Научная статья на тему 'Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов'

Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
587
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН / CRIMINAL LAW / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CRIMINAL RESPONSIBILITY / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENT / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE INTERESTS OF PUBLIC SERVICE AND SERVICE IN LOCAL GOVERNMENT / ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / OFFICER / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / MALFEASANCE IN OFFICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мерзлякова Валерия Анатольевна

В данной статье рассматриваются общие вопросы уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов. В ней получили отражение следующие тезисы: анализ законодательных формулировок уголовной ответственности и наказания в системе российского уголовного права, виды уголовной ответственности, состав должностного преступления, основания привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, а также дается узкая и детальная трактовка правоохранительных органов как исключительно силовых структур, и их признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General matters of law enforcement officers criminal responsibility

In this article general issues of criminal law enforcement are discussed. There have been highlighted following points: an analysis of the legislative language of criminal responsibility and punishment in the Russian criminal law, the types of criminal responsibility of the misconduct, the grounds of criminal responsibility of officials, and was given a narrow and detailed interpretation of the law enforcement agencies, as an exclusively power structures, and their symptoms.

Текст научной работы на тему «Общие вопросы уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов»

1В.А. Мерзлякова

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В данной статье рассматриваются общие вопросы уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов. В ней получили отражение следующие тезисы: анализ законодательных формулировок уголовной ответственности и наказания в системе российского уголовного права, виды уголовной ответственности, состав должностного преступления, основания привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, а также дается узкая и детальная трактовка правоохранительных органов как исключительно силовых структур, и их признаки.

Ключевые слова: уголовный закон, уголовная ответственность, наказание, государственная власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, должностное преступление, состав преступления, должностное лицо, правоохранительные органы.

Уголовная ответственность - один из важных институтов уголовного права. В русском языке ответственность трактуется как обязанность отвечать за свои действия и поступки, принимать на себя вину за их последствия.

Уголовная ответственность, наряду с гражданской, административной, дисциплинарной, является разновидностью юридической ответственности. Она выражается в мерах уголовно-правового воздействия, предусмотренных уголовным законом, применяемых к лицу, совершившему преступление. Уголовная ответственность наступает в связи с совершением преступления, вследствие чего наступающие последствия выражаются и реализуются в форме назначения уголовного наказания. Между понятиями уголовной ответственности и наказания существует тесная взаимосвязь, но уголовная ответственность может существовать и без применения

© Мерзлякова В.А., 2011

наказания, а назначение наказания без уголовной ответственности существовать не может. Взаимосвязь этих двух понятий прослеживается при рассмотрении некоторых статей УК РФ. Например, ч. 2 ст. 2 УК РФ «устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за их совершение». Согласно ч. 1 ст. 3 УК РФ «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только уголовным законом». По ст. 8 УК РФ «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом»1. Из анализа этих законодательных формулировок следует, что понятие уголовной ответственности шире понятия наказания, хотя и включает его.

Принципиальное различие между этими двумя понятиями ярко отражено в разд. 4 общей части УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», где нормы ст. 75-78 УК РФ объединены в гл. 11 об «Освобождении от уголовной ответственности», а нормы, предусмотренные ст. 79-83, - в гл. 12 об «Освобождении от наказания».

Под уголовной ответственностью следует понимать все меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление. В свою очередь, уголовная ответственность предусматривает наказание и иные меры уголовно-правового воздействия, например принудительные меры медицинского характера, которые не являются наказанием. Иными словами, уголовная ответственность подразделяется на два вида: без назначения наказания и с назначением наказания. В первом случае уголовная ответственность ограничивается осуждением лица, во втором уголовная ответственность содержит не только осуждение лица, но и применение к нему наказания, включая отдельные уголовно-правовые последствия отбывания наказания.

При наличии достаточно веских оснований, к подозреваемому или обвиняемому применяются меры уголовно-процессуального принуждения (заключение под стражу, подписка о невыезде). Эти меры носят процессуальный характер, их смысл заключается в обеспечении исполнения будущего обвинительного приговора, они также могут стать составной частью уголовной ответственности в материально-правовом смысле. В случае подтверждения вины обвиняемого обвинительным приговором примененные к нему меры процессуального принуждения становятся составной частью уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что уголовная ответственность возникает с момента совершения конкретным лицом преступления, предусмотренного уголовным законом, независимо от того, задержано лицо сразу же после совершения преступления либо спустя какое-то время, если оно скрылось с места преступления. Как было отмечено ранее, основанием к немедленному наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом (ст. 8 УК РФ).

Состав преступления состоит из ряда взаимосвязанных между собой подсистем и их элементов. Отсутствие хотя бы одной из подсистем или элемента состава преступления приводит к отсутствию состава преступления в целом2. В составе уголовно-противоправного деяния все составляющие его элементы юридически равны.

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» более широко раскрывает круг правоохра-няемых интересов, чем это было сделано в предыдущем Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. Предусмотренные данной главой составы -должностные преступления, а их исполнителями являются должностные лица, т. е. специальные субъекты. Проводя анализ состава должностного преступления, необходимо учитывать, что его нужно рассматривать как совокупность установленных законом элементов и признаков, определяющих общественно опасное деяние как преступление.

