их жизнь, имеют активную жизненную позицию, осознают, что достижение жизненных целей зависит от них самих.
Принимая во внимание, что трудности адаптации к новым условиям жизни и личностного развития у студентов-первокурсников могут возникать из-за сложностей в общении, на наш взгляд, важным является развитие их общительности как важнейшего свойства личности и формирование навыков позитивного межличностного общения.
Таблица 1
Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников
Параметры Среднее значение Нормы Интегральные показатели %
Адаптивность 141,4 68-136 Адаптация 66
Дезадаптивность 62,5 68-136
Приятие себя 47,5 22-42 Самоприятие 80
Неприятие себя 7,2 14-28
Приятие других 24,6 12-24 Приятие других 69
Неприятие других 11,6 14-28
Эмоциональный комфорт 25,5 14-28 Эмоциональная комфортность 64
Эмоциональный дискомфорт 10,9 14-28
Внутренний контроль 56,1 26-52 Интернальность 64
Внешний контроль 16,8 18-36
Доминирование 10,5 6-12 Стремление к доминированию 53
Ведомость 15,7 12-24
Эскапизм 14,5 10-20
Результаты проведенного нами исследования особенностей общительности как системного свойства личности студентов-первокурсников в русле целостно-функционального подхода А. И. Крупнова (1999,2007) позволили выделить среди них группу общительных студентов (с высоким уровнем эргичности общительности, т. е. стремления к общению, инициативы, готовности реализовывать общительное поведение) (54 человека, составивших 45% всей выборки) и необщительных (с низким уровнем эргичности
общительности (36 человек, 30% выборки), группа студентов со средним уровнем выраженности эргичности общительности (20 человек, 25% выборки) не принимала участие в дальнейших исследованиях.
Для общительных студентов характерно активное стремление к общению, проявление инициативы в завязывании знакомств, легкость вступления в контакт, склонность к проявлению своей общительности даже при неблагополучных обстоятельствах. Их общительность, сопровождаемая чувствами радости и восхищения, нацелена и на достижение общественных целей, успеха в коллективной деятельности, получение опыта, достижение уважения окружающих людей, и на поддержание здоровья, достижение материального благополучия, обретение самостоятельности. Проявление общительности побуждается у них и желанием узнать самих себя, определиться в жизни, обрести новых друзей, и принять участие в делах коллектива, уделить внимание другим людям, прийти к ним на помощь, выразить сочувствие. При этом одна часть студентов этой группы осознает роль общительности в их жизни, а у другой части имеются достаточно поверхностные знания об этом качестве. Они используют общительность для решения практических задач, налаживания межличностных взаимоотношений, получения новой информации, для самосовершенствования (табл. 2).
Таблица 2
Структура общительности общительных и необщительных студентов-первокурсников
Компоненты и переменные Группы Общительные Необщительные І- критерий Уровень
Установочно Общественно- ¡¡\nOI3Lie МОЛ!' 45,5 38,3 3,469 0,001
-целевой Личностнозначимые цели 39,8 33,6 2,548 0,01
Мотивационный Социоцентричность 46,5 38,2 3,942 0
Эгоцентричность 39,9 32,2 2,749 0,008
Когнитивный Осмысленность 51,2 43,9 3,511 0,001
Осведомленность 52,2 35,2 3,545 0,001
Результативный Предметность 48,7 35,1 5,880 0
Субъектность 53,5 41,9 5,021 0
Окончание таблицы
Компоненты и переменные Группы Общительные Необщительные критерий Уровень
Регуляторный Интернальность 48,7 38,5 4,494 0
Экстернальность 24,2 30,6 -2,482 0,01
Динамический Эргичность 49,5 28,6 13,162 0
Аэргичность 25,4 31,7 -2,522 0,01
Эмоциональный Стеничность 54,01 42,5 4,918 0
Астеничность 21,9 28,2 -2,148 0,03
Рефлексивно- Оценочный Операциональные трудности 35,9 33,1 1,057 0,294
Личностные трудности 15,5 26,7 -3,761 0
Примечание: достоверные различия выделены серым фоном.
