Научная статья на тему 'Обстоятельства, исключающие преступность деяния'

Обстоятельства, исключающие преступность деяния Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1083
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / САМОЗАЩИТА / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЗАЩИТЫ / ПРЕСТУПНОЕ ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL POLICY / SELF-DEFENCE / LAW ENFORCEMENT / CIRCUMSTANCES OF DEFENCE / CRIMINAL ENCROACHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рабаданов Абдулла Салихбекович

В статье освещается уголовно-правовая политика и перспективы формирования института обстоятельств, исключающих преступность, его социально-правовое назначение и возможные пути дальнейшего совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рабаданов Абдулла Салихбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The circumstances excluding criminality of the action

The criminally-legal policy and prospects of formation of the institute of the circumstances excluding criminality is revealed in the article, its social-legal purpose and possible ways of further perfection

Текст научной работы на тему «Обстоятельства, исключающие преступность деяния»

повышению эффективности борьбы с экологическими преступлениями.

Библиографический список

1. Волженкин Б. В. Уголовная ответственность юридических лиц [Текст] : современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе. - СПб., 1998. - 40 c. - ISBN 5-8909-4042-2.

2. Кузнецова Н. Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях [Текст] // Вестник Московского университета : серия Право. - 1993. - № 4.

3. Кузнецова Н. Ф. Цели и механизмы реформы Уголовного кодекса [Текст] // Советское государство и право. - 1992. - № 6.

4. Виноградова Е. В. Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления [Текст] // Российская юстиция. -2001. - № 8. - ISSN 0131-6761.

5. Лавыгина И. В. Экологические преступления: уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2003.

6. Антонова Е. Ю. Юридическое лицо как субъект преступления : опыт зарубежных стран и перспективы применения в России [Текст] :

автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 1998.

7. Десять лет УК РФ: достоинства и недостатки [Текст] / / Государство и право. - 2006. - № 9. - ISSN 0132-0769.

8. Надточий Ю. В. Уголовно-правовая охрана морской природной среды [Текст] : дис. . канд. юрид. наук. - Владивосток, 2005.

9. Два астраханских судна задержаны на Каспии за браконьерство [Электронный ресурс] : хроника / / Информационный сервер «Астраханский регион». — URL: http://www.info.astranet.ru/cronic/ janyary/31.htm (дата обращения: 27.03.2010).

10. Крылов Н. А. Уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и растений [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2006.

11. Милин Р. В. Институт уголовной ответственности юридических лиц в России: проблемы обусловленности и регламентации [Текст] : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Тюмень, 2008.

обстоятельства, исключающие преступность деяния

© Ракаданов Акдулла Салихкекович

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры уголовного права и криминологии, Саратовский юридический институт МВД России.

@ (845-2) 379-342, ЕЕЗ abd.rabadanoff@yandex.ru

В статье освещается уголовно-правовая политика и перспективы формирования института обстоятельств, исключающих преступность, его социально-правовое назначение и возможные пути дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: уголовная политика, самозащита, правоприменение, обстоятельства защиты, преступное посягательство.

ТуЬнституционное положение о том, Х\.что права и свободы человека определяют смысл и содержание законов, характеризуют деятельность государственных органов и обеспечиваются правосудием, воспринято всеми отраслями российского права. Охрана прав и свобод человека и гражданина от наиболее опасных посягательств средствами

уголовного закона соответствует его принципам, является свидетельством нравственности уголовно-правовой политики и играет значительную превентивную роль.

Однако далеко не в полной мере отражающие реальную действительность данные официальной статистики показывают тревожную картину современной преступности.

Памятуя о важном методологическом подходе - всё познается в сравнении, можно привести краткий ретроспективный анализ: так например, если в период 1975-1979 гг. в среднем ежегодно в РСФСР регистрировалось около 880 тыс. преступлений, в 1980-1984 гг. - около 1 млн 210 тыс. преступлении, в 1985-1991 гг. - около 1,5 млн преступлений, в последнее пятилетие (2004-2009 гг.) - около 3 млн преступлений. Например, в 2009 г. зарегистрировано 2,9 млн преступлений [1].

На сегодняшний день перспективы формирования уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, во многом определяются уголовно-правовой политикой.

При анализе данных о состоянии и динамике преступлений в России за последние десятилетия обращает на себя внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, преступность последнего десятилетия представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Особую тревогу вызывает рост групповой и организованной преступности.

