УДК 159.9
CРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
©2010 Н.А.Фомина, И.В.Бакова
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина
Статья поступила в редакцию 20.02.09.
Статья посвящена важнейшей проблеме психологии высшей школы - проблеме адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности и новой социальной среде. В ней рассматриваются особенности социально-психологической адаптации общительных и необщительных студентов-первокурсников.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, общительность, студенты-первокурсники.
В последнее время в связи с чрезвычайным ускорением, нестабильностью и напряженностью общественной жизни в нашей стране, требующей от современного человека социальной мобильности и гибкости, исследования социальной адаптации человека приобретают особую актуальность. Адаптация человека к новым условиям жизни и деятельности всегда, независимо от возраста человека, проходит очень сложно. Для адаптации к новой социальной среде необходимо быстро найти свое место в совместной деятельности, определить свою роль в новом коллективе, выработать образцы мышления и поведения, отражающие систему ценностей и норм этого коллектива, сформировать навыки и умения межличностного общения в этом коллективе1. Социально-психологическая адаптация - процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Социально-психологическая адаптация выступает как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другим людьми, обществом в целом2.
Фомина Наталья Александровна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru Бакова Ирина Владимировна, ассистент кафедры общей и возрастной психологии Института психологии, педагогики и социальной работы. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru
1 Лисовский В.Т, Дмитриев А.В. Личность студентов. -Л.: 1974.
2 Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-
справочник. (Библиотека практической психологии).-
Мн.; М.: 2001.
Период окончания школы и поступления в вуз является одним из наиболее ответственных и критических в психологическом плане этапов в развитии личности, связанных с вхождением в новую социальную ситуацию развития, а значит - трансформацией прежних и возникновением новых форм взаимодействия с окружающим миром. Адаптация бывших школьников, а нынешних первокурсников является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя адаптацию к учебной деятельности (к новым формам и методам обучения, усложнению содержания учебных предметов и др.) и к новой социальной среде - учебной группе (В.Т.Лисовский).
Проблема адаптации как одного из важнейших факторов развития личности студента в той или иной мере исследовалась как в отечественной (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина И.А.Зимняя, В.Т.Лисовский, В.А.Сластенин, А.А.Налчжанян и др.), так и в зарубежной психологии (Дж.Брунер, Дж.Дьюи, Р.Мэй, К.Роджерс и др.).
Очень большой ежегодный отсев первокурсников показывает, что социально-психологическая адаптация вчерашних старшеклассников, а нынешних студентов к условиям обучения в вузе проходит со значительными трудностя-ми3, которые проявляются в нарушении учебной деятельности, что препятствует формированию квалифицированных специалистов, а также в нарушениях поведения вплоть до обострения нервно-психических заболеваний4. В связи с этим перед психологической наукой и практи-
3 Волович А.С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. канд. дис. - М.: 1990.
4 Полосухина А.А. Некоторые вопросы воспитательной работы со студентами во внеучебное время. - Рига: 1970.
кой, в частности перед вузовскими преподавателями и психологами, стоит серьезная задача социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения, т.е. оптимизации процесса вхождения юношей и девушек в вузовскую жизнь путем отбора наиболее эффективных подходов, методов и приемов учебно-воспитательной работы с ними. Тем более что успешная адаптация студентов в учебной группе выступает как необходимое условие их продуктивной социальной активности, профессионального самоопределения и развития индивидуальности.
Нами было проведено исследование особенностей социально-психологической адаптации 120 студентов-первокурсников Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина с помощью методики К.Роджерса и Р.Даймонда, которая позволила выявить, как соотносятся жизненные цели, образ жизни, стиль поведения,
мысли, привычки студентов с новой для них социальной ситуацией. Результаты исследования социально-психологической адаптации всей выборки студентов показали, что у студентов первого курса в целом высокий уровень адаптивности, принятия себя и других и внутреннего контроля при средних показателях эмоционального комфорта, доминирования, ведомости, эскапизма и низких - эмоционального дискомфорта и внешнего контроля (см. таб. 1). Это свидетельствует о том, что они имеют позитивную самооценку, доверяют себе, дружественно относятся к миру и окружающим людям, принимают их, одобряют их жизнь, кроме того, имеют активную жизненную позицию, осознают, что достижение жизненных целей зависит от них самих, редко обнаруживают выраженные отрицательные эмоциональные состояния, в связи с чем достаточно быстро адаптируются к условиям вуза.
