Психология
себя более безопасно и свободно.
Таким образом, анализ результатов исследования позволяет выявить наиболее значимые со-циально-психологические особенности Интер-нет-зависимых студентов. Для них характерны сниженный уровень социально-психологической адаптации и эмоциональной комфортности, высокая тревожность, неприятие себя и других людей, повышенная интернальность, обуславливающая автономность и ориентацию на собственные интересы и желания, на предпочитаемые виды деятельности. Доминирующей стратегией совладания с жизненными трудностями будет являться эскапизм, уход от решения актуальных проблем. С высоким уровнем инернет-зависимо-сти будет сочетаться низкая лабильность и повышенная ригидность, инертность установок, настойчивость, склонность к педантизму. Такие люди в меньшей степени ориентируются на мнения и интересы окружающих, эгоцентричны, склонны к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам других людей. Их мотивацию отличает сочетание высокого уровня развития мотива «страх быть отвергнутым» с низким уровнем развития мотива «стремление к людям» что
заставляет активно избегать межличностных контактов. Все эти особенности обуславливают причины обращения к виртуальной реальности как к компенсирующему коммуникативному пространству и способствуют развитию Интернет-зависимости.
Библиографический список
1. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. -СПб.: Речь, 2007.
2. Бурова В.А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» Электронный ресурс http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
3. Электронный ресурс http:// sexualdysfunction.ru/sh.htm
4. Young Kimberly. Cyber-Disorders: The Mental Health Concern for the New Millennium. 107 th APA convention, 1999, University of Pittsburgh.
5. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость -новая форма аддиктивного поведения у подростков // Материалы конгресса по детской психиатрии. - Москва, 2001.
6. Электронный ресурс. WWW.Monitoring.ru.
УДК 159.9:316.6 Ф 762
Н. А. ФОМИНА, И. В. БАКОВА
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ОСОБЕННОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье рассмотрены структурная организация общительности как системного свойства личности и особенности социально-психологической адаптации «общительных» и «необщительных» студентов-первокурсников.
Общение является специфическим видом деятельности, взаимодействием людей, при котором они познают друг друга, вступают в определенные взаимоотношения, формируются как личности [2, с. 3].
В юношеском возрасте общение занимает особое место: потребность в интенсивном обще-
нии является одной из наиболее важных социально-психологических особенностей молодежи студенческого возраста, так как помогает наладить дружеские взаимоотношения, дает стимул к саморазвитию, личностному росту, самосовершенствованию, т.е. развитию новообразований личности [1].
192
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Н.А. Фомина, И.В. Бакова, 2009
Общительность, понимаемая как индивидуальная коммуникативная характеристика личности, проявляющаяся в стремлении к общению с людьми, легкости, инициативности, устойчивости, разнообразии и широте круга общения [3], проявляется в различных видах деятельности человека и во многом обеспечивает их успешность и результативность [1].
В связи с этим общительность включается в систему общепрофессиональных свойств личности и, без сомнения, является одним из важнейших профессиональных качеств студентов - будущих психологов и педагогов, которым предстоит работать в сфере «человек-человек». А для студентов-первокурсников общительность имеет особое значение, поскольку именно это свойство личности позволяет им в кратчайшие сроки успешно адаптироваться к новым и непростым для них условиям вуза.
В связи с этим предметом нашего исследования является изучение особенностей общительности студентов первого курса и их связь с успешностью их социально-психологической адаптации к условиям обучения в высшем учебном заведении.
В исследовании приняли участие 120 студентов 1 курса Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина в возрасте 17-18 лет (из них 4,2% юношей и 95,8%)девушек).
Общительность студентов изучалась нами в рамках концепции многомерно-функционального строения свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова, согласно которой свойство личности представляет собой целостную систему содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к реализации определенным способом конкретных отношений к окружающему миру и самому себе [2].
