Научная статья на тему 'Язык СМИ как индикатор социальных перемен'

Язык СМИ как индикатор социальных перемен Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2753
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) / РЕЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SPEECH CHANGES / СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / MODERN LITERARY LANGUAGE / ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА / LANGUAGE OF THE INTERNET / ТЕНДЕНЦИИ ЛИНГВИСТИКИ / LINGUISTICS TENDENCY / МЕДИАТЕКСТЫ / MEDIA TEXTS / MASS MEDIA (MM)

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алеевская А.О.

Статья рассматривает современный язык средств массовой информации, который является одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Он отражает речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Особую роль в процессе изменения языка СМИ играют бурно развивающиеся информационно-коммуникационные средства, в частности Интернет, что является прямым отражением процесса глобализации. Подробно в статье анализируются характерные черты медиатекстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA LANGUAGE AS AN INDICATOR OF SOCIAL CHANGES

The article deals with the modern language of mass media which is one of the brightest indicators of social changes. It reflects speech changes in all spheres of public life. The developing information and communication technologies, in particular the Internet that is the direct reflection of the process of globalization, play the special role in the changing mass media language. The characteristic features of media texts are analyzed in the article in a detailed way.

Текст научной работы на тему «Язык СМИ как индикатор социальных перемен»

УДК 81.26

Академия ФСИН России преподаватель кафедры иностранных языков

Алеевская А.О.

Россия, г. Рязань, тел. +7(920)992-22-27 e-mail: aleyevskaya-al@yandex.ru

The Academy of the Federal Penal Service of Russia

The chair of foreign languages, lecturer Aleyevskaya A.O.

Russia, Ryazan, +7(920)992-22-27 e-mail: aleyevskaya-al@yandex.ru

A^eeBCKaa

АО.

ЯЗЫК СМИ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН

Статья рассматривает современный язык средств массовой информации, который является одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Он отражает речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Особую роль в процессе изменения языка СМИ играют бурно развивающиеся информационно-коммуникационные средства, в частности Интернет, что является прямым отражением процесса глобализации. Подробно в статье анализируются характерные черты медиатекстов.

Ключевые слова: средства массовой информации (СМИ), речевые изменения, современный литературный язык, язык Интернета, тенденции лингвистики, медиатексты.

A.O. Aleyevskaya

MASS MEDIA LANGUAGE AS AN INDICATOR OF SOCIAL CHANGES

The article deals with the modern language of mass media which is one of the brightest indicators of social changes. It reflects speech changes in all spheres of public life. The developing information and communication technologies, in particular the Internet that is the direct reflection of the process of globalization, play the special role in the changing mass media language. The characteristic features of media texts are analyzed in the article in a detailed way.

Key words: mass media (MM), speech changes, modern literary language, language of the Internet, linguistics tendency, media texts.

Язык средств массовой информации (СМИ) - одна из влиятельнейших сфер языка. С течением времени воздействующая роль этого языка не снижается, а, напротив, возрастает. Художественная, научная, официальная речь по степени влияния на литературный язык несравнима с массовой коммуникацией. Обладая огромной аудиторией, многообразными средствами информирования и воздействия, язык СМИ выдвигается в центр национального языка. Именно массовость аудитории, как главный отличительный признак, позволяют объединить в одном понятии «язык СМИ» телевизионную, радиоречь, язык газет и журналов, которые, естественно, имеют стилевую специфику, но обладают и некоторыми общими языковыми особенностями. Эти общие черты (массовость, общедоступность, актуальность и др.) и определяют особую роль СМИ в обществе, а также в формировании стилистических норм, вкусов, предпочтений.

Влияние массовой коммуникации на язык не имеет прямолинейного и одностороннего характера. Это воздействие происходит на фоне и при участии общих процессов, совершающихся в языке.

© Алеевская А.О., 2015

Литературный язык сегодня - это и газеты, и журналы, и художественная литература, и научная, и публичная речь, и телевидение, и радио.

Сегодня язык средств массовой информации, концентрируя значительный объем речевых изменений, стал одним из наиболее ярких показателей перемен. Это связано с рядом причин политического, социально-экономического, культурного характера, причем само развитие масс-медиа и журналистики играет в этом процессе отнюдь не последнюю роль. Очевидно, что в ходе трансформаций последних десятилетий, прежде всего технологической революции, само понятие СМИ изменилось и расширилось. К традиционным - газете, журналам, ТВ и радио - стали причислять телефильмы, кино, книги. При этом главное изменение в медиасистеме связано с вхождением в нее новых медиа и Интернета, их современной инфокоммуникационной среды, действующей на многочисленных технологических платформах проводных и беспроводных компьютеров, мобильных телефонов, планшетах.

