Научная статья на тему 'Общие представления о традиционной культуре аборигенов Сибири'

Общие представления о традиционной культуре аборигенов Сибири Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Филончик О. А.

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию «традиционная культура», существующие в границах различных наук о культуре – культурологии, социологии, философии, этнографии. Описываются основные черты традиционной культуры аборигенов Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общие представления о традиционной культуре аборигенов Сибири»

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ АБОРИГЕНОВ СИБИРИ

© Филончик O.A.*

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию «традиционная куньтура», существующие в границах раздичных наук о куньтуре - культурологии, социологии, философии, этнографии. Описываются основные черты традиционной кужгуры аборигенов Сибири.

В современном мире существует множество нерешенных проблем, связанных с этническим бытием. Разнообразие научных подходов к изучению традиционной культуры и многообразие собранных материалов и исследований практически всех научных направлений, теоретическая и эмпирическая база побуждают к обобщению, которое возможно в рамках культурологического осмысления реального состояния этнокультурной действительности. В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, общечеловеческое и специфическое, национальное, особенное, то, что объединяет людей и одновременно отличает их друг от друга. Современный взгляд на культуру предполагает наличие множества ее этнических моделей, их качественные различия и своеобразие. Общество возвращается к истокам своих культур, приобщается к традициям, необходимым для осознания принадлежности к своей нации, этнической самоинденгификации.

Традиции и традиционные культуры играют важную роль в поддержании стабильности в обществе, сохранении элементов равновесия и консенсуса в нем. Интерес культурологов к проблемам изучения традиционных культур объясняется еще и неоднозначным влиянием на них процессов глобализации, которая кардинально меняет ценностные основания, а с этим неизбежно меняется и сам человек. А изменение ментальности, культурных парадигм, духовной субстанции человека, было, есть и будет всегда актуальнейшей проблемой культурологи, философии и других наук.

Коренные изменения, происходящие сегодня под воздействием глобализации во всех сферах человеческого бытия, актуализируют проблему пересмотра взглядов на ценностные основания культур, в том числе и традиционных культур аборигенов Сибири (эвенков, ненцев, нганасан и др.). Однако в культурологическом плане аксиологический потенциал духовной и материальной культуры этносов изучен еще недостаточно.

Традиционная культура (аналоги: народная культура, до-письменная культура, этнографическая культура, folk-culture, иногда, «архаическая» и «примитивная» культура) - одно из наиболее часто употребляемых и при

* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

этом весьма неопределенных и расплывчатых понятий этнографической литературы. Для того чтобы выйти на собственное понимание сущности традиционной культуры и дать ей определение, необходимо выразить наше понимание составляющих это словосочетание категорий - «традиция» и «культура».

Любая традиционная культура является частью культуры в широком смысле. Поэтому прежде рассмотрим понятие культуры, различные стороны которой являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, религиоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из конкретных наук культура истолковывается по-разному. Отсюда огромный разброс определений культуры. В литературе было подсчитано, что имеется более 300 определений этого понятия.

Понятие «культура» происходит от латинского «cultio» и «culte», что в документах Древней Греции означало «возделывание» применительно к сельскому хозяйству. Уже у римских государственных деятелей это слово расширяется, обогашаясь новыми смыслами. В последующие века речь идет уже не только о возделывании почвы, но и о развитии ума, «возделывании» духа. В результате «культурой» стали именовать любую конкретную форму человеческой деятельности, ее предметные плоды и качества человека, способного их создавать, что вело к абсолютизации того или иного частного значения данного понятия.

Целостную культуру обычно рассматривают как совокупность достижений человеческого общества, совокупность созданных коллективным разумом и творчеством людей предметов, явлений и социальных способов их совместной деятельности. Вместе с тем, нашему культурологическому пониманию близко понятие культуры не только как ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития, но и, прежде всего способов его жизнедеятельности. Это толкование культуры включает в себя все сферы деятельности человека - культуру производства, социальной сферы, культуру экономики и т.д.

Принцип деятельности при определении всей культуры в целом в полной мере был реализован в классическом определении Эдуарда Сарки-совича Маркаряна: «Человеческая деятельность есть социально направленная активность людей, культура же способ ее существования» [1, с. 80]. В этом контексте в понятие культуры включаются результаты человеческой деятельность, которые имеют строго функциональный характер.

Исходя из сказанного, вполне закономерным является, что наряду с «культурой» в понятии «традиционная культура» ключевым является термин «традиция». Как известно, это слово в переводе с латинского языка (traditio) означает «передача; повествование». В современной литературе можно встретить понимание традиции в узком значении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчиво, не гибко (Э. Шилз, С. Эизенштадг и

др.). Наряду с этим традиция рассматривается как идеал, абсолютная ценность, требующая серьезных усилий по поддержанию, восстановлению.

Как правило, традицией обозначают то, что принято людьми с незапамятных времен, устойчиво повторяется и воспроизводится. Подразумевают, что в традиции заключается нечто важное, положительное, представляющее ценность, а значит, нуждающееся в сохранении. Содержанием традиции может стать любой элемент культуры: определенные знания, отдельные нормы морали, какие-либо духовные ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Суханов И.В. дает следующее определение традиции: «... традиция представляет собой совокупность элементов социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и повторяющихся в определенных социальных группах в течение длительного времени» [2, с. 23].

