№ 2 (57), 2015
"Теория и история культуры
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
УДК 008 (100)
Н. Е. ГАВРИЛИНА,
А. Ю. ДАВИТЬЯН,
кандидат экономических наук, доцент Астраханского государственного технического университета
художник, журналист
ОБЩНОСТЬ КУЛЬТУР КАК ОСНОВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В статье рассматриваются важнейшие вопросы функционирования Союзного государства на базе общности культурных и государственных основ, раскрываются важнейшие аспекты сотрудничества в области культуры.
Ключевые слова: Союзное государство, культура России и Белоруссии, межкультурное взаимодействие.
Article deals with the major issues of the functioning of the Union State on the basis of common cultural and state foundations, are essential aspects of cooperation in the field of culture. Key words: Federal State, culture of Russia and Belarus, intercultural interaction.
Построение и успешное функционирование Союзного государства было бы невозможным без общей духовно-нравственной и культурной основы, единства в вере, во взглядах на вечные ценности бытия, без активного участия белорусской и российской элиты. Как сказал государственный секретарь Союзного государства Григорий Алексеевич Рапота, «у Союзного государства есть прошлое, которое неразрывно связывает наши народы, - их историческая, кровная и духовная близость. Есть настоящее, удваивающее силы наших стран в экономическом, социальном, культурном развитии. И есть будущее, перспективы которого определяет ещё более тесная интеграция, модернизация и инновационное развитие Беларуси и России» [1]. Самым важным моментом следует считать тот факт, что общность культур и ментальность наших народов позволила в условиях ограниченных финансовых ресурсов и противостояния Западу построить прочный союз, которому исполнилось уже 15 лет. Член-корреспондент РАН, учёный-геофизик, автор многих нашумевших научных трудов Глеб Бо-óéñíáé^- Oaéí oaá á ñáí aé óááíóa «Возврат к евразийским ценностям» пишет: «На сегодняшний день всё более очевидна правота Льва Гумилёва. Сейчас Европа построила род новой европейской империи, где нет границ, единая валюта, единые законы и управление. Но почему-то считается, что Евразия с центром в России не может сделать то же самое и что мы должны присоединиться к Европе, быть её колонией, задворками. Одна концепция Жана Тириара о "Европе от Дублина до Владивостока" чего стоит. Гумилев подчёркивал, что соединение двух суперэтносов как таковых невозможно, но остаётся возможным отрыв отдельных этносов и присоединение их к другому суперэтносу. Вхождение России в "семью цивилизованных народов Европы" как раз и является одним из проигрываемых сегодня вариантов присоединения страны к новой суперэтнической системе. Создание евразийского союза с центром в России - более выгодный для страны вариант, который позволит ей сохранить свой статус суперэтноса» [2].
UDK 008 (100)
A. YU. DAVITYAN,
artist, journalist
N. YE. GAVRILINA,
candidate of economic sciences, associate professor of Astrakhan State Technical University
CULTURES COMMUNITY AS BASIS OF ALLIED STATE OF RUSSIAN FEDERATION AND REPUBLIC OF BELARUS
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (57), 2015
Культура Беларуси, относящаяся к типу открытых, испытывала мощное влияние как со стороны Запада, так и со стороны России, особенно усилившееся, когда территория страны в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) оказалась под властью Российской Империи [3]. Несмотря на это она сохранила свою самобытность, отмечена многообразием форм и глубиной содержания, воспринятых из богатого народного творчества. В настоящее время следует выделить главенствующую роль государства Республики Беларусь в сохранении культурного наследия: все дошедшие до наших дней шедевры белорусского искусства находятся под защитой властей, хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны, собраниях библиотек. Классические произведения белорусской музыки и драматургии демонстрируются на театральных подмостках, звучат в концертных залах. Проходит множество художественных выставок, музыкальных, театральных и кинематографических фестивалей. Всё это интересно и доступно как для жителей страны, так и для её гостей.
Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые лучшие произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны: интересны коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее. Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Республики Беларусь. На примере авторов, чьи произведения хранятся в собрании этого музея, мы и проследим влияние русской культуры на формирование и развитие культуры Беларуси.
