Научная статья на тему 'Художественный отдел Владивостокского Государственного музея в 1929-1932 гг'

Художественный отдел Владивостокского Государственного музея в 1929-1932 гг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественный отдел Владивостокского Государственного музея в 1929-1932 гг»

Вестник ДВО РАН. 2007. № 3

В.В.ПЕТУХОВ

Художественный отдел

Владиво стокского го сударственного

музея в 1929-1932 гг.

По мнению академика Д.С.Лихачева, «город без художественного музея - ущербный город... слепой к эстетическим ценностям, глухой к прошлому» [5, с. 167]. История художественных музеев Дальнего Востока, в частности Приморского края, сегодня, к сожалению, малоизученная страница культуры: исследования неполны, охватывают лишь период второй половины XIX в.-30-е годы XX в. [3, 7]. Определенную ценность представляют монографии В.Г.Сгариковой и В.И.Кандыбы [1, 9] освещающие некоторые страницы создания и деятельности исследуемых музеев. Не менее важным источником являются специальные музейные издания [2, 6, 8].

Художественный отдел Владивостокского государственного областного музея - предшественник одного из крупнейших художественных музеев Дальнего Востока - Приморской государственной картинной галереи (ПГКГ). Статья основана на широком круге исторических источников, и прежде всего на материалах ведомственных архивов Государственного Русского музея (ГРМ), Приморской государственной картинной галереи, Приморского государственного объединенного музея им. В.К.Арсеньева (ПГОМ).

Владивостокский государственный областной музей, ныне ПГОМ им. В.К.Арсеньева (ул. Петра Великого, 6)

ПЕТУХОВ Владимир Владимирович (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток).

На рубеже конца 1920-начала 1930-х годов быстрый рост музеев сопровождался обострением идеологической борьбы и культурной революцией, трактуемой теперь не как ликвидация неграмотности и распространение просвещения, а как борьба за исключительное господство марксистско-ленинского мировоззрения. Новое время ставило и новые задачи: художественный музей мыслился не как кунсткамера, хранящая и популяризирующая уникальные произведения искусства, а как политпросвет/комбинат, «плацдарм для организации коллективного мышления масс».

В этот период в стране быстро росло число художественных музеев, а также картинных галерей, действовавших на базе краеведческих музеев. Большое влияние на этот процесс оказало решение государства сделать ценности Государственного музейного фонда (ГМФ) рычагом «содействия индустриализации»: ГМФ был упразднен, хранилища в Москве и Ленинграде ликвидированы, коллекции были либо распределены по музеям страны, либо отобранный материал передавался всесоюзному обществу «Антиквариат» Нарком-внешторга для экспорта за рубеж [4, с. 139].

Все художественные музеи страны были разделены на три категории: к первой отнесены музеи столиц союзных и автономных республик, а также исторических городов и др., ко второй - Астрахани, Сталинграда, Твери, Иркутска, Владимира и т.д., к третьей - художественные отделы музеев других городов страны, в том числе и отдел Владивостокского музея.

Художественное собрание (главная роль в его организации и комплектовании принадлежит А.А.Половинкину) сложилось в 1929 г. на базе Владивостокского государственного областного музея. Факты биографии говорят об Александре Александровиче как о незаурядной личности. Известный географ, методист, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, автор учебников и пособий для вузов и школ, первый декан педагогического факультета Государственного дальневосточного университета. С декабря 1928 г по апрель 1932 г. он совмещал педагогическую работу в ГДУ с должностью заведующего музеем: именно по его инициативе в 1929 г. здесь появился художественный отдел.

29 апреля 1929 г. А.А.Половинкин получил разрешение сектора Главнауки Народного комиссариата просвещения создать во Владивостокском государственном музее картинную галерею и пополнить его «ввиду большого района, им обслуживаемого». 23 мая 1929 г. в Ленинграде сотрудники Государственного Русского музея в присутствии А.А.Половинкина отобрали для Владивостока 24 работы русских художников ХУШ-ХХ вв., утвержденный советом ГРМ список был отправлен в Москву. Однако по необъяснимым причинам разрешение Главнауки на выдачу этих работ последовало лишь 17 января 1930 г. В состав коллекции, переданной ГРМ Владивостокскому музею, входили работы известнейших русских художников: «Голова апостола» К.П.Брюллова, «Восход солнца на Черном море» И.К.Айвазовского, «Пустыня» И.И.Левитана, четыре этюда В.В.Верещагина, «Дорожка» Н.К.Рериха и др. (Ведомственный архив Государственного Русского музея, далее ВА ГРМ. Ф. ГРМ (1), оп. 6, д. 606, л. 9 об.). По решению руководства ГРМ отобранная для Владивостока коллекция русской живописи была дополнена небольшой (10 работ), но содержащей ряд замечательных произведений коллекцией древнерусской иконописи.