С помощью бланкового теста «Общительность» (БТО) А.И. Крупнова была исследована структурная организации общительности, представляющая собой единство мотивационных, динамических, продуктивных, эмоциональных, регуляторных и когнитивных характеристик [4].
На основании количественной выраженности и соотношения переменных динамического компонента общительности, свидетельствующих
о силе (эргичность) или слабости (аэргичность) стремления к осуществлению общительного поведения были выделены студенты с высоким (54 человека, 45% всей выборки), средним (30 человек, 25% выборки) и низким (36 человек, 30% выборки) уровнями эргичности общительности. В дальнейших исследованиях принимали участие представители двух крайних групп, которых мы назвали «общительными» и «необщительными».
В структуре общительности «общительных» и «необщительных» студентов-первокурсников с помощью ^критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия в выраженности всех переменных, за исключением операциональных трудностей (таблица 1).
У общительных студентов в содержательносмысловом блоке общительности более ярко выражены установочно-целевой (и обществен-но-деловые, и личностно-значимые цели), мотивационный (и социоцентрическая, и эгоцентрическая направленность мотивации), когнитивный (и осмысленность, и осведомленность) и продуктивный (и предметность, и субьектность) компоненты. В инструментально-стилевом блоке общительности обнаружены более высокие показатели эргичности, интернальной регуляции и стенич-ности. Они активно стремятся к общению, проявляют инициативу в завязывании знакомств, легко вступают в контакт, проявляют общительность даже при неблагополучных обстоятельствах. Их общительность, сопровождаемая чувствами радости и восхищения, нацелена и на достижение общественных целей, успеха в коллективной деятельности, получение опыта, достижение уважения окружающих людей, и на поддержание здоровья, достижение материального благополучия, обретение самостоятельности. Проявление общительности побуждается у них и желанием узнать самих себя, определиться в жизни, обрести новых друзей, и принять участие в делах коллектива, уделить внимание другим людям, прийти к ним на помощь, выразить сочувствие. При этом одна часть студентов этой группы осознает роль общительности в их жизни, а у другой части имеются достаточно поверхностные знания об этом качестве. Они используют общительность для решения практических задач, налаживания межличностных взаимоотношений, получения новой информации, для самосовершенствования.
тииа I
С »уктураоби - t ¿llbHOC ( К О0ШИ i ЫьНЬ|1 И необши! ельНы i П t'tcHtOB
