Научная статья на тему 'ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ МОНАРХИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА И МОНАРХИИ РОССИИ'

ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ МОНАРХИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА И МОНАРХИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
891
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
права монарха / порядок престолонаследия / органы законодательной власти / органы исполнительной власти. / the rights of the monarch / the order of succession to the throne / legislative bodies / executive bodies.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлова С.А., Иванова А.М.

В статье исследовано устройства органов власти Соединенного Королевства и влияние монархического строя на систему управления. Приведены результаты сравнительного анализа особенностей государственного строя правления монархия Соединенного Королевства и государственного управления в России в период сословно-представительной монархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMONALITIES AND DIFFERENCES BETWEEN THE MONARCHY OF THE UNITED KINGDOM AND THE MONARCHY OF RUSSIA

The article investigated the structure of the authorities of the United Kingdom and the influence of the monarchical system on the management system. The results of a comparative analysis of the features of the state system of government of the monarchy of the United Kingdom and public administration in Russia during the period of the estate-representative monarchy are presented

Текст научной работы на тему «ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ МОНАРХИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА И МОНАРХИИ РОССИИ»

HISTORICAL SCIENCES

ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ МОНАРХИИ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА И

МОНАРХИИ РОССИИ

Павлова С.А.

Профессор ГУУ, ИГСУРАНХиГС, д.б.н.

Иванова А.М.

Слушатель 2 курса очной формы обучения РАНХиГС

THE COMMONALITIES AND DIFFERENCES BETWEEN THE MONARCHY OF THE UNITED KINGDOM AND THE MONARCHY OF RUSSIA

Pavlova S.

Professor GUU, IGSURANEPA, Doctor of Biological Sciences

Ivanova A.

2nd year student full-time Education at RANEPA

АННОТАЦИЯ

В статье исследовано устройства органов власти Соединенного Королевства и влияние монархического строя на систему управления. Приведены результаты сравнительного анализа особенностей государственного строя правления монархия Соединенного Королевства и государственного управления в России в период сословно-представительной монархии.

ABSTRACT

The article investigated the structure of the authorities of the United Kingdom and the influence of the monarchical system on the management system. The results of a comparative analysis of the features of the state system of government of the monarchy of the United Kingdom and public administration in Russia during the period of the estate-representative monarchy are presented.

Ключевые слова: права монарха, порядок престолонаследия, органы законодательной власти, органы исполнительной власти.

Keywords: the rights of the monarch, the order of succession to the throne, legislative bodies, executive bodies.

Введение

В Соединенном Королевстве формой правления является парламентская монархия. Парламент является законодательным органом и состоит из двух палат - Палаты общин и Палаты лордов. Исполнительная органом власти является Правительство, которое возглавляет Премьер-министр. Монарх, на данный момент королева - это глава Соединенного Королевства, и хоть она считается главой государства, но на самом деле, в политическом управлении страны она не участвует, и все основные политические действия осуществляет Премьер-министр страны.

В русской монархии главой государства являлись цари и императоры. Четко сформированных органов законодательной и исполнительной власти не было, они начали складывать лишь к концу существования монархии. Период с середины XVI по, приблизительно, середину XVII века в истории Русского государства определяют как сословно-пред-ставительную монархию.

Актуальность

На сегодняшний день Великобритания считается одной из передовых стран с ярко выраженной системой органов власти. Именно поэтому многие историки и политики заинтересованы в изучении органов управления этой страны. Помимо этого, в

аппарате власти с течением времени происходят реформации, которые совершенствуют всю систему и повышают эффективность деятельности органов. Накопленный исторический опыт и современные тенденции развития монархии активно исследуют в период управленческих реформаций, в кризисные политические ситуации. В настоящее время, когда возрастает интерес к эффективному менеджменту, подобные исследования приобретают особое значение.

Цель исследования

Целью исследования является выявление особенностей и принципов функционирования системы органов государственной власти в Великобритании при монархическом строе и их сравнение с системой органов управления русской монархии.

