ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Образец ссылки на эту статью: Тарасенко ВН., Бочковар А.С., Калганова Т.С. Национальный художественный музей Республики Беларусь. Воспитание этических чувств у молодежи посредством изобразительного искусства // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 4 (12). С. 15.
УДК 7.011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тарасенко Виталий Николаевич
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, г. Москва, ул. Лиственничная аллея, 4а), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, [email protected], +7-967-179-01-81.
Бочковар Алина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия (129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1), магистрант факультета Высшей школы музыки им. А. Шнитке, [email protected], +7-909-626-80-64.
Калганова Татьяна Сергеевна
ФБГОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», Москва, Россия (127550, г. Москва, ул. Лиственничная аллея, 4а), бакалавр, [email protected].
Актуальность поднимаемой в статье темы определяется тем, что на сегодняшний день в условиях глобализации современное поколение молодежи утратило способность воспринимать и восторгаться шедеврами произведений искусства прошлых столетий.
Авторы определяют место и роль Национального художественного музея Республики Беларусь в мировом культурном наследии. Подробно разбирается один из шедевров, хранящийся в этом музее - картина В.В. Пукириева «Неравный брак». Приводится несколько версий происхождения этой картины. Дан анализ работы В.В. Пукириева с точки зрения этических ценностей.
Ключевые слова: Национальный художественный музей Республики Беларусь; искусство; наука; этические чувства; молодое поколение; Клуб Исторического Туризма.
NATIONAL ART MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BELARUS: EDUCATION ETHICAL SENSE OF YOUNG PEOPLE THROUGH FINE ARTS
Tarasenko Vitaliy Nikolaevich
Russian state agrarian University - Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (Russia, 127550, Moscow, street Larch Avenue, 4 A.), candidate of historical Sciences, associate Professor of history, [email protected], +7-967-179-01-81.
Bochkovar Alina Sergeevna
Russian State Social University, Moscow, Russia (129226, Moscow, St. Wilhelm Pick, Building 4, p. 1), undergraduate of the Faculty of the Higher School of Music. A. Schnittke, [email protected], +7-909-626-80-64.
Kalganova Tatyana Sergeevna
Russian state agrarian University - Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow, Russia (Russia, 127550, Moscow, street Larch Avenue, 4 A.), bachelor, [email protected].
The relevance of the topic raised in the article is determined by the fact that today in the context of globalization, the current generation of young people have lost the ability to perceive and admire the masterpieces of works of art of past centuries.
The authors define the place and role of the National Art Museum of the Republic of Belarus in the world cultural heritage. One of the masterpieces that is stored in this museum - V.V. Pukirieva "The unequal marriage." There are several versions of the origin of this picture. An analysis of the work of V.V. Pukirieva in terms of ethical values.
Key words: National Art Museum of the Republic of Belarus; art; the science; ethical feelings; younger generation; Club Historical Tourism.
В условиях глобализации общество не может обойтись без компьютера, Интернета, мобильного телефона и прочей электроники. Технический скачок во многом благоприятствует и облегчает жизнь человеку XXI столетия. Однако встречаются отрицательные стороны этого явления. К примеру, современное поколение большую часть свободного времени проводит во всемирной сети на сайтах сомнительного содержания, не обращая внимание на наследие выдающихся деятелей искусства, живописи, архитектуры и в целом всей мировой культуры. Сложилась ситуация, когда целое поколение ориентировано на успешное решение тестов и не исключено, что технология тестирования будет экстраполировано и на художественную область [4, с. 136]. Между тем только через физическое восприятие человек способен изучать, понимать и воспитывать в себе этические чувства, которых так не хватает молодежи для рефлексии произведений искусства. Все это говорит о том, что важнейшая задача современной высшей школы - это приобщение молодого поколения к искусству, которое способно пробудить этические чувства, направленные на развитие гуманистических качеств личности.
Как известно, одним из самых представительных музеев Республики Беларусь является Национальный художественный музей. Это крупнейший музей художественного профиля, в котором насчитывается более 30 тыс.
экспонатов - шедевров белорусского и мирового искусства. Дата основания музея - 24 января 1939 г. Первым руководителем галерей являлся известный белорусский художник Николай Михалап. Основой живописной коллекции галереи послужили произведения из отделов изобразительного искусства исторических музеев Минска, Могилева, Гомеля и Витебска. Несколько произведений из своих фондов подарили Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.
