Научная статья на тему 'ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ В ИСЛАНДИИ'

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ В ИСЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
законодательство Исландии / регистрация судов / электронный реестр / судовые документы / бербоут-чартер / Icelandic legislation / vessel registration / electronic register / ship documents / bareboat charter

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадовб Н. С.

В настоящей статье автор проводит анализ законодательства Исландии о государственной регистрации судов. Обозначены государственные органы, участвующие в регистрации судов, установлены лица, имеющие право подать заявление на государственную регистрацию судна, выявлены основные особенности развития исландской реестровой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL REGULATIONS ON THE STATE REGISTRATION OF SHIPS IN ICELAND

In this article, the author analyzes the legislation of Iceland on the state registration of ships. The state bodies involved in the registration of vessels are designated, the persons entitled to apply for the state registration of a vessel are identified, and the main features of the development of the Icelandic registry system are identified

Текст научной работы на тему «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ В ИСЛАНДИИ»

РАЗДЕЛ III. ИНОСТРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Для цитирования: Кадовб Н.С. Общие положения о государственной регистрации судов в Исландии / Науч.рук. Я.Е. Бразовская; доцент кафедры Международное и морское право, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова // Океанский менеджмент. 2023. № 3(21). С. 28-32.

Кадовб НС.,

ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, Кафедра международного и морского права,

Бакалавриат

Научный руководитель: Бразовская Я .Е., доцент кафедры Международное и морское право, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ В ИСЛАНДИИ

Аннотация. В настоящей статье автор проводит анализ законодательства Исландии о государственной регистрации судов. Обозначены государственные органы, участвующие в регистрации судов, установлены лица, имеющие право подать заявление на государственную регистрацию судна, выявлены основные особенности развития исландской реестровой системы.

Ключевые слова: законодательство Исландии, регистрация судов, электронный реестр, судовые документы, бербоут-чартер.

GENERAL REGULATIONS ON THE STATE REGISTRATION OF SHIPS IN ICELAND

Annotation. In this article, the author analyzes the legislation of Iceland on the state registration of ships. The state bodies involved in the registration of vessels are designated, the persons entitled to apply for the state registration of a vessel are identified, and the main features of the development of the Icelandic registry system are identified. Keywords: Icelandic legislation, vessel registration, electronic register, ship documents, bareboat charter.

Исландия представляет собой островное государство, не обладающее большими запасами природных ресурсов в виде флоры и фауны, за исключением морских природных ресурсов. Именно рыболовство и морская торговля являются приоритетными сферами развития для государства. Ключевую роль в развитии экономики Исландии играет судоходство и, в частности, морская перевозка грузов. В 2023 году роль экспорта и импорта товаров в Исландии значительно выросла, о чем свидетельствуют экономические показатели. Так, импорт страны по прогнозам Islandsbanki Research в 2023 году должен вырасти на 20 %, а экспорт - 5,6 % [1]. Высокую роль судоходства в сфере перевозок и добычи морских ресурсов подчеркивает и исторический опыт Исландии, так, можно отметить ряд конфликтов XX века между Великобританией и Исландией (так называемые Тресковые войны), которые не только усилили позиции Исландии в Атлантическом океане, но и повлияли на развитие между народно го морского права в целом. Например, указанные конфликты оказали влияние на установление предельной ширины исключительной экономической зоны в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности, ширина исключительной экономической зоны, установленная конвенцией, равна ширине исключительной экономической зоны Исландии, признанной Великобританией в 1976 году.

Рассматривая исландское законодательство нельзя не отметить его децентрализированный характер, так, правовое регулирование вещей осуществляется множеством актов, что обусловлено историческим развитием права Исландии и отличает исландскую правовую систему от общей континентальной. Это в первую очередь связано с ролью тингов и обычаев в развитии исландского права. Тинг представлял собой разновидность народного собрания и в рамках раннего исландского права выполнял множество функций, так, он мог выступать и как в качестве формы устного судебного разбирательства, так и съезда для заключения различного рода сделок. Также на высокую роль народного собрания повлияли низкая плотность населения и отсутствие сильной государственной власти, что привело к формированию правовой традиции с высокой ролью местного законодательства и широкой децентрализацией государственного аппарата [2].

