иого опыта были созданы наилучшие условия для аэрации помещения.
Харьковская промышленно-санитарная станция провела проверку эффективности осуществленных мероприятий и дала им вполне положительную оценку. ,Раньше содержание паров ртути на Свердловской подстанции составляло 70т на 1 м3 воздуха, в настоящее время мы во всех точках помещения получили 0.
В. В. СОЛОВЬЕВ (МоскваУ
Обследование судов на зараженность крысами и значение крысонепроницаемых устройств (rat proofing) на судах
Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии на
водном транспорте
Наличие на судах крыс (как постоянных обитателей или временных посетителей) общеизвестно. Еще больше их в портах, откуда они и попадают на суда.
Передвигаясь вместе с судами и грузами на большие расстояния, крысы, помимо огромных материальных убытков, представляют собой значительную опасность как распространители ряда инфекционных заболеваний, в том числе чумы.
Многие порты Африки, Индии, Китая и других стран, эпидемичные по чуме, изобилуют крысами и в то же время усиленно посещаются иностранными судами. В 1917 г. чума была занесена во Францию судном, прибывшим из Индии. Зараженные чумой крысы, сбежавшие с корабля на берег, послужили источником эпизоотии среди местных крыс, что повело к ряду заболеваний чумой среди населения. В частности, за эти годы в Париже был установлен 91 случай чумы, в Марселе — свыше 60; в этих городах заболевания наблюдались до 1936 г. С этого времени случаев чумы среди людей, повидимому, не было, но заболевания чумой среди крыс продолжаются, а значит, существует опасность распространения чумы и среди людей (М. Soltrain, Bull. Acad. Med., 116, 39, 601— 615, 1936 г.).
Международная санитарная конвенция, подписанная в Париже 21.Vi.1926 представителями 57 государств, установила обязательность периодической дератизации судов и портов, наряду со спорадической дератизацией того или иного судна по эпидемическим показаниям.
«Правительства будут следить за тем, чтобы все желаемые и практически осуществимые меры были приняты компетентными властями для обеспечения уничтожения крыс в портах, их учреждениях и их окрестностях, а также на баржах и каботажных судах» (статья 28 Международной санитарной конвенции 26.VI.1926).
Необходимость систематических обследований судов на зараженность их крысами совершенно очевидна.
Обследователь должен быть хорошо знаком с конструкцией данного судна, иметь определенный план обследования каждого объекта и знать биологию крыс, их привычки и пр. Эти же сведения не в меньшей мере необходимы и каждому конструктору, проводящему на судне крысонепроницаемые и другие защитные приспособления.
Хотя Международная санитарная конвенция предусматривает только борьбу с крысами на морском транспорте, но этот вопрос яв-
ляется чрезвычайно актуальным и на речных путях (пристани, суда, складочные помещения и т. п.).
Обследование судна должно установить наличие крыс, ориентировочно определить их количество и более или менее точно указать места гнездования.
Для этого необходимо выделить jb каждом порту особого работника (лучше всего инструктора-дератизатора), хорошо знающего биологию грызунов и их привычки, а также конструктивные особенности судов, посещающих данный порт, и умеющего правильно проводить обследование судна.
Снаряжение обследователя должно состоять из следующих предметов: I-) спецодежды в виде комбинезона и перчаток; 2) карманного электрического фонаря для обследования темных нижних помещений; 3) молотка или небольшого топора и клещей для вскрытия и последующей заделки, обшивки реек, планок и т. д.; 4) бумаги и карандаша, а если возможно, то и схематического плана обследуемого судна.
Ориентировочными признаками наличия грызунов служат живые крысы и их трупы, крысиный помет, следы и тропинки, изгрызанные крысами предметы, норы и гнезда, специфический запах, писк и возня крыс.
В некоторых случаях трупы крыс могут свидетельствовать лишь о том, что грызуны были на судне. Однако имеются ли они в момент обследования, приходится заключать по совокупности других признаков. Нахождение трупов крыс важно и в другом отношении: необходимо выяснить, не наблюдалось ли на судне массового падежа крыс (эпизоотия). Во всяком случае трупы, если они еще не совсем разложились, следует отправить в лабораторию для производства соответствующих анализов. -/
При обнаружении живых крыс возникает вопрос о степени зараженности судна. Принято считать на одну замеченную крысу приблизительно до 20 необнаруженных.
