Научная статья на тему 'Обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания, подлежащие учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему'

Обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания, подлежащие учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетний / назначение наказания / условия жизни / условия воспитания / социализация / juvenile / sentencing / living conditions / conditions of upbringing / socialisation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Олегович Долматов

Назначение уголовного наказания несовершеннолетним требует учета значительно более широкого круга обстоятельств, нежели те, что подлежат учету в отношении взрослых преступников. Это обусловлено возрастными особенностями несовершеннолетних. Вместе с тем в действующем уголовном законе содержание этих обстоятельств не раскрывается, на практике понимается по-разному, что актуализирует научные исследования, направленные на их изучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Олегович Долматов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Circumstances characterising the conditions of life and upbringing to be taken into account when imposing a criminal sentence on a minor

The imposition of criminal punishment on juveniles requires taking into account a much wider range of circumstances than those to be taken into account in respect of adult offenders, which is due to the age peculiarities of juveniles. At the same time, in the current criminal law and in law enforcement practice these circumstances are not disclosed, which actualises scientific research aimed at their study. In the article the author concludes that the need to take into account the circumstances characterising the conditions of life and upbringing of a minor is generally recognised in domestic criminology and the science of criminal law. The author believes that it is necessary to consider the conditions of the environment of upbringing based on the provisions of the theory of socialisation of personality, which studies the impact of the social environment on the formation of the personality of a minor. In the article, the author identifies circumstances characterising the conditions of life and upbringing of minors. These include: consideration of circumstances characterising the conditions of life and upbringing in the minor's family; data on the conditions of life and upbringing in the educational institution and at the place of work; information about the circle of communication of the teenager, small informal peer groups. As a basis for classification, the author identifies the main institutions of socialisation of minors: family, educational institution, peer group. The article presents the circumstances characterising the relationships in the family of the minor, in the educational institution and informal peer groups, which are of criminallegal importance, as they should be taken into account when choosing the type of criminal punishment.

Текст научной работы на тему «Обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания, подлежащие учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему»

Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 49. С. 44-50 Tomsk State University Journal of Law. 2023. 49. рр. 44-50

Научная статья УДК 343

doi: 10.17223/22253513/49/4

Обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания, подлежащие учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему

Александр Олегович Долматов1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, adeostomsk@gmail.com

Аннотация. Назначение уголовного наказания несовершеннолетним требует учета значительно более широкого круга обстоятельств, нежели те, что подлежат учету в отношении взрослых преступников. Это обусловлено возрастными особенностями несовершеннолетних. Вместе с тем в действующем уголовном законе содержание этих обстоятельств не раскрывается, на практике понимается по-разному, что актуализирует научные исследования, направленные на их изучение.

Ключевые слова: несовершеннолетний, назначение наказания, условия жизни, условия воспитания, социализация

Для цитирования: Долматов А.О. Обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания, подлежащие учету при назначении уголовного наказания несовершеннолетнему // Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 49. С. 44-50. doi: 10.17223/22253513/49/4

Original article

doi: 10.17223/22253513/49/4

Circumstances characterising the conditions of life and upbringing to be taken into account when imposing a criminal sentence on a minor

Aleksandr O. Dolmatov1

1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, adeostomsk@gmail.com

Abstract. The imposition of criminal punishment on juveniles requires taking into account a much wider range of circumstances than those to be taken into account in respect of adult offenders, which is due to the age peculiarities of juveniles.

At the same time, in the current criminal law and in law enforcement practice these circumstances are not disclosed, which actualises scientific research aimed at their study.

In the article the author concludes that the need to take into account the circumstances characterising the conditions of life and upbringing of a minor is generally

© А.О. Долматов, 2023

recognised in domestic criminology and the science of criminal law. The author believes that it is necessary to consider the conditions of the environment of upbringing based on the provisions of the theory of socialisation of personality, which studies the impact of the social environment on the formation of the personality of a minor.

In the article, the author identifies circumstances characterising the conditions of life and upbringing of minors. These include: consideration of circumstances characterising the conditions of life and upbringing in the minor's family; data on the conditions of life and upbringing in the educational institution and at the place of work; information about the circle of communication of the teenager, small informal peer groups.

As a basis for classification, the author identifies the main institutions of socialisation of minors: family, educational institution, peer group.