Таб. 1. Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников
Параметры Среднее значение Нормы Интегральные показатели %
Адаптивность 141,4 68 - 136 Адаптация 66
Дезадаптивность 62,5 68 - 136
Принятие себя 47,5 22 - 42 Самопринятие 80
Непринятие себя 7,2 14 - 28
Приятие других 24,6 12 - 24 Принятие других 69
Неприятие других 11,6 14 - 28
Эмоциональный комфорт 25,5 14 - 28 Эмоциональная комфортность 64
Эмоциональный дискомфорт 10,9 14 - 28
Внутренний контроль 56,1 26 - 52 Интернальность 64
Внешний контроль 16,8 18 - 36
Доминирование 10,5 6 - 12 Стремление к доминированию 53
Ведомость 15,7 12 - 24
Эскапизм 14,5 10 - 20
Таб. 2. Социально-психологическая адаптация общительных и необщительных студентов 1-го курса
' —-——^^^ Группы Переменные ' —-—^^^ Общительные Необщительные ^критерий Уровень значимости
Адаптивность 140,1 131,9 1,789 0,078
Дезадаптивность 60,7 78,3 -3,532 0,001
Принятие себя 47,2 41,2 3,096 0,003
Непринятие себя 8 14,3 -4,806 0,000
Принятие других 25,7 22,9 2,927 0,005
Непринятие других 10,8 16,7 -4,581 0,000
Эмоциональный комфорт 24,8 21,8 2,645 0,01
Эмоциональный дискомфорт 10,8 16,5 -3,605 0,001
Внутренний контроль 53,7 45,4 2,990 0,004
Внешний контроль 16,9 23,7 -3,319 0,001
Доминирование 10,6 9,2 1,280 0,205
Ведомость 15,7 19,2 -2,309 0,024
Эскапизм 13,8 14,5 -0,907 0,367
Примечание: достоверные различия выделены серым фоном.
Принимая во внимание, что трудности адап- развития у студентов-первокурсников могут воз-тации к новым условиям жизни и личностного никать из-за сложностей в общении, важным, на
наш взгляд, является развитие их общительности как важнейшего свойства личности и формирование навыков позитивного межличностного общения.
Результаты проведенного нами исследования особенностей их общительности как системного свойства личности в русле целостно-функционального подхода А.И.Крупнова (1999, 2007) позволили выделить среди них группу (54 человека, 45 % выборки) общительных (с высоким уровнем эргичности общительности, т.е. стремления к общению, инициативы, готовности реализовывать общительное поведение), необщительных (36 человек, 30% выборки) (с низким уровнем эргичности общительности) и средне общительных (30 человек, 25% выборки) студентов.
Нами было обнаружено, что социально-психологическая адаптация общительных и необщительных студентов-первокурсников неодинакова: у них статистически различаются показатели дезадаптивности, принятия и непринятия
себя и других, эмоционального комфорта и дискомфорта, внутреннего и внешнего контроля и ведомости (см. таб. 2).
Общительные студенты одобряют и принимают себя и других людей, имеют более высокую самооценку, доверяют себе и окружающим; у них чаще отмечается положительный эмоциональный настрой и они полагают, что происходящие с ними события являются результатом их деятельности.
В факторной структуре социально-психологической адаптации этих студентов второй адаптивно-комфортный фактор составили адаптивность (0,704), принятие себя (0,803), эмоциональный комфорт (0,785); третий фактор доминирования и ответственности -внутренний контроль (0,676) и доминирование (0,713); четвертый фактор дружественности и покорности - принятие других (0,855) и ведомость (0,570) (см. таб.3).
Таб.3. Факторная структура социально-психологической адаптации общительных и необщительных
студентов 1 курса
Общительные Необщительные
Переменные социально- Факторы
психологической адаптации
1 2 3 4 1 2 3 4
Адаптивность -0,284 0,704 0,424 0,330 -0,325 0,353 0,680
Дезадаптивность 0,945 -0,110 0,146 0,942
Принятие себя -0,241 0,803 0,277 -0,184 0,729 0,394
Непринятие себя 0,783 -0,167 0,811 -0,113 0,264
Принятие других -0,104 0,159 0,100 0,855 0,202 0,752 -0,105 -0,303
Непринятие других 0,803 -0,277 0,127 0,312 -0,175 0,312 0,775
Эмоциональный комфорт -0,108 0,785 0,105 -0,346 0,695 0,172 -0,124
Эмоциональный дискомфорт 0,884 -0,239 0,147 0,692 -0,296 0,336
Внутренний контроль 0,339 0,676 0,210 0,817 0,376
Внешний контроль 0,883 -0,159 0,133 0,773 -0,342 -0,143
Доминирование 0,212 0,713 -0,355 0,126 0,830 0,199
Ведомость 0,310 -0,167 0,570 0,676 -0,235 0,120 0,571
Эскапизм 0,706 0,428 -0,348 0,679 -0,177
Примечание: серым цветом выделены статистически значимые факторные веса.