Г руппы Компоненты и переменные ' Общи- тельные Необщи- тельные t-критерий Уроень значимости
Установочно- Общественно-деловые цели 45,5 38,3 3,469 0,001
-целевой Личностно-значимые цели 39,8 33,6 2,548 0,01
Мотивационный Социоцентричность 46,5 38,2 3,942 0
Эгоцентричность 39,9 32,2 2,749 0.008
Когнитивный Осмысленность 51,2 43,9 3,511 0.001
Осведомленность 52,2 35,2 3,545 0,001
Результативный Предметность 48,7 35,1 5,880 0
Субъектность 53,5 41,9 5,021 0
Регуляторный Интернальность 48,7 38,5 4,494 0
Экстернальность 24,2 30,6 -2,482 0,01
Динамический Эргичность 49,5 28,6 13,162 о
Аэргичность 25,4 31,7 -2,522 0,01
Эмоциональный Стеничность 54,01 42,5 4,918 ' 0
Астеничность 21,9 28,2 -2,148 ^’0,03
Рефлексивно- Оценочный Операциональные трудности 35,9 33,1 1,057 0,294
Личностные трудности 15,5 26,7 -3,761 0
Примечание достоверные рлзничия выделены серям фоном
“rir)ulnTej'".I.LJ,. I ■ •, ~t ’ ||-| lHn 'ty: ieHTFl. 1 po«! I">J10 k nhlLHITf UHOCTI OTrjv<«i i >1 Btl
nuKa3e en: arapvoHH"o ki;x n> p^MeH
iwx. aarn'HHO rn, acTOnmimieTH. i., .ic -i, ibHui iV HuHOUHl, |jWIhüCie> L0Jiep>fcatiJli.m
MblCJIOBOfi ÍJIur. ........... CIVi ‘ Mil' 1 ih.EUri
dr. .bí>-| ['. IcJlCUOH U 40 I iB[Uliliii|H )II] i ii' i i,i,ii ini vi.i.i iitjmbi'i 1 i¿-njcmj.| ii < 0ÍU1I HilU I, [‘ . -I tlíKi'tlMl Ilfl uecTBeHHorr i iHíii,,Mri m npoiiPv * obiiicHtui hf i ito' _ itji metí. -1 síiuHCHii i ii í<- iivi >t iHeuiHH> ye i bíhhí laaeioic/ i n i.'ioi iocth. kpyr 'i-: i6meHH» i it i" i ¡i ,i. -j iiobmti. kcii >i i i mi( ■ /r~,i[MK.i..r-1 n i Hiix )i.inaei lf| I IT i'IHO ■ rrovii l ínr 'Ti 'í^jIDi .TBJieHiri nhLUH i -ri'un ii • |i--i -íj vhkoíá-t i [O'immi "ii ui i'
> 'ni-i. Hepon i m- “ ■ iii n. ii i ii i kft' >h,11, cusí saih
■ HBi-fr*< I -ti ■ |"I">||M OI Mili II-HM-" pom nl-lpl' r('III. 401 TT-I l* vn . H<|1 H’ll .1 f l. l<l|, 'MC-il .1. »-
]11-1 ■"( ■ 1П ГЮСТ Mviir-fl Mipei’ i
1" I трочожчяютим ll> f'OTlií'fIMP f№ торолсен 401 IíjI'.i, BOÍILllKai il IfíH I п I ■ 3JI4K 1-1Г1Р => с ' ("-i Mil
и щьми, 1елов:со( но, см^ш^мис ■ г у 'вой 'О стано га i г 'i
*1 ||)с-| ГОРНОЙ CTPyKTVOC общ] TI )1Ы. II 1 ’ ОМНИ
1 ej..ЫЛ I reO^rilHTl М1М..СТЛИ I О -ГТерВОКурС-
hii.wi m сл{ фашения выл л гль ■ ю rpumai ■ 1 ра(таолицг 2 |
У ПСИПИТСЛЬНЫХ гтудентп I первый II 1'
гас< 1щенный, i гси1Тчно-см1 головой <1г i< ■ ip пош
I. I .1 IГ1ПЖИТ'' Щ i TV Т* IVMI4C I 'I |'Ч Г1~'П и те пе pf РМ 1ЫС i р II 1Ы I Ч1ГС170НПГ'"! 1CJI°КТ-Э ■i ,|.||Г'г 1-.Ц. II (0бР Г1<ЗГ°МРЧЧМе vi’- J41 Р'НО 1 T|p HIV1 ЧРП II О 1 ПМППМ0,М 1 , »г>)Г1ЯЦгр]1ЧН1 ,ч . |И1>Н1 I-I 3H-TíHVbl> " ЧИ> ■ ■' ' I НИ" I )' п
. íj"-, .....i переменная чрсч р\меч гапьнп
f 7 И fieBO1 ' 10 Н I4.J | ■< )t* l|/3K юр lJIIWFO: и