В июне 1929 г. Государственная Третьяковская галерея отобрала и отправила во Владивосток 23 произведения, среди них рисунки: «Портрет В.Серова» И.Е.Репина, «Летящий демон» М.А.Врубеля, «Итальянское семейство», «Солдат времен Кромвеля» К.П.Брюллова, «Аленушка» В.М.Васнецова, «Лес» И.И.Шишкина и др. (Архив Приморской государственной картинной галереи, далее АПГКГ. Д. 1. 1930, 1931-1939 гг., л. 131).

Весной 1930 г. А.А.Половинкин обратился в Главнауку с просьбой выделить картины для дальнейшего развития созданного отдела. Вскоре было принято постановление коллегии Наркомпроса о скорейшем распределении из запасных фондов центральных музеев коллекций по областным музеям. Предполагалось в первую очередь выделить коллекции для Государственного владивостокского музея «...как далее всех стоящего от центра и

обслуживающего огромную область». И вновь Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, а также музей Академии художеств выделили произведения русского искусства.

По официальному разрешению Главнауки А.А.Половинкин отобрал в Художественном отделе ГРМ 6 картин русских художников: «Портрет Екатерины II» П.Ротари, «Портрет Галкина-Брасского» И.Е.Репина, «Золотые волосы» Н.И.Фешина др. (ВА ГРМ. Ф. ГРМ (1), оп. 6, д. 606, л. 13).

Весомый вклад в пополнение художественного отдела внес упраздненный музей Академии художеств, из которого согласно распоряжению Наркомпроса 11 июля было выделено 5 картин, 4 скульптуры и 1 рисунок. Именно из академического музея «родом» экспонаты, являющиеся сегодня визитной карточкой ПГКГ: «Русская девушка» М.А.Харламова, «Геркулес бросает Ликаса в море» И.Е.Крюкова и скульптура «Клеопатра» Л.В.Попова (АПГКГ. Д. 1. 1930, 1931-1939 гг., л. 1).

Значительна роль в комплектовании коллекции русского искусства Государственной Третьяковской галереи. Переданная в июле 1930 г. коллекция могла бы, без сомнения, стать гордостью любого художественного музея. Хронологический диапазон переданных работ: от ХУШ в. до новейшей живописи начала XX в. Среди них «Портрет Рунича» В.Л.Боровиковского, «Портрет Д.М.Голицина» Ф.С.Рокотова, «Богоматерь» А.Е.Егорова, «Портрет неизвестного» О.А.Кипренского, «Портрет А.Ф.Заикина» В.А.Тропинина, «Троада» и «Уголок Тивериады» В.Д.Поленова, «В еловом лесу» И.И.Шишкина, «Стволы» Р.Р.Фалька, «Портрет брата Давида за мандолиной» М.З.Шагала, «Конструкция» Л.С.Поповой. Всего 52 работы (Там же. Л. 7, 8).

Отдел зарубежного искусства занимает особое место в собрании провинциального музея, так как располагает картинами всемирно признанных и первоклассными произведениями малоизвестных художников. Приморская коллекция была сформирована в 1930 г. в Москве и Ленинграде за счет произведений, переданных из ликвидированного Государственного музейного фонда, Музея изящных искусств, Музея новой западной живописи и Государственного Эрмитажа.

Из Эрмитажа поступило 8 миниатюр и 28 работ итальянской, французской, голландской и других школ западноевропейской живописи ХУГ-ХК вв.: «Благовестие пастухам» Ф.Бассано, «Пейзаж с развалинами» Д.Панини, «Козы» Роза да Тиволи, «Пейзаж» Ф.Милле, «Оператор» Викторейнса, «Мужской портрет» Я.Ровестейна и др. (Там же. Л. 25, 26).

