Научная статья на тему 'Речевое поведение студентов средних специальных учебных заведений как отражение языковой картины мира'

Речевое поведение студентов средних специальных учебных заведений как отражение языковой картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
383
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЮНОШЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Демидова Татьяна Валерьевна

В статье обоснована необходимость изучения языковой личности студентов средних специальных учебных заведений как основной категории будущих квалифицированных рабочих и служащих. Дан анализ влияния экстралингвистических факторов на речевое поведение учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевое поведение студентов средних специальных учебных заведений как отражение языковой картины мира»

Т. В. ДЕМИДОВА

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

В статье обоснована необходимость изучения языковой личности студентов средних специальных учебных заведений как основной категории будущих квалифицированных рабочих и служащих. Дан анализ влияния экстралингеистических факторов на речевое поведение учащихся.

Ключевые слова: речевое поведение, языковая картина мира, языковая личность, социализация, юношеская лексика.

История общества, изменяясь во времени, воспроизводится в языковой картине мира. Современная наука считает, что «языковая личность отражает свойственную данному поколению систему ценностей, которая сменяется при смене самих поколений». Это, в свою очередь, ведет к тому, что «трансформируется и языковая картина мира, отражающая ключевые понятия, принимаемые основной массой общества - носителя культуры» [1].

Каждое поколение людей проходит непростой этап юношества. Социально-психологические свойства молодого человека зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионально-го положения. Так, Т. П. Тарасенко приходит к заключению, что в языковом сознании старшеклассника отчетливо прослеживается «отражение языковой картины мира и социально-нравственных ориентиров социума» |2]. Актуальным, на наш взгляд, является также и изучение проблемы языковой ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ людей б сфере среднего профессионального образования. Выпускники ссузов занимают одно из ведущих мест в профессионально-квалификационной структуре производственной сферы и являются наиболее многочисленной категорией квалифицированных рабочих и служащих самых разных областей профессиональной деятельности. Отметим, что большинство исследований ЯЗЫКОВОЙ личности обучаемых касается студентов вузов, между тем как немалая доля учащейся молодежи приходится на среднюю профессиональную школу.

Языковая картина мира в первую очередь связана с усвоением определенного социального опыта молодым человеком. Реализация социальных ролей учащейся молодежи происходит в коммуникации. Речь выступает формой, оболочкой ролевой деятельности. Одной из характерных особенностей речевого поведения студента является умение переходить от одних подсистем языка к другим в процессе коммуникации в зависимости от условий общения. Усвоение системы социальных ролей, свойственных нашему обществу, идет б тесном взаимодействии с овладением учащейся молодежью нормами речевого поведения, обеспечивающими оптимальное исполнение того или иного общественного статуса. «Различные способы выражения оказываются как бы привязанными к различным условиям об-

щения, к разным коммуникативным ситуациям, к различным социальным ролям», - считает Л. П. Крысин [3].

Юношеская лексика чаще воспринимается взрослыми как условный молодежный жаргон, существовавший во все времена и выполнявший весьма важные коммуникативные функции. Кроме того, «в жаргоне фиксируется система оценок, событий, фактов повседневной жизни, нравственных норм - все, что объединяет термин “ментальность"», - подчеркивает Т. П. Тарасенко [4]. А. В Мудрик в своей книге отмечает: «Юношеский жаргон - явление многослойное. Его костяк образует совокупность слов и выражений, которые употребляются практически всеми ребятами этого возраста. Второй слой образуют слова и выражения, специфические для отдельных групп юношей. Как показывают исследования, жаргон старшеклассников в городах в значительной степени состоит из "англицизмов’* юноши из малых городов и сельской местности употребляют немало вульгаризмов, их словарь пополняется также за счет блатной лексики. И, наконец, третий слой образуют слова и выражения, специфические для различных социально-демографических слоев юношества» [5]. В. С. Елистратов подчеркивает, что «молодежный» и «уголовный» языки давно уже перестали быть внутренне самостоятельными и обособленными [6].

