Научная статья на тему 'Исследование семейных образов в изобразительном искусстве (контент-анализ материалов русского и советского искусства XIX-XX вв. )'

Исследование семейных образов в изобразительном искусстве (контент-анализ материалов русского и советского искусства XIX-XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2463
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / ДОБРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / СЕМЬЯ / РОДСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Соловьева Л. А.

В предлагаемой статье представлены результаты проведенного автором исследования, посвященного изучению сложившегося образа семьи, семейных ролей и родственных и свойственных отношений в изобразительном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование семейных образов в изобразительном искусстве (контент-анализ материалов русского и советского искусства XIX-XX вв. )»

УДК 316.74:78

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБРАЗОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ РУССКОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА

Х1Х-ХХ вв.)

Л. А. СОЛОВЬЕВА В предлагаемой статье представлены результаты прове-

денного автором исследования, посвященного изучению сло-Белгородский государственный жившегося образа семьи, семейных ролей и родственных и национальный исследовательский свойственных отношений в изобразительном искусстве. университет

Ключевые слова: брак, внутрисемейные роли, добрачное поведение, жизненный цикл семьи, неполная семья, полная семья, семья, родство.

Семья является наиболее древним социальным институтом, включающим в себя множество частных институтов (институт брака, институт родства, институт материнства или отцовства и др.), интерес к изучению которых зародились еще в древности. Функциональные, структурные и психологические аспекты брачно-семейных отношений исследовали такие мыслители древности как Сократ, Платон, Аристотель. Говорить о действительно серьезной разработке социальной проблематики семьи стало возможно во второй половине XIX века, после анализа результатов исторических и этнографических наблюдений, которые показали, что семья в различные исторические периоды изменяется или эволюционирует. Более поздними подходами для изучения института семьи являются структурно-функциональный, интеракционистский, ситуационный, институциональный подходы, а также теория конфликта, гендерный подход и другие.

В последние десятилетие появились исследования, где источником для изучения послужили материалы устного народного творчества, фольклорные материалы, литературные произведения, а также СМИ1. Такие нестандартные источники обеспечивают социологов дополнительными данными, которые отсутствуют в статистике и позволяют использовать полученные материалы для пропаганды семейного образа жизни, что особенно актуально в период кризисного состояния современной семьи (кризисное состояние проявляется в первую очередь в неспособности института семьи выполнять свои функции репродуктивную и воспитательную). Батлина Т.С. отмечала, что «... мощным источником познания реальной действительности и воздействия на умы и сердца людей - искусство и литература. ... этот источник очень важен для правильного понимания особенностей демографического поведения людей.»2.

В предлагаемой семье представлены результаты исследования образа семьи (структурные характеристики семьи, семейные роли и родственные связи) в произведениях изобразительного искусства.

Цель исследования заключается в составлении образа семьи на основании материалов произведений искусства, а точнее живописи.

Объектом исследования послужили произведения изобразительного искусства (репродукции картин) русских и советских художников Х1Х-ХХ веков

Метод исследования контент-анализ. В качестве единицы анализа использовалось слово или словосочетание в названии картины, в которой содержится семейная тематика.

1 Короткова А.В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект): автореф. дис. ... канд. социологических наук. - М., 2007. - 22 с. Лебедь О.Л. Социологический портрет современной семьи (по материалам устной народной культуры): автореф. дис. ... канд. социологических наук. - М., 2000.- 23 с. Новоселова Е.Н. Динамика норм и ценностей брачно-семейных отношений в России (конец XIX начало XXI века): социологический анализ фольклора. автореф. дис. ... канд. социологических наук. - М., 2008. - 26 с.

2 Батлина Т.С. Демография в литературе и искусстве/Под ред. Э.К. Васильевой. - Мысль, 1986. - С.6.

В рамках исследования было проанализировано 865 картин. Полученные данные были проанализированы по 7-ми направлениям:

• добрачное поведение;

• жизненный цикл семьи;

• семья;

• внутрисемейные роли

• семейные роли жены и мужа;

• система родства и свойства;

• семейно-бытовые ситуации

Количественное соотношение семейной тематики в материалах изобразительного искусства можно увидеть на рисунке.

Семейно-бытовые ситуации 64

Внутрисемейны роли 89

Система родства и свойства 12

Семья 166

Добрачное поведение 41

Семейные роли мужа и жены 204

Жизненный цикл семьи 44

Рис. Количественное соотношение семейной тематики в материалах изобразительного искусства

Перед тем как произойдет заключение брака и образование семьи, должен пройти определенный период времени или процесс «примерки», когда молодые люди знакомятся, встречаются, проводят время вместе и стараются получше узнать друг друга., этот период времени получил название «добрачное поведение». Кравченко А.И писал что «добрачное поведение включает в себя такие периоды (этапы) как: знакомство, ухаживание, сватовство, помолвка»3, коротко рассмотрим каждый из этапов.