Истоки монархии

Считается, что монархия в Великобритании появилась еще до завоевания англосаксов. Шотландская монархия берет свое начало с 843 года, королевство Англии - с 871 года, а королевство Ирландии - с1541 года. В 1707 году произошла уния Англии и Шотландии, в 1801 по 1927 существовало Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, которое позже стало Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии.

С самого начала своего существования королевства, она претерпевала структурные изменения.

Постепенно развиваясь, вплоть до средневекового времени, власть монарха была абсолютной, однако уже в то время ограничения полномочий правителя можно было наблюдать со стороны дворян, а позднее со стороны, сформированной из совета монарха - палаты общин. И ближе к новому времени власть монарха стала все сильнее ограничиваться, и со временем британская монархия стала парламентской, какой и остается по сегодняшний день.

Что касается русской монархии, то свое начало она берет из тесной связи управления и религии, так как в ранние годы существования Руси считалось, что именно благодаря Божьему благословению монарх восходит на престол и правит. Русская монархия - православная монархия несмотря на то, что крещение Руси произошло после появления монархического строя. Вплоть до 16 века функции монархов выполняли великие князья Новгородских, Киевских, Московских и Владимирских земель. Однако официальной датой создания монархии со всеми необходимыми условиями для определения ее как таковой является 1547 год - год венчания на царство Великого князя Иванова 4 Грозного. При смене династии в 1613 году на престол взошли Романовы. В 1721 была провозглашена Российская империя при Петре 1. С середины XVI до середины XVII в России была сословно-представительная монархия. Монархия существовала вплоть до 23 февраля 1917 года, когда произошло разрушение самодержавного режима.

Принципы престолонаследия

В Соединенном Королевстве главой государства и символом нации является монарх - источник суверенитета власти. После смерти или отречения короля трон наследует старший сын или старшая дочь, если у предыдущего монарха не было сыновей, согласно Акту об Устроении, принятого в 1701 году, и Акту о Союзе 1800 года. Также в документах указано, что монарх не может быть в брачном союзе с человеком, исповедующим католицизм в то время, как сам монарх обязан быть протестантом [1]. Но после принятия поправок в закон о престолонаследии в 2011 году на саммите стран Содружества было принято, что даже при наличии старшего сына бывшего монарха, его первая дочь, если она старше всех своих братьев, также имеет право претендовать на престол. Помимо этого, нет запретов на наличие или отсутствие конкретной религиозной веры у спутника. Правом на престол будет обделен ребенок монарха в том случае, если он не был рожден в законном браке.

Также в стране существует понятие «преимущество старшинства и мужского пола», согласно которому власть переходит сначала к старшему сыну, затем к старшей дочери и далее по нисходящей линии. Однако было принято решение, что нерационально оставлять принцип преимущества мужского пола над женским, и на законодательном уровне оставили только принцип старшинства, приняв в 2013 году Акт о Престолонаследовании [2]. На данный момент первым в очереди на престол является принц Уэльский Чарльз, далее - его сын Уильям - старший из двух.

В самые ранние годы существования Руси принцип престолонаследия был не самым гуманным. Претендент на престол старался избавиться от конкурентов, убивая их. Ближе к 11 веку сформировалось Лествичное право престолонаследия, предполагающая переход престола от старшего брата к младшему (по старшинству), после чего престол переходил к старшему из сыновей старшего брата. То есть, передача наследственных прав сначала была по вертикали, и лишь потом - по горизонтали.

Князья Рюриковичи были названными братьями, совладельцами государства и всей страны. Самый старший правил в Киеве, так как Киев был главным княжеством. Женщины не были допущены к наследованию. Княжили в следующем порядке: старший брат; младшие братья по порядку; сыновья старшего брата (по старшинству); сыновья следующих братьев (по старшинству); внуки, правнуки в той же последовательности и так далее. В том случае, если кто-то не успел побывать на престоле, то все их потомки лишались права на престол, однако в качестве компенсации они получили уделы в кормление.

