УДК 659.01.5
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГОАУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С СТАНДАРТАМИ
ЗАУРБЕКОВА ЛЯЗЗАТ ЕДИГЕЕВНА
НАО Таразский университет им. М. Х. Дулати, старший преподаватель, магитр "учет и аудит", город Тараз, Республика Казахстан
Аннотация: Стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита.
Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, регулирующих сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
Ключевые слова: председатель, члены комиссии, государственный бюджет, государственный аудит, ревизионная комиссия, акционерное общество, административный государственный служащий, аудит финансовой отчетности, аудит эффективности, аудит соответствия, экономичность, производительность, результативность, значимость, перспективность.
Andatpa: Standards of state audit andfinancial control are mandatory for application by state audit andfinancial control bodies, individuals and legal entities involved in conducting state audit. The purpose of the compliance audit is to reasonably express an opinion on compliance by the object of state audit with the norms of the legislation of the Republic of Kazakhstan regulating the scope of activity of the object of state audit, as well as acts of quasi-public sector entities adopted for their implementation.
Keywords: chairman, members of the commission, state budget, state audit, audit commission, joint stock company, administrative civil servant, audit of financial statements, efficiency audit, compliance audit, efficiency, productivity, effectiveness, significance, prospects.
Стандарт внутреннего государственного аудита и финансового контроля "Аудит соответствия" определяет цель, задачи, основные этапы, процедуры, методы, а также единые требования к проведению аудита соответствия, осуществляемые органами внутреннего государственного аудита и финансового контроля. Стандарта распространяется на государственных аудиторов, ассистентов государственного аудитора органов внутреннего государственного аудита, а также привлекаемых экспертов, специалистов государственных органов и его территориальных и подведомственных подразделений, аудиторских организаций.
Стандарте используются следующие понятия:
-базовые критерии - показатели, используемые при проведении аудита соответствия вне зависимости от его направлений и деятельности объекта государственного аудита;
-критерии - обоснованные и достижимые эталонные нормы, показатели, на основании которых проверяется соблюдение объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
Целью аудита соответствия является обоснованное выражение мнения о соблюдении объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, регулирующих сферу деятельности объекта государственного аудита, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Стандарта являются:
1) установление требований к планированию, подготовке к проведению, формированию выводов и результатов, а также контролю реализации итогов аудита соответствия;
2) определение процедур и методов проведения аудита соответствия;
3) раскрытие особенностей в вопросах определения критериев аудита соответствия, формирования выводов и результатов, включаемых в аудиторские отчеты.
Задачами аудита соответствия являются:
1) определение актуального вопроса, сформированного по итогам изучения в соответствии с системой управления рисками, а также при планировании внепланового аудита, согласно статье 18 Закона, и критериев аудита соответствия;
2) сбор объективных, достоверных и достаточных аудиторских доказательств относительно достижения критериев соответствия, выявления причин их отклонения (при наличии);
3) формирование независимого, объективного и компетентного аудиторского отчета и заключения, отчета о результатах внутреннего аудита с разработкой рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений и их недопущению в будущем;
4) реализация итогов аудита соответствия посредством проведения мониторинга в соответствии со статьей 25 Закона.
Аудит соответствия осуществляется органами внутреннего государственного аудита, исходя из представленных полномочий, по направлениям в соответствии с подпунктом 2) статьи 14 и подпунктами 5) и 6) статьи 15 Закона.
Аудит соответствия состоит из следующих этапов:
1) планирование отдельного внутреннего государственного аудита, включающее предварительное изучение объектов государственного аудита, составление. Плана проведения внутреннего государственного аудита и Программы проведения внутреннего государственного аудита. Аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия и проведение аудиторского мероприятия в соответствии с проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 "Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля", а также своевременной регистрации. Поручения уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту и его территориальных подразделений на проведение внутреннего государственного аудита соответствия в органах правовой статистики и специальных учетов.
2) проведение внутреннего государственного аудита, включающее организационные основы проведения аудиторского мероприятия, составление и оформление аудиторского отчета, аудиторского заключения, предписания, решения (распоряжения) об устранении нарушений и рассмотрении рекомендаций
3)осуществление мониторинга исполнения рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении, аудиторском отчете и предписании, решении (распоряжении).
