Научная статья на тему 'Институт монархии в Таиланде и личность рамы IX. Политические перспективы таиландской монархии'

Институт монархии в Таиланде и личность рамы IX. Политические перспективы таиландской монархии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1432
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАИЛАНД / ТАЙСКАЯ МОНАРХИЯ / КОНСТИТУЦИЯ ТАИЛАНДА / ПРАВИЛА ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЯ / THAILAND / THAI MONACHY / THAI CONSTITUTIONS / THE RULES OF SUCCESSION TO THE THRONE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фомичева Елена Алексеевна

Фомичева Е.А. рассматривает проблемы современной тайской монархии оценивая роль этого института в тайской политике, изменившуюся в 20-м веке. Автор глубоко проникает в суть развития концепции тайской монархии. Она рассматривает прерогативы короля, зафиксированные в многочисленных тайских конституциях, которые отражают политические разногласия в тайском обществе связанные с положением монарха. Большое внимание уделено правилам престолонаследия и линии наследования. В результате исследования автор приходит к выводу, что возможная смена монарха может стать серьезной проблемой для тайской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dr. Elena Fomicheva considers the problems of modern Thai monarchy assessing the role of this institution in Thai politics which had been changing in the 20th century. The author provides deep insight into development of the concept of the Thai monarchy. She examines the prerogatives of the king as fixed in numerous Thai Constitutions, which reflect political differences in the Thai society over the position of the king. Great attention is paid to the rules of succession to the throne and the line of succession. As a result of the study the author comes to the conclusion that the possible change of the monarch could be a serious challenge to the Thai statehood.

Текст научной работы на тему «Институт монархии в Таиланде и личность рамы IX. Политические перспективы таиландской монархии»

© Фомичева Е.А.

ИВ РАН

ИНСТИТУТ МОНАРХИИ В ТАИЛАНДЕ И ЛИЧНОСТЬ РАМЫ IX. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ТАИЛАНДСКОЙ МОНАРХИИ

Феномен королевской власти и личности Пумипхона Адульядета заслуживает подробного рассмотрения в свете проблемы будущего таиландской монархии. Роль и влияние короля и монархии в истории страны претерпевала изменения от эпохи к эпохе. Концепция монархии, принципы деятельности короля и отношение к его особе со стороны подданных менялись по мере развития тайской государственности.

Начиная с раннего периода существования тайских государств, идеи королевской власти черпались из разных источников, включая индуизм, буддизм и более ранние племенные представления тайцев. В Х111 в. при первом короле Сукхотая Си Ин-драдитья, правившего с 1238 г., идея властителя была основана на представлении о великом воине кшатрии (по-тайски Маха Касат), согласно которому власть короля исходила из его военной мощи. Одновременно тайцы восприняли традицию буддизма тхеравады, представлявшую короля как правителя, приверженного законам Дхармы. Рамкамхэнг, владыка тайского княжества Сукхотхай в XIII в. (родился в 1237г., по другим источникам в 1247 г.; умер в 1298 г. или 1317 г. Правил в 1279-1296 гг.), опирался на идею патернализма - пхо поккронг лук. (По-тайски пхо - отец). Недаром титул Рамкамхэнга был Пхо Кхун Рамкамхэнг. Его правление имело патриархальные черты, король был близок к своим подданным и обладал достоинствами справедливости и мужественности. Он выступал как военный вождь, мудрый правитель, главный судья, вершитель справедливости. Каждый мог прийти к королевскому дворцу, ударить в специальный колокол, и король выходил к просителю, чтобы лично решить спорное дело. По крайней мере, таковы представления, сложившиеся в литературе, благодаря надписи на стеле Рамкам-хэнга1.

