Научная статья на тему 'Роль международных правовых норм в формировании уголовной политики России в отношении несовершеннолетних'

Роль международных правовых норм в формировании уголовной политики России в отношении несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
273
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ / ПОЛИТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / INTERNATIONAL RULES OF LAW / CRIMINAL AND LEGAL POLICY / JUVENILES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградов Александр Владимирович

В статье как составная часть правовой системы нашего государства рассматриваются нормы и принципы международного права, оказывающие влияние на формирование уголовно-правовой политики России в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международных правовых норм в формировании уголовной политики России в отношении несовершеннолетних»

УДК 341.4

Александр Владимирович ВИНОГРАДОВ,

слушатель 2-го факультета Академии управления МВД России (г. Москва)

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ В ФОРМИРОВАНИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

THE ROLE OF THE INTERNATIONAL RULES OF LAW IN FORMATION OF RUSSIA'S CRIMINAL POLICY

CONCERNING JUVENILES

В статье как составная часть правовой системы нашего государства рассматриваются нормы и принципы международного права, оказывающие влияние на формирование уголовно-правовой политики России в отношении несовершеннолетних.

The rules and principles of international law which influence the formation of Russia's criminal and legal system regarding juveniles are considered in the article as a constituent of our state legal system.

Ключевые слова: международно-правовые нормы, уголовно-правовая, политика, несовершеннолетние.

Keywords: international rules of law, criminal and legal policy, juveniles.

V головная политика - это основополагающая составляющая государственной политики противодействия преступности. Выделение такого направления уголовной политики, как уголовная политика в отношении несовершеннолетних, обусловлено значительным удельным весом преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, а также тем, что преступная активность несовершеннолетних составляет одну из основ для воспроизводства преступности в целом.

Сегодня в России, несмотря на некоторое снижение показателей преступности несовершеннолетних, впрочем, происходящее на фоне снижения общего количества преступлений в стране, среда несовершеннолетних остается устойчиво криминализированной. По данным

МВД России, в 2010 г. несовершеннолетними (или при их участии) были совершены 78548 преступлений (удельный вес 5,5 от всех зарегистрированных в

2010 г. деяний), из которых 23461 деяние относились к категории тяжких и особо тяжких (удельный вес - 29,9). В

2011 г. несовершеннолетними (или при их участии) были совершены 71910 преступлений (удельный вес 5,5), из которых 19862 деяние относились к категории тяжких и особо тяжких (удельный вес - 27,6). За январь - май 2012 г. несовершеннолетними (или при их участии) были совершены 26028 преступных деяний (удельный вес 4,8), из которых 6312 - тяжкие и особо тяжкие (удельный вес - 24,3). Удельный вес несовершеннолетних (24533 человека) в общем числе лиц, совершивших преступ-

ления, составил Б,?.1 При этом преступность несовершеннолетних имеет преимущественно групповой характер - из десяти преступлений семь совершаются в группе.

По данным фонда «В защиту прав заключенных», в России по состоянию на 1 июня 2012 г. в 46 воспитательных колониях для несовершеннолетних отбывали наказание 2,6 тысячи человек.2

В среде несовершеннолетних все более распространяются такие виды преступлений, которые ранее были присущи в основном взрослым: в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемые с применением огнестрельного, холодного оружия, разбойные нападения, вымогательства, торговля оружием и наркотиками, захват заложников.

В последние годы четко обозначилась тенденция к изменению функционально-ролевого статуса несовершеннолетних, вовлеченных взрослыми в преступные группы: если ранее несовершеннолетние привлекались в основном для выполнения второстепенных ролей, как правило, пособников, то в настоящее время они являются исполнителями преступлений.

