УДК 343. 241
А.О. Долматов
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ
НАКАЗАНИЯ
В статье раскрываются обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних, совершивших преступления, учет которых имеет первостепенное значение при назначении уголовного наказания, а также уголовно-правовое значение этих обстоятельств для назначения уголовного наказания несовершеннолетним.
Ключевые слова: социализация, воспитание, учет обстоятельств, семья, школа.
Согласно ст. 89 УК РФ при назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных ст. 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Какие же обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних, следует признать в качестве значимых для назначения им уголовного наказания? Представляется, что в характеристике условий жизни и воспитания несовершеннолетних преступников следует отталкиваться от основных институтов социализации личности - социальных групп, составляющих ближайшее окружение индивида и выступающих в качестве носителей различных норм и ценностей, задающих систему внешней регуляции поведения индивида [1. С. 54]. Поскольку поведение несовершеннолетних, в том числе преступное поведение, обусловлено воздействием социальной среды [2. С. 11], необходимо рассматривать условия этой среды исходя из положений теории социализации личности, в рамках которой изучается воздействие социальной среды на формирование личности несовершеннолетнего.
Социализация трактуется в социальной психологии как процесс и результат социального развития человека, усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности [3. С. 84]. И.С. Кон указывал, что социализация представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы социальных ролей и культуры [4. С. 101].
В социальной психологии признается, что социальное становление человека происходит в разных социальных группах. Семья, школа, компания сверстников - те группы, в которых осуществляется социализация несовершеннолетних лиц в возрасте 14-18 лет. Данные группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации [1. С. 54].
Рассмотрим обстоятельства, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних по блокам, выделенным на основе главных институтов социализации несовершеннолетних: 1) учет обстоятельств, характери-
зующих условия жизни и воспитания в семье несовершеннолетнего; 2) данные об условиях жизни и воспитания в образовательном учреждении и по месту работы; 3) сведения о круге общения подростка, малых неформальных группах сверстников.
Уголовно-правовое значение данных о семье несовершеннолетнего выражается в следующих обстоятельствах, которые должны учитываться судом при выборе вида уголовного наказания:
1. Обстоятельства, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего обстановки в его семье:
- родители ведут асоциальный образ жизни, не работают, имеют алкогольную и (или) наркотическую зависимость, в силу этих причин не занимаются воспитанием ребенка;
- отношения между родителями резко негативные, конфликтные, родители негативно относятся к процессу воспитания детей;
- положительные эмоциональные контакты между родителями и детьми отсутствуют;
- материально-бытовые условия в семье недостаточны для обеспечения основных потребностей несовершеннолетнего.
При наличии перечисленных обстоятельств суду следует исходить из нецелесообразности оставления несовершеннолетнего в негативных условиях семейного окружения, использовать предусмотренную уголовным законом возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия. При назначении наказания условно несовершеннолетний будет оставаться в тех же условиях, которые являются мощным стимулом его дальнейшей асо-циализации и препятствуют исправлению и предупреждению совершения им новых преступлений.
2. Данные о семье, характеризующие положительное воздействие на несовершеннолетнего обстановки в семье:
- полная семья, в которой родители состоят в брачных отношениях;
- благоприятные взаимоотношения родителей между собой и ребенком, наличие между ними положительных эмоциональных контактов, положительное отношение родителей к процессу воспитания;
- достаточные для удовлетворения основных потребностей ребенка материально-бытовые возможности семьи.
В случае наличия перечисленных обстоятельств суду при выборе вида уголовного наказания следует исходить из целесообразности назначения таких видов уголовного наказания, которые не предполагают изъятие несовершеннолетнего из семейного окружения, т. е. наказаний, альтернативных лишению свободы. При этом в первую очередь следует рассматривать целесообразность назначения таких видов уголовного наказания, которые предполагают возможность возложения на осужденного дополнительных обязанностей, увеличивающих воспитательный потенциал семьи: ограничение форм досуга, запрет покидать место жительства после определенного времени и др.
Уголовно-правовое значение информации об образовательном учреждении, в котором обучается несовершеннолетний, выражается в следующих
А. О. Долматов
обстоятельствах, которые подлежат учету при назначении уголовного наказания:
1. Данные об образовательном учреждении, характеризующие положительное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление: устоявшиеся положительные взаимоотношения несовершеннолетнего, совершившего преступление, с другими учащимися, педагогами, преобладание положительных эмоциональных контактов.
При выявлении подобных фактов суду следует избегать назначения таких видов наказания, как исправительные и обязательные работы, которые могут помешать процессу обучения, уменьшить контакт несовершеннолетнего с тем институтом социализации, который оказывает на него мощнейшее положительное воспитательное воздействие.
2. Данные об образовательном учреждении, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление: преобладание в межличностном общении несовершеннолетнего с другими учащимися и педагогами отрицательных эмоциональных контактов, отчуждение его от коллектива учащихся.
3. Данные о месте работы, характеризующие отрицательное воздействие на несовершеннолетнего, совершившего преступление: негативное влияние взрослых лиц в трудовом коллективе.
Изложенная характеристика обстоятельств условий жизни и воспитания несовершеннолетних, их значение для выбора вида и размера уголовного наказания может быть использована в качестве рекомендательного материала для судей и работников правоохранительных органов.