В современном обществе именно СМИ и журналистика, включая новые медиа, превратились в важнейшую силу, которая формирует современный литературный язык. В условиях падения уровня школьного образования, сокращения интереса к чтению классической литературы именно на долю СМИ выпала роль главного инструмента сохранения и развития современного литературного языка.

Досуг современных людей во все возрастающей степени строится или организуется вокруг масс-медиа. В итоге язык журналистов и медиаперсон зачастую известен в такой же степени, как и язык Пушкина или Пастернака. И поэтому во многих новых областях жизни сама логика рассуждений повторяет язык «человека из телевизора», язык журналистов газет или популярных радиостанций.

Современный язык обогащается благодаря средствам массовой информации еще и потому, что в медиатекстах часты заимствования, особенно в специализированных текстах, в них нередко смешиваются разные пласты языка. Причем разные СМИ инициируют совершенно разные речевые изменения. Так, язык ТВ добавляет разговорности, увеличивает число стилистических ошибок в речи, смешивает стили и лексические пласты в языке медиаперсон, однако тем самым демократизирует публичную речь. Новые медиа упрощают, укорачивают язык, здесь большую роль играют мобильный телефон (БМБ-сообщения) или всевозможные чаты, быстрое общение в Интернете. Сложно представить идеальный язык газеты, телевидения и радио, Интернета в виде какой-то схемы. Масс-медиа работают на свою аудиторию, и идеальный язык конкретного СМИ должен соответствовать языку целевой аудитории [1; с. 625].

Средства массовой информации - и традиционные, и новые - ориентируются на разную аудиторию. Есть универсальные СМИ, в них медиатексты должны быть максимально понятными, правильными. Есть СМИ специализированные, СМИ для профессионалов, поэтому здесь термины, профессионализмы вполне допустимы. Язык СМИ просто необходимо соотносить с аудиторией. Так, жаргонизмы выступают своего рода маркерами погружения в определенную специализацию текста, при этом их использование всегда отражает языковую культуру, лексический такт и мастерство автора. Иногда жаргонизмы - это своего рода пропуск в коммуникацию профессионалов или эмоциональный компонент. Несомненно, в современных условиях открытости информационной среды невозможно обойтись без использования неологизмов.

Новые слова есть прямое отражение процесса глобализации. Поэтому в условиях глобализации информации и коммуникационного пространства неологизмы вполне естественно входят в язык общения.

Особую роль в последние годы играет язык Интернета - самый живой после языка устного общения. Миллионы людей ежедневно проводят хотя бы несколько минут в Интернете. Причем эти миллионы - активные и часто молодые члены социума. В Интернете, в сетях мобильной телефонии люди пишут и говорят. Отсюда и массовое распространение нового языка, бороться с которым уже бесполезно. Противостоять стихии, живому развитию языка представляется едва ли возможным.

Несомненно, в процессе активного культивирования литературного языка особая роль принадлежит журналистам, в том числе тележурналистам и журналистам, которые пишут для онлайновых СМИ, ведут личные блоги. Аудитория, несмотря на критичное отношение к ним, воспроизводит, повторяет их выражения, а в Интернете и просто подражает создателям медиатекстов.

Еще одна особенность новых медиа в том, что они интерактивны, и в результате они все чаще вовлекают в процесс создания медиатекстов аудиторию, пользователей, которые превращаются не только в пассивных потребителей текстов, но и в их активных производителей. Именно поэтому ключевой особенностью эпохи современных цифровых медиа становится появление так называемых просьюмеров (от англ. producer - «производитель» и consumer - «потребитель»), «произвопотребителей» - то есть тех, кто одновременно и производит, и потребляет медиатексты. Важными характеристиками современной аудитории становятся, таким образом, постоянное участие в процессе творчества тех самых пользователей, для кого и производятся сами медиа, и сотворчество профессионалов и непрофессионалов.

Массовую коммуникацию можно смело называть новой языковой реальностью, которая расположена в центре современных языковых процессов. Это модель современного национального языка, в котором взаимодействуют его литературная основа и нелитературные сферы [3; с. 89].