ГГИЧНС'<’ТНЫ> PC" ir 1] "М р О "ШеЧИИСл -!>’ JO '■ MI
вестник KTV им H íi Некрасова ♦ 2000 И1м |5
I (| ■ I ОНИЧеСКЧ? |'||| kMiHMIM ИМ I >■ > [«-”
г ЛЫ----L (. -IKKI1, I и .If I, l.l l.U .["I I- II,('III I II I '[ [ 114
miOTh .--ИЧНП1-1, , ,K- I f [,: ,Ы" II HX'liepf MShrtblt fieiji|ii-|, HBHO-OHf‘ll 1Н1Ч (1 компснеит; |i
'inn i i шчно' i I ретии (|акто[ iiK'ri uni ne-
t 1НСИИЫИ II II 1ЧИ II ■ - 111 )|ll l'”HOCTI IlHTiipHMfH. НОСТЬ СОЦИчиенфИЧЖИ'I I ООЩИГельНОС.ТИ ИОО-
шественно-леловые 'ели. с ильное стремление V оошечик: . ■глг'-'ие 'зсмт т -г-' *я,
оГ “С овы |.о ■.•'реилемия! 1М апс- чи' ПП1ЦРС ' РРННП! ппи' чя ия И ус " ^шчг--ги дечтельь<—и и • ,-чпм ' ^¥"Оегепя11чеи. > мостоятельипг.п I- р ^ояштенч!- эощительно-
Ifljlnun I
Фи1.1орна> ci ftv* I rjjaiiDiiiniсльнисI г- *>бшиi июныч к UeoOUHli ЁЛЬНЫХС I I jb-ut!FbulM)i- НИКОЬ
Переменные общительности Общительные | Необщительные
Факторы
1 2 3 1 2 3
Общественно-деловые цели 0,243 0,173 0,701 0,927- 0,150
Личностно-значимые цели 0,67f> 0,468 0,183 0,385 0,726 0,156
Эргичность 0,263 -0,434 0.585 0,403 0,557 -0,595 :
Аэргичность 0,638 0,331 -0,162 -0.264 0.720
Стеничность 0,651 -0,237 0,261 0,331 : о,бю -0,146
Астеничность 0,171 0,637 -0,408 0,402 0,810
Интернальность 0,245 0,667 0.816
Экстернальность 0,791 0,761
Социоцентричность 0,280 0.240 0.731 0,937 ; 0,127
Эгоцентричность 0,680 0,502 0,212 0,416 ; 0,745 0,143
Осмысленность 0,692 . 0,737 0,207 0,209
Осведомленность 0,82 1 0,111 0,720 0,187 0,118
Предметность 0,596 0,446 -0,119 0,833
Субъектность 0,672 0,247 0,303 0,443 -0,233
Операциональные трудности -0,154 0,603 0,406 -0,314 0,236 0,609
Личностные трудности 0.866 0,891
Примечание:. ptrv t-—ci i-м выпь^ны —чти;ски значимы: ф! жтор .гые *е ;;
У НеобЩИГеПьНЫл I 1УДеНЮ1! Г.ервый обще cnienHci icoi mi ивный(1щк do обраювали ciGt- не ['-менныь- киг шшвноги (сомионенIа, ишшсцеы-(i [j'mhiii lb I of i'it is г мы. I it iiiiibit teii и mi in. I
[HU1 lulLI I [ilCl.lllit'HHDn (ti-IKIii|ir i WUHIli- I 1
I у mi мин общительности И шиздмешой сфере ОКЛ , ШИ СI, \-[ ■ I I.-* ;ониче< KHI I till мчи#". I К Ирен lit I ■ Mill i I i 1ени HOC ( HHIi'pHfiill.HIIC I £. I (ЗД H ll'dp
монические ( иоцелгричность. личностно- 1начи ■
'[■>[.■ i'l- И I ИереМсЛНЬН IUp .'1И1 IM.I- [И. lie IIIИ
¿иленично-рефлекси111(ый фактор вобрал i) cenv tiOJVll-- Ht bill ^HCTpyvtCHIilllbHt- I Mil IOI О ЛС
■ ICiv ' a L-illix. t ibHO- I' II .' liepfc I. I '■ I..
С CKO U ti I -.1. tr-r Ш1Ж Illelill IHulll IvOMUOHiJII i -. a i -xvl г I II reiJHiUli, ilL I n
Нетрудно таметить, что в факторных ctpvi ^ I,,.?.' ощшельнс гп сои i ^ ных ч чео^шитея Hbi.i i IV leu О], с' I о, мие л СТЛК“”ТеЛЬНЫ.
