Научная статья на тему 'Общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ'

Общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
314
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ТЕРМИН СМИ / ТЕРМИНОЛОГИЯ СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Круглова Алла Викторовна

В статье рассматриваются причины возрастания объемов специальной лексики СМИ, раскрываются общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ»

"Культурная жизнь Юга России "

М> 1 (30), 2009

Социальное положение семей родителей студентов предполагает определенный уровень культуры, который предстает как способ мировидения или восприятия окружающей реальности любой языковой личностью, т. е. молодым человеком, пытающимся осознать свое место в мире и выработать свою модель поведения. Это находит подтверждение в особенностях индивидуального активного словаря студентов. В результате его исследования мы располагаем следующими данными: общеупотребительная лексика составила 58%, сленг и жаргон - 19%, матерная лексика -18%, элементы кубанского диалекта - 5%.

Интенсивное развитие печатных и электронных СМИ, новые компьютерные технологии, их беспрепятственное распространение по планете, глобализация мирового информационного пространства оказывают большое влияние на процесс создания вербальных текстов, их воспроизведение, распространение и восприятие. Так, в последние годы фактически оказались снятыми все ограничения в употреблении внелитератур-ных просторечий, жаргонизмов и даже бранной лексики в газетно-публицистическом стиле. О расшатывании литературной нормы свидетельствуют многочисленные лексические, грамматические, логико-смысловые ошибки в речи современных журналистов, политиков, работников радио и телевидения. Эти факты хорошо известны и не нуждаются в подтверждении. Такая ситуация не может не сказаться на формировании новых способов речевого общения, форм речи и в конечном счете - на развитии языка 17].

Поскольку человек является началом «отсчета всех категориальных координат языка» и мерой языковой картины мира, постольку она определяет тип его отношений к миру [8]. Важнейшим показателем этого является речевое поведение студентов ссузов. Таким образом, необходимость изучения факторов формирования последнего очевидна.

Литература

1. Рубцов И. Н. Антропоцентрический характер языковых картин мира // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 1. С. 84-87.......

2. Тарасе икс Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. С. 18.

3. Крысий Л. П. Современный русский интеллигент: штрихи к речевому портрету // Литературный язык и культурная традиция / РАН, Институт языкознания^. М.." 1994. С. 274.

4. Тарасе икс Т. П. Языковая личность старшеклассника ... С. 8.

5. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М., 1977. С. 28.

6. Елистратов В. С. «Сниженный язык» и «национальный характер» // Вопросы философии. 1998. № 10. С. 110-122.

7. Крылова О. А. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе // Русская речь. 2006 № 1. С. 52.

8. Катермгта В. В. Человеческий фактор в языке // Личность в пространстве языка и культуры: юбилейный сб. / под ред. А. Г. Баранова. М.; Краснодар, 2005. С. 181.

T.V. DEMIDOVA. SPEECH BEHAVIOR OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS REFLECTION OF A LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

In the article necessity of studying of the language person of students of secondary vocational institutions as a basic category of the future qualified workers and employees is proved. The analysis of influence ofextralinguistic factors on speech behavior of students which is closely connected with studying of a language picture of the world is given.

Key words: Speech behavior, a language picture of the world, the language person, socialization, lexicon of the youth.

А. В. КРУГЛ0ВА

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ СМИ

В статье рассматриваются причины возрастания объемов специальной лексики СМИ, раскрываются общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ.

Ключевые слова: язык для специальных целей, термин СМИ, терминология СМИ.

Находясь в постоянном движении, язык непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов, свидетельствующих о динамике его развития. Лексический фонд находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми

законами. Развитию общества сопутствует появление новых предметов, явлений, которые, в свою очередь, порождают новые слова и значения.

Учеными зафиксированы следующие процессы, происходящие в современном русском языке: уход в пассивный запас целых пластов лексики эпохи социализма, неконтролируемый поток за-

№ 1 (30), 2009 "Культурная жизнь Юга России"

имствований, введение в общий язык жаргона, возвращение с периферии лексики, ранее ассоциировавшейся с категориями буржуазного общества, а теперь обозначающей реалии, соотносимые с нашей действительностью, приход слов из дореволюционного прошлого, увеличение объема специальной лексики, что в известной мере объясняет теория языков для специальных целей (ЯСЦ). Специфика ЯСЦ проявляется в зависимости от естественного языка, в рамках которого они существуют, от мировоззрения говорящих на этих языках, от сферы, в которой они употребляются, от концепции, теории определенной области специальных знаний или деятельности.