Необщительным студентам свойственно слабое стремление к общению и достижению общественного признания, низкая частота контактов. Они считают, что успех общения зависит от везения, от внешних условий и не надеются на свои силы и возможности. Круг их общения неширок, установить контакт с однокурсниками для них бывает достаточно сложно, порой для проявления общительности требуется какой-то дополнительный толчок. Вероятнее всего, это может быть связано с недостаточным осмыслением роли общительности в их жизни, а также с переживанием астенических эмоций: постоянным чувством тревоги, сопровождающим их общение, настороженностью, возникающей при знакомстве с новыми людьми, неловкостью, смущением в новой обстановке и т. д.
Общительные и необщительные студенты значительно различались по степени социально-психологической адаптации к новым условиям вузовского обучения: с помощью ^критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия между ними в плане дезадаптивности, приятию и неприятию себя, приятию и неприятию других, эмоциональному комфорту и дискомфорту, внутреннему и внешнему контролю и ведомости (табл. 3).
Таблица 3
Социально-психологическая адаптивность общительных и необщительных студентов-первокурсников
Группы Переменные\ Среднее (высоко эргичные) Среднее (низко эргичные) ^критерий Вероятность
Адаптивность 140,1 131,9 1,789 0,078
Дезадаптивность 60,7 78,3 -3,532 0,001
Приятие себя 47,2 41,2 3,096 0,003
Неприятие себя 8 14,3 -4,806 0,000
Приятие других 25,7 22,9 2,927 0,005
Неприятие других 10,8 16,7 -4,581 0,000
Эмоц.комфорт 24,8 21,8 2,645 0,01
Эмоц. дискомфорт 10,8 16,5 -3,605 0,001
Внутренний контроль 53,7 45,4 2,990 0,004
Внешний контроль 16,9 23,7 -3,319 0,001
Доминирование 10,6 9,2 1,280 0,205
Ведомость 15,7 19,2 -2,309 0,024
Эскапизм 13,8 14,5 -0,907 0,367
Примечание: достоверные различия выделены серым фоном.
Общительным студентам свойственны более высокие показатели таких характеристик социально-психологической адаптации, как приятие себя и других, эмоциональный комфорт и внутренний контроль. Они намного лучше относятся к себе и окружающим людям: одобряют и принимают себя и других людей, имеют более высокую самооценку, больше доверяют себе и окружающим; у них чаще отмечается положительный эмоциональный настрой, и они полагают, что происходящие с ними события являются результатом их деятельности.
Необщительных, наоборот, отличают дезадаптивность, неприятие себя и других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль и ведомость. Они медленнее адаптируются к меняющимся условиям, имеют более низкую самооценку, склонны к подчинению, самообвинению, критически и с раздражением относятся к людям, поэтому видят и в себе, и в окружающих преимущественно недостатки, ожидают их негативной оценки, в связи с чем у них, естественно, преобладает отрицательный эмоциональный фон; а кроме этого они считают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил (случая, других людей).
Итак, структурная организация социально-психологической адаптации эргичных и аэргичных студентов имеет как сходные, так и отличительные особенности. Как видим, у аэргичных студентов, выявился целый ряд специфических личностно-поведенческих проблем: низкая самооценка, склонность к подчинению, отрицательный эмоциональный фон настроения, враждебное отношение к окружающим, внешняя волевая регуляция, которые без сомнения снижают скорость и успешность социально-психологической адаптации, поэтому при разработке программ по адаптации и личностному росту студентов в первую очередь необходимо уделять внимание этим вопросам.
Библиографический список
1. Виттенберг, Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям [Текст] / Е. В. Виттенберг. - СПб, 1994.
2. Волович, А. С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. канд. дис / А. С. Волович. - М., 1990
3. Краткий психологический словарь / Под общ. ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1985.
4. Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. (Бибилиотека практической психологии) [Текст] / В. Г. Крысько. - М.: ACT, 2001.
5. Лисовский В. Т., Дмитриев A.B. Личность студентов [Текст] /В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриев.-Л., 1974.
6. Полосухина А. А. Некоторые вопросы воспитательной работы со студентами во внеучебное время [Текст] / А. А. Полосухина. - Рига, 1970.
ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА...
