и мобилизованные под эти цели лавки, и магазины.

Организованные преступные группы, специализирующиеся на контрабанде культурных ценностей, формируются, как правило, из лиц эмигрантов РФ, или же лиц, являющихся данным лицам близкими родственниками, знакомыми, бывшими сослуживцами и постоянно проживающими на территории РФ, имеющими свободный доступ или возможность подступа к культурным ценностям, их беспрепятственной реализации через таможенные границы РФ. Однако характерны и такие случаи для ОПГ специализирующейся на контрабанде, когда такие лица планируют свой выезд за пределы РФ и таким образом переправляют, по большей степени, приобретенные не на законных основаниях культурные ценности своим знакомым или родственникам в Западные страны.

В большинстве случаев сговор на занятие контрабандными посягательствами на культурные ценности возникает либо непо-

средственно в ходе беседы или иной деятельности, либо перед выездом кого-либо из членов формирующейся или уже сформированной группы за рубеж. При успешном выезде за рубеж, такие лица информируют организатора или переправщика об имеющейся у них возможности реализации культурных ценностей за пределы одного из государств. Кроме того, на данном этапе происходит информирование членов группы о прейскуранте на предметы, составляющие культурную ценность и предполагаемые к покупке/продаже, о знакомстве и связях с владельцами магазина, в котором находится данный предмет или непосредственного владельца культурной ценности, получение от них согласия и заключение предварительного договора на покупку/продажу предмета культурной ценности.

Повышенный интерес организованных групп к предметам, представляющим культурные ценности вызван прежде всего тем, что в большинстве своем приобретение/продажа культурных ценностей являются весьма выгодным вложением как для продавца, так и для покупателя товара, поскольку данные предметы обладают высокой стоимостью, не теряющей своей ценности в течение длительного промежутка времени, и скорее статичны к своему росту, нежели падению на рынке товаров.

При непосредственном описании личности участника преступной группы можно заключить, что чаще всего ими являются мужчины в возрасте от 30 до 35 лет, высокоинтеллектуальные, образованные и интересующиеся предметами, представляющими какую-либо ценность на рынке. Кроме того, можно выделить и вторую категорию преступников специализирующихся на контрабанде культурных ценностей - мужчины 2530 лет, предположительно ранее судимые, и квалифицирующиеся на разбойных нападениях на объекты недвижимости лиц, занимающихся коллекционированием предметов культуры, истории, искусства, ремесла и т.д.

Таким образом, можно определить основные признаки организованных преступных групп, специализирующихся на контрабанде культурных ценностей: высокая организованность, четко построенная иерархия внутри группы, законсперирован-

ность, мобильность, грамотно разработанная стратегия поведения и осуществления деятельности, направленной на незаконные ввоз/вывоз предметов, представляющих особую ценность на территории государства. При этом эффективность и продолжительность такой преступной деятельности во многом зависит от такого насколько опытными членами она создана, а также степени организованности членов группы.

4. Наличие и форма вины. Мотивы и

цели.

При раскрытии и расследовании преступлений по делам о контрабанде культурных ценностей подлежат выяснению следующие вопросы: осознавало ли лицо общественную опасность данного преступления; осознавало ли лицо принадлежность нелегально перемещаемых предметов к культурным ценностям; желало ли совершить незаконное перемещение данных предметов за границу, что подтолкнуло его на совершение данного преступления, какую цель преследовал1.

Совершение преступлений данной категории уголовных дел характеризуется наличием прямого умысла его участников. Сущность прямого умысла заключается в том, что лицо фактически осознает противоправность своих деяний, совершаемых посредством незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза соответствующие предметы, предвидит опасность своих действий и желает наступления соответствующих противоправных последствий. Форма вины участников преступного сообщества идентична и различается лишь мотивами, которыми каждый из его участников руководствуется и какие цели для себя преследует. Безусловно, цель каждого участника заключается по большей степени в извлечении материальной выгоды, лишь покупатель предмета контрабанды усматривает иную для себя цель, в частности в том случае, когда приобретение того или иного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ляпустина Н.С. Доказывание по уголовным делам о контрабанде культурных ценностей: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Рос. таможен. акад. М., 2005. С. 19.

предмета культурной ценности приносит ему не только выгоду экономического характера, но и морального.