Замечено, что реальная угроза такова, что религиозные мафиозно-корумпированные кланы уже де-факто, совместно с национал-экстремистами, неоднократно предпринимали попытки нарушить суверенитет и территориальную целостность России и продолжают финансировать данный процесс. Это связано с тем, что в условиях ослабления Федеральной власти, разрыва экономического пространства и централизованной государственной системы управления преступным формированиям легче ставить под контроль целые регионы. Потенциальная угроза видится в дальнейшей регионализации России с помощью внутренних мафиозных кланов и международных преступных организаций. С установлением этнорелигиозных мафиозных режимов идёт процесс огосударствления мафии, когда национальные кланы, представители организованной преступности, незаконно опираясь на политический, религиозный или уголовный экстремизм, готовы придти к власти в отдельной республике и попытаться её отторгнуть от России.

Во-вторых, официальные данные фиксируют увеличение таких дерзких преступлений, как бандитизм, похищение людей, захват заложников, терроризм, которые в свою очередь связаны с большим количеством потерпевших.

В-третьих, на практике всё ещё имеются многочисленные факты сокрытия преступлений от их учёта. Реальные масштабы преступлений на несколько раз (по одним данным 3-5 раз, а по другим данным 5-8 раз) больше статистической их картины, что в свою очередь

затрудняет оценку даже общих тенденций тяжкой насильственной преступности, не только конкретных её показателей.

В-четвертых, преступный мир вооружался. В 1989-1993 гг. в 6,2 раза увеличилось число преступлений с применением огнестрельного оружия (с 3 550 до 22 116), в 2,5 раза больше зарегистрировано фактов хищений огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (соответственно 594 и 1 496); в 2,8 раза больше стало выявленных фактов хранения, приобретения, изготовления, сбыта указанных предметов и иного оружия (20 477 и 58 318). Похожие тенденции отмечались и в конце 1990-х гг. Так, в 1999 г. на 30% возросло число фактов хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Возрастало не только количество, но и качество оружия, оказывавшегося у преступников, всё чаще это были современные образцы оружия, в том числе применяемые российскими и зарубежными специальными подразделениями [2].

Более чем в 70% случаев преступниками используется вооружение армейских образцов. Значимая часть из похищенного и утраченного огнестрельного оружия приходится на личное оружие, владельцы которого не обеспечили должную его сохранность [3].

Количество оружия, находящегося в незаконном владении, последовательно растёт, а это в свою очередь создает условия для распространения оружия в криминальных кругах и впоследствии использования его в преступных целях.

Хотя, справедливости ради, следует сказать, что количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январём 2009 г. сократилось на 2,1% и составило 3,5 тыс., а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств сократилось на 24,8% (109 фактов). В январе 2010 г. с использованием оружия совершено 662 преступления (уменьшение по отношению к 2009 г. 21,5%).

В-пятых, опасной тенденцией является расширение сферы влияния преступности за счёт большего вовлечения в преступную деятельность лиц, ранее не имевших криминального опыта. Это, прежде всего, несовершеннолетние и молодежь, лица трудоспособного возраста, многие месяцы не имеющие постоянной работы и не получающие заработную плату. Увеличивается также число лиц, ранее судимых за преступления. Особую тревогу вызывает рост числа рецидивистов, совершивших тяжкие преступления [4, с. 47-51].

В основе криминализации в России и усугубления её качественных характеристик лежат процессы, вытекающие из реального хода реформирования общественных отношений в России.

Очевидно, продолжающееся количественное и качественное нарастание преступности в России предполагает поиск новых форм и средств нейтрализации преступности, сведения её к минимуму. При этом поиск новых форм и средств должен происходить на фоне усиления гарантий прав и законных интересов граждан.

Ввиду изменения основ экономической и социально-политической системы в российском обществе трансформируется подход к анализу всех правовых явлений, понятий и категорий. В современных условиях, когда новые социальные, политические и рыночные отношения находятся ещё в процессе становления, что приводит к неустойчивости форм жизнедеятельности общества, усиливается значение борьбы с преступностью. На современном этапе законодательство, политические решения руководства страны направлены в сторону всё большего участия общественности, граждан в борьбе с преступностью. Здесь можно отметить расширение права на необходимую оборону (в том числе с использованием огнестрельного оружия) и действия в условиях крайней необходимости. Здесь особое значение приобретает инстититут обстоятельств, исключающих преступность деяния. Также активно должны работать механизмы стимулирования и гарантирования социальной инициативы, укрепления самостоятельности различных субъектов - от физических лиц - до предприятий, организаций и регионов [5].