1. Знакомство принимает три основные формы (самостоятельное знакомство без посредников, знакомство через формального и неформального посредника). Формальным посредником может выступать брачное агентство, неформальным родители или сваха.

2. Первое свидание.

3. Ухаживание выражает себя в оказании внимания возлюбленной, стремлении добиться еще большего расположения (как правило, это самый романтический этап).

4. Сватовство представляет собой обряд предложения брака, согласно которому будущий жених просит руки своей избранницы у её родителей. Участвовать в сватовстве может сам жених, или сваты (родители, жениха).

5. Помолвка это обряд объявления будущих молодоженов женихом и невестой.

Этапы добрачного поведения, которые отражены в творчестве русских и советских

художников, можно увидеть в табл 1.

3 Кравченко А.И. Социология. Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - С. 289-290.

Таблица 1

Этапы добрачного поведения в русском и советском искусстве Х1Х-ХХ веков

Знакомство Свидание Ухаживание Сватовство Помолвка

О 31 О 10 О

Свидание представлено многочисленными работами, из которых можно увидеть не только место встреч, но и время суток Васельковский С.И. «Свидание», 1894, Назарен-ко Т.Г. «Свидание», 1973, Соломаткин Л.И. «Свидание» и др.

Сватовство в русской свадьбе представляет собой сложный комплекс обычаев и обрядов, направленный на получение предварительного согласия невесты и гораздо больше ее родителей на вступление в брак с представляемым сватами (свахой) женихом. В традиционной русской свадьбе сватающие лица по характеру их отношений к жениху могут быть разделены на четыре группы: родители жениха, крестные родители, родственники жениха, не состоящие в родстве с женихом лица - соседи, свахи-профессионалы.

В найденных полотнах можно увидеть сватовство родителями жениха (2) картины Неврев Н.В. «Смотрины. (Сватовство)», 1888, Лебедев К.В. «Сватовство». Изображение свахи-профессионала в сватовстве (3) картин Маковский В.Е. «Сваха», Пимоненко Н.К. «Сваты». Личное сватовство жениха (6) картины Федотов П.А. «Сватовство майора», 1848, Шульц К.К. «Подмастерье-столяр просит руки дочери своего мастера», 1856.

Традиционная русская свадьба Х1Х-ХХ веков представляет собой сложный комплекс строго регламентированных действий, обычаев и обрядов, имевших социально-экономическое, правовое, нравственное и религиозно-магическое значение. Русский традиционный свадебный ритуал можно разделить на три основных периода: предсвадебный, свадебный и послесвадебный.

Предсвадебный период свадебного ритуала включал в основном следующие этапы: выбор невесты, сватовство, смотрение дома жениха и невесты, сговор, рукобитие, домашнее обручение, приготовление приданного, обрядовое мытье невесты в бане, девичник и мальчишник. Ритуалы предсвадебного периода были затронуты художниками в сюжетах картин, что видно из табл. 2.

Таблица 2

Периоды предсвадебного ритуала в произведениях изобразительного искусства

Выбор невесты Смотрение дома жениха/невесты Сговор Домашнее обручение Приготовление приданного Обрядовое мытье невесты, девичник

3 3 1 2 3 1

Согласно традиции русского народа решающую роль в выборе невесты принадлежала родителям жениха, реже самому жениху. На семейном совете решали, подходит ли невеста, не находится ли она в родстве или свойстве с женихом и т.п. Выбор невесты (3) картины, авторами являются Никитин С. «Выбор невесты», Седов Г. «Выбор невесты царем», Маковский К.Е. «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем».

После сватовства проводился осмотр хозяйства жениха и смотрины невесты вступавшими в родство сторонами. Смотрины представлены (3) картинами Мясоедов Г.Г. «Смотрины невесты», Петров Н.П. «Смотрины невесты» и Румянцев А.А «Смотрины».

Следующим этапом после смотрин при положительном исходе является сговор, который проводился в доме невесты, непременными участниками сговора являлись члены вступающих в родство семейных коллективов, что видно из картины Шильдера Н.Г. «Сговор невесты», 1859.