5. Характер и размер вреда, причиненного преступлением. Устанавливается: кому причинен ущерб контрабандной деятельностью, его характер и размер, а также масштабы контрабандной деятельности. Как правило, предметы, представляющие собой особую ценность, отличаются высокой стоимостью, кроме того, преступления по данной категории дел посягают на культурное наследие государства, общества в целом. В этой связи усматривается, что характер и размер причиненного вреда, причиненный контрабандой культурных ценностей достаточно высок, и требует в свою очередь не только его возмещения, но и восстановления права каждого гражданина нашего государства на доступ к культурным ценностям, предусмотренное основным законом нашего государства - Конституцией РФ .

6. Обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности. Помимо обстоятельств, указанных в ст.ст. 61 и 63 УК РФ, подлежат установлению и доказыванию обстоятельства, которые влияют на степень тяжести преступления, закрепленные непосредственно в ст. 226.1 УК РФ, а именно совершение преступления: должностным лицом с использованием своего служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль; организованной группой.

Таким образом, можно выделить ряд особенностей преступлений, посягающих на такой важный объект как культурные ценности, и как следствие специфику обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делам о контрабанде культурных ценностей.

Во-первых, самой главной отличительной особенностью преступлений данной категории является наличие культурной ценности у предмета контрабанды, так как отсутствие подобного признака не повлечет

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.10.2020).

за собой причинение вреда рассматриваемым общественным отношениям.

Во-вторых, состав субъектов его совершающих. В большинстве случаев это хорошо подготовленная, организованная на профессиональном уровне преступная группа, обладающая признаками конспирации и распределения функционала внутри своей небольшой структуры. Для таких групп характерно наличие в их составе, так называемых специалистов, практикующихся на культурном, историческом, художественном ремесле, как правило, это антиквары, искусствоведы и т.д.

В-третьих, одной из особенностей обстановки контрабанды культурных ценностей является ее совершение не на всей территории государства, а только в определенном месте.

В-четвертых, преступления, посягающие на культурные ценности, являются по своей природе конвенционными преступлениями и в этой связи, ущерб причиняется не только конкретному субъекту - физическому или юридическому лицу, но и интересам всего государства (экономическим, социальным, культурным, а также политическим).

Правильное установление на этапе расследования контрабанды культурных ценностей обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, позволяет нивелировать допущение правоохранительными органами ошибок в процессе расследования и установления лиц, причастных к его совершению, а также позволяет правильно произвести квалификацию совершенного общественно опасного посягательства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 26.10.2020).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 августа 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 09.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № бЗ-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

5. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 01.04.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

6. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (ред. от 02.12.2019) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

7. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения 20.10.2020).

8. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 20.10.2020).

9. Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2020 г. № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» / Документ вступает в силу с 1 января 2021 г. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

10. Приказ Россвязьохранкультуры «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценно-

стей», и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации» от 14 марта 2008 г. № 117 (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 мая 2008 г. № 11660) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2020).

12. Беспалько, В.Г. Об объекте и предмете контрабанды культурных ценностей / В. Г. Беспалько // Российский юридический журнал, № 2, 2018. — С. 146-154.

13. Бородин, А.В. Понятие и признаки культурных ценностей / В. Г. Бородин, Р. Б. Осокин // Вестник Московского университета МВД России, № 4, 2015. - С. 101-107.

14. Караванская, К.В. Контрабанда культурных ценностей: криминологический анализ / К. В. Караванская // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии, № 1(21), 2004. - С. 5-14.

15. Ляпустина, Н.С. Доказывание по уголовным делам о контрабанде культурных ценностей / Н. С. Ляпустина: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Рос. таможен. акад. - М., 2005. - 28 с.

16. Пантелеева, И.А. Проблемы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей / И. А. Пантелеева, Д. А. Бакшт // Всероссийский криминологический журнал, №3, 2017. - С. 577-586.

17. Пронина, Е.Н. Правовая деятельность российского государства в сфере сохранения и охраны культурного достояния в XIX-XX веках: историко-теоретическое исследование / Е. Н. Пронина: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2009. - 230 с.

18. Illicit Trade Report 2019 of the World Customs Organization (WCO) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics /enforcement-and-compliance/activities-and-programmes/illicit-trade-report/itr_2019_en.pdf?db =web (дата обращения: 20.10.2020).

Получено: 31.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.