Научная статья на тему 'Cравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности'

Cравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SOCIABILITY / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Н. А., Бакова И. В.

Статья посвящена важнейшей проблеме психологии высшей школы проблеме адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности и новой социальной среде. В ней рассматриваются особенности социально-психологической адаптации общительных и необщительных студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Н. А., Бакова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRUCTURAL ORGANIZATION OF SOCIABILITY

The article deals with the issues of social and psychological adaptation of first-year students. It analyses the results of the research of social and psychological adaptation of first-year students with various degree of sociability.

Текст научной работы на тему «Cравнительный анализ особенностей социально-психологической адаптации студентов с различной структурной организацией общительности»

УДК 159.9

CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

©2010 Н.А.Фомина, И.В.Бакова

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина

Статья поступила в редакцию 20.02.09.

Статья посвящена важнейшей проблеме психологии высшей школы - проблеме адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности и новой социальной среде. В ней рассматриваются особенности социально-психологической адаптации общительных и необщительных студентов-первокурсников.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, общительность, студенты-первокурсники.

В последнее время в связи с чрезвычайным ускорением, нестабильностью и напряженностью общественной жизни в нашей стране, требующей от современного человека социальной мобильности и гибкости, исследования социальной адаптации человека приобретают особую актуальность. Адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности всегда, независимо от возраста человека, проходит очень сложно. Для адаптации к новой социальной среде необходимо быстро найти свое место в совместной деятельности, определить свою роль в новом коллективе, выработать образцы мышления и поведения, отражающие систему ценностей и норм этого коллектива, сформировать навыки и умения межличностного общения в этом коллективе1. Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Социально-психологическая адаптация выступает как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другим людьми, обществом в целом2.

Фомина Наталья Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru Бакова Ирина Владимировна, ассистент кафедры общей и возрастной психологии Института психологии, педагогики и социальной работы. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru

1 Лисовский В.Т, Дмитриев А.В. Личность студентов. -Л.: 1974.

2 Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-

справочник. (Библиотека практической психологии).-

Мн.; М.: 2001.

Период окончания школы и поступления в вуз является одним из наиболее ответственных и критических в психологическом плане этапов в развитии личности, связанных с вхождением в новую социальную ситуацию развития, а значит - трансформацией прежних и возникновением новых форм взаимодействия с окружающим миром. Адаптация бывших школьников, а нынешних первокурсников является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя адаптацию к учебной деятельности (к новым формам и методам обучения, усложнению содержания учебных предметов и др.) и к новой социальной среде - учебной группе (В.Т.Лисовский).

Проблема адаптации как одного из важнейших факторов развития личности студента в той или иной мере исследовалась как в отечественной (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина И.А.Зимняя, В.Т.Лисовский, В.А.Сластенин, А.А.Налчжанян и др.), так и в зарубежной психологии (Дж.Брунер, Дж.Дьюи, Р.Мэй, К.Роджерс и др.).

Очень большой ежегодный отсев первокурсников показывает, что социально-психологическая адаптация вчерашних старшеклассников, а нынешних студентов к условиям обучения в вузе проходит со значительными трудностя-ми3, которые проявляются в нарушении учебной деятельности, что препятствует формированию квалифицированных специалистов, а также в нарушениях поведения вплоть до обострения нервно-психических заболеваний4. В связи с этим перед психологической наукой и практи-

3 Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. канд. дис. - М.: 1990.

4 Полосухина А.А. Некоторые вопросы воспитательной работы со студентами во внеучебное время. - Рига: 1970.

кой, в частности перед вузовскими преподавателями и психологами, стоит серьезная задача социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения, т.е. оптимизации процесса вхождения юношей и девушек в вузовскую жизнь путем отбора наиболее эффективных подходов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с ними. Тем более что успешная адаптация студентов в учебной группе выступает как необходимое условие их продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения и развития индивидуальности.

Нами было проведено исследование особенностей социально-психологической адаптации 120 студентов-первокурсников Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина с помощью методики К.Роджерса и Р.Даймонда, которая позволила выявить, как соотносятся жизненные цели, образ жизни, стиль поведения,

мысли, привычки студентов с новой для них социальной ситуацией. Результаты исследования социально-психологической адаптации всей выборки студентов показали, что у студентов первого курса в целом высокий уровень адаптивности, принятия себя и других и внутреннего контроля при средних показателях эмоционального комфорта, доминирования, ведомости, эскапизма и низких - эмоционального дискомфорта и внешнего контроля (см. таб. 1). Это свидетельствует о том, что они имеют позитивную самооценку, доверяют себе, дружественно относятся к миру и окружающим людям, принимают их, одобряют их жизнь, кроме того, имеют активную жизненную позицию, осознают, что достижение жизненных целей зависит от них самих, редко обнаруживают выраженные отрицательные эмоциональные состояния, в связи с чем достаточно быстро адаптируются к условиям вуза.