Домашнее обручение проводилось родителями невесты и сводилось к обмену кольцами между женихом и невестой и заканчивалось одеванием колец, после чего молодые люди официально становились женихом и невестой. Домашнее обручение затра-

316

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

гивается художниками в (2) картинах. Волков А.М. «Прерванное обручение», 1860 и Яблонская Т.Н. «Обрученные», 1966.

Приданное всегда было важным условием свадьбы, в него входило: пастель, платья, домашняя утварь, украшения. Приготовление приданного невестой можно увидеть в (3) картинах: Маковский В.Е. «Покупка приданного», 1897-98, Максимов В.М. «Шитье приданного», 1866. Встречала приданное мать жениха или его старшая сестра, «случалось, что приданное принималось строго по росписи, проверяя каждую вещь»4, такой сюжет изобразил Пукирев В.В. в картине «Прием приданного по росписи».

Период подготовки к свадьбе, нередко называемый «девичником» или «девичниками». Термин «девичник» имеет несколько значений, в большинстве случаев им обозначался «последний заключительный пир молодежи в доме невесты накануне свадьбы»5, изображение девичника можно увидеть в картине Перова Н.Г. «Накануне девичника. (Проводы невесты из бани)», 1870.

Свадьба характеризуется не менее сложным комплексом многоплановых действий, обычаев и обрядов со строго определенными функциями, к свадебным обрядам относится:

• одевание невесты (3) картины: Бронников Ф.А. «Сборы к венцу», 1856, Куликов И.С. «Убор невесты», 1907, Феклистов В.Е. «Приготовление невесты к венцу»;

• благословение жениха/невесты родителями (1) картина;

• свадебный поезд (1) картина Рябушкин А.П. «Свадебный поезд в Москве»;

• свадебный выкуп (1) картина Трутовский К.А. «Свадебный выкуп», 1881.

Изображение свадьбы встречается в (80) картинах. Художники изобразили:

• встреча молодых родителями;

• время года, когда происходило празднование (Ткачев А.П. и И.С. «Зимняя свадьба»):

• социальные характеристики героев свадьбы (Теребенев М.М.«Крестьянская свадьба», Цветаева О.М. «Боярская свадьба», Антонов Ф.В. «Свадьба в рабочей семье»);

• национальные особенности свадьбы (Дмитриев И.В. «Чувашская свадьба», Скворцов Л.Ф. «Марийская свадьба» Пиросманишвили Н. «Свадьба в Грузии былых времен»).

Семья - не статичное образование, с течением времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного цикла. В настоящее время «понятие «жизненный цикл семьи» используется в первую очередь для описания ряда характерных для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события до другого называется стадией жизненного цикла»6.

Исследователи выделяют различное количество фаз жизненного цикла семьи, отечественный социолог Антонов А.И. выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей или, точнее рождение первого внука, смерть одного и другого супругов прародителей), образующих в свою очередь следующие 4 стадии семейного цикла:

Стадия предродительства - период вступления в брак и зачатие первенца.

Стадия репродуктивного родительства - стадия, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей.

Стадия социализированного родительства - стадия воспитания детей.

Стадия прародительства наступает с появлением первого внука, что превращает родителей-основателей в прародителей в бабушку и дедушку.

Семейный цикл может выделяться по самым разным основаниям и насчитывать неодинаковое число фаз, учитывающих все возможные события в семье (болезни, разлука, смерть, развод и т.д.). Стадии жизненного цикла семьи, можно увидеть на картинах русских и советских художников Х1Х-ХХ веков, что видно из табл. 3.

4 Свадьба по всем правилам./Автор составитель ТА. Новоселова.- Ростов н/Д: Дладис, 2001. - с.47.

5 Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. - М.: Наука, 2001. - С. 65.

6 Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М., Миновская Л.П. Семьеведение: Уч. пособие /Под ред. Е.И. Сигиды. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 73.

Таблица 3

Жизненный цикл семьи по материалам русского и советского искусства Х1Х-ХХ веков

Вступление в брак Рождение первенца Рождение прочих детей Прекращение брака

развод смерть одного из супругов (вдовство)

3 13 5 1 23

Момент заключения брак зафиксирован художниками в 3 картинах Карнеев А.Е. «Неравный брак», и Пукирев В.В. «Неравный брак», 1862. Рождение первого и последующих детей (18 картин): Васильев В.А. «Сын родился», Касаткин Н.А. «Первенец -выздоравливающий», Овчинников Н.В. «Первенец», и др.

Период распада семьи представлен разводом (1) картина Попков В.Е. «Развод», 1966, и смертью одного из супругов или вдовство (23) картины Богданов-бельский Н.П. «Горе», Капков Я.Ф. «Вдовушка», Федотов П.А. «Вдовушка» и др.