В дальнейшем, в средневековой Аюттхае, фигура короля возносится выше и выше, отдаляется от народа, отгораживается

от него. Он уже не отец, а Пья - господин, владыка. Поведение короля все более ритуализируется. Король становится предметом обожествления и поклонения. Король - хозяин земли (Пхра Чао Пхэндин) и хозяин жизни (Чао Чхивит). Сакрализация личности короля проходила по двум направлениям: индуизма (брахманизма), заимствованного у кхмерских государств региона, и буддизма тхеравады, принесенного в регион буддийскими монахами - миссионерами с Цейлона. Культ дева-раджи (тхева-рача) устанавливается в Аютхае с XV в. В практическом плане это означало внесение индо-буддийских космологических и космографических представлений в сферу административных и сословных отношений2. Согласно брахманистской концепции, король является аватарой бога Вишну, победителя демонов. Король-бог находится в центре мироздания, имея связь с высшими силами. В королевском декрете 1740 г. говорилось, что «только король - наивысший на земле, он подобен богу. Он может заставить большого человека подчиниться маленькому. Приказ короля подобен небесному топору. Если им ударить по деревьям или горам, они не выдержат и будут уничтожены»3

Коронацию монарха проводили придворные брахманы (эта традиция сохранилась и в современном Таиланде), а в титулах королей присутствовали имена индуистских богов - Индра, Шива, Вишну, Рама. Одновременно король предстает как Тхамма-рача (Дхармараджа), праведный буддийский правитель, верный «вечному моральному закону» - Дхарме и обладающий десятью добродетелями правителя.

С середины XIX в. ореол неприступности вокруг короля стал понемногу рассеиваться в связи с изменившимися международными условиями, а также в значительной степени благодаря реформаторской деятельности королей Монгкута и Чулалон-гкорна. Король Монгкут отменил закон, запрещавший видеть лицо правителя4, и возобновил практику легендарного правителя Рамкамхэнга принимать жалобы от подданных.

В конце ХІХ века оформилась концепция просвещенного монарха - защитника и покровителя сангхи5. В качестве национальной идеи утверждается триада: нация - король - религия.

Идея королевского служения нашла воплощение в деятельности Пумипхона Адульядета, который был избран на престол в

1946 г. и коронован в 1950 г. в соответствии с древними традициями. Король принес клятву, в которой изложены 10 принципов праведного монарха: раздавать милостыню и совершать благотворительность; придерживаться строгих нравственных принципов; проявлять самопожертвование, соблюдать учтивость, исповедовать аскетизм, не впадать в гнев, не творить насилия, проявлять терпение, сдержанность и терпимость, быть честным, соблюдать нейтралитет, возвышаясь над противоборствующими сторонами.

Упадок и возрождение таиландской монархии в ХХ веке

На первом этапе после буржуазной революции 1932 г. стоял вопрос о том, сохранится ли институт монархии в Таиланде или в стране будет установлена республиканская форма правления. В результате компромисса между политическими группировками, существовавшими в рамках Народной партии (Кхана ратсадон), которая эту революцию совершила, было принято решение в пользу конституционной монархии с весьма ограниченными функциями короля и его слабым влиянием на таиландское общество. Король Прачатипок попытался восстановить часть своих прерогатив, но не добился успеха. Он предпочел отправиться за границу и отречься от престола.

Молодой король Пумипхон Адульядет, который взошел на престол в период правительства фельдмаршала Пхибун-сонкгкхрама, на первом этапе был всего лишь церемониальной фигурой. В 1957 г. в политическом споре между Пхибуном и Саритом Тханаратом король поддержал последнего. В результате военного переворота Сарит Тханарат пришел к власти. При нем были возобновлены многие древние традиции и ритуалы королевского двора. Это было связано с тем, что военный режим, понимавший слабую легитимность своей власти, подрывавшуюся частыми военными переворотами, обратился к исторически сакральному образу короля, олицетворявшему постоян-

_ ^ о т~х _

ство и преемственность тайской государственности. В период военного правления Сарита Тханарата проводилась осознанная политика по возвышению института монархии.

Король Пумипхон Адульядет лично много сделал для утверждения своего высокого морально-нравственного статуса среди населения. Его деятельность укладывалась в принципы

«королевского служения», клятву соблюдать которые, Пумип-хон Адульядет дал при коронации. Он последовательно и непрерывно зарабатывал авторитет среди своих подданных, проводя большую работу в провинциях, помогая крестьянам решать их местные проблемы. Государство, средства массовой информации активно работали на образ добродетельного монарха. Его портреты в сопровождении музыки национального гимна, демонстрировавшиеся перед каждым киносеансом, заставляли зрителей в кинотеатрах вставать. Телевидение почти ежедневно давало детальный отчет об общественных мероприятиях, которые посещали члены королевской семьи и ритуальных действиях, которые совершал король. В результате личных усилий короля, последовательной политики правящих верхов, скоординированной деятельности СМИ был выстроен облик короля, который обладает высоким престижем среди подданных и пользуется искренней любовью народа.