Петр 1 в 1722 году издал Устав о наследии престола, согласно которому передать престол можно было по завещанию государя. Помимо этого, был отменен порядок престолонаследия прямым потомком по мужской линии. Но спустя 75 лет Павел 1 вновь изменил порядок в Акте о престолонаследии. Согласно нему преимущество было у мужчин по порядку первородства: в первую очередь наследие престола принадлежало старшему сыну царствующего императора, а после него всему его мужскому поколению. Данный порядок сохранился вплоть до 1917 года.

Права монарха

Монарх Соединенного Королевства является источником суверенитета власти, он сохраняет символическую роль в управлении страной, официально открывая ежегодно парламент, и в момент принятия законопроекта правительством, оно не может стать актом парламента до тех пор, пока монарх не даст свое одобрение. Данный процесс называется королевским согласием. На практике не было случая отказа в даче согласия на законопроект с момента правления королевы Анны, то есть с начала 18 века.

У нынешней королевы - Елизаветы II официальные обязанности имеют лишь представительный характер, проявляющийся в основном в визитах доброй воли в другие страны и в принятии у себя глав иностранных государств. Помимо этого, на официальном королевском сайте указывается, что основная роль правящего монарха заключается в необходимости пожизненно служить важной частью национальной идентичности, единства и гордости [3]. Однако королева не лишена некоторых уникальных юридических привилегий. Royal.uk сообщает, что королева претендует на владение любыми немаркированным лебедем, плавающим в открытых водах, а также на господство над всеми китами, осетрами и дельфинами в водах вокруг

Англии и Уэльса. Помимо этого, королева не нуждается в паспорте для поездки за границу и может водить машину без лицензии.

По свидетельству только писаного закона, королева обладает почти абсолютной властью, что со стороны может показаться недемократичным. Ежегодно осенью Елизавета II на открытии Государственного парламента произносит речь, в которой говорит о том, что ее правительство намерено сделать в наступающем году. По закону, это ее правительство, а не народное, однако королева может выбрать того, кто будет управлять правительством вместо нее. То же самое относится и к ее выбору людей для заполнения министерских должностей. И если она недовольна действиями министров, то она может просто уволить их. Официально все они - слуги короны. Кроме того, ни одно решение парламента не может стать законом, пока королева не даст свое согласие. Существует также принцип английского права, заключающийся в том, что монарх не может делать ничего, что является юридически неправильным, все ее действия легитимны.

Но на практике получается несколько иначе. разумеется, она не может поставить на должность премьера-министра любого подданого, это должен быть тот, кто получит одобрение большинства депутатов в Палате общин. Это связано с тем, что ее правительство может собирать налоги только с согласия Палаты общин, поэтому, если бы она учла мнение палаты, правительство остановило бы свою деятельность. С парламентом аналогичная ситуация: премьер-министр может просить о роспуске парламента, когда он или она хочет провести выборы. Обычно монарх не может отказать в этой "просьбе". Так что на практике королева не может остановить правительство в осуществлении его политики.

Что касается внешней политики, то права монарха заключаются в некоторых положениях:

1. Монарх может объявить другому государству войну, а также заключить с ним мирное соглашение.

2. Монарх может участвовать международно-правовом признании другого государства.

3. Монарх может принимать итоговое решение по уступке территории и аннексии.

4. Монарх может заключать международный договор.

5. Монарх может аккредитовать дипломатов и направлять их в другие страны.

Во времена царей на Руси вся верховная власть была в руках царя. Именно от его имени совершались действия государственных органы, вся их деятельность регулировалась царским указом. Среди горожан существовало мнение о безальтернативно-сти власти царя. Таким образом, можно говорить о том, что власть царя была неограниченной. Однако во времена правления Иванова Грозного ограничений не было не только на законодательном уроне, но и на моральном. Из текста современника: «А вновь Московский царь князем учинить не может никого, потому что не обычай тому есть, и не повелось»

Но раз царь был главой власти, то, соответственно, именно на его имя приходили жалобы от народа. Люди писали о превышении полномочий должностных лиц. Необходимо было принимать меры по контролированию работы государственных служащих, для чего царем был издан Судебник в 1550 году, и Соборное Уложение 1649 года. Московское правительство издавало, от имени государя, также много частных «уставных грамот», «наказов» и разного рода инструкций и предписаний.