Еще одной особенностью права Исландии является отсутствие четких формулировок, в частности, в исландском законодательстве отсутствует определение как движимого, так и недвижимого имущества [3]. Формулировка «движимое имущество» фигурирует лишь в ряде актов коммерческого права Исландии. В то же время при рассмотрении недвижимого имущества можно выделить Act on the right of ownership and use of real property, No. 19 of 6th April 1966, With subsequent amendments up to 1st august 2002 (далее Акт о правах на недвижимое имущество) [4]. Указанный акт направлен в первую очередь на регулирование прав на недвижимое имущества, устанавливает общие правила перехода прав при смене собственника и особенности наследования указанных вещей. В то же время статья 1 Акта о правах на недвижимое имущество устанавливает следующее: «Никто не может получить право владеть или пользоваться недвижимым имуществом в Исландии, включая права на рыбную ловлю и охоту, права на воду или другие права на недвижимое имущество, будь то путем свободной уступки или

принудительных мер, брака, наследования или передаточного акта, если...». Рассматриваемая формулировка не дает четкого определения недвижимого имущества, но в то же время можно отметить, что по своей сути она направлена на описание земельных участков и иных объектов, прочно связанных с землей. В рамках указанной формулировки объект недвижимости дает возможность своему пользователю иметь права на его составные части, в частности, право на воду. Также законодатель не разделил права на охоту и рыболовство на две составляющие части, что свидетельствует о их прямой связи в рамках правового регулирования рассматриваемого акта. В свою очередь, Акт о правах на недвижимое имущество также устанавливает ряд ограничений на получение вещных прав на недвижимые вещи, чересчур ограничивающих судоходство при их распространении на суда. На основе указанных рассуждений можно сделать вывод о том, что судно в рамках исландского права представляет собой именно движимую вещь.

Вместе с тем признание судна движимой вещью не отменяет необходимость в его регистрации. Институт государственной регистрации судов занимает ключевое положение в рамках государственной политики в сфере контроля судоходства. В то же время наличие государственного реестра судов позволяет не только обеспечить контроль за деятельностью транспортных компаний и иных лиц, обладающих судами, но и обеспечить дополнительную защиту прав для собственников имущества и лиц, имеющих иные вещные права на суда.

Среди актов, направленных на регулирование судоходства и государственной регистрации судов, можно выделить следующие:

— Act No. 119/2012 on the Icelandic Transport Authority (ICETRA), administrative institution for transport affairs, as amended (Далее Акт «О Исландском транспортном агентстве») [5];

— Ships Act No. 66 of 11 June 2021 (Акт «О судах») [6];

— Act on an Icelandic International Ship Register (Акт «О исландском международном регистре судов») [7];

— Иные подзаконные акты.

Основополагающим актом для всей транспортной системы, конечно, является Акт «О Исландском транспортном агентстве». Указанный акт создает и уполномочивает Исландское транспортное агентство на регулирование общих начал транспортной системы. В отношении судоходства стоит обратить внимание на статью 9, в соответствии с которой Исландское транспортное агентство осуществляет в частности: регистрацию и обмер судов; управление вопросами по предотвращению загрязнения морской среды; лицензирование в рамках своей компетенции и иные функции в сфере обеспечения судоходства.

В структуру Исландского транспортного агентства включены три основных отдела, обеспечивающих регулирование судоходства: судотехнический отдел, отдел государственного портового контроля и отдела наблюдения.

Ключевой задачей судотехнического отдела является одобрение средств безопасности, обмер тоннажа, рассмотрение и согласование чертежей и технических данных судов. Отдел наблюдения имеет наибольшее число полномочий и направлен на координацию отделов и подразделений агентства, но в то же время его основной задачей все же является проведение мониторинга судов и выдача сертификатов о мореходности и т.д. В свою очередь, отдел государственного портового контроля направлен на исполнение международных обязательств по соглашению о мерах государства порта и обеспечению безопасности судоходства [8].

Нормативно-правовым документом, имеющим преимущественное значение для института государственной регистрации судна, является Акт «О судах» [6]. Акт регламентирует общие положения о государственной регистрации судов, а также специальные институты, в частности, регулирование бербоут чартера, столкновения судов, сертификации и т.д.

Положения статьи 4 Акта «О судах» регламентируют общие начала регистрации и, по сути, носят бланкетный характер, уполномочивая Министра устанавливать порядок государственной регистрации и необходимую для регистрации информацию. В то же время указанная статья устанавливает наиболее важный для любого реестра принцип публичности, предусматривает и ряд ограничений, в частности, не может находиться в публичном доступе такая информация, наличие которой противоречит законодательству о защите и обработке персональных данных.

Среди оснований для регистрации Акт «О судах» в статье 5 устанавливает только то, что регистрации подлежат все суда длиной шесть метров и более, измеренные от форштевня до кормы. Иные положения статьи 5 Акта «О судах» устанавливают перечень лиц, которые могут подать заявление о регистрации, в частности, к ним относятся граждане Фарерских островов, граждане государств Европейской экономической зоны, юридические лица находящиеся и зарегистрированные в Исландии и т.д.

Применительно к положениям Акта «О судах» о бербоут чартере, следует отметить, что ему посвящены три статьи. Так, в соответствии со статьей 8 для фрахтования иностранным лицом исландского судна и включения его в реестр берброут чартера иностранного государства необходимо получить специальное разрешение исландского транспортного агентства. Судна могут быть зарегистрированы таким образом на срок до 5 лет с возможностью продления.

