Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / БЮДЖЕТ / РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тузубекова М. К., Парзу Е. А.

В данной статье автором проведен анализ работы государственных органов по аудиту и финансовому контролю, по правильному и рациональному использованию бюджетных средств, а также деятельности ревизионной комиссии в системе государственного аудита в регионах Республики Казахстан в современных условиях. Исследованы вопросы эффективного управления бюджетными средствами и усиления финансовой и исполнительской дисциплины, а также значение и необходимость проведения органами внешнего государственного контроля совместных или параллельных контрольных мероприятий. Автором были изучены вопросы эффективности использования бюджетных средств и контрольных мероприятий.In this article, the authors analyzed the work of state bodies for audit and financial control, for the correct and rational use of budgetary funds, as well as the activities of the audit commission in the system of state audit in the regions of the Republic of Kazakhstan in modern conditions. Issues of effective management of budgetary funds and strengthening of financial and executive discipline, as well as the importance and necessity of conducting joint or parallel control measures by external state control bodies have been investigated. The author studied the issues of the effectiveness of the use of budgetary funds and control measures

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

6.Шкурина, Л.В., Даубаев, К.Ж. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железных дорогах Российской Федерации и

УДК: 332.143

Республики Казахстан. Учебное пособие. -М.: УМЦ ЖДТ, 2015.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЕВИЗИОННЫХ КОМИССИИ В СИСТЕМЕ _ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН_

РР!: 10.3Ш8^и.2413-9335.2021.6.82.Ш1

Тузубекова М.К.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, учет и аудит»

Парзу Е.А.

Магистрант 2 курса специальности «Менеджмент» Казахский университет технологии и бизнеса, г. Нур-Султан, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В данной статье автором проведен анализ работы государственных органов по аудиту и финансовому контролю, по правильному и рациональному использованию бюджетных средств, а также деятельности ревизионной комиссии в системе государственного аудита в регионах Республики Казахстан в современных условиях. Исследованы вопросы эффективного управления бюджетными средствами и усиления финансовой и исполнительской дисциплины, а также значение и необходимость проведения органами внешнего государственного контроля совместных или параллельных контрольных мероприятий. Автором были изучены вопросы эффективности использования бюджетных средств и контрольных мероприятий.

ABSTRACT

In this article, the authors analyzed the work of state bodies for audit and financial control, for the correct and rational use of budgetary funds, as well as the activities of the audit commission in the system of state audit in the regions of the Republic of Kazakhstan in modern conditions. Issues of effective management of budgetary funds and strengthening of financial and executive discipline, as well as the importance and necessity of conducting joint or parallel control measures by external state control bodies have been investigated. The author studied the issues of the effectiveness of the use of budgetary funds and control measures

Ключевые слова: аудит, бюджет, ревизионная комиссия, государственный контроль, эффективность, конкурентоспособность, национальная экономика.

Keywords: audit, budget, audit commission, state control, efficiency, competitiveness, national economy.

ВВЕДЕНИЕ

Стремление Казахстана к повышению конкурентоспособности национальной экономики ставит задачу управлять бюджетными средствами более эффективно и усилить финансовую и исполнительскую дисциплину. Наиболее значимым в этих условиях становится работа государственных органов по аудиту и финансовому контролю, нацеленная на анализ и оценку по правильному и рациональному использованию бюджетных средств и государственных активов.

Как показывает практика, в регионах наиболее трудным и не отработанным является процесс исполнения рекомендаций и поручений, в части внесения изменений в законодательно утвержденные механизмы реализации

крупномасштабных государственных и отраслевых программ.

В этих условиях, существенно возрастает значение и необходимость проведения органами внешнего государственного контроля совместных либо параллельных проверок, результаты которых позволят дать комплексную оценку эффективности реализации программных документов, выявить слабые стороны и определить имеющиеся риски.

Так, ревизионные комиссии на областных уровнях являются государственными органами и осуществляют следующие функции:

- контрольные;

- экспертно-аналитические.

Они являются относительно молодыми, только развивающимися. Практика показывает, что в ходе достижения результата по выполнению возложенных на них задач по обеспечению соблюдения бюджетного и иного законодательства, помимо проведения контрольных работ, перед ними возникает круг вопросов, требующих комплексного решения.

Следует отметить, что по данным национальной комиссии по сертификации лиц, претенденты ревизионной комиссии по Акмолинской области успешно прошли собеседование на присвоение квалификации государственного аудитора и заняли 5 место (96,6%) среди регионов страны [1].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В соответствии с Законом о государственном аудите и финансовом контроле в компетенции ревизионных комиссий входят внешний государственный аудит, аудит соответствия и аудит эффективности [2] .