Сложность современной языковой ситуации - в ее многомерности. В общих языковых процессах участвуют не только «старые» факторы, такие как взаимодействие функциональных стилей, разговорная речь, противопоставляемая книжной, просторечие, диалекты, практически утратившие значение, жаргоны, но и новые, например Интернет, роль которого будет возрастать. В этих условиях язык СМИ играет роль объединяющего фактора, своеобразного полигона, на котором опробуется, испытывается взаимодействие самых разнообразных средств. Будучи по природе весьма проницаемой, массовая коммуникация включает в себя все, что имеет общественное значение.

Таким образом, язык СМИ (массовой коммуникации) можно определить как широкое функционально-стилевое единство, в рамках которого объединяются языковые средства разных функциональных стилей (прежде всего газетно-публицистического), а также нелитературных средств (просторечие, жаргоны). Критерием включения служат качества языковой единицы - экспрессивность, имеющая оценочный характер, удобство (краткость) номинации и др. Следует подчеркнуть, что критерии эти широки и гибки, что соответствует природе массовой коммуникации, охватывающей практически все сферы жизни общества.

Язык СМИ не отменяет факта функционально-стилевого расслоения речи. Язык массовой коммуникации существует рядом и параллельно с функциональными стилями, тесно взаимодействуя с ними. Массовая коммуникация меняет отношение к функциональным стилям. Они рассматриваются не как замкнутые системы языковых средств, но как открытые источники для формирования особого языка - языка массовой коммуникации. Она производит на новой основе своеобразное перераспределение,

синтез литературного языка (функциональных стилей) и нелитературных средств. Таким образом, массовая коммуникация служит мостом между литературным и национальным языком.

Сложились влиятельные научные направления в исследовании языка СМИ. Важную роль сыграло одно из ранних - нормативно-стилистическое направление, рассматривающее язык газеты (а позднее также радио- и телевизионную речь) с точки зрения соответствия их литературным нормам. В 50-70-е гг. ХХ в. наблюдается обострение интереса к вопросам культуры и чистоты русской речи, в том числе и газетной. Широко обсуждается опасность засорения русского литературного языка канцеляризмами, штампами, иноязычными словами. Это весьма актуально для современной ситуации, когда многие исследователи с тревогой говорят о снижении уровня речевой культуры. Грамотность, литературность - непременное условие языка СМИ. Воспитанию этих качеств посвящены многочисленные пособия по практической стилистике [4; с. 763].

Уровень и характер исследований языка СМИ определяется во многом состоянием и эволюцией мировой лингвистики, которая в последние десятилетия направляется в сторону экстенсивного развития. Наблюдается решительный поворот от изучения языка как замкнутой системы к исследованию языка в его многочисленных связях и функциях (язык и общество, язык и мышление, язык и культура, политика, идеология, религия). Об этом убедительно свидетельствует формирование комплексных дисциплин (лингвокультурология, социо-, психо-, прагмалингвистика, антропоцентрическая лингвистика и др.). Об этом же говорит стремительно развивающаяся лингвистика речи [1; с. 627].

Причина формирования новой парадигмы языкознания заключается в том, что исследование многочисленных связей и функций языка призвано углубить его понимание, так как любая система получает более полную характеристику при выяснении выполняемых ею функций. При этом движение языка в смежные области, удаление от предмета исследования парадоксальным образом приближает к языку, позволяя охарактеризовать его с разных сторон, выявить новые его качества.

Новый период в развитии языкознания можно также охарактеризовать как эпоху макролингвистики. Если раньше главные усилия были направлены на исследование внутреннего устройства языка, его системы, то на современном этапе язык рассматривается как целостная структура в его отношении к различным сферам социальной, материальной, духовной жизни.

Эта общая тенденция лингвистики не могла не захватить и стилистику, а еще уже - изучение языка СМИ (массовой коммуникации). В стилистике можно наблюдать явное расширение предмета исследования. Здесь прежде всего следует назвать уже упоминавшуюся лингвокультурологию, развивающуюся преимущественно в рамках стилистики, лингвистику текста, переживающую период бурного расцвета. Оживляется интерес к теории жанров, к теории композиции. На первый план выходит исследование целостных структур (речевых произведений, жанров) и крупных общеязыковых категорий.