Однако поиск выхода из некоторых проблемных правовых ситуаций с помощью только издания новых законов, часто «перекрывающих» друг друга, неэффективен. Достаточная законодательная база является одной из составляющих решения проблемы, но лишь вместе с квалификацией и специализацией правоприменителей достаточным кадровым и ресурсным обеспечением, поддержкой населения [6, с. 39].

Уголовная политика и уголовное право тесно связаны, но это не тождественные категории. Уголовное право представляет собой систему уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с преступностью. Оно является одной из форм реализации уголовно-правовой политики.

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». В справочной литературе политика определяется как организационная и регулятивно контрольная сфера общества,

основанная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, религиозной [7, с. 251].

Уголовная политика - это деятельность государства по охране прав и свобод личности, как внутри страны, так и в международном правовом поле.

Одним из целенаправленных факторов, организующим правовую жизнь, выступает уголовно-правовая политика. Она представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности в правовой сфере и основывается на принципах Конституции и общепризнанных нормах международного права. Ориентирует общество и соответствующие органы государства на решение актуальных проблем: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование её правового регулирования [8, с. 8-9].

Так, Б. Т. Разгильдиев считает, что уголовно-правовая политика должна соответствовать следующим требованиям:

«Во-первых, быть частью деятельности органов, осуществляющих власть.

Во-вторых, иметь направленность на обеспечение интересов личности, общества и государства в части решения задач уголовного права по охране соответствующих интересов от преступных посягательств, предупреждение преступности.

В-третьих, обеспечение охраны интересов личности, общества и государства должно осуществляться в рамках принципов уголовного права».

Отсюда, по мнению профессора Б. Т. Раз-гильдиева, «уголовно-правовая политика - это основанная на нормах нравственности и осуществляемая в рамках уголовно-правовых принципов деятельности органов власти либо отражение этой деятельности, которая направлена на решение уголовно-правовых задач по охране личности, общества и государства от преступных посягательств и на предупреждение преступлений» [9, с. 138].

Таким образом, уголовно-правовая политика - это правоохранительная деятельность государства по формированию, совершенствованию уголовного законодательства и выработке эффективной практики его применения в решении задач по предупреждению и противодействию преступности.

Для создания правового государства необходима и соответствующая уголовно-правовая политика, которая строилась бы на своеобразной пирамиде правовых актов.

В. Д. Зорькин верно в этой связи заметил, что именно «пирамида есть образ право-

вой жизни. Наверху её принципы и высшие нормы, которые фиксируются в Конституции и которые на самом высшем уровне переводят на юридический язык самые общие контуры, основные параметры... которые прямо или косвенно фиксируют тот или иной вектор развития, ту или иную общую цель, а также образ будущего и общий идеал. Далее пирамида идёт вниз, разрастаясь в бесконечность в виде последовательных, иерархически соподчинённых друг другу пластов - законов, потом различного рода и уровня подзаконных актов (указов, постановлений и пр.), судебной практики и прочих правоприменительных актов в центре и на местах. Всё это переводится в плоскость конкретных правоотношений, бесчисленное множество которых уходит в бесконечность, (но постоянно в рамках и образе пирамиды)» [8, с. 28]. Это и составляет юридическую жизнь общества, государства, индивида.

Таким образом, уголовно-правовая политика первична по отношению к уголовному праву. Она определяет задачи, стоящие перед ним, и большей частью они воплощаются в нём.

Главная проблема, с которой сталкивается государство и общество при проведении уголовно-правовой политики, - это криминализация, то есть выделение круга деяний, являющихся общественно опасными, и уголовно-правовых мер, предупреждающих их, в том числе и посредством кары. Избранная на этот счёт позиция выливается в уголовно-правовую политику, которая может закрепляться уголовным законом. Не менее актуальными для уголовно-правовой политики являются и вопросы декриминализации, то есть исключения из круга общественноопасных деяний тех из них, которые таковыми не должны являться. Важнейшее место в борьбе с преступностью должно отводиться уголовно-правовым средствам, а в их рамках - институту обстоятельств, исключающих преступность деяния.

В этой связи автор считает, что необходимо определить, прежде всего, место данному институту в системе уголовно-правовых норм. Следует разобраться с признаками и условиями, согласно которыми они отнесены к таковым обстоятельствам, исключающим преступность деяния. По каким критериям они причислены к данному институту? Все ли эти нормы исключают преступность деяния? Какова их социальная и юридическая природа? Их сравнение с зарубежным законодательством. Наконец, социальная обусловленность, уголовно-правовая политика применения и практика реализации данного законодательства органами правопорядка и т. д.