Таб. 1. Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

Параметры Среднее значение Нормы Интегральные показатели %

Адаптивность 141,4 68 - 136 Адаптация 66

Дезадаптивность 62,5 68 - 136

Принятие себя 47,5 22 - 42 Самопринятие 80

Непринятие себя 7,2 14 - 28

Приятие других 24,6 12 - 24 Принятие других 69

Неприятие других 11,6 14 - 28

Эмоциональный комфорт 25,5 14 - 28 Эмоциональная комфортность 64

Эмоциональный дискомфорт 10,9 14 - 28

Внутренний контроль 56,1 26 - 52 Интернальность 64

Внешний контроль 16,8 18 - 36

Доминирование 10,5 6 - 12 Стремление к доминированию 53

Ведомость 15,7 12 - 24

Эскапизм 14,5 10 - 20

Таб. 2. Социально-психологическая адаптация общительных и необщительных студентов 1-го курса

' —-——^^^ Группы Переменные ' —-—^^^ Общительные Необщительные ^критерий Уровень значимости

Адаптивность 140,1 131,9 1,789 0,078

Дезадаптивность 60,7 78,3 -3,532 0,001

Принятие себя 47,2 41,2 3,096 0,003

Непринятие себя 8 14,3 -4,806 0,000

Принятие других 25,7 22,9 2,927 0,005

Непринятие других 10,8 16,7 -4,581 0,000

Эмоциональный комфорт 24,8 21,8 2,645 0,01

Эмоциональный дискомфорт 10,8 16,5 -3,605 0,001

Внутренний контроль 53,7 45,4 2,990 0,004

Внешний контроль 16,9 23,7 -3,319 0,001

Доминирование 10,6 9,2 1,280 0,205

Ведомость 15,7 19,2 -2,309 0,024

Эскапизм 13,8 14,5 -0,907 0,367

Примечание: достоверные различия выделены серым фоном.

Принимая во внимание, что трудности адап- развития у студентов-первокурсников могут воз-тации к новым условиям жизни и личностного никать из-за сложностей в общении, важным, на

наш взгляд, является развитие их общительности как важнейшего свойства личности и формирование навыков позитивного межличностного общения.

Результаты проведенного нами исследования особенностей их общительности как системного свойства личности в русле целостно-функционального подхода А.И.Крупнова (1999, 2007) позволили выделить среди них группу (54 человека, 45 % выборки) общительных (с высоким уровнем эргичности общительности, т.е. стремления к общению, инициативы, готовности реализовывать общительное поведение), необщительных (36 человек, 30% выборки) (с низким уровнем эргичности общительности) и средне общительных (30 человек, 25% выборки) студентов.

Нами было обнаружено, что социально-психологическая адаптация общительных и необщительных студентов-первокурсников неодинакова: у них статистически различаются показатели дезадаптивности, принятия и непринятия

себя и других, эмоционального комфорта и дискомфорта, внутреннего и внешнего контроля и ведомости (см. таб. 2).

Общительные студенты одобряют и принимают себя и других людей, имеют более высокую самооценку, доверяют себе и окружающим; у них чаще отмечается положительный эмоциональный настрой и они полагают, что происходящие с ними события являются результатом их деятельности.

В факторной структуре социально-психологической адаптации этих студентов второй адаптивно-комфортный фактор составили адаптивность (0,704), принятие себя (0,803), эмоциональный комфорт (0,785); третий фактор доминирования и ответственности -внутренний контроль (0,676) и доминирование (0,713); четвертый фактор дружественности и покорности - принятие других (0,855) и ведомость (0,570) (см. таб.3).

Таб.3. Факторная структура социально-психологической адаптации общительных и необщительных

студентов 1 курса

Общительные Необщительные

Переменные социально- Факторы

психологической адаптации

1 2 3 4 1 2 3 4

Адаптивность -0,284 0,704 0,424 0,330 -0,325 0,353 0,680

Дезадаптивность 0,945 -0,110 0,146 0,942

Принятие себя -0,241 0,803 0,277 -0,184 0,729 0,394

Непринятие себя 0,783 -0,167 0,811 -0,113 0,264

Принятие других -0,104 0,159 0,100 0,855 0,202 0,752 -0,105 -0,303

Непринятие других 0,803 -0,277 0,127 0,312 -0,175 0,312 0,775

Эмоциональный комфорт -0,108 0,785 0,105 -0,346 0,695 0,172 -0,124

Эмоциональный дискомфорт 0,884 -0,239 0,147 0,692 -0,296 0,336

Внутренний контроль 0,339 0,676 0,210 0,817 0,376

Внешний контроль 0,883 -0,159 0,133 0,773 -0,342 -0,143

Доминирование 0,212 0,713 -0,355 0,126 0,830 0,199

Ведомость 0,310 -0,167 0,570 0,676 -0,235 0,120 0,571

Эскапизм 0,706 0,428 -0,348 0,679 -0,177

Примечание: серым цветом выделены статистически значимые факторные веса.