По мнению видных ученых, таких как Я.М. Брайнин, В.Н. Кудрявцев, А.А. Пионтковский, состав преступления является необходимым и единственным условием уголовной ответственности как основа квалификации преступлений3.

П.И. Гришаев считает, что «общественно опасное и виновное деяние не может быть признано преступлением, если в момент совершения оно не было предусмотрено уголовным законом»4.

С точки зрения Ю.И. Ляпунова, основанием уголовной ответственности за преступление является его определенный состав, а необходимыми признаками являются общественная опасность, противоправность, запрещенность законом5. С этим нельзя не согласиться, так как данное утверждение проверено не только наукой и практикой, но и воплощено в законах. Анализ признаков должностных преступлений помогает усвоить степень общественной опасности, виновности и запрещенности уголовным законом.

Отсутствие всех признаков состава должностного преступления, общественной опасности приводит к отсутствию самого пре-

ступления. Поэтому наличие состава должностного преступления является основанием уголовной ответственности должностного лица.

В.И. Динека более объемно раскрывает рассматриваемое понятие, полагая, что должностным преступлением следует считать виновное, противоправное, общественно опасное деяние, совершенное лицом, состоящим на службе в органе законодательной, исполнительной власти государства, путем неправомерного использования должностных либо служебных полномочий и причинившее вред объекту уголовно-правовой охраны6.

Состав должностного преступления подразделяется на две основные части: законодательную и фактическую, т. е. необходимы наличие элементов и признаков, установленных и закрепленных в уголовном законе, а также в Общей и Особенной частях Уголовного кодекса; правовое значение всех элементов и признаков должностного преступления; тесная взаимосвязь элементов и признаков должностного преступления; основа законодательных и фактических признаков деликта, образующих состав должностного преступления.

В общем объеме должностных преступлений значительная часть приходится на правонарушения, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов в момент нахождения их на службе, при исполнении своих должностных обязанностей и полномочий.

Как известно, функциями правоохранительных органов являются: конституционный контроль, правосудие, организационное обеспечение деятельности судов, исполнение судебных решений, обеспечение правопорядка и безопасности, предупреждение преступлений и правонарушений, прокурорский надзор, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи7. Каждая из них направлена на достижение своих конкретных результатов. Для реализации названных функций существуют конкретные органы, которые соответственно называются правоохранительными. К правоохранительным органам относятся:

- судебные органы (Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, федеральные: суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи);

- органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Высший арбитражный суд и Верховный суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации и его органы);

- органы прокуратуры;

- органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);

- органы внутренних дел;

- органы исполнительной власти в сфере юстиции (Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний);

- органы обеспечения безопасности (Совет безопасности Российской Федерации, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб) и т. д.

Однако представляется оправданной наиболее узкая и детальная трактовка правоохранительных органов, как исключительно силовых структур, имеющих свои конкретные, свойственные только им задачи и наделенных соответствующими властными полномочиями. К данным органам можно отнести органы предварительного расследования (МВД, ФСБ и др.) и орган надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов - прокуратуру, которая одновременно является органом предварительного расследования. Признаками этих органов, отличающих их от всех других, являются:

- охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями (иные органы и организации такой обязанности не несут);

- действуют от имени государства и наделены властными полномочиями, т. е. могут применять меры принудительного характера;

- принимаемые ими решения имеют обязательный характер, их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

- деятельность четко регламентирована законом и осуществляется только в установленном законом порядке8.

Органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их, а следовательно, и соответствующих должностных лиц, насчитывается более десятка. К ним относятся:

- следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции;

- учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции и так далее);

- органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных под-

разделений федеральных служб безопасности, налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).

При классификации данной группы органов (должностных лиц) необходимо пользоваться дополнительным критерием: учитывать значимость деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа.

Согласно п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ должностным признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Сотрудники правоохранительных органов попадают под определение указанной статьи УК РФ, ибо в момент нахождения на службе являются представителями власти (федеральной, муниципальной) и, следовательно, имеют статус должностного лица. Следует при этом отметить, что сотрудники правоохранительных органов наделены большим объемом полномочий вследствие наличия разрешений на ношение оружия, специальных средств и возможности их применения. Данный фактор повышает опасность совершаемых ими преступлений, а сами сотрудники правоохранительных органов, являясь фигурантами преступлений, представляют большую опасность для личности, общества и государства в целом.

Таким образом, все перечисленные выше виды ответственности, включая уголовную, за преступления, совершенные при исполнении своих должностных и служебных обязанностей, сотрудники правоохранительных органов несут в полном соответствии с законом, по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за должностные преступления.

Примечания

1 Уголовный кодекс РФ. Офиц. текст по сост. на 10.03.2010.

2 Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права. Общая часть: В 2 т. Т. 1. М., 1999.

3 Брайнин Я.М. Уголовная ответственность и ее основания в советском уголовном праве. М., 1963; Кудрявцев В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений. М., 1963; Пионтковский А.А. Учение о преступлении. М., 1967.

4 Советское уголовное право. Общая часть. М., 1982.

5 Ляпунов Ю.И. Общественная опасность как категория преступления. М., 1982.

6 Динека В.И. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы органов местного самоуправления. М., 2000.

7 Правоохранительные и судебные органы России / Под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М., 2009.

8 Правоохранительные органы Российской Федерации / Под ред. Ю.К. Орлова. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.