Требования к государственному аудиту и финансовому контролю определяются стандартами государственного аудита и финансового контроля.
Стандарты государственного аудита и финансового контроля разделяются на:
1) общие стандарты государственного аудита и финансового контроля, которые разрабатываются на основе международных стандартов и содержат основополагающие требования к деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.
Общие стандарты государственного аудита и финансового контроля разрабатываются Высшей аудиторской палатой и утверждаются Президентом Республики Казахстан;
2) процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, содержащие процедурные требования к проведению (процедуре, механизму и методам)
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
государственного аудита и финансового контроля и деятельности органов государственного аудита и финансового контроля, которые разделяются на:
-процедурные стандарты государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые совместно Высшей аудиторской палатой и уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту;
-процедурные стандарты внешнего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые Высшей аудиторской палатой. Порядок разработки и утверждения процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля определяется Высшей аудиторской палатой;
-процедурные стандарты внутреннего государственного аудита и финансового контроля, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту по согласованию с Высшей аудиторской палатой.
Критерии эффективности обсуждаются с объектом аудита на этапе предварительного изучения деятельности объекта аудита в порядке, определенном правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля.
Стандарты государственного аудита и финансового контроля обязательны к применению органами государственного аудита и финансового контроля, физическими и юридическими лицами, привлеченными к проведению государственного аудита.
Важнейшей системой обеспечения социальной обеспеченности граждан, стабильной экономической безопасности государства является государственный аудит. Велика роль государственного аудита в реализации масштабных инвестиционных и социальных проектов и реализации бюджетной политики, финансируемых за счет государственного бюджета.
Основная задача комиссии-осуществление внешнего государственного финансового контроля, исполнения местных бюджетов., состоящие из административных государственных служащих, назначаются голосованием депутатов областного маслихата сроком на 5 лет.
Ревизионная комиссия создается в организациях с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерных обществах, ассоциациях, союзах.
Статус ревизионной комиссии определяется уставом экономического субъекта. Наряду с общим собранием и правлением акционеров постоянно действующим центром является ревизионная комиссия.
Вопросы создания ревизионной комиссии и ее полномочий закрепляются в сведениях об организации соответствующей организационно-правовой формы (общества с ограниченной ответственностью акционерное общество и др.).
Для контроля финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с уставом общества общее собрание акционеров или учредителей избирает ревизионную комиссию (Ревизора).
Порядок деятельности ревизионной комиссии (Ревизора) (в том числе и условия выплаты вознаграждения или возмещения) регулируется внутренним органом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
Было поручено принять закон» О государственном аудите и финансовом контроле«, в соответствии с которым 12 ноября 2015 года был принят закон "О государственном аудите и финансовом контроле".
Цель государственного аудита-повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора. Основная особенность закона заключается в том, что для осуществления государственного аудита служащие обязаны иметь сертификат государственного аудитора.
Государственный аудитор-государственный служащий, осуществляющий государственный аудит и (или) финансовый контроль, имеющий сертификат государственного аудитора, а также служащий уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный аудит: учебник / Б.А. Алибекова, А.Б. Зейнельгабдин, С.Б. Макыш, А.М. Мухаметкарим и др./под ред. К.Е. Джанбурчина.- Астана: ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, 2016.375 с.
2. Аудит: оку к^ралы / С.А. Исакова. - Эвд. жэне толыкт. - Астана: "БиКА", 2014. - 307 б.
3. Аудит качества [Электронный ресурс] / Б.Е. Недбайлюк. - Москва : КНОРУС, 2016. - 200с.
4. Профессиональный аудит: теория и практика: учебник / Д.О. Абленов, Д.Д. Абле, Д.Д. Абленова, А.Д. Абленова.- 2-е изд., перераб. и доп.- Алматы: Экономика, 2015.- 872 с.-
5. Государственныйаудит[Электронный ресурс] : Учебник / под ред. К.Е.Джанбурчина. -Астана : ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2016. - 375 с.