Московский Музей изящных искусств отобрал коллекцию из 36 работ, в ее составе произведения крупнейших западноевропейских школ Х1У-Х1Х вв., особую ценность представляют «Богоматерь с младенцем в пейзаже» неизвестного флорентийского художника XIV в. (ГМФ. Из собрания Щекина), «Встреча Марии и Елизаветы» неизвестного итальянского мастера XVI в. (ГМФ. Из собрания Броккар), «Аврора» Л.Джордано (ГМФ. Из собрания Милорадовича), «Музыкант» Ф.Сальвиатти (ГМФ. Из собрания Кремлевского дворца), «Христос в виде странника у монахов доминиканцев» - копия с картины Беато Анджелико (из основного собрания Музея изящных искусств), «Молитва перед обедом» К.Фабрициуса (ГМФ), «Портрет дамы с мальчиком» Ш.Митуара, «Пир в готическом зале» П.Нефса и др. (АПГКГ. Д. 1. 1930, 1931-1939 гг., л. 22, 23).

Работы, отобранные в музеях Москвы и Ленинграда весной-летом 1930 г., были доставлены во Владивосток в начале ноября 1930 г.

Нельзя не упомянуть коллег А.А.Половинкина, что пришли ему на помощь (ведь он физически не мог выполнить весь объем работ, связанных с отбором и отправкой во Владивосток выделенных работ), в частности Архипа Филипповича Новомлинского (Государственный Русский музей) и Андрея Григорьевича Догадина (Государственная Третьяковская галерея - ГТГ). Сведения об А.Ф.Новомлинском говорят о нем как об удивительном человеке, всей душой преданном искусству. Многие годы работая в ГРМ комендантом главного здания музея, он, по свидетельствам современников, был «одним из тех сотрудников, без которых

Выставка картин Третьяковской галереи. Ноябрь 1930 г. Фрагменты экспозиции

нельзя себе представить музей тех лет..., он успевал быть везде, сразу, и без него не делалось ничего» [10, с. 526]. Еще со времени первого приезда в Ленинград А.А.Половинкин завязал теплые отношения с А.Ф.Новомлинским, который получил и отправил работы во Владивосток (они хранились именно в Государственном Русском музее). В Москве решение вопросов с получением, упаковкой и отправкой выделенных работ взял на себя научно-технический сотрудник ГТГ А.Г.Догадин (АПГКГ. Д. 1. 1930, 1931-1939 гг., л. 114).

Доставленные во Владивосток из ГТГ и ГРМ произведения русского искусства - живопись с конца XX в. и до настоящего времени - были впервые показаны зрителю на выставке, открытой в помещении читальни музея с 20 ноября по 10 декабря 1930 г. Несмотря на то что «ни оповещений, ни особой рекламы не было, выставка вызвала большой интерес», за 16 дней ее посетило около 4 000 человек, что для Владивостока, как отмечал А.А.Половинкин, - значительная цифра (ФПГОМ. Ф. «Музей Приморского края» 17568, д. 1, л. 21).

Переданные центральными музеями страны 197 произведений русского и западноевропейского искусства стали основой первой во Владивостоке экспозиции, она состояла из отделений русской и иностранной живописи и размещалась в двух залах второго этажа и вдоль лестницы музея.

Замыслы А.А.Половинкина организовать на базе созданного отдела самостоятельную картинную галерею не удалось осуществить, так как он ушел из музея, а в 1932 г. навсегда покинул Дальний Восток и уехал в Москву. Но он сделал великое дело: в 1929-1932 гг. заложил фундамент собрания, иллюстрирующего историю русского и западноевропейского искусства, составляющего сегодня золотой фонд Приморской государственной картинной галереи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938 гг.). Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1985. 175 с.

2. Каталог художественной выставки при Владивостокском гос. обл. музее. Владивосток, 1931. 7 с.

3. Корнева Л.В. У истоков музейного строительства на Дальнем Востоке России (1884-1917 гг.). Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И.Гродекова, 2002. 187 с.

4. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. М., 1991. Т. 1. 317 с.

5. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 439 с.

6. Путеводитель по художественному отделу Владивостокского гос. музея. Русская и иностранная живопись. Владивосток, 1931. 43 с.

7. Рубан Н.И. Советская власть и музейное строительство на Дальнем Востоке России (1920-1930-е гг.). Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И.Гродекова, 2002. 215 с.

8. Русская живопись ХУШ-первой половины XIX века. Каталог / автор-сост. О.А.Батиевская. Владивосток: Уссури, 1996. 76 с.

9. Старикова В.Г Художники Приамурья. Хабаровск: Кн. изд-во, 1968. 65 с.

10. Филонов П. Дневники. СПб.: Азбука, 2002. 623 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.