Г).... I I 1
| | ■ 11" I |,. ] 11 I -1 Mi- lio ocpcjvu u>ie -ОГН^ГТЬ
Hi II ,j l.uViloH iii' I. hi I ЛЬН t t 1 .« J.
и i и о юн ричтн и в.' ’-О'Л iom..'viv
cm i ih ' i i фа) i 'ра ' и limit tb mij« 1 о Факи
р>1 Hct НИИ I -O'о I -1A I I yact t ой ьчиди
lib'll I...I nept .1 Iuliii i ']'Jl - I ь. av.
uoci ь. _.|ГС|сриалы10сть о сраии
i:0' iihie r--,'i. i‘ io .1 i ici, очение’j :гоц( r’ i
Hii'ii. ......... niFUb ’ля оиител нь ;
лен Or. Во.ЧОЖГ« ГЛ-I i л ани ГИЧГ-Ц ■
JCIblli'CTH, 111ЧН01 f II О I И1 'ЧГ Hi 'Г «
11еп 1Г'чикй i'( :и4,,rior>«t, мциа > н *я паботг И »пенс ми *я * сшии сипе тика
¿00'
і НсіЦІ-111 1It; ОС} ЩЄС ГЬЛ’ІНІШ, DOLuIlil ШІЛ 3CU4
гтутектов .оМПЛЄКс Проблем і оСшениь і или бость НЄПССТОЯНСТЕ J стремлений, бедно СП, при счов л способов реализации общительности, г іниженнсе настроени«.. разного рол і грудности во дзаимодействии с .сгружающим¡і людьми) буславливается сложностью вхождения и новую итуацию обучения е bv-i„, проблемами адапта
і "ч студентов периокурсникпп
ЬтожеЕ.оем- у ООПШ lejll.HF (X 01 УДЄН1ПІ' 1 »< сракгоре ..ицно< гн •na'iiiMtif цели эгшгентрнч-HD- ifc»f | временные продуктивно Ч> компонента11 сны не t а / неоошиіі;льньі\ сюїцечлвеи-НО ¡начи iVibiG цели yl СІгДИОЦеНірііЧНисіЬ, BO м 4)аь i эре у общительны л. аїрі и-іни^. і ь, etc гсьи -і Листь й ^кстернальиоі. сь, а неоощительпшл.
зргичності, ишернсиїьт v і редметность и в "■ -IV. у 11 ер Вbi, - ИНТЄрІіаЛЬНОСТЬ, Сі у вторы> - эк отернальность
Г ішмищькі методики Сі 1л 1.. годжерса і * Даймонда|5Jмамі были її :- ледоваьи соое стисошгально-гссихологп ческой адаптации оош' тр.иыых и неоещитрлыых г'^дент'чн-пеовокур'-
НИКОІ
Crpyrурн спішиш. (і леї <o"”'^ческой anar, т.шич в mix группах нльно раз тичала« і пі>-
МОЩМ< н-критепи-і ( ІЬІОЛСН’ II -Л 1К «ЬіЯвЛЄНМ С j-НІСІПЧеСКІ ІНЙНИМЬН раіЛИЧи» іиЄЖД' 4И.4--
rTJiuHt деЗіїдаптнйнисі и н-і^лі. ■ j t лиьян
себії Іірик 1И11) h неіірия ПЮДР>ІИл jMUhhJHoj. -
іюліу комфорІ> ІІ дискомфорту, внутреннему инешнему контролю и ведомости 1 та^таца 3)
І »*> r> J-M'ч
Cxp4Tcrvpa .оциальнч-психологичсскач чин і іці нобппггыи і‘ьп < необщителььь.* чуден і пп-нсріоткурплноїв
■ — Г руппы Переменные __ Общи- тельные Необщи- тельные t- критерий Уровень значимости
Адаптивность 140,1 131,9 1,789 0,078
Дезадаптивность 60,7 78,3 -3,532 0,001
Приятие себя 47,2 41,2 3,096 0-1 III'
Неприятие себя 8 14,3 -4,806 0.000
Приятие других 25,7 22,9 2,927 0,005