Для обеспечения возможности полного и всестороннего учета условий жизни и воспитания несовершеннолетнего при назначении ему уголовного наказания обстоятельства, характеризующие эти условия, должны быть конкретизированы и закреплены в ст. 89 УК РФ. До тех пор пока этого не произойдет, у судей не может быть четкого представления о том, что именно следует понимать под условиями жизни и воспитания и учитывать при назначении наказания, а значит, предписание ч. 1 ст. 89 УК РФ не будет выполняться.
Представляется, что перечень подлежащих учету обстоятельств должен быть закреплен в ст. 89 УК РФ в следующей редакции:
«3. Сведения, характеризующие условия жизни и воспитания несовершеннолетних: данные о семье (при условии ее наличия), об образовательном учреждении (если несовершеннолетний является учащимся), о месте работы (в случае трудоустроенности), группах неформального общения».
Кроме того, в ст. 89 УК РФ должно содержаться указание на необходимость отражения в приговоре сведений, характеризующих условия жизни и воспитания и их влияние на выбор вида и размера уголовного наказания.
Учет указанных обстоятельств должен выражаться в следующем: если установлено, что условия жизни и воспитания несовершеннолетнего оказывают на него отрицательное воздействие и в конечном итоге способствуют совершению преступлений, но изменение этих условий в положительною сторону не представляется возможным, более целесообразным (и гуманным) является назначение наказания в виде лишения свободы, поскольку примене-
ние альтернативных лишению свободы видов наказаний предполагает оставление несовершеннолетнего в условиях, способствующих совершению несовершеннолетним повторных преступлений, дальнейшей десоциализации несовершеннолетнего и уменьшению возможности его исправления.
Однако если остается возможность для изменения в положительную сторону условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в семье, в школе, при назначении наказания следует исходить из противоположных позиций. Иными словами, назначение в такой ситуации наказания в виде лишения свободы представляется нецелесообразным.
Аналогично следует рассматривать вопрос о необходимости применения наказания в виде лишения свободы. Тот факт, что условия жизни и воспитания несовершеннолетнего в целом являются положительными, сам по себе является обстоятельством, исключающим целесообразность назначения уголовного наказания в виде лишения свободы.
Литература
1. Социальная психология / под ред. Е.В. Андриенко. М.: Академия, 2008. 262 с.
2. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М.: Норма, 2010. 366 с.
3. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева, В.Л. Соснина, М.А. Красникова. М.: Форум Инфра-М, 2006. 414 с.
4. КонИ.С. Социология личности. М.: Изд-во полит. лит., 1967. 383 с.
Dolmatov Aleksandr O. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).
CIRCUMSTANCES CHARACTERIZING THE CONDITIONS OF LIFE AND UPBRINGING OF JUVENILE OFFENDERS TAKEN INTO ACCOUNT WHEN PUNISHMENT IS IMPOSED.
Key words: socialization, upbringing, consideration of circumstances, family, school.
Nowadays, juvenile crimes present a great problem for both the state and civil society. Despite statistics on some decline of juvenile crimes the share of grievous violent crimes and narco-trafficking crimes is growing. The number of repeated crimes committed by juveniles is constantly high.
The purpose of this article is to reveal the circumstances characterizing the conditions of life and upbringing of juvenile offenders taken into account when punishment is imposed on them. In the course of research the author used a dialectical method of cognition. The analysis of some legislative provisions was done with the help of a formal logical method. The method of legal modelling was used to study the possibility of development of circumstances when punishment is imposed on juveniles.
According to Article 89 of the Criminal Code of the Russian Federation while punishing a juvenile it’s necessary to take into account both the circumstances provided in Article 60 and the conditions of his life and upbringing, the level of mental development, some personal traits and the influence on him of those who are older. The following questions arise in this connection: What circumstances characterizing the conditions of life and upbringing of juveniles are considered to be important for imposing a criminal punishment on them? What are the characteristics of life conditions and upbringing of juveniles based on?
The circumstances characterizing the conditions of life and upbringing to be taken into account while punishing juveniles are substantiated in the article and their legal significance has been revealed. The argumentation for the necessity of taking into account the above circumstances results from the fact that it’s up to the institutions of socialization: family, school and a group of coevals to characterize juveniles.
The possibility of changing the conditions of life and upbringing is a key circumstance when punishment is imposed. In other words, if it has been established that the conditions of life and upbringing influence a juvenile in a wrong way and finally encourage him to commit crimes but they cannot be changed for the better it’s more appropriate ( and humane) to imprison him. If there is any chance to
change his conditions of life and upbringing in the family and school for the better, the court should be guided by opposite opinions.
References
1. Sozial'naya psichologiya / pod red. E.V. Andrienko. M.: Akademiya, 2008. 262 s.
2. Antonyan Yu.M. Lichnost' prestupnika. Kriminologo-psichologicheskoe issledovanie. M.: Norma, 2010. 366 s.
3. Sozial'naya psichologiya / pod red. A.L. Zhuravleva, V.L. Sosnina, M.A. Krasnikova. M.: Forum Infra-M, 2006. 414 s.
4. Kon I.S. Soziologiya lichnosti. M.: Izd-vo polit. lit., 1967. 383 s.