Национальный художественный музей Республики Беларусь (Государственная картинная галерея с 1939 до 1957, Государственный художественный музей с 1957 по 1993) -крупнейшее в стране собрание русского, белорусского и зарубежного искусства. В экспозиции, филиалах и хранилищах находится более двадцати семи тысяч произведений, которые формируют двадцать разнообразных коллекций и составляют два главных музейных собрания: собрание национального искусства и собрание памятников искусства стран и народов мира. Официальная история музея начинается 24 января 1939 года: согласно постановлению Совета Народных Комиссаров БССР в Минске создавалась Государственная картинная галерея. Основой живописной коллекции Галереи стали произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Витебска, Могилёва и Гомеля. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея и Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственный Эрмитаж. В коллекцию новой галереи вошли и картины известных русских советских художников. В начале 1941 года фонды ГКГ БССР насчитывали уже 2711 единиц, из которых 400 находились в экспозиции. Предстояла длительная работа по описанию и изучению каждого памятника, созданию каталога музейной коллекции [4]. Однако такому богатому собранию картинной галереи в Минске не суждена была долгая жизнь. В первые дни войны судьба всего собрания складывается трагически: коллекцию не успели спасти, многое было вывезено в неизвестном направлении, кое-что осталось в немецких организациях в Минске. Судьба довоенного собрания ГКГ до сих пор неизвестна. После войны была возвращена только небольшая часть произведений, находившихся накануне войны на выставках в России или найденных советскими солдатами в конце войны в городах Восточной Пруссии и разорённом Минске («Шахтёр с лампочкой» Н. Касаткина, «Осень» И. Левитана, «Утро весны» В. Кудревича оказались брошенными фашистами в недостроенном здании ЦК КПБ). Всё нужно было начинать заново.
Второй этап истории музея связан с 33-летней подвижнической деятельностью заслуженного деятеля искусств БССР, директора Галереи с 1944 года Елены Васильевны Аладовой (1907-1986), заведовавшей до войны отделом русского и белорусского искусства. Несмотря на послевоенную разруху, правительство республики выделяло немалые средства на покупку произведений для Галереи. Уже в августе 1945 года были приобретены полотна Б. Кустодиева, В. Поленова, К. Брюллова и И. Левитана. Вновь помогали музеи России: Государственный музей им. А. С. Пушкина, Государственный Русский музей. Немалая часть фондов русской живописи происходит из частных коллекций. В результате коллекция русского искус-
№ 2 (57), 2015
"Теория и история культуры"
ства (более 5 тысяч экспонатов) по полноте и цельности может соперничать со многими российскими музеями [5]. Провозглашение независимости Беларуси после распада СССР изменило статус музея и его культурную политику: с 1993 года он именуется Национальным художественным музеем Республики Беларусь. Искусство Беларуси XIX - начала XX века представлено в основной экспозиции Национального художественного музея и в его филиалах -«Музей Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в Минске и «Музей Витольда Бялыницкого-Бирули» в Могилёве.
Специфика формирования этой коллекции музея во многом обусловлена историческими причинами развития художественной культуры Белоруссии в XIX веке. Присоединённая в конце XVIII века к Российской Империи, Беларусь стала окраиной огромного государства. Местом, где могли получить профессиональную подготовку художники-уроженцы Беларуси, стали художественные заведения Петербурга и Москвы. Именно по этим причинам наследие художников XIX века - уроженцев Беларуси - включается в контекст художественной истории России, большие коллекции их произведений есть в собраниях Третьяковской галереи и других музеях России. Тем не менее произведения искусства Беларуси XIX - начала XX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь дают возможность довольно обстоятельно показать неразрывность исторического развития культуры наших стран. Имея богатые связи, Национальный художественный музей организует выставочные проекты с ведущими музеями и галереями мира. Из последних ярких проектов в Минске, например, «Шедевры Третьяковской галереи» (Россия), «Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы» к 1020-летию Крещения Руси (Беларусь, Россия, Украина, Сербия).
Особенную ценность в собрании музея, посвященного искусству Беларуси XIX века, представляют 25 живописных полотен Ивана Хруцкого, художника, работавшего в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами. Удостоен звания академика живописи, серебряной и золотой медалей Императорской академии художеств. Иван Хруцкий брал уроки у английского живописца Доу и одновременно занимался в Императорской академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, затем был принят в качестве студента. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в 20 км от Полоцка и с тех пор постоянно жил там. После переезда в Полоцкую губернию выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя - литовского митрополита Иосифа Семашко. Писал иконы для собора Александра Невского в Ковно и других храмов.
В жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович [6]. Родился он в Минской губернии, учился сначала в Виленском университете, а потом - в Петербургской Академии художеств. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и многие другие.