Прерогативы короля, зафиксированные в различных

конституциях страны

С 1932 г., когда Таиланд стал конституционной монархией, король является главой государства, верховным главнокомандующим, покровителем религий, к его прерогативам относится право помилования. В то же время за более, чем 60-летний срок объем полномочий таиландского монарха изменялся от конституции к конституции6.

По временной конституции 1932 г., принятой сразу после буржуазной революции, король не имел права помилования, а Ассамблея народных представителей могла объявить ему импичмент и отдать под суд7. Однако уже в постоянной конституции 1932 г. были сделаны отступления от радикального текста временной конституции. Устанавливалось (в отличие от первой конституции), что монархия «священна и неприкосновенна». В этой конституции, также как и в первой, содержалось положение о том, что суверенная власть принадлежит народу Сиама, но в постоянной конституции 1932 г. устанавливалось, что при этом она осуществляется через деятельность монарха, который опирается на совет и согласие Народной Ассамблеи и правительства. При этом король не участвовал в формировании государственных органов.

Конституция 1947 г. вернула запрещенный в 1932 г. Тайный совет при короле под названием Высший совет государства, который получил возможность управлять хозяйством королевского двора, личными королевскими расходами и королевской гвардией. За королем закреплялось право объявления войны и чрезвычайного положения. Был создан Сенат - верхняя палата парламента, члены которого назначались королем. Двор и Тайный совет воспользовались этим и назначили в сенат принцев, представителей знати и близких ко двору бизнесменов.

Конституция 1949 г. была самой промонархической. Согласно ее положениям, Высший совет государства был преобразован в Тайный совет, члены которого назначались королем. Сенат также назначался королем. Вето короля можно было преодолеть лишь 2/3 голосов депутатов парламента. Король мог издавать декреты, объявлять плебисцит, вносить поправки в конституцию через референдум.

По конституции 1976 г. король назначал членов Национальной Ассамблеи, т.е. нижней палаты парламента8. Король получил право вносить в Ассамблею законопроекты. Был ужесточен закон об оскорблении величества.

Особый интерес представляет конституции 1997 г., так называемая «народная конституция». В ней подчеркивалась роль короля в подготовке конституции. В гл.1, статье 3 устанавливалось, что «суверенная власть принадлежит тайскому народу. Король как глава государства осуществляет ее через Национальную Ассамблею, Совет министров и Суды в соответствии с положениями Конституции»9. Глава II так и называется «Король». Устанавливается, что «личность короля священна и неприкосновенна. Никто не может предъявлять королю обвинения или предпринимать против него какие-либо действия». «Король является главнокомандующим таиландских Вооруженных сил. Прерогативой короля является учреждение титулов и награждение». Помимо обязательных функций главы государства в этой главе содержатся некоторые оригинальные положения. Согласно конституции «король является буддистом и покровителем религий». Имеется в виду, что король - не только покровитель буддизма, но и всех других религий, существующих в стране. В той же главе подробно устанавливаются властные функции ко-

роля в отношении Тайного совета, а также процесс формирования и функции Тайного совета (гл. 2, ст.12-16) и Регента10.

Традиционный порядок престолонаследия

Со времен Сукхотхая существовала традиция, которая сохранилась на первом этапе в Аютхае: королю наследовал его старший сын. Появившаяся позднее полигамия и королевский гарем нарушили этот порядок. В практику престолонаследия было внесено уточнение, согласно которому наследником престола может быть только старший сын главной королевы или одной из главных королев, то есть принц, имевший самый высший королевский ранг. На практике этот порядок зачастую нарушался, иногда самим монархом, который мог отдать предпочтение другому сыну. При малолетнем короле назначался регент, который, как правило, был братом скончавшегося короля. Иногда дворцовые разногласия заканчивались кровавыми разборками. Если король перед смертью ясно не выразил свою волю, то старшие влиятельные принцы выбирали кандидатуру на престол из имевшихся возможных претендентов. Возникала борьба между королевами и поддерживавшими их придворными кланами. Эта практика сохранилась и при династии Чакри эпохи Раттана-косин, которая началась с 1782 г. и продолжается по сегодняшний день. В 1824 г. по смерти короля Пхра Пхутта Лётла Напха-лай (Рамы II) ему должен был наследовать сын - принц Монгкут. Однако в результате дворцовых интриг на престол был возведен его сводный брат принц Четсадабодин (Рама Ш). Монгкут остался в монастыре, пробыв монахом 27 лет. Рама Ш хотел, чтобы ему наследовал его сын. Однако соперничающая дворцовая партия во главе с могущественным калахомом (военным министром) Дитом Буннаком сумела обеспечить воцарение Монгку-та.