Государственным строем Российской империи являлась абсолютная монархия. В 1905 году была образована дуалистическая монархия. Если мы обратимся к Своду законов Российской Империи, то мы найдем информацию о том, какие права были у императора. В первую очередь, императору принадлежала Верховная Самодержавная власть, данная Богом. Во-вторых, он осуществляет законодательную власть в сотрудничестве с Государственным Советом и Государственной Думой. Ни один закон не мог быть принят без утверждения императора. Однако сам император мог законодательствовать без советов.

Власть императора распространялась на всю территорию страны. Именно он определяет всю внешнюю политику и является представителем страны, имея право объявить войну или заключить мир, так как он является «верховным главнокомандующим». Также император вводит военное положение на всей стране или отдельной его территории.

Что касается внутренней политики, то право чеканки монет и решение о их внешнем виде принадлежит императору. Также он может помиловать, смягчить наказание. Император мог назначить и уволить Председателя Совета министров, Министров и Главноуправляющих отдельным и частями, а также прочих должностных лиц.

Законодательная власть

В Англии и Уэльсе вся законодательная власть сосредоточена в руках парламента, который, как и в Российской Федерации, состоит из двух палат -Палаты Лордов и Палаты Общин. Что касается законодательного права, то для принятия акта необходимо согласие обеих палат парламента, после чего нормативно-правовой акт направляется королеве для одобрения. Однако даже на уровне парламента текст документа и все связанные с ним документы должны будут пройти через несколько этапов, прежде чем подняться на уровень королевской власти и вступить в силу.

На первом этапе текст законопроекта зачитывается и обсуждается, после чего направляется в комитет, где он будет тщательно изучен. По завершении данного этапа, текст направляется на стадию отчета, после чего вновь спускается на стадию комитета, где он вновь зачитывается и обсуждается. При успешном выполнении данного этапа законопроект вносится в другую палату [4].

Законодательной инициативой также обладают и частные депутаты, чьи идеи выдвигаются членами парламента, которые не занимают пост

министров. Хоть данные законопроекты и редко принимаются, однако, они несут определенную пользу. Их наличие помогает повысить осведомленность парламента касательно определенной сферы, которая действительно волнует жителей страны. Данные законопроекты требует меньше времени на обсуждение и рассмотрение.

Палата общин была официально образована еще в 1801 году, но до того времени она называлась Нижней избираемой палатой. До момента официального образования палата общин служила королевский советом, собираемым на кратковременный период времени для решения наиболее важных вопросов. Она создалась в результате необходимости консультации монарха с советниками, которые были в основном религиозными лидерами или министрами еще в 11 веке.

Для образования состава современной палаты общин в округах Великобритании, так называемых «constituencies», выбирается один парламентарий. Для справедливости, данные округа образуются не по равной площади, а по приблизительно равной численности населения на них. Вопросом разделения страны на подобные округа занимается комиссия по границам. н Великобритания она состоит из 650 избирательных округов. Монарх объявляет выборы по совету премьер-министра, при условии, что новые выборы будут объявлены не более пяти лет со дня проведениях предыдущих выборов.

Выборная система имеет мажоритарный тип с одним туром голосования. Регулирует данный вопрос закон Дюверже, который устанавливает порядок выборов при мажоритарной системе по одномандатным округах с двухпартийной системой. Мажоритарный тип выборов приводит к тому, что в палате общин всегда будет одна партия с большинством. Однако в палате общин также есть один беспартийный парламентарий и два беспартийных представителя мелких партий.