В отечественной и западной социологии существует множество точек зрения на определение «семья», однако все они сводятся к четырем основным положениям:

• семья - ячейка общества;

• семья - форма организации быта;

• семья - супружеский союз;

• семья - союз родственников.

В данной статье будет использовано определение семьи, которое было дано Пити-римом Сорокиным: «легальный союз (часто пожизненный) супругов с одной стороны, союз родителей и детей, с другой союз родственников и свойственников»7.

Классификация типов семьи создается представителями различных отраслей знания: антропология, статистика, социология, психология, экономика и др., остановимся на социологической классификации семьи. Согласно социологии, в зависимости от принадлежности семьи бывают двух типов: родительская (семья происхождения) и прокреаци-онная (семья созданная взрослыми детьми).

По количеству поколений входящих в состав семьи, семьи делятся на: расширенную (3 и более поколений) и нуклеарную (семья созданная взрослыми детьми).

По числу родителей семьи делятся на полную семью (2 родителя) и неполную (1 родитель).

Если учитывать число детей, то принято выделять 3 типа семьи: бездетная, одно-детная (1 ребенок) и многодетная (3 и более детей).

Патриархальная и матриархальная семьи характеризуют исторические этапы развития общества и подразделяются в зависимости от экономического господства супругов: в первом случае мужа, а во втором жены.

За исследуемый промежуток времени было найдено 865 картин, из них 166 используют в своем сюжете образ семьи. Анализ репродукций картин проводился по определенным параметрам: число родителей в семье, количество детей в семье и тип семьи полученные результаты можно увидеть в табл. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Структурные и количественные характеристики семьи по материалам русской и советской живописи Х1Х-ХХ веков

Число родителей в семье Число детей в семье8 Тип семьи

полная неполная 1 2 3 4 нуклеарная расширенная

отец мать

136 1 22 13 80 43 21 116 33

7 Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки /Перепеч. с изд. 1979 года. - М.: ЦСП., 2003.

8 1- нет детей, 2-один ребенок, 3 - два ребенка, 4 - три и более детей.

Первый параметр - число родителей в семье показал, что семья на картине в большинстве случаев полная (136), реже неполная (23). В качестве исключения были выделены картины, где в качестве семьи были написаны только женщины (4) картины, только жена (1) картина, только мужчины семьи (2) картины, только дети (4) картины, или все члены семьи (2) картины, что не дает возможности четко определить ни число родителей в семье, ни число детей.

Второй параметр анализа - число детей в семье показал, что один ребенок встречается в (80) картинах, двое детей (43) картина, реже встречаются семьи с тремя и более детьми (21), бездетная (13) картин. На картинах где изображена бездетная семья, изображена семья в ожидании ребенка (Брюллов К.П. «Итальянская семья (в ожидании ребенка»)), 1830, или только жена (Ветенин В.В. «Семья», 1974).

Анализируя репродукции картин согласно третьему критерию - тип семьи, можно увидеть, что в большинстве работ семья нуклеарная (114) картины, реже расширенная (33) картин.

Внутрисемейные роли также можно увидеть в произведениях изобразительного искусства (89) картин. По комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут быть полными имеющими 12 возможных ролей9. В основу типологии положено утверждение «Я имею» или «У меня есть»:

• 2 роли супружеские: муж-жена;

• родительские роли: мать-отец;

• 4 роли родственно-родительские: сыновья, дочери, сын, дочь;

• 4 семейно-родственные роли: братья, сестры, брат, сестра.

Таблица 5

Внутрисемейные роли в изобразительном искусстве

Супружеские роли Родительские роли Родственно-родительские Семейно-родственные

33 28 7 21

Супружеские роли или изображение мужа и жены встречаются в (33) картинах, как правило, супруги изображены вместе, реже с детьми: Журавлев Ф.С. «Жена модница», Пукирев В.В. «Ревнивая жена», Федотов П.А. «Жена модница. Львица» и др.

Родительские роли (изображение отца - матери) затрагивается художниками в (28) картинах: Герасимов С.В. «Мать партизана», Жуков Н.Н. «Портрет матери», Шагал М.З. «Отец» и др.

Родственно-родительские роли представлены скудно (7) картины, которые содержат в своем сюжете изображения сына Моисеенко Е.Е. «Сын», 1969, Попков В.Е. «Мать и сын», 1970 и др.

Семейно-родственные роли или изображение брата или сестры встречается реже (21) картин и представлен работами Игнера Г.Б. «Брат и сестра», Малевича К.С. «Сестры», Щербаков В.В. «Сестры» и др. Необходимо отметить, что роль сестры в изобразительном искусстве встречается чаще, чем брата.