Его преемником стал принц Чулалонгкорн, избранный из возможных наследников короля Монгкута в результате переговоров между старшими принцами - родственниками короля и высшими государственными чиновниками. Сам король Чула-лонгкорн имел 97 детей, из них 76 сыновей. Однако не все они были рождены от королев, а, следовательно, многие не могли претендовать на престол. Три жены Чулалонгкорна имели королевский ранг: королева Саванг Ваттана, королева Сукумала и

королева Саовапхпа. Семь сыновей, рожденных тремя королевами, имели высший ранг Тьао Фа (Чао Фа)11 и могли претендовать на престол. Чтобы исключить возможное противостояние дворцовых группировок, король Чулалонгкорн, следуя практике европейских царствующих домов, впервые назначил наследника престола/крон-принца. Им стал его первый сын от королевы Са-ванг Ваттана принц Вачирунит. Однако наследник умер в возрасте 16 лет. Вторым наследным принцем был назначен принц Вачиравуд, сын другой королевы Саовапхы, которая стала главной королевой. Из 5 ее сыновей двое стали королями - принцы Вачиравуд и Прачатипок, который сменил его на престоле.

Закон о престолонаследии 1924 г.

Закон о престолонаследии был принят при короле Вачира-вуде. Если раньше на престол мог претендовать брат короля, то Законом о престолонаследии устанавливалось, что первым в линии претендентов на трон является старший сын почившего монарха от главной королевы, за ним - следующий по возрасту и т.д. Женщины из линии престолонаследия исключались. Учитывалось происхождение матери. Принцы, рожденные от матери -иностранки, в расчет не принимались. Недостатком для принца являлось и незнатное происхождение матери. Однако в отсутствие других кандидатов это препятствие можно было преодолеть. Если у короля не было сына, престол переходил к брату короля. Ставший королем после смерти своего отца Чулалонгкорна в 1910 г. (коронован в 1911 г.) Вачиравуд не имел сыновей, а его единственная дочь не могла претендовать на престол. Оставались родные братья короля Вачиравуда от королевы Саовапхы. К тому времени, однако, трое его братьев умерли, остался один

- Прачатипок Сакдидет, он и стал королем.

После отречения Прачатипока в 1935 г., ввиду отсутствия у него сыновей, Тайный совет рассматривал имевшиеся на тот момент кандидатуры принцев. Сын одного из принцев - братьев Прачатипока был рожден от служанки, у другого - принца Тьа-крапонга (Чакрабонга) от его русской жены Мом Кати был сын Чула Чакрабонг. Статья 11 Закона о престолонаследии устанавливала, что дети принцев, рожденные от жен - иностранок, не имели права на престол.

Сын другой главной жены короля Чулалонгкорна - королевы Саванг Ваттана - принц Махидон Адульядет был женат на женщине, незнатного происхождения - Мом Санкхван. В семье росли дочь и два сына. Дети от брака с простолюдинкой также не имели права на престол. Однако король Прачатипок, принимая во внимание сложное положение с престолонаследием, издал указ, согласно которому детям особ королевской крови и простолюдинок разрешалось иметь ранг Пхра Онг Чао, что ровняло их с рангом принцев Мом Чао, самым младшим титулом принцев (но не самым старшим рангом принцев Чао Фа, который давал право на престо)12. На царство был выбран старший сын принца Махидона Адульядета - принц Ананда Махидон, родившийся 20 сентября 1925 г., который стал королем Рамой VIII. Король Ананда Махидон в 1935 г. повысил своих брата и сестру до ранга Чао Фа. После ранней смерти Ананды Махидо-на королем Рамой IX законно стал его младший брат принц Пу-мипхон Адульядет. Ныне правящий Рама IX и его супруга королева Сирикит принадлежат к династии Чакри и являются потомками короля Чулалонгкорна.