Неприятие других 10,8 16,7 -4,581 0.000
Эмоциональный комфорт 24,8 21,8 2,645 0,01
Эмоциональный дискомфорт 10,8 16,5 -3,605 0,001
Внутренний контроль 53,7 45,4 2,990 0,004
Внешний контроль 16,9 23,7 -3,319 о.ощ„ ^
Доминирование 10,6 9,2 1,280 0,205
Ведомость 15,7 19,2 -2,309 / ,, Д024 :
Эскапизм 13,8 14,5 -0,907 0,367
т рипечате- іічсі( верные г-їличи і-ылелены ctl blM , -,rlu vj
I 'бЩИТвЛЬНЫе С1уДеН' [ )ДобрЯЮТ И П -МНИЛ-Ч'Т себя 1 ТРУГИ' гкшеи ИКЯ1. TOi-riei- BLI .ОК'ТО
....... иовепяюг себе и ->kp ж-ш-ши« у мх
наст • отмечается положительный ^моииональ-f ый нас t j* >й v, ( ни m >лы -нот что прои> х. ,оя‘ЦИ‘ с ними с. обы1и> >вляюгс> результатом и; теять-о-НОСТИ
Собщ» 1 1ьныс с I ден ■ ы Медленны; cuianTw
£ уютс>» i< меняющимся условия vi имею, боле^ низкук: 'амооиенк, склонны i подчинению, самообвинению, критически и v раздражением от--ГОСЯТСЯ К ЛЮДЯМ, поэтому видят Ч 3 себе, И в о к
“ ЖгіЮи и* ,|р iviyiuecrt ННС* недо idlKH О* дают *->> негаі'ивной ■ рітенки В І ьЯ-іи с Чсд у НИл. естествен ні і, гтеоблалаеі отрицательный эмоци • ■^альный фоь а коиме юі и он \ считают, vtc
происходящие с ними ^ )Ьь тия являются резуль-j aroN лєйсі вия внешних зил < случая, Apvi иу j цей
J факторной rrpW'Typt: .. '”ИР^ТЬИ0-ГТСЧХ0’10-ги^еской адаптяттмм общительных ч необщи^еп^ нт ‘тудентмр -ПРрВПШ/рсиИКОВ иыдел^ и^ьче,»ь
рс фактор? (тяблии з 4)
Таблица 4
Факторная структура социально-психологической адаптации общительных и необщительных студентов-первокурсников
Переменные социально- психологической адаптации Общительные | Необщительные
Факторы
1 2 3 4 1 2 3 4
Адаптивность -0,284 0,704' 0,424 0,330 -0,325 0,353 0,680
Дезадаптивность -0,110 0,146 0.942
Принятие себя -0,241 0,803 0,277 -0,184 0,729 0,394
Непринятие себя 0,783 -0,167 0,811 -0,113 0,264
Принятие других -0,104 0,159 0,100 0,855 0,202 0,752: -0,105 -0,303
Непринятие других 0,803 -0,277 0,127 0,312 -0,175 0,312 0,775
Эмоциональный комфорт -0,108 0,785 0,105 -0,346 0,695 0,172 -0,124
Эмоциональный дискомфорт .0,884 -0,239 0,147 0,692 -0,296 0,336
Внутренний контроль 0,339 0,676 0,210 0,817 ? 0,376
Внешний контроль 0,883 -0,159 0,133 0,773 -0,342 -0,143
Доминирование 0,212 0.713 -0,355 0,126 0,830 0,199
Ведомость 0,310 -0,167 0,570 0,676 -0,235 0,120 0,571
Эскапизм 0,706 0,428 -0,348 0,679 -0,177
Примечание: серым цветом выделены статистически значимые факторные веса.