The article presents the circumstances characterising the relationships in the family of the minor, in the educational institution and informal peer groups, which are of criminal-legal importance, as they should be taken into account when choosing the type of criminal punishment.

Keywords: juvenile, sentencing, living conditions, conditions of upbringing, socialisation

For citation: Dolmatov A.O. (2023) Circumstances characterising the conditions of life and upbringing to be taken into account when imposing a criminal sentence on a minor. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ргауо - Tomsk State University Journal of Law. 49. рр. 44-50. (In Russian). doi: 10.17223/22253513/49/4

Статья 89 УК РФ предписывает при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств общего характера, предусмотренных ст. 60 УК РФ, учитывать ряд специальных обстоятельств, среди которых названы «условия жизни и воспитания несовершеннолетнего».

Внимание судей неоднократно обращалось на необходимость тщательного учета указанных обстоятельств Верховным Судом РФ: в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7, постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1. Однако критерии учета этих обстоятельств не были определены в указанных постановлениях, что исключает возможность единообразного применения судьями положений ст. 89 УК РФ об особенностях назначения уголовного наказания несовершеннолетним и ставит под сомнение исполнимость самой нормы.

В отечественной криминологии и науке уголовного права вопрос исследования и учета условий жизни и воспитания несовершеннолетних преступников особенно активно обсуждался в 1970-1980-х гг., что было связано с принятием в 1960 г. Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Учеными признавалось, что важную роль в отрицательном формировании личности несовершеннолетних играют микросреда и ее составные элементы - малые социальные группы [1. С. 51-55].

Исследователи признавали, что на преступность несовершеннолетних оказывают влияние условия жизни и воспитания, которые предлагаются им в других малых социальных группах: школьном коллективе, коллективе по месту работы несовершеннолетнего, неформальных группах сверстников, составляющих круг общения подростка [2. С. 49].

В современной криминологии и науке уголовного права вопрос назначения уголовного наказания в отношении несовершеннолетних также изучался многими исследователями.

Л.М. Прозументов отмечает, что индивидуализация мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних невозможна без всестороннего изучения и оценки не только характера и степени общественной опасности, но и личности подростка, обстоятельств дела, а также обстоятельств, связанных с условиями семейного воспитания несовершеннолетних: сведения об образовательном уровне в отношении родителей, данные, показывающие социальное положение родителей, сведения о доходах родителей, а следовательно, и об уровне жизни семьи, какой по счету брак у родителей, информация о взаимоотношениях в семье, сведения о неформальном окружении несовершеннолетнего (обстоятельства, раскрывающие мотивы вхождения подростков в преступные группы; механизм такого вхождения; проблемы адаптации подростков в преступных группах) [3. С. 166-167].

Примечательна точка зрения Е.В. Благова об учете обстоятельств, перечисленных в ст. 89 УК РФ. Согласно позиции автора, учету при назначении наказания подлежат не любые указанные в ней факторы, а только имеющие негативную (отрицательную) направленность, поскольку наличие положительных условий не может свидетельствовать о целесообразности повышения наказания несовершеннолетнему [4. С. 131].

По мнению Ю.М. Антоняна и соавт., несмотря на то, что криминологические аспекты условий жизни несовершеннолетних особо не привлекали внимания отечественных исследователей, лишь с помощью имеющейся информации о составе семьи правонарушителей, характере отношений в ней, совершении родителями аморальных или противоправных действий и т. д. нельзя объяснить преступное поведение [5. С. 73].

Не вдаваясь в анализ вышеуказанных позиций авторов, можно прийти к выводу, что необходимость учета обстоятельств, характеризующих условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, является криминологически обусловленной.

Какие же обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних, следует признать в качестве значимых для назначения им уголовного наказания? Представляется, что в характеристике условий жизни и воспитания несовершеннолетних преступников следует отталкиваться от основных институтов социализации личности - социальных групп, составляющих ближайшее окружение индивида и выступающих в качестве носителей различных норм и ценностей, регулирующих поведение индивида. Поскольку поведение несовершеннолетних, в том числе преступное поведение, обусловлено воздействием социальной среды, необходимо рассматривать условия этой среды исходя из положений теории социализации личности, в рамках которой изучается воздействие социальной среды на формирование личности несовершеннолетнего.

Социализация рассматривается в социальной психологии как процесс и результат социального развития человека, усвоения и воспроизводства

индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [6. С. 84]. И.С. Кон указывал, что социализация представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей и культуры [7. С. 101].