История королевской власти в Таиланде свидетельствует, что порядок престолонаследования и принятый позже соответствующий закон неоднократно нарушались в пользу отдельных дворцовых группировок или в интересах сохранения монархии.

Проблема престолонаследия в настоящее время

В конституциях страны вопрос престолонаследия трактовался по-разному. В Таиланде, как и ранее в Сиаме, престол передавался исключительно по мужской линии. Однако в 1974 г., согласно поправке к конституции, парламент по представлению Тайного совета наделялся правом назначить наследницей престола принцессу, но лишь в случае отсутствия наследника мужского пола. Это положение, сохраненное в ст. 23 «народной конституции» 1997 г., корректировало Закон о престолонаследии 1924 г. в части возможного воцарения наследника женского пола.

В конституции 1974 г. было сделано еще одно добавление

- в Дворцовый закон о престолонаследии можно было вносить поправки, что было запрещено ранее.

В конституции 1997 г. вопрос о передаче королевской власти решался в соответствии с Законом о престолонаследии 1924 г. Однако временная конституция 2006 г., принятая после переворота, сместившего премьер-министра Таксина Чиннавата, не содержала статьи о престолонаследии, а решение этой проблемы относила к «конституционной практике». Уже в конституции 2007 г. в статьях 22 и 23 вновь содержалась отсылка к Закону о престолонаследии 1924 г.

Конституции, принимавшиеся в Таиланде в последнее время, устанавливают, что внесение поправок к Дворцовому закону о престолонаследии является прерогативой короля. Таким образом, король может назначить наследником престола своего сына или любую из дочерей. Однако одна из его дочерей - старшая дочь Убонрат (Убон Раттана) утратила право на престол, поскольку вышла замуж за простолюдина и иностранца. (Она развелась со своим американским мужем и вернулась на родину, но лишилась высшего ранга принцессы). Таким образом, линия престолонаследия выглядит сегодня следующим образом: наследником престола является Е.К.В. Маха Вачиралонгкон, единственный сын короля Пумипхона Адульядета; второй в линии престолонаследия идет Е.К.В. принцесса Маха Чакри Сиринт-хон, третьей - Е.К.В. принцесса Чулапхон Валайлак.

5 декабря 1999 г. принцессе Сиринтхон присвоен специальный ранг Сомдет Пхра Тхепрат Ратсуда Чао Фа Маха Чакри Сиринтхон Раттхасима Кхунакон Пийячхат Сайям Бором-маратчакуман(кумари). Этот титул подтверждает исключительно высокий статус принцессы. В народе принцессу Сиринтхон называют «пратхеп» - ангел.

В следующем поколении династии Чакри наследный принц Вачиралонгкон имеет сыновей и дочерей от нескольких жен. Из всех его детей трое имеют высший ранг принцев Тяо фа (Чао фа): принцесса Батракитияна, дочь принца от первого брака с Соам Совали (племянницей королевы), принцесса Сириваннава-ри Нариратана, дочь от гражданского брака с Мом Срирасми и сын от брака с Мом Срирасми - принц Дипангкорн Расмичоти.

Принц Вачиралонгкорн не пользуется такой любовью в народе, как его отец и таким уважением, как его сестра. Поэтому в

связи с престолонаследием могут возникнуть определенные проблемы.

Роль Тайного совета при короле

Для решения проблем, связанных с королевским домом, в Таиланде действует Тайный совет при короле. Впервые он был образован по указу короля Чулалонгкорна в 1876 г. в ходе реформирования государственных учреждений Сиама. Функции совета при короле не сразу устоялись. Вначале Тайный совет с численностью 49 членов имел сферой своей деятельности законодательство, то есть он в какой-то степени выполнял функции парламента. Был также организован Совет государства, состоявший из 12 членов, преобразованный в дальнейшем в правительство. При короле Вачиравуде Тайный совет постоянно пополнялся и к концу его правления состоял из 233 человек. Его преемник король Прачатипок разделил его на: Верховный совет государства Сиам, состоявший из 5 принцев высокого ранга, который имел функции советников короля; Совет секретарей -правительство и Тайный совет, решавший некоторые законодательные вопросы.