У общительных студентов в первый, самый насыщенный, «дезадаптивно-экстернальный» фактор вошли дезадаптивность, внешний контроль, неприятие себя и других, эмоциональный дискомфорт и эскапизм; во второй адаптивнокомфортный фактор - адаптивность, приятие себя и эмоциональный комфорт; в третий фактор доминирования и волевой регуляции - внутренний контроль и доминирование, а в четвертый фактор дружественности и покорности - приятие других и ведомость. Как видим, структура социально-психологической адаптации этих студентов противоречива: например, в 1-ом факторе-дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, а во 2-ом - противоположные характеристики; в 1-ом - непринятие других, а в 4-ом — их принятие; в 1 -ом внешний контроль, а в 3-ем — внутренний.
У необщительных студентов в первом факторе «дезадаптивности и самонеприятия» объединились те же дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, эскапизм, к которым добавилась еще и ведомость; во втором факторе удовлетворенности и волевой
регуляции - внутренний контроль, принятие других и себя, эмоциональный комфорт (последние
2 переменные, как и у общительных студентов); в третьем факторе доминирования и адаптивности - адаптивность и доминирование, отмеченное и у общительных; в четвертом факторе недовольства и подчинения - неприятие других и ведомость.
Как видим, первый фактор в структуре соци-ально-психологической адаптации у общительных и необщительных студентов достаточно похож и свидетельствует о том, что низкая самооценка, готовность к самообвинению, эмоциональный дискомфорт и уход от проблем, приводящие к дезадаптации, являются общими для всех студентов-первокурсников и, по-видимому, связаны со сложным периодом адаптации студентов к условиям вуза на первом курсе. При этом в первом факторе у общительных студентов непринятие других, критическое и презрительное отношение к окружающим людям, а у необщительных - ведомость, склонность к подчинению, мягкость, покорность.
Наличие во втором факторе у обеих групп
Психология
студентов принятия себя и эмоционального комфорта свидетельствует о том, что они в целом и в существенных частностях одобряют себя, имеют позитивную самооценку, и положительный эмоциональный настрой. Но если у общительных студентов это связано со скоростью их адаптации, то у необщительных - с принятием других и внутренним контролем, т.е. дружественным настроем по отношению к окружающим и ответственностью за свои дела и поступки.
В третий фактор у общительных студентов с высокими значениями вошли внутренний контроль и доминирование, а у необщительных — адаптивность и доминирование. Студенты обеих групп стремятся к превосходству в межличностных отношениях, но у первых это стремление связано с активной саморегуляцией, а у вторых — со скоростью и успешностью адаптации.
В четвертом факторе общей чертой, свойственной всем студентам, является ведомость, но общительные при этом дружественно настроены по отношению к окружающим, а необщительные относятся к людям с раздражением и презрением.
Таким образом, структура общительности у общительных и необщительных студентов специфична, что проявляется и в особенностях их социально-психологической адаптации.
Системно-функциональный подход к изучению свойств личности А.И. Крупнова, реализованный в нашей работе, позволяет строить инди-
видуальные программы развития и коррекции конкретных структурных составляющих общительности необщительных студентов-первокурс-ников (например, повышение осмысленности этого свойства, снижение эгоцентрической направленности мотивации и связанной с ней личностно-ориентированной продуктивности), что будет способствовать оптимизации и ускорению их адаптации к условиям вуза.
Библиографический список
1. Закамская Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2007. -17 с.
2. Исаева И.С. Индивидуально-типологичес-кие особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2008.
3. Крупнов А.И. Исследование психофизиологического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека // Психологический журнал. -1984.-Т.5.-№5.-С. 84-93.
4. Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. - М.: РУДН, 2007.
5. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Д.Я. Рай-городского. - Самара: Издательский Дом «Бах-рах-М», 2005.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15