По сути, законодательным органом Великобритании является преимущественно Палата общин, а не весь Парламент. Верхняя палата парламента - палата лордов, появилась в британском парламенте еще в 14 веке. Ее члены были преимущественно феодалами. Палата функционировала до 1649 года, когда произошло ее упразднение новым революционным правительством. Однако спустя 11 лет Палат лордов вновь была восстановлена. Современная палата лордов состоит из нескольких элементов [5]:

1. Духовные лорды, включая архиепископов Кентерберийского и Йоркского и епископов Дарема, Лондона и винчестера, а также 21 других епископов, занимающих престолы в Англии.

2. С ноября 1999 года 92 наследственных пэра.

3. С января 1980 года все пожизненные пэры и пэриссы созданы в соответствии с законом о пожизненных пэрах 1958 года.

4. Лорды права, состоящие из судей Верховного Суда (Апелляционного суда и Верховного Суда), действовали в качестве последнего апелляционного суда Великобритании (за исключением шотландских уголовных дел) до 2009 года, а после

лорды права были упразднены, и появился Верховный суд Соединенного Королевства.

Итого около 670 человек на данный момент имеют право заседать в Палате лордов [4].

Хоть с момента своего образования и до недавнего времени Палата лордов обладала исключительными правами и наибольшими привилегиями по сравнению с Палатой общин, однако на сегодняшний день полномочия данной палаты сильно ограничены. Это связано с тем, что наличие в палате Консервативной партии, заседающей там и имеющей постоянное и значительное большинство, несовместимо с принципом проявительного правления. Регулирует порядок образования и полномочия Палаты лордов принятые в 1911 и в 1949 годах законы о парламенте.

В соответствии с самым ранним законом 1911 года все законопроекты, которые были определены спикером Палаты общин в качестве денежных векселей, становятся официальным законом спустя месяц после того, как они будут направлены на рассмотрение Палаты лордов с согласия или без согласия данной Палаты [11].

В соответствии с более поздним законом 1949 года, остальные публичные законопроекты, которые не получили одобрение Палаты лордов, смогут стать законами в том случае, если они будут приняты двумя последовательными парламентскими сессиями и что между вторым чтением законопроекта на первой сессии и его третьим чтением на второй сессии прошел один год [11]. При рассмотрении спорного законопроекта (который не был одобрен лордами) также опирались на закон 1949 года, который позволял принять данный закон. Например, именно таим образом был принят Закон о военных преступлениях несмотря на то, что данный закон и не получил официальное согласие палаты лордов, однако при его принятии та же палата лордов не стала выступать против данного законопроекта, оставив все полномочия Палате лордов.

Принятый в середине 20 века закон лишает лордов права отклонять законопроект во втором чтении, что является еще одним доказательством того, что верхняя палата в последнее время стала сильно ограничена в своих возможностях. Однако Палата лордов играет большую роль в законодательной ветви власти, так как он занимается вопросами пересмотра законопроектов, которые не были идеально прописаны Палатой общин, а также участвуют в первом слушании неконтролируемых законопроектов, которые в дальнейшем могут пройти через Палату общин с минимум дебатов. Помимо этого, Палата лордов обеспечивает Национальный форму для дебатов, который свободен от ограничений партийной дисциплины.

Парламент Великобритании принимает немного законов по сравнению с другими странами -приблизительно 100 в год, и большинство из них — частные. Монарх также входит в состав Парламента, однако на практике доказывается, что это преимущественно формальность.

С включением в состав Европейского союза Великобритании в 1973 году, многие ученые в

своих трудах отметили, что суверенитет страны тем самым был подорван. С связи с тем, что Европейский союз имел право навязывать принудительные права и обязательства, парламент Великобритании потерял свое право исключительного законодательного контроля. Также на законодательном уровне Законы Европейского союза имеют приоритет над национальным законодательством страны. После выхода Великобритании в 2020 году из Европейского союза парламент вернул себе верховенство законодательного права.