Согласно действующему законодательству, исполнительными органами власти действиям органов ревизионной комиссии дается оценка в отношении характера выявленных нарушений и его классификации. Тем самым работа последних ставится в зависимость от органа исполнительной власти, тем самым нарушается принцип его функциональной независимости.

Считаем, что важным шагом в данном направлении целесообразно внести предложения по внесению изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях по наделению ревизионных комиссии правом составления и рассмотрения протоколов об

административных правонарушениях, в частности при допущении нарушений:

- при ведении бухгалтерского учета;

- при исполнении местного бюджета;

- при проведении государственных закупок;

- при использовании бюджетных средств и активов государства и др.

Данные проведенного анализа показывает, ревизионной комиссией по Акмолинской области проведено аудиторских проверок в 2016 году - 299 объектов, в 2017 году - 212, в 2018 году - 243 (таблицы 1) [1].

Таблица 1.

Количество контрольных мероприятий, проведенных за период 2016-2018 гг.

Наименование показателей 2016 2017 2018 Всего

Всего проверок из них: 22 19 16 57

Контроль эффективности 13 10 11 34

Удельный вес в общем количестве проверок,% 59,1 52,6 68,8

Контроль на соответствии 9 9 5 23

Удельный вес в общем количестве проверок,% 40,9 47,4 31,2

Примечание: составлено согласно данных литературы [3]

Так, ревизионной комиссией по Акмолинской области проведено аудиторских проверок в 2016 году - 22, в 2017 году - 19, в 2018 году - 16. Как видно из рисунка 1, из 22 проведенных аудиторских

проверок в 2016 году - 13 (59,1 %) по вопросу эффективности использования бюджетных средств и 9 (40,9%) - по вопросу эффективного использования бюджетных средств.

68,8

52,6

47,4

Аудит

эффективности Аудит

соответствия

2016 год

2017 год

2018 год

Примечание: составлено согласно данных литературы [3] Рисунок 1. Сравнение доли аудита эффективности и аудита соответствия в общем количестве

проведенных проверок за 2016-2018 годы, %о

В 2017 году из 19 проверок - 10 (52,6 %) проведены по вопросу эффективности использования бюджетных средств, 9 (47,4%) - по вопросу эффективного использования бюджетных средств.

В 2018 году из 16 проведенных аудиторских проверок - 11 (68,8%) по вопросу эффективности использования бюджетных средств, 5 (31,2%) - по

вопросу эффективного использования бюджетных средств.

По контрольным мероприятиям, проведенным в 2018 году установлено нарушений на общую сумму 17 764,8 тыс.тенге, что меньше по сравнению с 2017 годом на 1 343,9 млн.тенге (таблица 2).

Таблица 2.

Основные показатели деятельности ревизионной комиссии

Наименование показателей Ед.изм 2016г. 2017г. 2018г.

Проведено контрольных мероприятий из них: ед. 22 19 16

Количество объектов контроля ед. 299 212 243

Выявлено нарушений тыс. тенге 19 099,1 19 108,7 17 764,8

Сумма подлежащая возмещению/ восстановлению тыс. тенге 3 391,6 1 054,6 3 073,2

Из них восстановлено средств объектами контроля, всего тыс. тенге 3 275,7 1 005,3 2 191,1

Объем охваченных контролем средств тыс. тенге 51 329,1 52 388,3 86 864,7

Доля восстановленных средств в сумме выявленных нарушений в % 17,2 5,3 12,3

Доля восстановленных нарушений в сумме подлежащих возмещению/ восстановлению средств в % 96,6 95,3 71,3

Примечание: составлено согласно данных литературы [3]

В сравнении 2017 года с 2016 годом представлена динамика выявленных нарушений в отмечается рост установленных нарушений на 0,1% разрезе объема средств, охваченных контролем. или 9 640,7 тыс. тенге. Ниже на рисунке 2

Объем

установленных нарушений

Объем средств охваченных контролем

2016 год 2017 год 2018 год

Примечание: составлено согласно данных литературы [3] Рисунок 2. Динамика объема выявленных нарушений за 2016-2018 гг., млн. тенге

По результатам аудиторских проверок, предъявлены к восстановлению средств: в 2016 проведенных ревизионной комиссией году - 3 391,6 млн. тенге, в 2017 году - 1 054,6 млн.

Акмолинской области, объектам аудита тенге, в 2018 году - 3 073,2 млн. тенге.

71,3

2016 год

95,3 96,6

Доля восстановленных средств в сумме средств подлежащих

возмещению/восстановлению

Примечание: составлено согласно данных литературы [3] Рисунок 3. Доля возмещенных и восстановленных сумм за 2016-2018 гг, %

Так, из предъявленных к возмещению и восстановлению средств

восстановлено/возмещено: в 2016 году - 3 275,7 млн. тенге (96,6 %), в 2017 году - 1 005,3 (95,3 %) млн. тенге и в 2018 году - 2 191,1 млн. тенге (71,3 %) (рисунок 3).