Увеличивается количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, остается значительным число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений. Преступность несовершеннолетних все чаще смыкается с экстремизмом и терроризмом.3

Кроме того, в России ежегодно совершают преступления около ста тысяч подростков, которым еще не исполнилось 14 лет, из них примерно три тысячи убийств. Другими словами, лица, не являющиеся по уголовному законодательству субъектами преступлений, убивают примерно девять человек в день, и при этом их действия не являются уголовно наказуемыми.4 Нередки случаи использования малолетних в качестве доставщиков наркотиков, потому как современное законодательство не предусматривает

== Дискуссионная трибуна ^

никакой ответственности за такое деяние, совершенное подростком до 14 лет, чем и пользуются, и весьма усердно, как взрослые наркоторговцы, так и подростки старшего возраста.

Сложившаяся сегодня ситуация актуализирует проблему формирования адекватной уголовной политики в отношении несовершеннолетних, направленной на отклоняющееся поведение, включая до-преступные формы поведения подростков, преступность несовершеннолетних и иные формы их девиантного поведения, целями которой выступают, с одной стороны, защита прав и интересов несовершеннолетних, ослабление негативного влияния дисфункции институтов социализации, а с другой - защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних.5

Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права рассматриваются как составная часть правовой системы нашего государства, предусмотрен принцип приоритета международных договоров по отношению к противоречащим им нормам национальных законов, что диктует необходимость учета основных положений и принципов международных правовых документов при формировании уголовной политики России, в том числе в отношении несовершеннолетних. Это вызывает настоятельную потребность в изучении международных правовых документов и в своевременном внесении коррективов в законотворческую деятельность с тем, чтобы обеспечить соответствие национального законодательства международным правовым актам.

Необходимо учитывать также то, что в нормах международных документов сконцентрированы научные достижения и практический опыт в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними правонарушителями многих стран мира с различными экономическими, политическими, правовыми, географическими условиями. Принципы и нормы междуна-

родных документов отражают те минимальные стандарты, которые государствами - членами ООН признаны приемлемыми для любой страны.6

Российская Федерация с целью гарантирования демократии, прав человека, присоединилась к Конвенциям, принятым ООН и его специализированными органами, чтобы усовершенствовать национальное законодательство, деятельность правоохранительных органов и всю уголовную политику.

Международные правовые документы, касающиеся несовершеннолетних, защиты их прав могут быть разделены на две основные группы. К первой следует отнести основополагающие документы о правах человека. Ко второй - акты, имеющие непосредственную, специальную направленность на регламентацию предупреждения правонарушений несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними правонарушителями.

Среди документов первой группы следует назвать имеющие принципиальное значение для формирования уголовной политики России в отношении несовершеннолетних документы общего характера - Всеобщую декларацию прав че-ловека7, Международный пакт о гражданских и политических правах8, в котором определено, что «каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства», Декларацию по защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания9 и ряд других.

Как показывает изучение указанных документов, все они содержат в себе нормы общего характера, охватывающие все основные права человека. Они носят межгосударственный характер и являются ориентирами для формирования

уголовной политики в целом и уголовной политики в отношении несовершеннолетних, в частности. Все основные положения, изложенные в международных документах, взаимосвязаны между собой и не являются конкурирующими. Они обязательны для всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Соблюдение положений, содержащихся в международных документах, призвано обеспечить согласованность в деятельности всех государственных органов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Вместе с тем Организацией Объединенных Наций приняты ряд документов, имеющих непосредственное отношение к формированию не только уголовной, но и в целом государственной политики в отношении детей.

Декларация прав ребенка 1959 г.10, принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, а также то, необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 г.11, впервые провозгласившей ребенка активным субъектом общественных отношений и признавшей за ним ввиду физической и умственной незрелости комплекс специфических прав, и признана во Всеобщей декларации прав человека и в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, установила 10 принципов, в соответствии с которыми должны строиться законодательные и другие меры в области защиты прав детей.