Вместе с тем необходимо отметить, что формой реализации уголовно-правовой политики является не только формирование, совершенствование уголовного закона, но и деятельность органов по применению уголовного закона. Именно в ней выражается ещё одна сторона содержания политики, борьба с избранным кругом преступного и наказуемого - борьба с преступностью.

Основными чертами российской уголовно-правовой политики на современном этапе являются: неразрывная связь с укреплением правовой основы Государственной и общественной жизни; неуклонное соблюдение законности и правопорядка; усиление борьбы с преступностью; решение задач предупреждения преступлений, выявление и устранение причин преступности в стране, воспитание граждан в духе реализации ими своего уголовно-правового статуса, то есть готовности активно участвовать в охране правопорядка; использование в борьбе с преступностью авторитета общественного мнения и силы закона.

Ожидаемые последствия уголовно-правовой политики, её результаты заключаются в следующем: каждый человек должен быть твёрдо уверен в охране его прав, свобод и законных интересов со стороны государства в неприкосновенности его личности и имущества, уважении к чести и достоинству. Кроме того, она (уголовно-правовая политика) призвана максимально содействовать реализации задач уголовного права, предпринять все меры, чтобы ни один правонарушитель не ушёл от установленной законом ответственности и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности.

Право есть форма реализации соответствующей правовой политики. Для того чтобы воплощать интересы личности, общества и государства необходимо, чтобы они (право и политика) основывались на соответствующих принципах, предусмотренных ст. ст. 3-7 УК РФ.

Уголовно-правовая политика, включающая в себя три уровня: концептуальный, законодательный, правоприменительный, прямо отражает особенности политического режима в стране. Рассмотрим политические и идеологические новации, которые, как представляется, обуславливают необходимость переосмысления и пересмотра установившихся взглядов и представлений на содержание и систему принципов уголовно-правовой политики. Так, по мнению С. С. Босхолова, во-первых, в новой российской Конституции чётко зафиксирован приоритет общечеловеческих ценностей над другими, объявлено недопустимым произвольное ограничение прав и свобод

граждан, провозглашён курс на максимальное обеспечение безопасности личности, установлено прямое действие норм международного права в области защиты прав человека.

Следующим важным фактором является деидеологизация, деполитизация и департиза-ция системы уголовной юстиции. Разумеется, этот процесс не означает отказ в принципе от политики и идеологии в сфере борьбы с преступностью. По этому поводу Г. М. Миньковский писал: «Государство и его органы - всегда политический институт: идеология, или система основных идей, всегда лежит в основе деятельности» [4, с. 32] Другое дело, что речь должна идти об идеологии и политике приоритетной защиты человека и гражданского общества. Именно на этой основе могут быть решены такие сквозные задачи концептуального уровня, как правильное определение места борьбы с преступностью в структуре социальной деятельности; формулирование реальных целей этой борьбы и дифференциации задач и статуса правоохранительных органов.

На государственном уровне политического руководства, законодательной, исполнительной, судебной власти осознаны пагубные последствия избыточности уголовно-правовых запретов; начала претворяться в жизнь идея разумной достаточности и реальной исполнимости. [11]. Однако эта идеология должна отражать приоритеты общечеловеческих ценностей, поскольку нельзя строить правовое государство неправовыми методами. [12, с. 36].

Государство определяет основные направления борьбы с преступностью. Однако его усилия могут увенчаться успехом только во взаимодействии с усилиями всех институтов гражданского общества, народа в целом и каждого гражданина в отдельности. Это признано криминологами всего мира и закреплено в ряде резолюций ООН. В частности, в материалах специальной сессии 4-го Конгресса ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями формулируется вывод о том, что в разных странах мира пределы использования институтов участия общественности в борьбе с преступностью различны, из-за объективных политических и социально-экономических факторов, но суть принципиальной позиции сводится к тому, что без помощи всего населения, всего общества успех в борьбе с преступностью невозможен.

Рассматривая в целом уголовно-правовую политику реализации института обстоятельств, исключающих преступность деяния, можно установить следующие особенности норм, входящих в него:

- по своей социально-политической сущности они являются действиями общественно полезными;

- по своей юридической природе они представляют правомерную деятельность;

- их совершение в соответствии с нормами нравственности расценивается как выполнение лицом своего гражданского долга, как моральная обязанность каждого сознательного члена общества.

По мере противоречивого, но в целом поступательного движения России к демократическому, гражданскому обществу, правовому государству в уголовно-правовой политике должен наступить перелом, суть которого состоит в том, что меры уголовного наказания, которые выступали раньше в качестве основной формы борьбы с преступностью, должны сочетаться с мерами предупреждения, профилактики преступлений, в том числе через формирование качественно нового содержания института обстоятельств, исключающих преступность деяния.