Революция 1932 г. отменила эти институты. И лишь 15 лет спустя, когда вопрос о королевской власти стал рассматриваться в плане легитимизации правительства страны, в конституции

1947 г. был восстановлен Верховный совет государства при короле Пумипхоне Адульядете.

Законом установлено, что количество членов Тайного совета не должно превышать 18 человек. Они назначаются указом короля, который контрассигнуются Председателем Тайного совета. Председатель Тайного совета назначается указом короля, который контрассигнуется президентом Национальной ассамблеи. Члены Тайного совета дают, вступая в должность, особую клятву верности королю и обязуются действовать в интересах народа и страны. Члены Тайного совета не могут одновременно быть депутатами парламента, членами избирательной комиссии, уполномоченным по правам человека, членами национальной комиссии по правам человека, судьями конституционного и административного судов, комиссии по борьбе с коррупцией, государственной комиссии по аудиту, государственными служащими, получающими постоянную зарплату, управляющими го-

сударственными предприятиями, членами политический партий и не должны демонстрировать поддержку ни одной из них. На практике у членов Тайного совета имеются политические предпочтения. Членами Тайного совета назначаются отставные генералы, адмиралы, бывшие высокопоставленные судьи верховных судов, бывшие министры, некоторые представители наследственной знати. Все они - убежденные монархисты, сторонники сохранения существующего строя, представители так называемых «старых элит». Среди них есть деятели крайне правых взглядов, такие как Танин Крайвичиен, бывший премьер-министром в 1976 - 1977 гг., который жестоко подавил демократическое студенческое движение, ставшее угрозой существующему режиму, когда оно попыталось объединиться с профсоюзным, крестьянским движением и Компартией Таиланда. Членом Тайного совета являлся главный маршал авиации Ситтхи Савет-сила, бывший министром иностранных дел в 1980-1990 гг., также известный своими правыми взглядами.

Полномочия члена Тайного совета прекращается в случае его смерти, отставки или увольнения приказом короля. С сентября 1998 г. Тайный совет возглавляет опытный политический деятель, лично преданный королю Прем Тинсуланон, генерал в отставке и бывший премьер-министр.

По конституции 2007 г. Тайный совет наделяется широкими полномочиями по вопросам, связанным с функциями главы государства и институтом монархии. В случае неспособности короля исполнять свои обязанности и отсутствия регента, Тайный совет представляет Национальной ассамблее кандидатуру регента, которая должна быть одобрена законодательным органом путем голосования. В период пока регент не утвержден, его обязанности временно исполняет Председатель Тайного совета. Возможные поправки к закону 1924 г. о престолонаследии по поручению короля разрабатываются Тайным советом и утверждаются королем, а затем передаются Президенту Национальной Ассамблеи, который контрасигнует их.

Помимо престолонаследия Тайный совет занимается вопросами, связанными с содержанием и функционированием королевского дворцового хозяйства, члены его могут занимать должности в Фонде Махидона, в Бюро королевской собственно-

сти, от имени короля могут участвовать в официальных мероприятиях в качестве представителей короля.

В последнее время роль Тайного совета, и особенно его Председателя ген. Према Тинсуланона усилилась. В прессе много писали о том, что именно он стоял за переворотом, свергшим премьер-министра Таксина Чиннавата и за последовавшими акциями против сторонников и последователей Таксина. Можно с большой степенью уверенности предположить, что в будущем, при смене монарха, роль Тайного совета будет весьма велика.

Моральная сила короля. Политическая роль короля

Образ короля, стоящего над политикой, верен лишь отчасти. На деле роль короля Пумипхона Адульядета гораздо значительнее, чем его конституционные прерогативы. Король довольно активно, хотя и не всегда явно участвует в жизни страны. Своей нравственной силой и влиянием среди народа король скрепляет тайскую государственность. Он выступает как опора и защитник традиционных принципов буддийской морали. Ведя многолетнюю работу в провинции, помогая крестьянам решать их общинные проблемы, он выдвинул концепцию «самодостаточной экономики». Король и королева сыграли большую роль в сохранении и развитии традиционных народных промыслов и ремесел, в том числе, в качестве дополнительного источника доходов для сельского населения страны.