При государственной регистрации иностранных судов по бербоут чартеру в исландском реестре судов законодатель в статье 9 Акта «О судах» лишь требует соответствия судна и прав на него общим положениям о регистрации судов.

В целях предотвращения коллизии между национальным законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (далее КМП-82) законодатель включил статью 11, которая дублирует положения статей 91 и 92 КМП-82 и дополняет статью 9 Акта «О судах», в которой не было указано ограничение в использовании флага, так, в указанном случае судно имеет право ходить лишь под флагом Исландии [9]. В то же время судно получившее разрешение от исландского транспортного агентства и зарегистрированное в иностранном реестре судов будет ходить под флагом именно иностранного государства.

Рассматривая особенности общих положений о государственной регистрации как обычных судов, так и по бербоут чартеру Акта «О судах», необходимо отметить низкую защищенность истинного владельца судна. Так, если сравнивать общие положения о регистрации судов Исландии с Российской Федерацией, то можно отметить, что в соответствии со статьей 37 КТМ РФ действует общее правило о регистрации судна из иностранного реестра, так, судно, зарегистрированное в иностранном реестре судов, может быть зарегистрировано в одном из реестров судов Российской Федерации в случае, если иностранный орган государственной регистрации судов в течение 30 календарных дней после направления заявления об исключение судна из реестра не получен ответ об исключении. Аналога указанной нормы нет как в Акте «О судах», так и Акте «О исландском международном регистре» [7], что ставит возможного недобросовестного приобретателя в более выгодное положение в связи с отсутствием между народно й кооперации судовых регистров [10].

По мнению автора, преимуществом законодательства Исландии, регулирующего рассматриваемую сферу правоотношений, является развитая система документарных разрешений на пользование судами. Так, на основе статей 12, 13 и 18 Акта «О судах» представляется возможным выделить 4 основных документа, регламентирующих правомерную эксплуатацию судна:

— Сертификат национальности и регистрации;

— Сертификат о регистрации;

— Временный сертификат национальности и регистрации;

— Разрешение на плавание.

Сертификат о национальности и регистрации и Сертификат о регистрации являются ключевыми документы в системе регистрации судов и прав на них. Указанные документы являются наиболее распространёнными документами, подтверждающими государственную регистрацию судна, в соответствии с Актом «О судах» ключевой разницей между ними является объект государственной регистрации. При общей длине судна 15 метров и более окончательным регистрационным документом будет являться Сертификат о национальности и регистрации, в ином случае при регистрации судна и его соответствии нормам законодательства будет выдан Сертификат о регистрации. В то же время из указанного правила есть исключение, так, в случае если судно курсирует между Исландией и иными странами, а его общая длина составляет менее 15 метров, ему также будет выдан Сертификат о национальности и регистрации.

Временный сертификат о национальности и регистрации выдается в двух случаях, во-первых, если судно построено заграницей для лица, уполномоченного осуществить государственную регистрацию в исландском судовом реестре, во-вторых, если лицо становится владельцем судна вне Исландии иным способом. Временный сертификат национальности и регистрации уполномочивает лицо, равно как и обычный Сертификат национальности и регистрации, ключевой разницей между документами является срок их действия, так, срок временного сертификата ограничен и составляет 1 календарный год.

Разрешение на плавание предоставляет равный Сертификату о национальности и регистрации объем прав и обязанностей, но, во-первых, имеет специальный порядок предоставления, во-вторых, не является документом, подтверждающим окончание государственной регистрации судна в исландском судовом регистре. Законодатель не установил четкий перечень оснований, при наступлении которых осуществляется выдача указанного документа, так, в соответствии со статьей 18 Разрешение на плавание может быть выдано при наличии особой причины. В свою очередь, в рамках указанной статьи можно установить и конкретные основания выдачи рассматриваемого судового документа, так, в случае если судно было построено в Исландии для дальнейшей его регистрации заграницей, Исландское транспортное агентство может выдать Разрешение на плавание.

Контроль за строительством судов также предусмотрен в рамках Акта «О судах», так, потенциальный владелец строящегося судна непосредственно перед началом строительства обязан предоставить Исландскому транспортному агентству техническую документацию, подтверждаю щую соответствии планируемого судна нормам о безопасности судов. В то же время закон также обязывает владельца построенного судна сообщить об окончании постройке и сроке, в который представители агентства смогут осуществить осмотр и обмер судна для дальнейшей государственной регистрации.

Исходя из проведенного исследования нормативно-правовых актов и юридической литературы, автор настоящего исследования приходит к выводу, что Акт «О судах» является достаточно полным

исландским законом, регулирующим государственную регистрацию судов, их строительства, а также процедур связанный с осмотром судна и выдачей соответствующих судовых документов.