В изучении языка СМИ всесторонний анализ также представляется весьма эффективным. Сейчас острыми и актуальными становятся такие аспекты, как язык СМИ и культура, язык СМИ и политика, идеология, язык СМИ и религия. Экстенсивное изучение языка СМИ открывает новые перспективы, способствует более глубокому пониманию его специфики и природы.

Разумеется, новые подходы к языку СМИ стимулируются не только общими тенденциями развития мировой лингвистики, но и радикально изменившимися условиями

функционирования СМИ в обществе, процессами, происходящими в самом языке СМИ. Возникает необходимость осмыслить роль языка СМИ в новых условиях с учетом процессов, происходящих в обществе, культуре, политике, идеологии и т.д.

Для характеристики любого языкового явления необходимо раскрыть его сущность, специфику и проанализировать области его применения. Только такой подход позволяет дать полное представление об изучаемом явлении. Сферы применения видоизменяют характеристику явления, обогащая его параметры, полнее раскрывая его сущность.

Для понимания сущности языка СМИ очень важно, какое духовное пространство он охватывает, каковы сферы этого пространства и как он проявляет себя в каждой из этих сфер. Наиболее крупные области духовного пространства, в которых действует язык СМИ, - это политика и культура. Одно из важнейших направлений изучения культурологического аспекта языка СМИ - выяснение того, как последний влияет на культуру. Будучи составной частью культуры, язык воздействует на нее, но не непосредственно, а косвенно. Это воздействие осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры - их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов. Язык СМИ, охватывающий практически неограниченную тематику, включающую и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций способствуют и развитию культуры. Язык СМИ обогащает литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры [5; с. 8].

Язык СМИ охватывает всю жизнь нации - все, что имеет общественный интерес. Но некоторые сферы духовной жизни общества имеют для СМИ первостепенное значение, составляют ядро, главное в деятельности СМИ и их языка. И первое, ведущее место среди этих сфер принадлежит политике. Как область государственной, общественной деятельности, политика во многом определяет жизнь социума. Этим обусловлена актуальность политики для СМИ.

Мера участия в политике, характер этого участия определяет идеологическую направленность СМИ, что составляет главное в характеристике деятельности СМИ. Даже активно прокламируемая аполитичность - это тоже своего рода политика. Как деятельность государственной власти, управления, социальных групп, политика практически невозможна без средств массовой информации - своеобразных трансляторов идей, интересов социальных институтов. Фактически СМИ - это одна из форм существования и функционирования политики. Однако СМИ не только освещают (транслируют) политику, но и активно в ней участвуют: формируют общественное мнение, могут оказывать давление на органы, принимающие решения. СМИ - это голос, мнения, убеждения как власти, так и народа в лице его разнообразных социальных, профессиональных, возрастных и т.д. групп. Именно СМИ в свободной стране обеспечивают связь между государством и обществом. Таким образом, СМИ и политика - понятия взаимообусловленные. С одной стороны, СМИ являются трансляторами идей государ-

ственных органов, с другой - субъектами политической деятельности. Однако и в том и в другом случае политика составляет главное содержание их деятельности.

Ведущая роль политики в деятельности СМИ отражается и в их языке, а через посредство СМИ - и в литературной речи. Роль политики в жизни языка исключительно велика. Именно через прессу, телевидение, радио активизируется политическая лексика, выражающая ведущие, наиболее актуальные идеи и цели того или иного периода. Благодаря СМИ получили широкое распространение, вошли в литературный язык такие слова, как саммит, консенсус, многие экономические термины. Затрагивая интересы практически всех слоев населения, политика, ее лексикон становятся частью словаря литературного языка [5; с. 423].

Концептуальная лексика, составляющая ядро словаря СМИ, выражает идеологическую направленность языка СМИ, обусловливает идеологическую дифференциацию языка массовой коммуникации. Можно сказать, что политическая лексика - это своеобразная терминология СМИ. Отсутствие политической лексики также концептуально значимо и определяет во многом направление деятельности СМИ, лексический состав, речевые стратегии и тактики.

Активное функционирование концептуальной лексики в языке СМИ повышает стилистический статус этого лексического слоя в литературном языке, несколько меняя стилистический облик последнего.