Белорусский художник Никодим Силиванович родился в крестьянской семье в Виленс-кой губернии. Помещик, заметив у него склонность к рисованию, отправил его за свой счёт учиться в петербургское «Общество поощрения художеств». В 1856 году юноша сдал экзамены в Академию художеств и поступил на отделение портретной живописи. Силиванович жил в Вильно, зарабатывая портретами и оформлением костёлов. Был приглашён в Петербург для оформления Исаакиевского собора: исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика [7].
Немало произведений создали в Беларуси и российские художники. На протяжении многих лет жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь музей-усадьба художника, филиал Витебского краеведческого музея) Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в том числе композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.
Рубеж XIX-XX века представляют картины Станислава Жуковского и утонченно-поэтические пейзажи Витольда Бялыницкого-Бирули.
Бялыницкий-Бируля (1872-1957), выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии художеств СССР, - мастер лирического пейзажа. Коллекция его работ в музее (460 произведений) отображает все этапы творчества пейзажиста. Любимый мотив его картин - весеннее пробуждение природы - варьирован неоднократно, отражает все стадии обновления природы [8].
"Культурная жизнь Юга России" 10 ■
№ 2 (57), 2015
Живопись дореволюционной поры и 1920-1930-х годов представлена более или менее фрагментарно. Музей обладает коллекцией интереснейших, уникальных произведений - от крошечных этюдов Н. Тарасикова до монументально-декоративных панно И. Ахремчика, некогда находившихся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
Значительное место в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь занимают произведения русского искусства - коллекция, куда входят работы XVIII-XX века, насчитывает более трёх с половиной тысяч единиц живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства. Высокое качество собранных в ней произведений даёт возможность проследить основные этапы развития культуры, познакомиться с творчеством многих известных художников России, ощутить художественную атмосферу времени, дух эпохи.
Кинопроизводство в Беларуси началось в 1924 году, в 1928-м в Ленинграде была создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь». В 1939 году она переехала в Минск, а с 1946-го стала называться «Беларусьфильм». Первый белорусский художественный фильм «Лесная быль» снят в 1926 году режиссёром Юрием Таричем. Во время Великой Отечественной войны белорусские документалисты одними из первых снимали репортажи с фронта. Тема трагедии народа стала одной из главных в послевоенном творчестве режиссёров Беларуси. Особую нишу отечественные кинематографисты заняли в детском кино. Мировое признание завоевало белорусское документальное кино [9].
Среди знаковых режиссёров - основоположников белорусского кино - были Владимир Корш-Саблин и Владимир Гардин [10].
Владимир Корш-Саблин начал творческую деятельность как актёр в театре своего деда Фёдора Корша (по семейному преданию, дед, впечатлённый успехами внука, разрешил ему соединить обе фамилии). В кино пришёл в 1923 году, стал помощником, ассистентом режиссёра и актёром киностудии «Госкино», а с 1929 - киностудии «Советская Беларусь».
Владимир Ростиславович Гардин выступал на любительской сцене Пожарного общества в Смоленской губернии, затем в театрах Риги, Екатеринбурга, Перми, Таганрога. В кино Гардин дебютировал с картиной «Ключи счастья», снятой в 1913 году совместно с Я. Протазановым. Из дальнейшего творчества интересны «Приваловские миллионы», «Мысль». С 1924 года работал в киностудиях «Белгоскино» и «Ленфильм» в качестве актёра и режиссёра, а после появления звукового кино выступал только как актёр.
На «Беларусьфильме» сняты картины, любимые многими поколениями зрителей: «Приключения Буратино» (1975) и «Про красную Шапочку» (1977) режиссёра Леонида Нечаева; «Я родом из детства» (1966) Виктора Турова; «Город мастеров» (1965) Владимира Бычкова; «Белые росы» (1983) Игоря Добролюбова; «Знак беды» (1986) и «В августе 1944-го» (2000) Михаила Пташука.
Следует отметить тот факт, что именно интеграционные проекты России и Республики Беларусь позволяют в полной мере раскрыть богатство культурных связей наших стран. Богатый опыт культурных традиций и постоянное взаимодействие станут фундаментом мощнейшего союза, основанного на общей государственности, менталитете, общих духовных ценностях.