Первым прообразом законодательного органа на Руси было народное вече, представлявшее собой собрание свободных дееспособных граждан. На собрании обсуждались вопросы призвания князей, их изгнания, вопросы мира и войны и т.д. Подобные собрания встречались во всех городах. Вече в домонгольский период не представляло собой чего-то четкого и универсального. В различных городах вече приобретало разные формы и различную степень значимости в общественно-политической жизни.

Ближайшие помощники князя и представители духовенства состояли в органах княжеского совета и думы, которые действовали наряду с вече. Однако несмотря на деятельность таких органов, вся законодательная власть так или иначе сохранялась у князя. Как только произошло возвышение Московского государства, вся фактическая власть перешла в столицу, из-за чего представительные органы на местах потеряли свою силу.

Боярская дума была сформирована из окружения царя и являлась, по сути, администрацией. В среднем, в ней было около 50 человек. На уровне законов деятельность боярской думы не регулировалась, она действовала согласно воле царя и обычаям. По сути, дума была законодательным органом. И его законотворчество закреплялось в Судебнике: ст. 98-я Судебника гласила:

«А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати» [12].

Все законы имели общую форму. Они начинались со слов о том, что государь указал и бояре приговорили. В прошлом сравнении прав монархов было указано, что законодательное право было закреплено именно за государем, а не за государственным органом. Именно поэтому не всегда законы были совместно разработанным документов. Царь сам мог издавать документы, от своего имени. Но в некоторых случаях минимальное обсуждение вопросов было все-таки необходимо. Для этого он собирал небольшой круг советников. Такой кружок назывался Ближней или Комнатной Думой государя. После таких обсуждений текст закона шел в общее собрание Думы двумя путями:

1. По указу царя.

2. По докладам из приказов.

Однако помимо законодательной власти Дума также была и судебной инстанцией (по Уложению 1649 года).

Обычно заседания проходили без присутствия

царя, однако если государь все же приходил на совещание, то подобного рода собрание называлось «сиденьем царя с боярами о делах». В том случае, если рассмотренный вопрос касался крайне важных дел, то на совещание также приглашался и «освещенный собор» - по сути, представители духовенства.

Боярская дума также делилась на комиссии:

1. Ответная.

2. Уложенная.

3. Судная.

4. Расправная.

При императоре вся законодательная власть была в руках императора, однако ее осуществление происходило вместе с Государственной Думой и Государственным Советом. Государственный совет являлся высшим законодательным органом при императоре. Образован данный орган был в 1810 году после выхода манифеста Александра 1. Данный орган занимался рассмотрением законопроектов, которые вносились министрами и доводили из до утверждения императором. При нем также существовала Комиссия составления законов, а также Государственная канцелярия, во главе которого находился государственный секретарь, которая редактировала тексты законов, выносила на общее обсуждение редакций.

Сам законотворческий путь весьма непрост. Первоначальный текст рассматривался в департаментах, затем он шел в Государственный совет на чтение, и только потом - к императору на утверждение, после чего текст становился законом. И именно за императором сохранялся последний и главный голос: он мог отвергнуть закон, даже если тот был поддержан единогласно всем Советом. В качестве примера можно привести Свод законов Российской Империи и реформы 1860-1870 годов, которые были разработаны именно Государственным Советом. В Государственный Совет входили 35 человек, которых назначил лично император. Председателем Государственного совета считался сам император, а в его отсутствие назначаемый ежегодно императором председатель из числа членов Совета. С 1812 г. по 1865 г. председатель Государственного Совета одновременно являлся председателем Кабинета министров.

После Манифеста 1905 г. Государственный Совет был преобразован в верхнюю палату российского парламента, половина членов которой назначалась императором, а другая половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Выборные члены избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, а также от промышленников и торговцев (частично путём косвенных выборов). Государственный совет рассматривал принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Поскольку Дума и Совет имели равные законодательные права, на рассмотрение императора представлялись только те законопроекты, которые были одобрены обеими палатами парламента.

После Февральской революции 1917 г. Государственный Совет Российской империи прекратил своё существование в связи с изменением политической системы страны.