Крысиный помет позволяет в известной мере судить о количестве грызунов и о давности их пребывания. Он представляет собой круглые черные палочки с закругленными концами длиной от 6 до 12 мм и от 1,5 до 5 мм в диаметре. Длина, толщина и количество помета зависят от корма;: зерновой корм дает минимум помета и притом мелкого размера. Каждая крыса выделяет в. сутки от 30 до 180 палочек. Свежий помет мягкий, блестящий; через суткр (а в пыльных помещениях и раньше) он тускнеет, высыхает и через 2—3 дня становится жестким, сухим и легким. В этом виде его трудно отличить от зерен .некоторых растений или от угольной пыли, что нужно иметь в виду при обследовании трюмов и угольных ям.
Обилие .свежего помета свидетельствует о значительной зараженности судна. Расположение помета может указывать место гнездования крыс, куда и следует направить профилактические и дератиза-ционные мероприятия.
Следы крысы в виде отпечаток лапок с четырьмя пальцами или извилин •хвоста быстро стираются или становятся плохо различимыми из-за покрывающей их пыли. Свежие следы могут свидетельствовать о присутствии крыс в момент обследования и иногда даже указать, куда надо направить поиски.
Большое значение имеют тропинки, образующиеся по пути обычного следования крыс из своих нор и убежищ. Крысы имеют грязную, жирную шерсть; лапки их четко запачканы угольной пылью, сточной жидкостью и пр. На излюбленных своих путях (у бортов, вдоль переборок, у стрингеров и т. п.) крысы оставляют грязный след в виде полосы, особенно интенсивно окрашенной у щелей, отверстий и в других узких местах. Тропинки нужно искать не только в нижних помещениях, но и в верхних частях бортовой обшивки. Верхними путями чаще всего пользуются черные крысы, наиболее распространенные на судах {главным образом в южных портах).
Обследователь обязательно должен до конца проследить обнаруженную им тропинку, так как тем самым он легко дойдет до крыси-
ного убежища. Следы и тропинки иногда легко обнаружить при боковом освещении электрическим фонариком. Временно приходится вскрывать обшивку или расширять отверстие, чтобы убедиться, находится ли здесь нора или тропинка идет дальше под обшивкой.
Изгрызавные крысами предметы служат довольно надежным показателем зараженности судна грызунами. Следы зубов крыс характерны и их всегда можно узнать по внешнему виду, а иногда даже установить время, когда животные грызли тот иди иной предмет. Они обычно выгрызают глубокие круглые отверстия. В дереве от зубов крысы остаются углубления, в которых некоторое время сохраняются мельчайшие опилки. Свежие следы грызения можно определить и по цвету поврежденного материала. Доказательством присутствия крыс являются только свежие следы их.
Норы и гнезда свидетельствуют о существующей или существовавшей зараженности судна. При наличии других несомненных признаков нужно считать норы заселенными крысами. Обычно на одну нору или гнездо приходится не менее 5 крыс. Они устраивают свои жилища в укромных, потайных уголках как в нижних частях .помещения, так и вверху.
Убежища крыс часто можно отыскать по скоплению всяких материалов (тряпок, пакли, бумаги, соломы и т. д.) и по запасам пищевых продуктов. Крысиные гнезда могут быть внутри тары, в тюках шерсти или хлопка, в мешках с мукой. Иногда грызуны попадают на судно вместе с грузами, но большинство убежищ их (до 90%) находится на самом судне.
Запах крыс несколько напоминает плесень. Он надолго пропитывает помещения, поэтому нельзя судить по одному лишь запаху о наличии живых крыс на судне.