По природе, по главной своей функции СМИ нуждаются не просто в номинации предметов и явлений, но прежде всего в их оценочной квалификации. Сообщая новость, анализируя действительность, в том числе и политическую, СМИ так или иначе, в более или менее эксплицитной форме призваны характеризовать освещаемые явления с точки зрения интересов всего общества или его отдельных групп, т.е. дать им социальную оценку. Отсюда вытекает продуктивность социально-оценочной лексики в языке СМИ, который не только отбирает эту лексику из литературного языка, но и производит ее, используя нелитературные пласты национального языка (просторечие, жаргоны), олитературивая единицы этих пластов, расширяя границы литературного языка, демократизируя его. В этом плане можно говорить о значительном позитивном влиянии языка СМИ на литературный язык. Язык массовой коммуникации насыщает литературную речь эмоционально-оценочными оборотами, разнообразя и обогащая его лексику и семантику.

Однако с политикой, с остротой борьбы интересов связаны и негативные явления в языке СМИ (речевая агрессия, сокрытие истины, злоупотребление бранной лексикой и др.), о чем уже упоминалось. Весь этот комплекс проблем обусловливает актуальность этического аспекта.

Сталкиваясь с фактами речевой агрессии, общество вынуждено принимать меры защиты, обращаясь в социальные и государственные органы, взывая к совести редакционных коллективов и отдельных журналистов. Далеко не случайны многочисленные обращения в суды по поводу защиты чести и достоинства граждан и связанное с этим широкое распространение лингвистической экспертизы текстов СМИ.

В этическом плане актуально понятие политкорректности (толерантности). Принцип толерантности предполагает терпимость к крайностям идеологической борьбы, стремление избегать политической необъективности, а в использовании общественно-политической лексики - пристрастий и предубеждений. Идеал политкорректности -беспристрастность.

Таким образом, политика, политическая деятельность многообразно отражается в языке СМИ. Это язык, предназначенный для информирования и оценки общественно-

политических реалий. Однако применительно к сферам его распространения, если иметь в виду политический аспект (внутренняя политика, внешняя и т.д.), общая его функция (а вместе с ней и стилистический облик) дифференцируется, конкретизируется, приобретая дополнительные стилистические качества. И полная картина функционирования языка СМИ (как печатных, так и электронных) складывается из анализа всех областей его распространения.

Итак, политика сильно и многообразно воздействует на язык СМИ. Язык политики - это широкая и относительно самостоятельная область изучения. В соответствии с исключительно важной ролью политики в жизни общества растет интерес к изучению языка политики, политического дискурса.

Язык СМИ испытывает многообразное, многоплановое воздействие политики, которое далеко не всегда обнаруживается на поверхностном уровне. Поэтому необходимо глубокое и всестороннее исследование текстов СМИ, причем воздействие политики следует рассматривать дифференцировано - по сферам политики, ибо по-разному влияет на язык СМИ внутренняя, внешняя политика и т.п. И по-разному в политическом аспекте формируется язык печатных и электронных СМИ.

Библиографический список

1. Бушуев А.Б. Языковая динамика и социодинамика: некоторые феномены в современном русском языке // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Второй междунар. науч. конф. г. Волгоград, 24-26 апр. 2007 г.: в 2 т. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2007. Т 1. C. 625-628.

2. Зарва М.В. Слово в эфире: о языке и стиле радиопередач. Произношение в радио-и телевизионной речи: справ. пособие / М.В. Зарва. М.: Флинта : Наука, 2011. 376 с.

3. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2011. 160 с.

4. Шаховский В.И. Унижение языком в контексте современного коммуникативного пространства в России // Проблемы речевой коммуникации. Вып. 7. Саратов, 2007. C. 763.

5. Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2012. 952 с.

References

1. Bushuyev A.B. Language dynamics and sociodynamics: some phenomena in modern Russian // The Russian literature in the context of modern integration processes: Materials of the second intern. scientific conf. Volgograd, Apr. 24-26. 2007: in 2 v. Volgograd: Publishing house VolGU, 2007. V. 1. 625-628 p.

2. Zarva M.V. Word in broadcasting: about language and style of broadcasts. Pronunciation in radio- and the television speech: reference book. M.: Flint: Science, 2011. 376 p.

3. Petrova N.E. Language of modern mass media: means of speech aggression. M.: Flint: Science, 2011. 160 p.

4. Shakhovsky V.I. Language humiliation in the context of modern communication in Russia // Problems of speech communication. Saratov, 2007. № 7. 763 p.

5. The mass media language and politics / under the editorship of G. Ya. Solganik. M.: Publishing house of the Moscow University; Journalism department of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov, 2012. 952 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.