В 1905 году была создана палата парламента -Государственная Дума, которая при создании рассматривалась как законосовещательный орган.

Первая государственная Дума существовала в 1906 году. Ее полномочия были сильно ограничены, а основной вектор ее развития - решение земельного вопроса. Все остальные ее инициативы были безуспешны.

Вторая Государственная Дума (1907 год) решала процедурные вопросы, стремясь расширить круг своих полномочий. Однако их вектор развития не изменился - она все так же занималась аграрным вопросом.

Третья Государственная дума (1907-1912 года) уже решала несколько важных вопросов: от реформирования армии до крестьянского вопроса. Для принятия решения проводилось 3 слушания, но только в том случае, если изначально законопроект был предложен не менее 30 депутатами.

Четвертая Государственная Дума (1912-1917 года) являлась центром оппозиции императору. Из нее был сформирован Временный Комитет, который позже стал Временным Правительством.

Органы исполнительной власти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правительство Великобритании представляет исполнительную власть в стране. Руководством Правительства занимается Премьер-министр и является его лидером, что означает, что он также несет ответственность за все действия и политику правительства. Однако статус главы правительства до сих пор на законодательном уровне является неоднозначным.

Группа законодательных актов определяет субординацию в кабинете министров и устанавливает объем влияния главы правительства на мнение отдельных его членов. По сути, страной управляют только руководители ведомств, а их полномочия конкретно определены парламентскими актами. В отличие от других стран, английский премьер соединяет в себе несколько должностей, в том числе пост первого лорда казначейства и непривычную для нас работу в качестве министра гражданской службы.[7]

У премьера-министра выделяют следующие обязанности:

1. Премьер-министр назначает членов правительства на должности.

2. Премьер-министр является главой правительства и главным лицом в Палате общин.

3. Премьер-министр консультирует королеву.

4. Премьер-министр определяет основные политические стратегии.

5. Премьер-министр осуществляет надзор за политикой государственных органов и следит за деятельностью государственных служащих.

6. Премьер-министр осуществляет координацию всей деятельности министров.

7. Премьер-министр определяет тактики армии страны.

8. Премьер-министр является представителем Соединенного королевства на политической арене.

Премьер-министр назначается королевой, и в цепочке иерархии он занимает 4 место, пропуская вперед двух Архиепископов и Лорда-канцлера. Но на всей территории страны премьер-министр, по сути, считается Первым министром. И такое положение означает наличие прав на принятие важных решений, таких как возможность дать «добро» на применение ядерного оружия страны, несмотря на то что формально главнокомандующим всей армии является королева.

Кабинет министров как представителя исполнительной власти Великобритании. ведет свою работу под наблюдением премьер-министра. Всего в правительстве 119 министров, которые избираются премьер-министром, в основном, из Палаты общин и Палаты лордов. Все решения принимаются от имени королевы. Таким образом, кабинет министров состоит из старших членов правительства, каждый из которых несет ответственность за политику и решения своих подразделений. Новая система Кабинета министров была образована во времена, когда Ллойд-Джордж еще был министров в начале 20 века. В новую систему органа входили: Офис Кабинет, его секретариат, комитеты, встречи. Помимо этого, окончательно были урегулированы отношения Кабинета министров с департаментами. Благодаря нововведениям произошло расширение полномочий премьер-министра с «первого среди равных» в кабинете Асквита. Встречи в кабинете министров происходят еженедельно для того, чтобы обсудить самые важные вопросы для правительства [6].

Помимо Кабинета министров в исполнительной ветви власти также фигурируют департаменты и ведомства. Всего их на данный момент времени 23 министерских департамента, более 25 неминистерских департаментов и более 300 агентств и других органов государственной власти.

Прототипом правительства на Руси стал Земский собор, существовавший в 16-17 веках, на котором обсуждали важнейшие вопросы политики и экономики посредством собрания всех слоев населения. Например, на собрании обсуждался вопрос о Судебнике и о реформах «Избранной рады». Во время сбора выступал царь и бояре, после чего проводилось заседания Боярской Думы.