Сегодня в музее размещаются артефакты русского искусства XVIII -начала XX вв. Коллекция данного периода насчитывает более 5 тыс. единиц живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, созданных русскими мастерами. В выставочных залах можно приобщиться к творчеству К.П. Брюллова, С.Ф. Щедрина, И.К. Айвазовского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, И.И. Шишкина и многих других. Национальный художественный музей Республики Беларусь - это не только музей, но и одновременно концертная площадка, лекционная аудитория, интерактивная локация. В конечном счете он являет собой храм искусства.
Летом 2017 г. активисты и соратники Клуба Исторического Туризма посетили Национальный художественный музей Республики Беларусь. Им удалось увидеть уникальные коллекции: Древнебелорусского искусства, Русского искусства ХУШ - нач. XX в., Белорусского искусства XIX в., Европейского искусства XVI - XX в., Белорусского искусства XX в. и искусства стран Востока XIV - XX в.
Студенты обратили особое внимание на картину В.В. Пукирева «Неравный брак», история написания которой заслуживает особого внимания. Известно, что художник написан ее в 1862 г. и с тех пор она хранилась в Государственной Третьяковской галерее [1, с. 38].
Есть две основных версии прототипа для этой картины. Первая версия -это то, что на картине изображена драма близкого друга художника, купца Сергея Михайловича Варенцова. Он был влюблен в Софью Рыбникову, однако родители девушки предпочли богатого и известного торговца Андрея Александровича Карзинкина. В силу сложившихся обстоятельств Сергей Михайлович был вынужден присутствовать в качестве шафера на венчании в церкви Трёх святителей на Кулишках [3, д. 241]. Однако С.М. Варенцов воспротивился замыслу художника, т.к. был уже женат. Поэтому В.В. Пукирев заменил рисунок друга автопортретом. Против этой версии свидетельствует тот факт, что жених не был стар, т.е. А.А. Карзинкин был старше своей невесты всего на 13 лет, на картине же разница в возрасте между новобрачными лет 50.
По второй версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым, на картине изображена Прасковья Матвеева Варенцова - несостоявшаяся невеста самого В.В. Пукирева [6, с. 26]. В пользу этой версии есть свидетельства знакомых художника, упомянутых в произведении В.А. Гиляровского «Москва и москвичи», а также купленные в 2002 г., Третьяковской галерей карандашные наброски В.Д. Сухова. У этих
набросков характерная подпись: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне» [5, с. 70].
Немалый интерес вызывает и сам сюжет картины. В народе единственный шедевр В.В. Пукирева называют «Кощей с невестой». И это справедливо. Художник через свою картину смог показать тысячи разбитых судеб, т.к. браки между люди разного возраста, без каких-либо намеков на чувства, были обычным явлением для XIX в. Говорят, что престарелые женихи-генералы, глядя на картину, испытывали различные недомогания в виде головных болей или болей в сердце, что в последствии заставляло их отказаться от брака с молодыми невестами. Однако мистицизм картины на этом не заканчивается. Если внимательно приглядятся, то за женихом можно увидеть фигуры двух старух в погребальных сарафанах. Явно проглядывается тот факт, что старухи с укором и недовольством смотрят на жениха. Также стоит обратить внимание на их положение. Явно, что они не из нашего мира. В таком свете картина обретает совершенно иное значение. Интересно, понимают ли родители девушки, что не просто ее выгодно продают, а отдают в руки самому настоящему демону, погубившему двух своих жен? Жестокость жениха ярко подчеркивает художник, изображая его с помощью острых линий и углов, в отличии от невесты, которая только вступила в ту пору, когда детская припухлость переходит в женственные округлости. Из всех приглашенных удовольствие от всего получают только друзья жениха, оглядывающие невесту маслянистым взглядом, от которого возникает желание вымыть руки. Остальные принципиально отводят глаза. Также стоит обратить внимание, что сам художник скрестил руки в защитном жесте, как бы протестуя против всего происходящего. Занимателен образ священника. Он склонился над невестой, как бы пытаясь уберечь ее в отеческом порыве. Свет, падающий из окна церкви, символизирует принятие жертвы невесты. Он обволакивает образ священника и юной девушки, подчеркивает аккуратность ее ладони и невинность запястий.
«Неравный брак» имел огромный успех, но жизнь художника можно разделить на две части: до написания своего единственного шедевра и после. До картины все было размеренно и правильно - обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, преподавание в нем, выполнение частных заказов. И жизнь после, а если говорить своими словами, то печальный конец художника, «утопившего» свой талант в бутылке.