В этих целях необходимо, на наш взгляд, решить следующие задачи:

- определить понятийный аппарат, содержание и структуру института обстоятельств, исключающих преступность деяния;

- исследовать генезис этого направления, вопросы теории и практики;

- выявить потребности в институте обстоятельств, исключающих преступность деяния, путём анализа судебной практики, изучив важнейшие теоретические и практические вопросы, значимые для его реализации, рассмотренных работ видных учёных, опроса граждан с различным правовым статусом;

- установить общие черты, отражающие самостоятельность и специфику данного направления, его назначение и цели, социально-правовую природу, механизм реализации;

- разработать методику применения и некоторых иных видов реализации института обстоятельств, исключающих преступность деяния, не вошедших в действующий уголовный закон, адаптированную задачам, компетенции и условиям деятельности должностных лиц органов внутренних дел и других силовых структур правоохранительных органов, внести предложения и рекомендации по этим вопросам с учётом специфики их служебной деятельности;

- сформировать эффективную практику управления применением и реализацией этого института государством в экстремальных ситуациях техногенного и криминального характера, а также в условиях локальных войн и сформулировать предложения по совершенствованию этой практики;

- создать оптимальную модель концепции уголовной политики в сфере обстоятельств, исключающих преступность деяния с определением субъектов его реализации;

- определить правовые и организационные основы эффективной уголовной политики в области обстоятельств, исключающих преступность деяния;

- исследовать критерии эффективности уголовной политики и социальную обусловленность данного института;

- осуществить анализ основных проблем реализации в части обстоятельств, исключающих преступность, в деятельности ОВД и других правоохранительных органов;

- провести сравнительно-правовой анализ ряда обстоятельств, исключающих преступность деяния, в уголовном праве России и зарубежных стран;

- изучить развитие института обстоятельств, исключающих преступность деяния, в международном уголовном праве;

- выявить особенности реализации уголовной политики в деятельности органов внутренних дел по отдельным группам преступлений, в частности, преступлений против личности, собственности и т. д.

Очевидным является и то, что эффективная уголовная политика реализации института обстоятельств, исключающих преступность деяния, упрочит правовой статус любого гражданина, придаст ему уверенность при защите своих прав, законных интересов и прав других лиц.

Библиографический список

1. Преступность_в_России [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 08.02.2011).

2. Криминология [Текст] : учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. - М., 2007. - 912 с. - ISBN 5-89123-931-0.

3. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации : криминологический и уголовно-правовой справочник [Текст] / под общ. ред. А. Я. Сухарева, С. И. Гирько. - М., 2007. - 383 с. - ISBN 5-377-00024-2.

4. Миньковский Г. М. Совершенствование нормативно-правовой базы, предупреждение преступлений как одно из направлений уголовной политики [Текст] / Г. М. Миньковский, В. П. Ревин, Л. В. Баринова // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики : труды Академии управления. - М.: Академия управления МВД России, 2000.

5. Тихонравов Ю. В. Основы философии права [Текст] : учеб. пособие. - М.: Вестник, 1997. -ISBN 5-89457-001-8.

6. Ревин В. П. О противоречиях в проектах Конституции и Уголовного Кодекса и взаимных путях их устранения [Текст] // Проблемы реформирования уголовного законодательства в Российской Федерации. - М.: Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1992.

7. Политология. Энциклопедический словарь [Текст] / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. -М.: Московский коммерческий университет, 1993. - 431 с.

8. Малько А. В. Роль правовой политики в упорядочении правовой жизни [Текст] // Вестник Волжского университета им. Татищева : серия «Юриспруденция». - Тольятти, 2000. - Вып. 8.

9. Разгильдиев Б. Т. Уголовно-правовая политика: понятие и содержание [Текст] // Правовая политика и правовая жизнь : академический и вузовский юридический журнал. - Саратов, 2000. - ISBN 5-8180-0031-1.

10. Зорькин В. Д. Выступление на «круглом столе», посвящённом десятилетию перестройки [Текст] / / Правовое государство в России: замысел и реальность. - М.: Норма, 1995.

11. Босхолов С. С. Основы уголовной политики [Текст]. - М.: Юр.Инфо-Р, 2004.- ISBN 5-89158-042-Х.

12. Лесников Г. Ю. О концепции реализации конституционных положений в сфере уголовной политики [Текст] // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики : труды Академии управления. - М.: Академия управления МВД, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.