УДК: 159.9
М. В. Ефимов
ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ ВОИНСКОГО ТРУДА И АДАПТАЦИЮ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (НА ПРИМЕРЕ СОЛДАТ МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ)
Проводимые в России мероприятия по укреплению обороноспособности Вооруженных Сил приносят первые положительные плоды: повышаются статус и благосостояние военнослужащих, совершенствуется боевая выучка войск. Вместе с тем, наряду с положительными результатами остается широкий спектр нерешенных проблем, касающихся, в частности, проявлений неуставных взаимоотношений между солдатами и сержантами срочной службы, слабой подготовки призывников к особенностям предстоящей деятельности, что отрицательным образом сказывается на адаптации к военной службе и успешности воинского труда. Представляется, что эти проблемы могут быть решены в значительной степени путем реализации мероприятий психолого-педагогического характера, связанных с формированием психологической готовности к военной службе. Основные усилия по ее формированию целесообразно сосредоточить на начальном этапе - во время сборов молодого пополнения (первый месяц после призыва).
Под психологической готовностью солдат молодого пополнения к военной службе понимается состояние, предшествующее определенным действиям при котором возможности человека, концентрирующиеся в нем, достигают высшей степени, а также набор профессионально важных личностных качеств, знаний, умений и навыков, способствующих наступлению такого состояния, и в общем, успешному прохождению военной службы.
Психологическая готовность к военной службе проявляется перед выполнением, в ходе работы, и при завершении задач, связанных с воинским трудом, имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность эмоциональных, волевых, мотивационных, интеллектуальных, операциональных процессов, свойств, состояний психики человека в их соотношении с внешними ситуационными условиями и предстоящими задачами.
В расстановке акцентов при формировании психологической готовности солдат молодого пополнения к военной службе в качестве одного из приоритетных мы выделяем эмоциональный компонент, который тесно связан с другими ее структурными элементами, обеспечивает оптимальное напряжение, общую активацию организма на предстоящую деятельность, побуждает и направляет ее, участвует в регуляции поведения. Значение эмо-
ционального компонента психологической готовности (ЭКПГ) к военной службе обусловлено тем, что его формирование способствует снижению восприимчивости к стрессогенным факторам. Последние могут оказать негативное влияние на процесс адаптации - главной задачи сборов молодого пополнения (СМП).
К числу возможных стрессогенных факторов военной службы, на преодоление которых молодыми воинами направлено формирование эмоционального компонента психологической готовности, мы относим:
1. Блокирование многих привычных и естественных потребностей личности в силу специфики воинской деятельности.
2. Расставание с родными, близкими, привычным окружением.
3. Физические, информационные и эмоциональные нагрузки.
4. Ситуации неопределенности ближайшего будущего.
5. Измененная афферентация как резкое изменение набора раздражителей, действовавших на органы чувств и психику человека ранее или их отсутствие, а также достаточно длительное однообразие - монотония.
6. Групповая изоляция и информационная истощаемость в рамках группы в условиях воинской службы.
7. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, нездоровая морально-нравственная атмосфера в подразделении.
8. Отсутствие профессиональных знаний, навыков и умений, что ограничивает возможность получать в полной мере удовлетворение от выполняемой деятельности.
В случае, если воздействие указанных стрессогенных факторов на военнослужащего СМП окажется очень высоким, возможны проявления дезадаптации, которая в условиях военной службы может иметь два типа поведенческого и эмоционального реагирования [1].
Первый тип - стенический, связан с преобладанием эмоций гнева и тревоги, следствием чего является внешняя агрессия, реализуемая как атака на препятствие или барьер. Однако, в условиях военной службы атака на жесткие нормативные требования, определяемые правовыми нормами и законами, никоим образом не способствует устойчивой адаптации к военной службе, мало того, может серьезным образом усугубить положение военнослужащего. При осознании опасности подобных действий, агрессия направляется на любой случайный объект, на посторонних людей, на сослуживцев, непричастных к самой причине агрессии. Кроме того, источник фрустрации может и не осознаваться вовсе. В этом случае агрессия вымещается не на истинных объектах или препятствиях, а на их случайных заместителях. Это может выражаться в грубости по отношению к сослуживцам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам или же вовсе без видимых на то причин, в недовольстве всем что происходит, особенно требованиями, предъявляемыми к данной личности, в попытках неповиновения и пререканиях с командирами и начальниками.