Научная статья на тему 'Борьба с выделением паров ртути в воздухе помещений ртутных подстанций Харьковского трамвайного треста'

Борьба с выделением паров ртути в воздухе помещений ртутных подстанций Харьковского трамвайного треста Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с выделением паров ртути в воздухе помещений ртутных подстанций Харьковского трамвайного треста»

Д-р М. Е. ЕВЕНТОВА и химик И. Б. КОГАН (Харьков)

Борьба с выделением паров ртути в воздухе помещений ртутных подстанций Харьковского трамвайного треста

Из Харьковской областной промышленно-санитарной станции (зав.—врач

Я. О. Потапов)

Харьковская областная промышленно-санитарная станция в 1934 г. провела углубленное исследование производственной обстановки и до-настоящего времени продолжает проводить работу по радикальному оздоровлению условий труда на ртутных подстанциях. В числе других мероприятий нами было предложено, ввиду фиксированного источника выделения паров ртути, установить местную отсасываю-вдую вентиляцию с отводом паров ртути книзу.

Устроенная администрацией трамвайного треста вытяжная вентиляция не соответствовала нашим требованиям. Эффективность ее была проверена нами путем (исследования воздуха на содержание паров ртути (в разных точках подстанций.

Наши дальнейшие предложения сводились к герметизации источников выделения паров ртути. Эта идея была реализована предложением, внесенным техником харьковских ртутных подстанций т. Гриненко.

Как известно, в качестве форвакуумного насоса в ртутном выпрямителе применяется вращающийся насос системы Геде. Он состоит из цилиндра, при вращении которого воздух с парами ртути прогоняется из выпрямителя к выхлопному клапану и к отверстию насоса.

Предложение т. Гриненко сводится к следующему: весь форваку-умный насос вместе с рукояткой заключен в герметически закрытый металлический кожух, где предусмотрены необходимые манипуляции с рукояткой. При работе насоса выделяющиеся пары ртути выводятся наружу отводной трубой, проходящей под полом.

Вторым источником поступления паров ртути в помещение является вакуо-метр Мак-Леода, смонтированный на выпрямителе. При работе с этим вакуо-мстром, помимо испарения из чашки Мак-Леода, имело место разбрызгивание ртути. В настоящее время весь вакуометр герметически заключен в металлический кожух, отводная труба которого присоединена к выводной трубе насоса.

Наконец, последним источником выделения ртути является капельная ртуть, которая разбрызгивалась и значительном количестве при ремонте выпрямителя.

Для устранения этого т. Гриненко предложил специальное приспособление, состоящее из двух фарфоровых чашек, в которые вводится катод во время ремонта, а выделяющиеся при этом пары ртути асгш-рируются в общую выводную трубу.

Описанное предложение заслуживает внимание еще и потому, что оно выгодно экономически, так как выделяющиеся пары ртути конденсируются при помощи специального фильтра, установленного между фор,вакуумным и насосом Лангмюера, и собираются в чашку насоса. Это предложение было осуществлено Харьковским трамвайным трестом в виде опыта на Свердловской подстанции, после чего помещение подстанции в течение месяца было тщательно освобождено от капельной ртути при помощи установленных внутри мощных пылесосов. Старая штукатурка на стенах была заменена новой. В период месяч-

иого опыта были созданы наилучшие условия для аэрации помещения.

Харьковская промышленно-санитарная станция провела проверку эффективности осуществленных мероприятий и дала им вполне положительную оценку. ,Раньше содержание паров ртути на Свердловской подстанции составляло 70т на 1 м3 воздуха, в настоящее время мы во всех точках помещения получили 0.

В. В. СОЛОВЬЕВ (МоскваУ

Обследование судов на зараженность крысами и значение крысонепроницаемых устройств (rat proofing) на судах

Из Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены и санитарии на

водном транспорте

Наличие на судах крыс (как постоянных обитателей или временных посетителей) общеизвестно. Еще больше их в портах, откуда они и попадают на суда.

Передвигаясь вместе с судами и грузами на большие расстояния, крысы, помимо огромных материальных убытков, представляют собой значительную опасность как распространители ряда инфекционных заболеваний, в том числе чумы.

Многие порты Африки, Индии, Китая и других стран, эпидемичные по чуме, изобилуют крысами и в то же время усиленно посещаются иностранными судами. В 1917 г. чума была занесена во Францию судном, прибывшим из Индии. Зараженные чумой крысы, сбежавшие с корабля на берег, послужили источником эпизоотии среди местных крыс, что повело к ряду заболеваний чумой среди населения. В частности, за эти годы в Париже был установлен 91 случай чумы, в Марселе — свыше 60; в этих городах заболевания наблюдались до 1936 г. С этого времени случаев чумы среди людей, повидимому, не было, но заболевания чумой среди крыс продолжаются, а значит, существует опасность распространения чумы и среди людей (М. Soltrain, Bull. Acad. Med., 116, 39, 601— 615, 1936 г.).

Международная санитарная конвенция, подписанная в Париже 21.Vi.1926 представителями 57 государств, установила обязательность периодической дератизации судов и портов, наряду со спорадической дератизацией того или иного судна по эпидемическим показаниям.

«Правительства будут следить за тем, чтобы все желаемые и практически осуществимые меры были приняты компетентными властями для обеспечения уничтожения крыс в портах, их учреждениях и их окрестностях, а также на баржах и каботажных судах» (статья 28 Международной санитарной конвенции 26.VI.1926).

Необходимость систематических обследований судов на зараженность их крысами совершенно очевидна.

Обследователь должен быть хорошо знаком с конструкцией данного судна, иметь определенный план обследования каждого объекта и знать биологию крыс, их привычки и пр. Эти же сведения не в меньшей мере необходимы и каждому конструктору, проводящему на судне крысонепроницаемые и другие защитные приспособления.

Хотя Международная санитарная конвенция предусматривает только борьбу с крысами на морском транспорте, но этот вопрос яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.