Научная статья на тему 'Связь общительности и личностной адаптированности студентов'

Связь общительности и личностной адаптированности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ / SOCIABILITY / SYSTEM PERSONAL TRAIT / PERSONAL ADAPTATION / THE FIRST-YEAR STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Бакова Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению соотношения переменных общительности как системного свойства личности студентов и особенностей их личностной адаптированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Бакова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection between sociability and peculiarities of personal adaptation of students

This thesis is devoted to the study of correlation of variables of sociability as a system personal trait of students with peculiarities of their personal adaptation.

Текст научной работы на тему «Связь общительности и личностной адаптированности студентов»

СВЯЗЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ1

Н.А. Фомина, И.В. Бакова

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 39000

Статья посвящена изучению соотношения переменных общительности как системного свойства личности студентов и особенностей их личностной адаптированности.

Ключевые слова: общительность, системное свойство личности, личностная адаптирован-ность, студенты-первокурсники.

Общительность является проявлением активности личности в коммуникативной сфере, одной из характеристик направленности личности, кроме того, она способствует личностной адаптированности, позволяющей человеку ощущать собственную ценность и значимость, самоутверждаться, наиболее полно проявлять свои способности в любых условиях.

Анализ литературы позволяет заключить, что многие вопросы, связанные с адаптацией личности, т.е. процессом приспособления к изменившимся условиям, ее адаптированностью (уровнем фактического приспособления) и адаптивностью (характеристикой личности, обеспечивающей готовность к адаптации), также являются актуальными и недостаточно исследованными.

Общительность и личностная адаптированность имеют особое значение для студентов первого курса, поскольку облегчают процесс их обучения, способствуют более быстрому и успешному включению их в новую студенческую среду, личностному и профессиональному становлению, а значит, адаптации к новым условиям обучения. Этим и объясняется важность исследования общительности и адаптированности студентов — будущих психологов и педагогов в процессе их подготовки в вузе.

Несмотря на значительное повышение требований к личностной компетентности будущих специалистов в современном обществе, многие теоретические и практические вопросы формирования и развития профессионально важных свойств личности студентов остаются недостаточно исследованными. В частности, связь общительности как свойства личности с адаптированностью студентов до сих пор не была предметом специального изучения. Нами было проведено исследование особенностей общительности и личностной адаптированности студентов — будущих педагогов и психологов, обучающихся на первом курсе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

'Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

С помощью теста суждений «Общительность» А.И. Крупнова, позволяющего рассмотреть мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторно-волевой и рефлексивно-оценочный компоненты общительности в их единстве и взаимосвязи, на основании количественной выраженности динамического компонента общительности, свидетельствующего о силе стремления к осуществлению общительного поведения, частоте и легкости проявления этого свойства (или наоборот), среди студентов первого курса были выделены общительные (45%) и необщительные (30%) студенты, а также промежуточная между ними группа (25%).

Было установлено, что общительные студенты, более или менее осознавая роль общительности в жизни, активно стремятся к общению, легко вступают в контакт, проявляют инициативу в завязывании знакомств даже при неблагополучных обстоятельствах и операциональных трудностях. Их общительность, активно регулируемая и сопровождаемая чувством удовлетворения, радости и восхищения, нацелена прежде всего на достижение общественных целей, успеха в коллективной деятельности, достижение общественного признания, уважения окружающих людей, хотя результатом ее проявления являются также самоактуализация, самореализация, саморазвитие, самосовершенствование и т.п. Снижение желания контактировать с окружающими может возникнуть из-за переживания отрицательных эмоций, потери уверенности в собственных силах и недостатка приемов реализации общительности.

В корреляционной структуре общительности отмечается большая степень интеграции переменных, причем наиболее тесно связаны характеристики содержательно-смыслового аспекта, а в факторной структуре выделены стенично-смы-словой, агармонично-стилевой и активно-общественный факторы.

Большинство необщительных студентов, нечасто проявляя общительность, в большей степени руководствуются целями, значимыми для общества, реализуют это свойство в процессе выполнения коллективных дел, в той или иной мере осознают его роль в жизнедеятельности, рассчитывают как на свои силы, так и на других, на внешние обстоятельства, испытывая при этом не только положительные, но и отрицательные эмоции тревоги, смущения, страха, стеснительности, неловкости и трудности в общении, чаще всего эмоционально-личностные. В корреляционной структуре их общительности связей значительно меньше, и сила связей между переменными в различных блоках этого свойства одинакова, а в факторной структуре обнаружены общественно-когнитивный фактор, фактор активной регуляции общительности в предметной сфере и фактор эмоционально-личностных проблем.

С помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда были исследованы такие критерии адаптированности студентов, как принятие себя, чувство собственного достоинства, принятие других и умение уважать их, открытость практической деятельности и отношений, эмоциональный комфорт, наличие внутреннего самоконтроля, умения мыслить и действовать самостоятельно, не пасовать перед трудностями и характеристики дезадаптированности, выражающейся в непринятии себя и других, наличии защитных барьеров в осмыслении своего актуального

опыта, эмоциональном дискомфорте, неумении самостоятельно решать проблемы и т.п.

Анализ полученных результатов показал, что особенности личностной адаптированности общительных и необщительных студентов первого курса различны.

Общительные студенты в большей степени принимают себя, относятся к себе с большим уважением, считая себя яркими личностями, любят выделяться среди других, других принимают тоже, причем такими, какие они есть (хотя иногда могут и не принимать других людей), поэтому легче сходятся с людьми, налаживая с ними теплые и дружеские отношения. Им более свойственны оптимистичность и уравновешенность, открытое выражение чувств, активное и самостоятельное управление собственными делами и поступками, сопротивление влиянию других людей и как следствие — отсутствие склонности к дезадаптированности даже в этот сложный период адаптации.

У необщительных студентов более высокая степень непринятия себя и других, более низкая самооценка, преобладает отрицательный фон настроения, они в меньшей мере способны мыслить и действовать самостоятельно и ответственно, часто пасуют перед трудностями и в связи с этим менее общительны и медленнее адаптируются к новым условиям.

В корреляционной структуре адаптированности общительных студентов большая степень интеграции переменных, причем наибольшее количество связей у эмоционального дискомфорта и непринятия других, а у необщительных — также у эмоционального дискомфорта, а кроме того, у внешнего контроля и обобщенного показателя дезадаптивности.

В факторной структуре адаптированности общительных студентов выделены дезадаптивно-враждебный, адаптивно-комфортный факторы и факторы ответственного доминирования и дружественности и покорности, а необщительных — дезадаптивно-подчиняющийся, активно и положительно принимающий, доминирующе адаптивный факторы и фактор недовольства и подчинения.

В совместной факторной структуре общительности и адаптированности общительных студентов более нагруженным является фактор особенностей общительности (и более всего гармонических), а у необщительных — фактор дезадап-тированности и личностных проблем в общении, включающий характеристики общительности и дезадаптированности, что свидетельствует об их устойчивой связи.

Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что особенности общительности как системного образования связаны с характеристиками личностной адаптированности: более адаптированными являются студенты с выраженной эргичностью общительности, т.е. стремящиеся к общению, проявляющие инициативу в процессе общения, имеющие широкий круг общения и т.д.

Знание описанных выше особенностей общительности и личностной адаптированности студентов, а также их связей помогут педагогам высшей школы и психологам в практическом осуществлении индивидуального подхода в учебно-воспитательной, консультативной и развивающей работе со студентами по развитию и коррекции этих профессионально важных свойств их личности, а также пси-холого-педагогическому сопровождению студентов первого курса.

В целях гармонизации общительности с группой необщительных студентов можно рекомендовать проводить работу по увеличению их стремления к общению, инициативности в процессе общения, расширению их круга общения, развитию социоцентрической мотивации, произвольной, интернальной регуляции, уменьшению количества астенических эмоций, снижению операциональных и особенно эмоционально-личностных трудностей. Это приведет к уменьшению тревожности, подозрительности, повышению самооценки, уверенности в своих силах, что будет способствовать повышению их личностной адаптированности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. — М., 1980.

[2] Бакова И.В. Связь общительности и особенностей личностной адаптированности студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

[4] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: РУДН, 2007. — 131 с.

[5] Крупнов А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. — М., 1990. — С. 31—38.

[6] Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. научн. трудов. — М., 1988. — С. 28—39.

CONNECTION BETWEEN SOCIABILITY AND PECULIARITIES OF PERSONAL ADAPTATION OF STUDENTS

N.A. Fomina, I.V. Bakova

Chair of Psychology of personality, special psychology and correctional pedagogic Ryazan State University named after S. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000

This thesis is devoted to the study of correlation of variables of sociability as a system personal trait of students with peculiarities of their personal adaptation.

Key words: sociability, system personal trait, personal adaptation, the first-year student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.