Вместе с тем социальное становление человека происходит в разных социальных группах. Семья, школа, компания сверстников - те группы, в которых осуществляется социализация несовершеннолетних лиц в возрасте 14-18 лет. Данные группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, в социальной психологии именуются институтами социализации.

Формирование личности несовершеннолетнего обусловлено условиями жизни в семье и в других социальных группах, соответствующих институтам социализации личности.

Рассмотрим обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних по блокам, выделенным на основе основных институтов социализации несовершеннолетних: 1) учет обстоятельств, характеризующих условия жизни и воспитания в семье несовершеннолетнего; 2) данные об условиях жизни и воспитания в образовательном учреждении и по месту работы; 3) сведения о круге общения подростка, малых неформальных группах сверстников.

Уголовно-правовое значение данных о взаимоотношениях в семье несовершеннолетнего выражается в следующих обстоятельствах, которые должны учитываться при выборе вида уголовного наказания:

1. Обстоятельства, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего в его семье:

- родители ведут асоциальный образ жизни, не работают, имеют алкогольную и (или) наркотическую зависимость, в силу этих причин не занимаются воспитанием ребенка;

- отношения между родителями резко негативные, конфликтные, родители негативно относятся к процессу воспитания детей;

- положительные эмоциональные контакты между родителями и детьми отсутствуют;

- материально-бытовые условия в семье недостаточны для обеспечения основных потребностей несовершеннолетнего.

При наличии перечисленных обстоятельств следует уделять особое внимание анализу целесообразности оставления несовершеннолетнего в негативных условиях семейного окружения, когда несовершеннолетний будет оставаться в тех же условиях, которые являются мощным стимулом его дальнейшей десоциализации и препятствуют исправлению несовершеннолетнего и предупреждению совершения им новых преступлений. Приоритетными мерами воздействия на таких несовершеннолетних представляются меры, связанные с изъятием несовершеннолетних из криминогенных семейных условий (например, принудительные меры воспитательного воздействия (ПМВВ), предполагающие изъятие несовершеннолетнего из семьи

- помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа).

2. Обстоятельства, характеризующие положительное воздействие на несовершеннолетнего в семье:

- благоприятные взаимоотношения родителей между собой и с ребенком;

- наличие положительных эмоциональных контактов между детьми и родителями, положительное и ответственное отношение родителей к процессу воспитания;

- достаточные для удовлетворения основных потребностей ребенка материально-бытовые возможности семьи.

В случае преобладания перечисленных обстоятельств при выборе вида уголовного наказания следует исходить из целесообразности назначения таких видов уголовного наказания, которые не предполагают изъятие несовершеннолетнего из семейного окружения, т.е. наказаний, альтернативных лишению свободы, а также целесообразности применения ПМВВ, связанных с оставлением несовершеннолетнего в семье. При этом в первую очередь следует рассматривать целесообразность назначения таких видов уголовного наказания, которые предполагают возможность возложения на осужденного дополнительных обязанностей, увеличивающих воспитательный потенциал семьи: запрет использования определенных форм досуга, запрет покидать место жительства после определенного времени и др.

Целью учета воздействия на несовершеннолетнего семейного окружения является определение целесообразности изъятия несовершеннолетнего из семьи, либо оставления его в семье. В этой связи В. А. Уткин выделяет с точки зрения объекта воздействия непенитенциарных уголовно-правовых санкций на основе криминологических данных такие категории виновных, как: не нуждающиеся в изоляции, но требующие надзора с «изъятием» с прежнего места жительства; нуждающиеся в ограничениях по месту жительства; не нуждающиеся в ограничениях по месту жительства [8. С. 98].

Таким образом, учет специальных обстоятельств, характеризующих условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, имеет значение не только в рамках наказаний, но и иных уголовно-правовых санкций.

Уголовно-правовое значение информации о взаимоотношениях несовершеннолетнего в образовательном учреждении, в котором он обучается (о месте работы), выражается в следующих обстоятельствах, которые подлежат учету при назначении уголовного наказания:

1. Данные об образовательном учреждении (месте работы), характеризующие положительное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление:

- устоявшиеся положительные взаимоотношения несовершеннолетнего, совершившего преступление с другими учащимися, педагогами;

- преобладание положительных эмоциональных контактов;

- положительное влияние взрослых лиц в трудовом коллективе.