Необщительные студенты медленнее адаптируются к меняющимся условиям, имеют более низкую самооценку, склонны к подчинению, самообвинению, критически и с раздражением относятся к людям, поэтому видят и в себе, и в окружающих преимущественно недостатки, ожидают их негативной оценки, в связи с чем у них, естественно, преобладает отрицательный эмоциональный фон, и они считают, что все происходящее с ними - результат действия внешних сил (случая, других людей).В факторной структуре социально-психологической адаптации этой группы студентов первый «дезадаптивно-подчиняющийся» фактор объединил дезадаптив-

ность (0,942), непринятие себя (0,811), эмоциональный дискомфорт (0,692), внешний контроль (0,773), ведомость (0,676) и эскапизм (0,679); второй фактор удовлетворенности и волевой регуляции - принятие себя (0,729) и других (0,752), эмоциональный комфорт (0,695) и внутренний контроль (0,817); третий фактор доминирования и адаптивности - адаптивность (0,680) и доминирование (0,830); четвертый фактор недовольства и подчинения - непринятие других (0,775) и ведомость (0,571). Как видим, в факторной структуре социально-психологической адаптации общительных и не-

общительных студентов-первокурсников есть общие и отличительные особенности.

У необщительных и даже у общительных студентов в достаточно насыщенный первый фактор вошли дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и эскапизм, что, возможно, связано с низкой самооценкой, готовностью к самообвинению, эмоциональным дискомфортом и попыткой ухода от проблем большинства вчерашних школьников на начальном этапе адаптации к новым условиям учебной деятельности в вузе. Вместе с тем, у общительных студентов в первом факторе - непринятие других, критическое и презрительное отношение к окружающим людям, а у необщительных - ведомость, склонность к подчинению, мягкость, покорность, что свидетельствует о том, что вышеперечисленные проявления дезадаптивности у них связаны с различными дополнительными характеристиками, поэтому первый, самый насыщенный фактор у необщительных студентов мы назвали «дезадап-тивно-подчиняющийся», а у общительных - «де-задаптивно-враждебный». Во втором факторе у обеих групп студентов были обнаружены принятие себя и эмоциональный комфорт, скорее всего, отражающие их позитивную самооценку и положительные эмоции, вызванные поступлением в вуз и способностью преодолеть преграды на пути к достижению этой желанной и престижной цели. Но если у общительных студентов эти характеристики связаны еще и с адаптивностью, ее быстротой, то у необщительных - с приняти-

ем других, дружественным настроем по отношению к окружающим и ответственностью за свои дела и поступки, обеспечиваемой внутренним самоконтролем.

В третий фактор у общительных и необщительных студентов вошло доминирование -общее стремление к превосходству в межличностных отношениях, однако у общительных это стремление связано с активной саморегуляцией, а у необщительных - со скоростью и успешностью адаптации.

В четвертом факторе у студентов обеих сравниваемых групп оказалась ведомость, но у общительных эта зависимость от окружающих сопровождается дружественным отношением к ним, а у необщительных - недоверчивым, раздражительным отношением.

Итак, социально-психологическая адаптация по-разному протекает у общительных и необщительных студентов-первокурсников. Быстрой и успешной адаптации необщительных студентов мешает целый ряд специфических личностно-поведенческих проблем, среди которых низкая самооценка, склонность к подчинению при враждебном отношении к окружающим, отрицательный эмоциональный фон, недостаточная внутренняя волевая саморегуляция, поэтому в процессе обучения и воспитания студентов первого курса необходимо особое внимание уделять развитию их общительности как важнейшего свойства личности и коррекции эмоциональной и волевой сфер.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRUCTURAL ORGANIZATION

OF SOCIABILITY

©2010 N.A Fomina., I.V.Bakova

Ryazan State University named after S.A.Esenin

The article deals with the issues of social and psychological adaptation of first-year students. It analyses the results of the research of social and psychological adaptation of first-year students with various degree of sociability.

Key words: social and psychological adaptation, sociability, first-year students.

Fomina Natalia Alexandrovna, Doctor of science (Psychology), professor, head of the chair of personality psychology, special psychology and correction pedagogics. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru Bakova Irina Vladimirovna, Assistant of the chair of personality psychology, special psychology and correction pedagogics. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.