Из общей суммы выявленных фактов оказались нарушения при расходовании бюджетных средств местного бюджета, которые

составили 7 764 120,9 тыс. тенге или 38,9%, нарушения при расходовании трансфертов из республиканского бюджета - 4 116 522,2 тыс. тенге или 21,5%, нарушения по поступлениям в бюджет -555 741,6 тыс. тенге или 2,9%, при использовании государственных активов - 1 672 406,7 тыс. тенге или 8,8%, при проведении госзакупок - 4 874 532,2 тыс. тенге или 25,5% и прочие нарушения -457 780,1 тыс. тенге или 2,4% (рисунок 4).

2016 год

0

2017

местный бюджет трансферты РБ поступления госзакупки gg «активы 2,4л прочие

год

2018 год

Примечание: составлено согласно данных литературы [3] Рисунок 4. Динамика структуры нарушений, выявленных ревизионной комиссией по Акмолинской области за 2016-2018 гг., %

Стабильно высокие факты нарушений наблюдаются при использовании средств местных бюджетов, что составляет 38-50%. На долю нарушений при использовании трансфертов из республиканского бюджета приходится от 19 до 46%.

Относительно стабильная динамика за последние 2 года в процентном соотношении приходится на долю нарушений при использовании активов государства - 7-9%. В отчетном 2018 году по сравнению с 2017 годом отмечается увеличение доли установленных нарушений по результатам государственных закупок на 18,5%.

Также 2017 год наблюдается увеличение доли выявленных фактов нарушений по поступлениям в бюджет и прочим нарушениям нормативных правовых актов РК. Причиной увеличения доли таких нарушений по поступлениям в бюджет являются проведенные в 1 -м полугодии 2017 года проверки по вопросам полноты и своевременности поступлений в местный бюджет доходов от аренды государственного имущества и полноты поступлений в местные бюджеты средств, от реализации земли и иных поступлений в сфере земельных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Анализ выявленных нарушений в разрезе законодательных актов за 2017 год показал, что наибольшая доля фактов нарушений, а именно 3 2,9% приходятся на нарушения законодательства в бюджетной системе.

Значительная доля выявленных фактов нарушений приходится на те, которые допущены при проведении процедур по государственным закупкам - 25,7%. При этом доля нарушений при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности составили 8,7%.

В сравнении с 2016 годом отмечается снижение выявленных нарушений по бюджетному законодательству РК на 45,7%, по нарушениям законодательства в сфере строительной и градостроительной деятельности на 80,8%. Вместе с тем наблюдается рост нарушений в сфере государственных закупок более чем в 140 раз и по

иным узконаправленным и специализированным нормативно-правовым актам на 50,3%.

Такие факты свидетельствуют, о том, что одной из наиболее подверженных нарушениям различных отраслей является процедура проведения государственных закупок.

Кроме того, несмотря на снижение в отчетном периоде доли установленных нарушений в сфере строительной деятельности, данная сфера также наиболее подвержена нарушениям, о чем также свидетельствуют статистика прошлых лет. Выявленные в 2017 году нарушения в строительной отрасли проявлялись, в первую очередь, в ходе контроля достоверности подтверждения выполненных работ и (или) оказанных услуг в соответствии с заключенными гражданско-правовыми сделками на оказание услуг строительства, реконструкции, капитального и текущих ремонтов.

Установленные факты свидетельствуют, в первую очередь, о низком уровне организации внутреннего контроля.

Как показала практика, причинами выявления системных нарушений, по-прежнему остаются нарушения допускаемые при ведении бухгалтерского учета в организациях и учреждениях [2].

Список литературы:

Мустафин М.К. От констатации к причинно-следственному анализу [Электронный ресурс] / М.К. Мустафин // apgazeta.kz. -2016. N148, -С. 1-2. -URL: http ://apgazeta. kz/2016/12/09/ot-konstatacii-k-prichinno-sledstvennomu-analizu (дата:10 .12.2016).

Республика Казахстан. Законы. О государственном аудите и финансовом контроле: [12 ноября 2015г. № 392-V ЗРК]. -[с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.12.2018 г.]. -Астана: Акорда, 2015. -48с.

Заседание по итогам государственного аудита ревизионной комиссии по Акмолинской области: годовой отчет Ревизионной комиссии по Акмолинской области Республики Казахстан за 20165-2018 гг. [Электронный ресурс]: -URL: http ://revkom.akmol.kz/ (дата: 18.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.