Литература
1. Рапота Г. А. Интервью. Сайт Союзного государства. URL: http://www.postkomsg.com/ ?id=222/
2. Удинцев Г. Б. Возврат к евразийским ценностям. Сайт Союзного государства. URL: http: //www. postkomsg. com/interview/202277/
3. Псторыя Беларусь Т. 4. Беларусь у складзе Расшскай iмперыi (канец XVIII - пача-так XX ст.). Мшск, 2007. С. 150-151.
4. Музеi Беларусi=Мuseums Belarus: 1нфармацыя аб музеях сютэмы Мш-ва культуры Рэсп. Беларусь. Минск, 2001.
5. Сайт Национального музея Республики Беларусь. URL: http://www.artmuseum.by/ru/koll
6. Серия «Знаменитые художники из Беларуси». Валентий Ванькович. Минск, 2012.
7. Кацер М. С. Изобразительное искусство Белоруссии дореволюционного периода. Минск, 1969.
8. История русского искусства: в 2 т. Т. 2. Кн. 2. М., 1980.
№ 2 (57), 2015
"Теория и история культуры"
— 11
9. Авдеев И., Зайцева Л. Все белорусские фильмы: каталог-справочник: в 2 т. Т. 1. Минск,
2001.
10. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1987. References
1. Rapota G. A. Interview Sayt Soyuznogo gosudarstva [Interview. Web-site of the Allied state]. URL: http://www.postkomsg.com/?id=222/
2. Udintsev G. B. Vozvrat k evraziyskim tsennostyam. Sayt Soyuznogo gosudarstva [Return to Asian values. Site of the Union State]. URL: http://www.postkomsg.com/interview/202277/
3. Gistoryya Belarusi. T. 4. Belarus' u skladze Rasiyskay Imperyi (kanets XVIII - pachatak XX st.) [History Of Belarus. Vol. 4. Belarus in the Russian Empire (end of XVIII - beginning of XX century)]. Minsk, 2007. S. 150-151.
4. Muzei Belarusi=Museums Belarus: Infarmatsyya ab muzeyah sistemy Min-va cul'tury Resp. Belarus' [Museums of Belarus=Museums Belarus: Information on the museums under the Ministry of culture of the Republic. Belarus]. Minsk, 2001.
5. Sayt Natsional'nogo muzeya Respubliki Belarus' [Site of the National Museum of the Republic of Belarus]. URL: http://www.artmuseum.by/ru/koll
6. Seriya «Znamenitye hudozhniki iz Belarusi». Valentiy Van'kovich [Series «Famous artists from Belarus». Valentij Wankowich]. Minsk, 2012
7. Katser M. S. Izobrazitel'noe iskusstvo Belorussii dorevolyutsionnogo perioda [Fine art of Belarus of the pre-revolutionary period]. Minsk, 1969.
8. Istoriya russkogo iskusstva [History of Russian art]: v 2 t. T. 2. Kn. 2. М., 1980.
9. Avdeev I., Zaitseva L. Vse belorusskie fil'my: katalog-spravochnik [All Belarusian movies: catalog-directory]: v 2 t. T. 1. Minsk, 2001.
910. Kino: Entsiklopedicheskiy slovar' [Movie: an encyclopedic dictionary] / gl. red. S. I. Yutkevich. М., 1987.
УДК 316. 723 (477) В. А. РАДЗИЕВСКИЙ,
кандидат культурологии, доцент Киевского национального университета культуры и искусств
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УКРАИНСКОЙ СУБКУЛЬТУРОЛОГИИ
Анализируется проблема субкультур в культурологической рефлексии, поднимаются вопросы теории субкультур, которые стали актуальными в связи с изменением ментальной парадигмы, сопровождающимся общественными и социокультурными трансформациями в условиях постсоветской Украины. Ключевые слова: культура, субкультура, культурология, резонансные субкультуры, культурное пространство Украины.
UDK 316. 723 (477)
V. А. RADZIYEVSKYY,
candidat of Culturology, associate professor of Kiev National University
of Culture and Arts
ACTUAL ASPECTS OF UKRAINIAN SUBCULTUROLOGY
Problem of subculture in the cultures reflection is analyzed, are raized topical issues of the theory of subculture, that have become topical after changes in mental paradigm have taken place, accompanied by social and sociocultural transformations in the conditions of postsoviet Ukraine.
Key words: culture, subculture, culturology, resonance subcultures, cultural space of Ukraine.
Усложнение структуры общества способствует возникновению новых социальных и культурных процессов и явлений, трансформации старых форм, переосмыслению значений устоявшихся понятий. Так, субкультура не девиантное и периферийное явление, а важный паттерн в культурологии.