Вслед за вычленением языков науки в составе естественных были выделены и другие их функциональные разновидности: языки СМИ, рекламы, медицины, юриспруденции, техники и др. Отечественные лингвисты пришли к теории ЯСЦ от функциональной стилистики, что явилось результатом перераспределения веса отдельных функциональных стилей. В первой половине 80-х годов XX века понятие ЯСЦ начинает широко применяться в работах российских лингвистов.

Взаимосвязь между ЯСЦ и лексикой других разновидностей языка составляет основу одного из главных положений, связывающих современную теорию ЯСЦ и теорию термина. «Языки для специальных целей - функциональные разновидности современных развитых национальных языков - вырастают на базе естественных языков, надстраиваются над ними, приобретая некоторые новые, специфические признаки в лексике, словообразовании, синтаксисе, стилистике, позволяющие им удовлетворительно обслуживать социолингвистические потребности общения в специальных сферах» [1].

В широко разветвленной системе ЯСЦ центральное место занимают термины, служащие средством обозначения так называемых общих - конкретных и абстрактных - специальных знаний. Вопросы о том, что представляет собой термин как знак и единица языка, каковы его функции, какое место занимает он в системе языка, рассматривали многие отечественные ученые-лингвисты: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Д. С. Лотте, А. А. Реформатский, В. М. Лейчик, В. П. Даниленко, Б. Н. Головин, В. А. Татаринов, Л. Ю. Буянова, Г. А. Абрамова и др.

По В. М. Лейчику, термины - «элементы класса общих имен в лексике языков для специальных целей», притом что часть их возникает в обиходной лексике и переходит в «лексику языка для специальных целей в процессе терминологизации» [2]. Под термином мы понимаем «слово или словосочетание, имеющее специальное значение, формирующее и выражающее профессиональное понятие и применяемое в коммуникативном про-

цессе общественного производства» [3]. Термин СМИ мы определяем как стандартную единицу специального наименования, обслуживающего профессиональную (научную) сферу современных СМИ (печать, радио, телевидение), закрепленную в узусе. Термины СМИ и других наук не существуют изолированно, а представляют собой элементы определенной совокупности единиц терминологической системы, они существуют в языке в составе определенной терминологии.

Терминология СМИ - это совокупность понятий специальных наименований СМИ как сферы профессиональной деятельности. В нашей интерпретации различие между понятиями, представленными сочетаниями терминология САШ и лексика, обслуживающая профессиональную сферу СМИ, базируется на следующем: первое подразумевает специальные термины СМИ, второе - наименования, функционирующие в других подсистемах языка (в синхронии и диахронии). Термины относятся к лексике СМИ как часть к целому, другая составляющая которого представлена их нетерминологической лексикой.

Мы придерживаемся мнения, что терминология как важнейший пласт лексики языка специальных целей (курсив наш. - А. К.) легко вписывается в определение литературного языка и должна характеризоваться как подсистема, обеспечивающая выполнение его важнейшей социальной функции - специальной, профессиональной коммуникации [4].

Лексический фонд современной терминологии СМИ составляет несколько тысяч наименований, включая термины филологии, философии, политологии, психологии и других наук. Терминология СМИ составляет отдельный пласт специальной лексики в литературном языке, связанный с профессиональной деятельностью людей в области печати, радио, телевидения. Являясь разновидностью литературного языка, термины СМИ отличаются своей функцией и структурно обособленными средствами выражения. Это позволяет сделать вывод, что термины журналистики составляют значительный активный пласт лексики современного русского языка.

Литература

1. Лейчик В. М. К определению философских основ терминоведения // Отраслевая терминология и ее экстралингвистическая обусловленность. Воронеж, 1986. С. 10.

2. Там же. С. 6.

3. Абрамова Г. А. Медицинская лексика: основные свойства и тенденции развития. М.; Краснодар, 2003. С. 12.

4. Головин Б. И., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах. М., 1987. С. 11.

A. V. KRUGLOVA. GENERAL TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES OF MASS MEDIA

The article gives the reasons for the increase in the number of special terms and describes general trends of the development of the language for specific purposes, in this case the language of Mass Media.

Key words: the language for specific purpose, Mass Media term, Mass Media terminology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.