На взгляды, вкусы, привычки, интересы молодого человека оказывают воздействие законы и моральные установки, выработанные обществом, нацией. И, наоборот, общественные взгляды и принципы формируются нравами, принятыми в отдельных семьях. В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Целью и смыслом семейного воспитания всегда является создание духовной, эмоциональной основы личности. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта речевого поведения подростков и юношей, который не зависел бы от социального статуса родителей, их семейных условий в настоящем и прошлом.

Как показывает исследование социального положения родителей учащихся, 41% из них составляют рабочие, 30,2% - интеллигенция, 19% - предприниматели, 10% - сельские работники.

Социальное положение семей родителей студентов предполагает определенный уровень культуры, который предстает как способ мировидения или восприятия окружающей реальности любой языковой личностью, т. е. молодым человеком, пытающимся осознать свое место в мире и выработать свою модель поведения. Это находит подтверждение в особенностях индивидуального активного словаря студентов. В результате его исследования мы располагаем следующими данными: общеупотребительная лексика составила 58%, сленг и жаргон - 19%, матерная лексика -18%, элементы кубанского диалекта - 5%.

Интенсивное развитие печатных и электронных СМИ, новые компьютерные технологии, их беспрепятственное распространение по планете, глобализация мирового информационного пространства оказывают большое влияние на процесс создания вербальных текстов, их воспроизведение, распространение и восприятие. Так, в последние годы фактически оказались снятыми все ограничения в употреблении внелитератур-ных просторечий, жаргонизмов и даже бранной лексики в газетно-публицистическом стиле. О расшатывании литературной нормы свидетельствуют многочисленные лексические, грамматические, логико-смысловые ошибки в речи современных журналистов, политиков, работников радио и телевидения. Эти факты хорошо известны и не нуждаются в подтверждении. Такая ситуация не может не сказаться на формировании новых способов речевого общения, форм речи и в конечном счете - на развитии языка 17].

Поскольку человек является началом «отсчета всех категориальных координат языка» и мерой языковой картины мира, постольку она определяет тип его отношений к миру [8]. Важнейшим показателем этого является речевое поведение студентов ссузов. Таким образом, необходимость изучения факторов формирования последнего очевидна.

Литература

1. Рубцов И. 77. Антропоцентрический характер

языковых картин мира // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 1. С. 84-87.....

2. Тарасенко Т. 77. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. С. 18.

3. Крысий Л. 77. Современный русский интеллигент: штрихи к речевому портрету // Литературный язык и культурная традиция / РАН, Институт языкознания. М., 1994. С. 274.

4. Тарасенко Т. 77. Языковая личность старшеклассника ... С. 8.

5. Мудра к А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М., 1977. С. 28.

6. Елистратов В. С. «Сниженный язык» и «национальный характер» // Вопросы философии. 1998. № 10. С. 110-122.

7. Крылова О. А. Речевая культура и языковая политика в современном российском обществе // Русская речь. 2006 № 1. С. 52.

8. Катермина В. В. Человеческий фактор в языке // Личность в пространстве языка и культуры: юбилейный сб. / под ред. А. Г. Баранова. М.; Краснодар, 2005. С. 181.

T.V. DEMIDOVA. SPEECH BEHAVIOR OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS REFLECTION OF A LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

In the article necessity of studying of the language person of students of secondary vocational institutions as a basic category of the future qualified workers and employees is proved. The analysis of influence ofextralinguistic factors on speech behavior of students which is closely connected with studying of a language picture of the world is given.

Key words: Speech behavior, a language picture of the world, the language person, socialization, lexicon of the youth.

А. В. КРУГЛОВА

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ СИСТЕМЫ СМИ

В статье рассматриваются причины возрастания объемов специальной лексики СМИ, раскрываются общие закономерности развития языка для специальных целей системы СМИ.

Ключевые слова: язык для специальных целей, термин СМИ, терминология СМИ.

Находясь в постоянном движении, язык непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря - это один из важнейших факторов, свидетельствующих о динамике его развития. Лексический фонд находится в состоянии непрерывного изменения В соответствии С ЯЗЫКОВЫМИ

законами. Развитию общества сопутствует появление новых предметов, явлений, которые, в свою очередь, порождают новые слова и значения.

Учеными зафиксированы следующие процессы, происходящие в современном русском языке: уход в пассивный запас целых пластов лексики эпохи социализма, неконтролируемый поток за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.