Необщительные студенты медленнее адаптируются к меняющимся условиям, имеют более низкую самооценку, склонны к подчинению, самообвинению, критически и с раздражением относятся к людям, поэтому видят и в себе, и в окружающих преимущественно недостатки, ожидают их негативной оценки, в связи с чем у них, естественно, преобладает отрицательный эмоциональный фон, и они считают, что все происходящее с ними - результат действия внешних сил (случая, других людей).В факторной структуре социально-психологической адаптации этой группы студентов первый «дезадаптивно-подчиняющийся» фактор объединил дезадаптив-
ность (0,942), непринятие себя (0,811), эмоциональный дискомфорт (0,692), внешний контроль (0,773), ведомость (0,676) и эскапизм (0,679); второй фактор удовлетворенности и волевой регуляции - принятие себя (0,729) и других (0,752), эмоциональный комфорт (0,695) и внутренний контроль (0,817); третий фактор доминирования и адаптивности - адаптивность (0,680) и доминирование (0,830); четвертый фактор недовольства и подчинения - непринятие других (0,775) и ведомость (0,571). Как видим, в факторной структуре социально-психологической адаптации общительных и не-
общительных студентов-первокурсников есть общие и отличительные особенности.
У необщительных и даже у общительных студентов в достаточно насыщенный первый фактор вошли дезадаптивность, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и эскапизм, что, возможно, связано с низкой самооценкой, готовностью к самообвинению, эмоциональным дискомфортом и попыткой ухода от проблем большинства вчерашних школьников на начальном этапе адаптации к новым условиям учебной деятельности в вузе. Вместе с тем, у общительных студентов в первом факторе - непринятие других, критическое и презрительное отношение к окружающим людям, а у необщительных - ведомость, склонность к подчинению, мягкость, покорность, что свидетельствует о том, что вышеперечисленные проявления дезадаптивности у них связаны с различными дополнительными характеристиками, поэтому первый, самый насыщенный фактор у необщительных студентов мы назвали «дезадап-тивно-подчиняющийся», а у общительных - «де-задаптивно-враждебный». Во втором факторе у обеих групп студентов были обнаружены принятие себя и эмоциональный комфорт, скорее всего, отражающие их позитивную самооценку и положительные эмоции, вызванные поступлением в вуз и способностью преодолеть преграды на пути к достижению этой желанной и престижной цели. Но если у общительных студентов эти характеристики связаны еще и с адаптивностью, ее быстротой, то у необщительных - с приняти-
ем других, дружественным настроем по отношению к окружающим и ответственностью за свои дела и поступки, обеспечиваемой внутренним самоконтролем.
В третий фактор у общительных и необщительных студентов вошло доминирование -общее стремление к превосходству в межличностных отношениях, однако у общительных это стремление связано с активной саморегуляцией, а у необщительных - со скоростью и успешностью адаптации.
В четвертом факторе у студентов обеих сравниваемых групп оказалась ведомость, но у общительных эта зависимость от окружающих сопровождается дружественным отношением к ним, а у необщительных - недоверчивым, раздражительным отношением.
Итак, социально-психологическая адаптация по-разному протекает у общительных и необщительных студентов-первокурсников. Быстрой и успешной адаптации необщительных студентов мешает целый ряд специфических личностно-поведенческих проблем, среди которых низкая самооценка, склонность к подчинению при враждебном отношении к окружающим, отрицательный эмоциональный фон, недостаточная внутренняя волевая саморегуляция, поэтому в процессе обучения и воспитания студентов первого курса необходимо особое внимание уделять развитию их общительности как важнейшего свойства личности и коррекции эмоциональной и волевой сфер.
COMPARATIVE ANALYSIS OF PECULIARITIES OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT STRUCTURAL ORGANIZATION
OF SOCIABILITY
©2010 N.A Fomina., I.V.Bakova
Ryazan State University named after S.A.Esenin
The article deals with the issues of social and psychological adaptation of first-year students. It analyses the results of the research of social and psychological adaptation of first-year students with various degree of sociability.
Key words: social and psychological adaptation, sociability, first-year students.
Fomina Natalia Alexandrovna, Doctor of science (Psychology), professor, head of the chair of personality psychology, special psychology and correction pedagogics. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru Bakova Irina Vladimirovna, Assistant of the chair of personality psychology, special psychology and correction pedagogics. E-mail: psiphom@mail. ryazan. ru