При выявлении подобных обстоятельств следует избегать назначения таких видов наказания, как исправительные и обязательные работы, которые могут помешать процессу обучения, уменьшить связь несовершеннолетнего с тем институтом социализации, который оказывает на него мощнейшее положительное воспитательное воздействие.

2. Обстоятельства, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление:

- преобладание в межличностном общении несовершеннолетнего с другими учащимися и педагогами отрицательных взаимоотношений;

- преобладание отрицательных эмоциональных контактов;

- отчуждение его от коллектива учащихся.

Данные о взаимоотношениях несовершеннолетнего по месту работы, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление: негативное влияние взрослых лиц в трудовом коллективе.

Учет сведений о взаимоотношениях в семье несовершеннолетнего, компании сверстников, его учебной и трудовой деятельности предоставляет суду возможность для оптимального прогнозирования дальнейшего поведения несовершеннолетнего и, исходя из этого, выбирать вид и размер наказания, в наибольшей мере соответствующего достижению целей исправления несовершеннолетнего и предупреждения совершения им новых преступлений.

Полагаем, что разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации о содержании обстоятельств, характеризующих условиях жизни и воспитания несовершеннолетних, могут способствовать более эффективному и единообразному применению положений ст. 89 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Список источников

1. Астемиров З.С. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. М. : Изд-во ВШ МВД СССР, 1970. 125 с.

2. Кашепов В.П., Фурсова Ф.П. Предупреждение судом преступлений несовершеннолетних. М. : Юрид. лит., 1979. 96 с.

3. Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск : Изд-во ТГПУ, 1999. 201 с.

4. Благов Е.В. Назначение наказания: (Теория и практика). Ярославль : ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2002. 174 с.

5. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М. : Юристъ, 1996. 335 с.

6. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / под ред. А. Л. Журавлева, В. Л. Соснина, М.А. Красникова. М. : Per Se, 2006. 350 с.

7. Кон И.С. Социология личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.

8. Уткин В. А. Система непенитенциарных санкций и ее социально-криминологические основы // Альтернативы юридической ответственности как способы преодоления правовых конфликтов : сб. тр. регион. науч.-практ. конф. Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2007. С. 98.

References

1. Astemirov, Z.S. (1970) Ugolovnaya otvetstvennost' i nakazanie nesovershennoletnikh [Criminal liability and punishment of minors]. Moscow: MIA USSR.

2. Kashepov, V.P. & Fursova, F.P. (1979) Preduprezhdenie sudom prestupleniy nesovershennoletnikh [Prevention by the court of crimes of minors]. Moscow: Yuridicheskaya literatura.

3. Prozumentov, L.M. (1999) Problemy preduprezhdeniya prestupnosti nesovershen-noletnikh [Problems of preventing juvenile delinquency]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University.

4. Blagov, E.V. (2002) Naznachenie nakazaniya: (Teoriya i praktika) [Assignment of punishment: (Theory and practice)]. Yaroslavl: Yaroslavl State University.

5. Antonyan, Yu.M., Enikeev, M.I. & Eminov, V.E. (1996) Psikhologiya prestupnika i rassle-dovaniya prestupleniy [Psychology of the criminal and crime investigation]. Moscow: Yurist".

6. Zhuravlev, A.L., Sosnin, V.L. & Krasnikov, M.A. (eds) (2006) Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow: Per Se.

7. Kon, I.S. (1967) Sotsiologiya lichnosti [Sociology of Personality]. Moscow: Politizdat.

8. Utkin, V.A. (2007) Sistema nepenitentsiarnykh sanktsiy i ee sotsial'no-kriminologiches-kie osnovy [The system of non-penal sanctions and its socio-criminological foundations]. In: Al'ternativyyuridicheskoy otvetstvennosti kak sposobypreodoleniyapravovykh konfliktov [Alternatives to legal responsibility as ways to overcome legal conflicts]. Novokuznetsk: NFI KemGU. p. 98.

Информация об авторе:

Долматов А. О., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: adeostomsk@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.O. Dolmatov, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: adeostomsk@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 02.06.2022; одобрена после рецензирования 18.10.2022; принята к публикации 20.10.2023.

The article was submitted 02.06.2022; approved after reviewing 18.10.2022; accepted for publication 20.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.