Научная статья на тему 'Общие проблемы мировой науки'

Общие проблемы мировой науки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2149
118
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СЕНСАЦИЯ / РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ / МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Атаева Гульсина Исроиловна, Турдиева Гавхар Саидовна

Современная наука достигла больших высот, но, несмотря на это, в этой области существует множество проблем, которые необходимо решать, чтобы не происходило застоя в научных исследованиях. В статье рассмотрены некоторые проблемы, которые возникают в сфере мировой науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие проблемы мировой науки»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ НАУКИ Атаева Г.И.1, Турдиева Г.С.2

1Атаева Гульсина Исроиловна - преподаватель;

2Турдиева Гавхар Саидовна - старший преподаватель, кафедра информационных технологий, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: современная наука достигла больших высот, но, несмотря на это, в этой области существует множество проблем, которые необходимо решать, чтобы не происходило застоя в научных исследованиях. В статье рассмотрены некоторые проблемы, которые возникают в сфере мировой науки. Ключевые слова: проблемы современной науки, финансирование, сенсация, рецензирование, молодые учёные.

Несмотря на достижения современной науки, всё же существуют проблемы, касающиеся мировой науки в целом. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Британские учёные, например, считают одной из важнейших проблем, затормаживающих развитие научного процесса, является в том, что большинство научных исследований не публикуются на английском языке и это приводит к тому, что исследования остаются неизвестными для широкой публики. Так как английским языком владеют все продвинутые в учёном мире люди, и английский язык выполняет функции средства общения между носителями разных языков в научном мире.

Другая проблема, которая присуща современной науке - это финансирование. Для того, чтобы заниматься научными исследованиями необходима финансовая поддержка для организации материально-технической базы исследований, а также оплата труда научных работников. Всё это зачастую сводит все стремления научных работников к нулю. И если научное исследование не имеет государственной или надёжной спонсорской поддержки, то скорее всего, развитие научной мысли так и останется в своём зародыше. Даже в такой экономическо-развитой стране как США научные исследователи обычно не могут полагаться только на финансирование, предоставляемое университетами, выплачивая зарплату себе и ассистентам, а также покрывая траты на лабораторию. Они, напротив, вынуждены искать внешние гранты.

Ещё одной проблемой в этой области является то, что исследователи в погоне за сенсационными результатами, которые приносят массу прибыли, публикуют надуманные результаты и это приводит к тому, что исследования фальсифицируются. Дело в том, что по-настоящему революционные открытия происходят редко, а это означает, что на ученых давит задача перекроить свои исследования так, чтобы они получались немного более «революционными». (Примечание: многие из ученых, отметивших именно эту проблему, работают в области биомедицины и социальных наук) [1, 25 е.].

В основе этой проблемы лежит народная мудрость - миром правят деньги! В погоне за материальным благосостоянием многие учёные откровенно проталкивают свою халтуру, указывая фальшивые результаты исследований. Приведём цитату: «Я постоянно испытываю невероятный стресс, когда представляю, что после анализа результатов они не будут выглядеть достаточно значимыми для сильной публикации. А если я продолжаю работать с заурядными результатами, я буду чувствовать невероятное давление, потому что должен буду представить это как хороший результат, чтобы исследование было востребованным. Сейчас, со всеми этими мыслями в голове, я начинаю задумываться, смогу ли я выполнить честную и трезвую

оценку своего исследования», — делится своими переживаниями Джесс Кауц, аспирант в Университете Аризоны.

Следующая проблема лежит в области воспроизведения результатов исследования. Воспроизводимость является еще одним основополагающим принципом в науке. Ученые выбирают раннее исследование, которое они хотят проверить, и пытаются повторить его, чтобы убедиться, что результаты являются верными. Процесс проверки результатов и установление их достоверности очень трудоёмкий и требует большого внимания и терпения. Всё чаще при проведении исследований для установления сенсации в науке возобладает спешка и достичь истинных результатов в исследовании просто не хватает времени. Потому что повторная проверка может привести к тому, что исследователи часто обнаруживают, что не смогут добиться воспроизводимости. Все чаще это явление называют «кризисом невоспроизводимости».

Ещё одна проблема, получившая своё развитие по всему миру - это современная система рецензирования научных работ, которая плохо работает или можно сказать не работает вообще. В процессе регулярно пропускаются фальсификации и недочеты работ, что не так уж и удивительно — рецензентам не оплачивают и вообще никак не компенсируют время, которое они тратят на просмотр рукописей. Они делают это из чувства долга, чтобы помочь своей области и продвижению науки. И опять тут мы замечаем роль финансирования. А если публиковаться в престижных журналах, для того чтобы продвинуться в карьере, опять таки нужны хорошие деньги. Слишком многое в науке требует платы.

Следующая проблема касается информированности простых людей о достижениях современной науки. В связи с этим на земле действуют очень много шарлатанов, которые затормаживают процесс проникновения научных открытий в массы, так как информируют людей по той или иной проблеме своими ненаучными способами. Например, в области лечения тех или иных заболеваний.

В связи со сказанным выше, возникает вопрос, а кто же является паровозом современной науки? Если говорить состоявшиеся учёные и следователи, то это будет не совсем верно потому, что в наши дни многие состоявшиеся ученые и исследовательские лаборатории полагаются на маленькие армии выпускников вузов и кандидатов наук, которые совершают их эксперименты и проводят анализ данных.

Эти выпускники и кандидаты часто являются основными авторами многих исследований. В множестве сфер, например, в биомедицинских науках, исследователь обязательно должен быть кандидатом наук, прежде чем получить место в профессорском составе университета.

Но и тут есть свои проблемы. Университеты выпускают много выпускников, но рабочих мест для них предоставляется мало и им приходится долго находиться в статусе «Молодого учёного». Это приводит к затуханию интереса к науке, остаётся интерес получить ставку в ВУЗе и стабильный заработок [2, 51 е.].

И всё-таки, несмотря на все эти проблемы, есть на земле люди, увлечённые научными идеями и устремлённые в развитие будущего человечества и на этих людях держится современная наука, которая не перестаёт привносить множество улучшений в современную жизнь людей.

Список литературы

1. Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. Учебное

пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 615 с.

2. Овчаров А.О. Актуальные проблемы современных научных исследований.

Сборник статей. М.: Директ-Медиа, 2013. 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.