Однако в экспозиции Национального художественного музея представлен другой вариант — повторение картины «Неравный брак», написанный в 1875 г. [2, с. 88]. Обе картины ничем не отличаются друг от друга. Зрителя может волновать один вопрос, что побудило художника написать повторную работу? В результате научных исследований, изучив биографию художника, его творческий путь, мы нашли ответ на вопрос, волнующий зрителя. Будущий художник родился в крестьянской семье, в с. Лужники нынешнего Ступинского района. 1862-й г. стал важным в жизни
молодого преподавателя изобразительного искусства, именно в это время он создал свой шедевр, отмеченный годом позже Императорской Академией художеств в Санкт-Петербурге. Картина «Неравный брак» принесла В.В. Пукиреву звание профессора, которое впервые было присуждено за произведение бытового жанра. Последующие работы художника значительно уступали в технике. С начала 1870-х гг. здоровье художника ослабевало, вскоре он вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Скромной пенсии едва хватало на жизнь. В этот переломный период В.В. Пукирев пробует снова заняться творчеством и в 1874—1875 гг. он копирует «Неравный брак». В 1870-е гг. им были написаны и другие работы: «Ревность женщины», «Несостоявшийся брак», «Сиротка», «В день благовещения», однако массового успеха эти работы не принесли художнику.
Рисунок 1. Картина В.В. Пукирева «Неравный брак», 1875 г.
Национальный художественный музей Республики Беларусь - это уникальная место, где живут шедевры мировой живописи! Как Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве на первом месте в истории русской культуры в России, так и Национальный художественный музей занимает ведущее место в культуре Республики Беларусь и в истории мировой культуры.
Таким образом, роль изобразительного искусства в обществе велика как в становлении личности, так и в воспитании этических чувств у молодого поколения. Формирование художественно-творческой активности среди обучающихся происходит во многом благодаря педагогам, которые дают настоятельные советы, приобщают к посещению музеев художественных и изобразительных профилей, проводят научные конференции, выступают с докладами на данную тему и тем самым расширяют познания в области изобразительного искусства среди студентов высших учебных заведений и учащихся школ. Национальный художественный музей Республики Беларусь обладает богатой коллекцией мировых шедевров. В архитектуре галереи сочетается классицизм, ампир и модерн. Музеи наша гордость, которую нужно беречь и охранять, и только благодаря любви к музеям и галереям художественного профиля мы можем из поколения в поколение передавать жизненные ценности, накопленные знания и опыт, тем самым воспитываем личность и формируем этическую компетентность среди молодежи.
Список литературы
1. Иовлева Л.И. Государственная Третьяковская галерея. История коллекции. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1994. 56 с.
2. Марченко Н.П., Зеленой К.В. Лица и судьбы: Портрет XVIII - начала XX века в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь: Минск: Четыре четверти, 2002. 152 с.
3. РГАЛИ. Ф. 2819. Оп. 1. Д. 98. Ф. 2322. Оп. 1. Д. 241.
4. Симан А.С. Поуровневая валидность тестовых заданий, используемых при итоговой государственной аттестации выпускников вузов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2009. № 6. С. 136-138.
5. Тайны старых картин // Бурение и нефть. 2016. № 7-8. С. 70-71.
6. Шестакова Н. Жертвы неравного брака // Моя Москва. 1991. № 3. С. 26.
References
1. Iovleva L.I. Gosudarstvennaya Tretyakovskaya galereya. Istoriya kollektsii. M.: Gosudarstvennaya Tretyakovskaya galereya, 1994. 56 p.
2. Marchenko N.P., Zelenoy K.V. Litsa i sudby: Portret XVIII - nachala XX veka v sobranii Natsionalnogo hudozhestvennogo muzeya Respubliki Belarus: Minsk: Chetyre chetverti, 2002. 152 p.
3. RGALI. F. 2819. Op. 1. D. 98. F. 2322. Op. 1. D. 241.
4. Siman A.S. Pourovnevaya validnost' testovyh zadaniy, ispolzuemyh pri itogovoj gosudarstvennoj attestacii vypusknikov vuzov - Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo
obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professionalnogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina. 2009. no 6. pp. 136-138.
5. Tayny starykh kartin - Burenie i neft. 2016. no 7-8. pp. 70-71.
6. Shestakova N. Zhertvy neravnogo braka - Moya Moskva. 1991. no 3. p. 26.
Рецензенты:
Рымшина Т.А. - кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой изобразительных искусств, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».
Уваров В.Д. - доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».
Работа поступила в редакцию: 10.09.2018 г.