Перед началом работы обследователь должен составить точный план и не отступать от него, отвлекаясь случайными привходящими обстоятельствами. Надо обращать внимание не только на перечисленные признаки наличия крыс, но и на условия, способствующие их проникновению на судно и расселению там, а первую очередь на кры-сонепроницаемые устройства. Замеченные .дефекты обследователь должен отметить в протоколе и сообщить о них администрации судна и санитарному надзору. (
При обследовании крысонепроницаемых устройств необходимо:
1) проверить состояние кожухов трубопроводов и обшивки телеграфа, обделку всех отверстий в палубах и переборках при проходе через них труб и пр.;
2) проверить наличие металлических покрытий по кромкам, углам, пазам и пр.; ч
3) выяснить, насколько плотно закрываются все двери, есть ли в них пружины и обиты ли металлом нижние кромки деревянных дверей, особенно в продуктовых складах;
4) убедиться в целости обшивки, рефрижератора или ледника, проверить; обиты ли они железом в местах соприкосновения с палубой или с бортами, а также целы ли и надлежащим ли образом устроены провизионные шкафы, лари и пр.;
5) выяснить: а) закрыты ли металлическими решетками или сетками все мертвые пространства (под платяными шкафами, ларями, мебелью и пр.) высотой не менее 250 мм над полом; б) имеются ли металлические сетки или решетки на всех вентиляционных отверстиях; в) хранятся ли текущие дневные ,запасы провизии и пищи в закрытых, непроницаемых для крыс сосудах или ящиках как в буфетах и кладовых, так и в жилых каютах экипажа и пассажиров; г) устанавливаются ли во время стоянки у пристани на швартовых защитные металлические диски, препятствующие проникновению крыс на судно.
6 Гиг1)Сна и санитария, № 7—3
Я1
Крысонепроницаемые устройства являются профилактическим и,, следовательно, самым радикальным методом борьбы с грызунами на судах. При полном проведении их крысы лишаются убежищ и пищи„ а поэтому, попав ,на судно, могут быть легко уничтожены простейшими способами дератизации или даже сами убегают на берег. Первоначальное затраты на га1-ргоойп£ в значительной мере окупаются за счет экономии на сохранности грузов и удешевлении последующей дератизации, почему в последнее время крупнейшие американские и английские судовладельцы начали широко применять крысонепроницаемые устройства.
Гарантировать от проникновения крыс на судно (с грузами или непосредственно) крысонепроницаемые устройства не могут, но они лишают грызунов благоприятных условий для расселения и размножения. В таких случаях для борьбы с ними достаточно механических ловушек, вершей, капканчиков, отравленных лриманок и пр.
Обычно на судах, оборудованных крысонепроницаемыми устройствами, можно обойтись без дорогостоящей газовой дератизации. На прочих же судах, простейшие методы дератизации, как правило, не дают благоприятных результатов. Даже наиболее радикальные способы — фумигация серой или газация цианом или хлорпикрином — не всегда оказываются там вполне эффективными. Трудность проникновения газа во все убежища, ненадежность герметического закрытия некоторых из них, а также возможность ухода крыс в хорошо проветривающиеся места (верхняя палуба, тоннель гребного вала и т. п.) нередко делают эффект газации неполным. А ведь достаточно остаться в живых одной паре крыс, чтобы через несколько месяцев, даже без притока извне, образовалась уже большая колония их.
На судах с крысонепроницаемыми устройствами газация дает наилучшие результаты, так как грызуны вынуждены находиться в более или менее открытых пространствах, а не в глубоких норах и скрытых убежищах, и не могут уйти из помещения благодаря заделке или зарешетчиванию всех отверстий и сообщений с верхними палубами и открытыми проветриваемыми пространствами. Но на таких судах к газации приходится прибегать очень редко, разве только при случайном .массовом заражении крысами, занесенными вместе с грузами-
Вообще же при проведении крысонепроницаемости количество крыс на судне является минимальным. Согласно статье 28 Международной санитарной конвенции 1926 г. такое судно освобождается от дератизации.
Д-р Д. Д. ГРЯЗНОВ (Ульяновск)
Рыночное молоко в Ульяновске
По материалам Ульяновской санитарно-гигиенической лаборатории
Утвержденный КС НКПищепрома СССР 16.Х.1934 ОСТ 7552 НКПч-щепрома 205 на молоко в технических условиях предусматривает общесоюзном масштабе содержание жира не менее 3,2% при удельном весе от 1 028 до 1 033 и кислотности по Тернеру не выше 22°. В примечании к этому разделу краевым и областным исполкомам предо-