Все существующие определения традиции в современной литературе можно свести к следующим моментам:

- во-первых, процессуальный характер традиции (от поколения к поколению, от прошлого к настоящему);

- во-вторых, субстанциональный аспект традиции (обычаи, обряды, нормы, ритуалы, каноны);

- в-третьих, инструментальные особенности традиции (устная передача, образовательная система, средства массовой информации).

Восприятие традиции как феномена, принадлежащего в значительной степени к прошлому, нашло отражение в понятии традиционная культура. Как правило, в данном случае речь идет об изолированном, законсервированном ареале культуры, выстроенном и развивающемся исключительно по законам и нормам, укоренившимся в прошлом. Традиции в них играли универсальную, регламентирующую роль и, как правило, имели отношение к определенной социальной (этнической) общности. Человек, рожденный в традиционной культуре, сразу попадал в поле действия сложившихся, не обсуждаемых норм и правил, которым он должен был неукоснительно следовать. Регламентации подвергались все сферы жизни человека - от сакральных, смыслообразующих компонентов (картина мира, представления о жизни и смерти, религиозные воззрения, ритуалы) до обыденных, повседневных забот, связанных с тем, как строить дом и очаг, во что одеваться, что и как есть и пить, как проводить праздники и будни и т.д. В качестве наиболее существенных, наиболее адекватных социокультурной проблематике составляющих традиционной культуры авторы коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований» [3] выделяют следующие:

- культурный текст в широком (не только в вербальном) смысле;

- социальный носитель - субъект культуры;

- социальные механизмы трансмиссии культуры;

- социальные функции культуры в обществе, в которых более или менее явно проступают основные отличительные черты народной культуры: синкретизм и традиционность.

В процессе изучения традиционной культуры аборигенов Сибири (ненцев, эвенков, нганасан, долган) нельзя обойтись без упоминания о ее носителе - краткой характеристики этносов, которые, в сущности, определяют специфику, лицо культуры Сибири. С другой стороны, традиционные культуры аборигенов края - своеобразная «визитная карточка» менталитета этих народов, важная форма их бытия на протяжении многовековой истории существования.

Этносы Сибири имеют самобытную и богатую по содержанию культуру. Традиционная культура народов, как одна из морфологических единиц целостной культуры Сибири - часть общемирового наследия. Ее историческую основу составляют ценности, созданные веками.

Этнические культуры Сибири были локальны, представляли собой экономически самостоятельное образование с замкнутым циклом воспроизводства, обусловленного природными особенностями. При отсутствии внешнего давления эта система стабильна, консервативна и опирается на традиции, хотя развивается медленно. В традиционных культурах социальным субъектом выступает само общество (род, племя, община). Полная зависимость от природы определяет строгую регламентацию деятельности каждой половозрастной группы.

Вместе с тем связь с природой в традиционных культурах имеет духовную сторону. Для аборигена Сибири своя земля - это родной дом. Люди, оторванные от своего дома, впадают в тоску, апатию, депрессию. И хотя коренные народы склонны к кочевому образу жизни, такие миграции у них не носят характера кардинальной смены окружения и образа жизни. Таким образом, в основе традиционной культуры аборигенов Сибири лежит связь людей с природой, с родовой территорией имеющей духовную сторону.

У всех коренных народов края нередко бытовали одинаковые обряды под общими названиями, относящиеся к магическим приемам защиты семьи и дома, к погребально-поминальным комплексам с верой в возрождение убитых зверей и животных. Существенной особенностью традиционных этнических культур являлся их синкретизм, то есть слитность хозяйственно-промысловой деятельности, быта, религии, искусства и т.д.

Со второй половины XX в., когда стали развиваться транспортные коммуникации, технические и электронные средства связи, телевидение, а позднее - Интернет, началось вхождение народов Сибири в современную жизнь. Перемены, происходящие в образе жизни и культуре этих народов, вхождение в социокультурное пространство современного мира, приобщение к благам цивилизации не привели к утрате их неповторимой самобытности. Они сохраняют свой язык, предметы труда и быта, отличающиеся удиви-

тельной рациональностью и неповторимой красотой. Их изделия основаны на глубоком знании окружающего мира, природы, на мифологии. Несмотря на некоторую трансформацию культуры, эти народы сохраняют свою мировоззренческую основу.

В заключении необходимо отметить, что процессы обработки, сохранения и передачи традиционной культуры в настоящее время имеют два разнонаправленных вектора: с одной стороны, каждый этнос стремится к сохранению национальных традиций, обычаев, языка в связи с возрождением национального самосознания, а, с другой, - происходят объективные процессы ассимиляции, утраты культурного своеобразия. В этой связи чрезвычайно актуально и важно, чтобы люди сегодня понимали необходимость как сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, так и развития мультикультуризма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Ведь только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической толерантности, к жизни в современном, все более глобализированном мире. Для современного диалога культур необходимым условием является понимание традиционного, уходящего в прошлое миропонимания коренных народов Сибири, их представлений о соотношении человека с окружающим миром.

Список литературы:

1. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 80.

2. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976. - С. 23.

3. Культурология: Фундаментальные основания прикладных исследований: монография / Ред. И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010. - 640 с.

4. Костина A.B. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.zpu-journal.ru/2009/4/ Kostina.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.