Первоначально Земский собор он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.

В 1861 году начал свою работу орган под названием Совет Министров под председательством императора. Вместе с ним существовал и Комитет министров. Основная задача данного органа была в рассмотрении дел вместе с императором.

В 1905 году был создан Совет министров Российской империи. Он являлся высшим исполнительным органом власти, его задача была в управлении и объединении действий главных начальников ведомств по предметам как законодательного,

так и высшего государственного управления. Министры не были просто отдельными чиновниками, а состояли в едином органе управления.

В 1917 году после Февральской революции был заменен Временным правительством.

Заключение

Изучение основ структуры и функционирования органов государственной власти монархического государства, а также изучение в сравнении особенностей деятельность органов государственного управления британской монархии и русской монархии, позволяет выявить не только историческую преемственность системы государственного управления, но и выявить особенности, которые связаны с менталитетом и традициями в этих государствах

Анализируя структуру управления, правовые документы, своды законов, получаем уникальную возможность не только прикоснуться к истории государственной власти, но и понять смысл принимаемых исторических документов, неразрывно связанных с эпохой становления правового государства. Полученный опыт позволяет анализировать современные процессы и определить некоторые пути совершенствования системы государственного и муниципального управления.

Литература

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтико - М.: Изд. группа НОРМА-ЦИФРА, 2008. - 832 с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / М.И. Эрнашвили [и др.]; под ред. В.О. Лучша, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. -687 с.

3. Royal.uk [Сайт королевской семьи Великобритании]. URL: https://www.royal.uk/

4. Право и правовая система Великобритании

Автор: Романов А.К. Издательство: М.: Форум Год: 2014 [Электронный доступ]

https://litmy.ru/knigi/guman nauki/318710-pravo-i-pravovaya-sistema-velikobritanii.html Дата обращения - 10.12.21

5. Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран: курс лекций / Э.П. Григонис, В.П. Григонис. - СПб: Питер, 2010. - 416 с.

6. Gov.uk [Официальный сайт государственного аппарата Великобритании]. URL: https://www.gov.uk

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / в 4-х томах/ том 3; Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Изд-во БЕК, 2007. -764 с.

8. Кобрин К. Об изменении порядка престолонаследия в Великобритании / К. Кобрин [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. svoboda. org/content/article/24374603. htm l. - Дата доступа: 30.04.2013.

9. Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. Политическая история России: Учебное пособие. Ч. 1. IX - начало XX вв. СПб., 2005. С. 182-281.

10. Про сокращение государственного аппарата: Владимир Кузьмин - об анонсированной Михаилом Мишустиным реформе государственного аппарата // Российская Газета - Федеральный выпуск №258(8312) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2020/11/16/mishustin-obiavil-o-sokrashchenii-gosapparata-s-1 -ianvaria-2021 -goda.html (дата обращения: 10.12.2021)

11. Knowledgr.com [Закон 1911 о парламенте]. URL: http://ru.knowledgr.com/00046514/За-коны1911И1949 О Парламенте. Дата обращения -10.12.21

12. Соборное Уложение 1649 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www. hist. msu.ru/ER/Etext/1649/whole.htm

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ УРОЧИЩА АКТЕРЕК

Мякишева О.А.

Центральный государственный музей РК, Казахстан, Алматы, научный сотрудник отдела археологии https://orcid. org/0000-0002-1023-0163 Торежанова Н.Ж.

Центральный государственный музей РК. Казахстан, Алматы,

руководитель отдела археологии https://orcid.org/0000-0001-6652-6206

THE HISTORY OF THE STUDY OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS OF THE AK TEREK

TRACT

Myakisheva O.

Central State Museum of the Republic of Kazakhstan. Kazakhstan, Almaty

researcher of the Department of Archaeology

Torezhanova N.

Central State Museum of the Republic of Kazakhstan. Kazakhstan, Almaty

head of the Department of Archaeology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.