Политическая роль короля особенно явственно проявлялась в моменты национальных политических кризисов. За более, чем 63 года царствования короля Пумипхона Адульядета, страна пережила почти два десятка переворотов, во главе правительства сменилось 27 премьер-министров. Как правило, король поддерживал правительство, будь это военная хунта или кабинет министров, сформированный в результате парламентских выборов. Особое влияние институт монархии в лице короля Пумип-хона Адульядета приобрел при военном режиме Сарита Тхана-рата, между которым и королем установились хорошие личные отношения. С самого начала король был близок к генералам. Они его возвысили. Их связывают общие интересы.

Тем не менее, в ряде случаев, в конкретных политических обстоятельствах, король не только не поддерживал режим военных, но и выступал поборником демократии. Позиция короля в

периоды политического кризиса определялась его ролью охранителя тайской государственности, гаранта сохранения существующей в стране социально-политической системы и поддержания социальной стабильности. Некоторые факты, свидетельствующие о влиянии короля на политическую ситуацию в стране, приведенные ниже, позволяют сделать предположение о непоследовательности его действий. На самом же деле они вполне логичны и соответствуют принятой в Таиланде парадигме королевской власти.

В 60-е годы ХХ века, исходя из интересов момента, он поддерживал военные режимы Сарита и Тханома с их проамериканским и антикоммунистическим курсом. В 1973 г., король дал аудиенцию демократически настроенным студенческим лидерам, а когда ситуация на улицах столицы вышла из-под контроля и войска открыли огонь по демонстрантам, король приказал распахнуть ворота своего дворца, чтобы студенты смогли спастись. В 1976 г. при премьер-министре Танине Крайвичиене, кандидатура которого как человека, приближенного к королеве, была одобрена королем, правые силы устроили кровавую расправу в Тхаммасатском университете, и организовали травлю студенческих и других левых активистов.

Король остановил военные перевороты в 1981 и 1985 гг. Заставил прийти к соглашению генерала Сучинду Крапраюна и Чамлонга Симуанга в 1991-1992 г. Это был один из немногих случаев, когда король прямо и публично вмешался в конфликт. Он поддержал «народную конституцию» и процесс демократизации. После апрельских 2006 г. выборов Таксин имел аудиенцию у короля и заявил, что уходит из политики. (Правда, позднее он поменял свое решение, но его попытка апеллировать к королю остается фактом.) В стране сложилась ситуация политического противостояния. Король обратился к судьям (2006 г.) с тем, чтобы они вмешались и разрешили политический кризис. Конституционный суд отменил результаты апрельских выборов. Подписывая королевский декрет о проведении парламентских выборов 5 октября 2006 г. король, что было беспрецедентным, написал на нем пожелание, чтобы выборы были честными и справедливыми. Король поддержал военный переворот 2006 г., который сверг премьер-министра Таксина Чиннавата, а позднее

- одобрял правительства, которые находились у власти в 20062008 годах.

Были случаи, когда король отказывался от вмешательства в политику, несмотря на просьбы, обращенные к нему. (Так, в 2006 г. он уклонился от назначения премьер-министра, чего от него добивались политики).

Члены королевской семьи - крупные предприниматели, им принадлежат большие пакеты акций в ряде компаний, в том числе таких мощных, как «Саям семент» и Сиамский коммерческий банк. Часть финансовых средств, принадлежащих королевской семье, направляется на королевские проекты, которых было около 300. По данным журнала «Форбс», состояние короля

13

оценивается в 35 млрд. дол. Достоверность этой цифры может быть поставлена под сомнение, поскольку не понятна методика подсчета. Очевидно лишь то, что королевская семья обладает значительным капиталом.

Экономическая и политическая опора монархии - королевский двор и промонархические силы, наследственная аристократия, которые довольно активно участвовали в жизни страны, что особенно проявлялось в периоды острого кризиса, а также генералитет, высшая гражданская бюрократия и часть крупных предпринимателей, - то есть то, что называется «старыми элитами».

На другом социальном полюсе опора монархии - это городское и сельское население, так называемый простой народ. Здесь главное - нравственный облик «праведного монарха», представление о сакральной сущности короля, его благотворительная деятельность в провинциях.