Положения 54 статей Конвенции о правах ребенка12 сводятся к четырем основным требованиям: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия ребенка в жизни общества как полноценной и полноправной личности. В Конвенции отражены рекомендации о том, как претворять в жизнь обновле-

ние законодательной системы, связанной с несовершеннолетними детьми, которые признаны на международном уровне и основаны на международном опыте стран мира.

На защиту основных интересов детей направлена Европейская конвенция об осуществлении прав детей от 2Б января 1996 г.13

Ряд документов ООН устанавливают правила осуществления правосудия и обращения с несовершеннолетними преступниками14 , детьми - жертвами преступлений и свидетелями1Б.

Эр-Риядские руководящие принципы16, подчеркивая чрезвычайную важность профилактики преступности среди несовершеннолетних, рекомендуют задействовать для этих целей такие институты, как семья, образовательные учреждения, общины, средства массовой информации, дают еще ряд рекомендации в указанном направлении деятельности.

В целом нельзя не согласиться с точкой зрения Г.М. Миньковского и В.П. Ревина о том, что документы Организации Объединенных Наций, а также других всемирно признанных международных организаций по защите прав ребенка и семьи отражают основополагающий нравственно-правовой потенциал, закрепляют общечеловеческие ценности современной цивилизации.17

Вопросы, касающиеся защиты прав детей, всегда имели большое значение в политике нашего государства. С присоединением к Конвенции о правах ребенка и иным международным документам стало необходимым усовершенствование национального законодательства, обогащение новыми методами и содержанием проводимой политики и деятельности в соответствии с положениями международных актов. С целью приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами в России был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»18, с принятием которого сформировалась соответствующая

== Дискуссионная трибуна ^

юридическая атмосфера, определены направления деятельности государства, общества в защите прав детей.

1 МВД России. Статистика. Состояние преступности в России. URL: http://www.mvd.ru /presscenter/statistics/reports.

2 URL: http://www.zashita-zk.org/stats /1340610398.html.

3 Состояние преступности в Сибирском федеральном округе : аналитический обзор и прогноз / под ред. д.с.н., профессора Д.Д.Невирко. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011.

4 Жукова Т.В. Преступность и наркомания среди несовершеннолетних как внутренняя угроза национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2006. №4. С. 34.

5 Волошин В.М. Уголовно-правовая политика России в отношении несовершеннолетних правонарушителей и роль ответственности в ее реализации : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С.7.

6 Базаров Р.А. Совершенствование законодательства об ответственности несовершеннолетних и учет в нем международных норм // Особенности развития уголовной политики в современных условиях : труды Академии МВД России. М., 1996. С. 142.

7 Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // СПС КонсультантПлюс.

8 Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС КонсультантПлюс.

9 Принята 09.12.1975 Генеральной Ассамблеей ООН // СПС КонсультантПлюс.

10 Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС КонсультантПлюс.

11 Принята в 1924 г. Ассамблеей Лиги Наций в Женеве, получившая известность как Женевская декларация прав ребенка // Сборник нормативных документов по правам человека. М., 1994.

12 Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 резолюцией 44/25 // СПС Консуль-тантПлюс.

13 Совет Европы и Россия : сборник документов / отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. М., 2004.

14 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) : приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН; Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы : приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи ООН // СПС КонсультантПлюс; Резолюция Комиссии ООН по правам человека о правах человека при отправлении правосудия, в частности правосудия в отношении несовершеннолетних (2002) : принята Комиссией ООН по правам человека на Пятьдесят восьмой сессии в апреле 2002 г. URL: http://www.hri.ru/docs/?content=doc&id=191.

15 Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений : приняты 22.07.2005 Резолюцией 2005/20 на 36-ом пленарном заседании Экономического и Социального Совета ООН // СПС КонсультантПлюс.

16 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) : приняты 14.12.1990 Ре-

золюцией 45/112 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС КонсультантПлюс.

17 Миньковский Г.М., Ревин В.П. Международное противодействие преступности в молодежной среде // Законность. 1993. №12. С. 34.

18 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.