Родственные и свойственные свойства, где «свойство есть существующее между одним из супругов и родственниками другого, а также между родственниками обоих супругов»10. Каждый родственник одного из супругов для другого супруга и его родственников является свойственником. Для обозначения отношений свойства существуют особые термины (зять, тесть, теща, золовка и т.п.).

В найденных полотках свойственные свойства представлены (5) картинами: свекор (Маковский В.Е. «Свекор», 1888), тесть (Пчелин В.Н. «Молодые у тестя»), свекровь (Суханов А.Г. «Суровая свекровь»), теща (Крамской И.Н. «Портрет Ф.Р. Салтыковой тещи художника», Телин В.Н. «Тещины блины»).

9 Антонов А.И., Медков В.М., Социология семьи.- М.: Изд-во МГУ, Изд-во Международного университета бизнеса и управления «Братья Карич». - 1996.- С. 83.

10 Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - С.81.

Семейные роли (204) самый распространенный сюжет в картинах русских и советских художников. Условно все семейные роли изображенные, на картинах можно разделить по темам: кормление ребенка матерью, мать и дитя, материнство, прогулка с ребенком, отец и сын, результаты количественного анализа можно увидеть в табл. 6.

Таблица 6

Семейные роли мужчины и женщины по материалам русских и советских художников Х1Х-ХХ веков

Кормление ребенка матерью Мать сын/дочь Материнство Прогулка с ребенком Отец и сын/дочь

21 127 24 7 25

Изображение прародителей бабушка/дедушка (49) картины, в большинстве случаев они изображены вместе с внуками: Лемох К.В. «Бабушка и внучка», Маковские К.Е. «Рассказы деда», Максимов В.М. «Бабушкины сказки».

Единичными сюжетами являются изображения беременности жены (3), крестный родитель (1), мачеха (2), похороны ребенка (2):Журавлев Ф.С. «Мачеха», Максимов В.М. «Мечты о будущем», Степанов А.С. «Беседа крестной матери», Ярошенко Н.А. «Похороны ребенка», ссора супругов (2) картины.

Подводя итог необходимо отметить, что в материалах изобразительного искусства (репродукциях картин) отражены периоды добрачного поведения, стадии жизненного цикла семьи, система родства и свойства, структурные и демографические характеристики семьи, Семья на картине в большинстве случаев изображена полной с одним или двумя детьми.

Таблица 7

Сводная таблица тем и ролей, которые затрагиваются русскими и советскими художниками Х1Х-ХХ веков

Тема Количество Роль Количество

Добрачное пове- 41 Родители 7

дение

Родители 7 Жених/невеста 34

Семья 166 Мать/отец 28

Свадьба 80 Брат/сестра 21

Жененный цикл 45 Муж/жена 33

семьи

Похороны ребенка 2 Дед/бабка 49

Беременность 3 Система родства и свойства 12

Влюбленные 7 Сваты/сваха 4

Свадебные обряды 19 Мачеха/отчим 2

Однополая любовь 2 Материнство/отцовство 204

Изображение работающей жен- 30 Крестный родитель 1

щины

Семейно-бытовые ситуации 64

Всего 865

Список литературы

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.

2. Батлина Т.С. Демография в литературе и искусстве / под ред. Э.К. Васильевой. - Мысль,

1986.

3. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. - М.: Наука, 2001.

320

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

4- Кравченко А.И. Социология: учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004

5. Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М., Миновская Л.П. Семьеведение: Уч. пособие /Под ред. Е.И. Сигиды. - М.: Инфра-М, 2009.

6. Осипович Т.Е. Коммунизм. Феминизм. Освобождение женщин и Александра Коллонтай // Женщина в обществе: мифы и реалии. - М.: Информация XXI век, 2000.

7- Свадьба по всем правилам/автор-составитель Т.А. Новоселова.- Ростов н/Д: Дладис,

2001.

8. Харчев А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки / перепеч. с изд. 1979 года. - М.: ЦСП., 2003.

RESEARCH OF FAMILY IMAGES IN FINE ART (CONTENT-ANALYSIS OF MATERIALS OF RUSSIANAND SOVIET ARTOF XIX-XX CENTURIES)

Belgorod State National Research University

L. A. SOLOVIEVA

The article presents the results of research of the represented images of families, household roles and relative and typical relations in fine arts.

Key words: marriage, intra-family roles, prenuptial behaviour, life cycle of families, incomplete family, full family, family, kinship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.