Во второй половине ХХ века король и институт монархии стали важным элементом существующей в Таиланде политической системы и таиландского общества в целом. Вот почему вопрос о судьбе монархии приобретает особое значение.

Кризис политической системы Таиланда и перспективы

монархии

Личность короля Пумипхона Адульядета, а также его роль в политической системе Таиланда привлекает внимание многих иностранных исследователей. В настоящее время изданы 3 биографии короля, одна из них запрещена в Таиланде, поскольку в стране в связи с действующим законом об оскорблении величества возможны лишь апологетические публикации на эту тему.

Вопрос о престолонаследии касается судьбы монархии как таковой и членов королевской семьи. Но в значительно большей степени это вопрос - политический и связан с сохранением или изменением политической системы государства, а может быть и сохранением тайской государственности. Атака против монархии и против власти аматайятипатай (то есть элиты) ведется как со стороны новых экономически-политических элит, так и со стороны глобалистских сил, а также и со стороны искренних поборников демократии, полагающих, что республика лучше монархии. (Хотя целый ряд современных стран в Европе являются конституционными монархиями и это не мешает им поддерживать высокий уровень демократии. И, напротив, степень демократизации общества значительно больше связна с другими

- экономическими, социальными, политическими факторами.)

Как представляется, если монархия в Таиланде перестанет существовать, то это нанесет тяжелый удар по тайской идентичности, исторической преемственности, тайской культуре и т.п. в период глобализации, когда по замыслу архитекторов нового миропорядка, государства должны последовательно терять свой суверенитет над всеми сторонами жизни общества.

1 Стела Рамкамхэнга была, как полагают, найдена в 1833 г. королем Монгкутом, пребывавшем тогда в монашестве, на территории монастыря (Вата) Махатхат. В науке нет единства относительно подлинности данного памятника. В таиландской историографии этот артефакт рассматривается как уникальный источник по истории периода Сукхотхай. Текст надписи на стеле подтверждает идею «благословенного царствования», примером которого является правление Рамкамхэнга. См.: The Ra.mkha.m-haeng Controversy: Selected Papers. Edited by James F. Chamberlain. The Siam Society, 1991.

В тексте, вырезанном на каменной стеле, описывается процветающее королевство и превозносятся добродетели монарха. «Король Рам Камхэнг властвовал над всеми тайцами. Он был учителем, который научил всех тайцев правильно понимать добродетель и закон Дхармы. Среди всех людей, кто жил на землях тайцев, ни один не мог сравниться с ним в учености и мудрости, отваге и мужестве, в силе и живости...».

Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатович А.Н., Корнева В.И. М., 2000.

3Там же.

4 В традиционном сиамском обществе при проезде короля по улицам его подданным следовало падать ниц, чтобы не видеть лица монарха. Нарушения карались весьма жестоко.

5 Буддизм. Словарь. Под ред. Жуковской Н.Л., Игнатович А.Н., Корнева В.И. М., 2000.

6 В Таиланде, где за ХХ в. было совершено более двух десятков успешных переворотов и окончившихся неудачей попыток переворотов, после каждого из них, заканчивавшегося сменой власти, следовало принятие новой конституции, что объясняет их большое количество.

http//en.wikipedia.org/wiki/Constitutions_ of_ Thailand.

8 Решение о назначении парламентариев было принято как реакция на события 1973-1976 гг., когда радикальные демократические силы общества, прежде всего студенчество, стали оказывать серьезное влияние на развитие политической ситуации в стране. Власти стремились упрочить политический статус-кво, создав подконтрольный парламент.

9 Constitution of the Kingdom of Thailand, B.E. 2540 (1997), p. 3.

10 Constitution of the Kingdom of Thailand, B.E. 2540 (1997), p.4.

11 Существуют различия в написании тайских слов, в том числе имен собственных и различных титулов в английском и тайском языках. Чао Фа - принятое в англоязычных текстах написание. Тьао Фа - ближе к тайскому написанию и произношению.

12 «The Illustrious Chakry Family» Tudtu.http://members.tripod.com/~tudtu/chakri.html. Retrieved 2006-08-13.

13 Forbes, The World’s Richest Royals, 11 August 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.