Иным актом, непосредственно влияющим на развитие судоходства, является Акт «Об исландском международном регистре судов», который дополняет Акт «О судах» и регламентирует особенности государственной регистрации судна в международном реестре.

Отметим, что Акт «Об исландском международном регистре судов» детерминирует коммерческое судно как «любое судно валовой вместимостью 100 и более тонн, которое используется в коммерческих целях для перевозки грузов и/или пассажиров в международной торговле, а также для перевозки грузов во внутренней торговле в Исландии». Круг лиц, способных осуществить государственную регистрацию, аналогичен указанному в Акте «О судах». В остальном Акт «Об исландском международном реестре» включает нормы, уполномочивающие Исландское министерство связи, Исландское транспортное агентство и иные органы с целью конкретизации процедуры регистрации и установления дополнительных условий, обеспечивающих стабильное развитие коммерческого флота страны. В целом, по мнению автора, Акт «Об исландском международном регистре судов» и его применение следует считать неудачным, что связано с отсутствием значительных преференций для судовладельцев по сравнению с иными флагами. В частности, для международной торговли наилучшим образом подходят «удобные флаги», например, Панамы, Кипра и т.п., которые не подразумевают высокий уровень налогообложения и технических стандартов. В связи с этим лишь генеральный регистр может должным образом исполнять свои функции.

Акт «О судах» установил приоритетной целью цифровизацию процесса государственной регистрации судна и самого реестра судов, путем создания и развития электронной системы SKUTAN. Основной задачей SKUTAN является упрощение процесса регистрации, обеспечение соблюдения принципов публичности и достоверности реестра как судов, так и моряков. На данный момент SKUTAN доступен как морякам, так и судовладельцам, но в то же время иное лицо при желании может получить доступ к данным того или иного судна за определенную плату [11]. Также необходимо отметить, что изменения записи моряка в рамках SKUTAN уполномочены осуществлять не только государственные органы, но и образовательные организации. При этом принцип публичности все же имеет определенные ограничения, в частности, Акт «О судах» непосредственно установил ограничение в виде соблюдения условий законодательства о защите и обработке персональных данных.

Тенденция на цифровизацию реестров судов присутствует во многих странах Северной Европы, в частности, можно обратить внимание на Данию, которая в 2023 году запустила обновленный электронный регистр судов. Особенностью датского цифрового регистра судов (далее DSRG) является направленность на достижение полной цифровизации документации, непосредственно связанной с судоходством. В отличие от SKUTAN, DSRG предоставляет больше возможностей морякам в части опубликования своих сертификатов о подготовке, моряки могут самостоятельно выбрать с какими именно документами сможет ознакомиться потенциальный работодатель [12].

Введение цифровых регистров судов как в Исландии, так и в Дании значительно снижает издержки компаний в сфере судоходства, сокращая временные затраты на бюрократические процедуры, необходимые для обеспечения государственного контроля, и позволяя непосредственно взаимодействовать с потенциальными членами экипажа, рассматривая их уровень квалификации на основе подтвержденных электронных документов.

Исходя из изложенного, автор исследования приходит к выводу о том, что осуществление унификации норм о государственной регистрации судов, формирование единой цифровой системы информации о судах, а также экипаже следует рассматривать как положительные тенденции развития исландского законодательства. Однако государственная система регистрации судов не лишена и ряда проблем, а именно децентрализированный характер законодательства, сохранившийся даже после принятия Акта «О судах», отсутствие достаточно проработанного понятийного аппарата и высокая роль подзаконных актов в рамках регулирования судоходства и регистрации судов и прав на них. Автор считает, что Акт «Об исландском международном регистре судов» нуждается в пересмотре, так как не выполняет возложенные на него функции, а в целях привлечения судовладельцев по аналогии со странами с «удобным флагом» законодателю следует пересмотреть положения налогового законодательства.

Пристатейный биографический список:

1. Macroeconomic forecast: Adjustment phase ahead // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cdn.islandsbanki.is/image/upload/vl/docummts/Thjodhagsspa-22-09-EN.pdf (дата обращения: 25.08.2023).

2. Кочерин Алексей Алексеевич Становление Исландского права на примере средневековых правовых актов // Социология и право. 2014. № 4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/stanovlenie-islandskogo-prava-na-primere-srednevekovyh-pravovyh-aktov (дата обращения: 25.08.2023).

3. Крутов П.Г., Скаридов A.C. Коммерческое право Исландии // Океанский менеджмент. 2021. №1 (10). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kommercheskoe-pravo-islandii (дата обращения: 25.08.2023).

4. Act on the right of ownership and use of real property, No. 19of6thApril 1966, With subsequent amendments up to 1st august 2002 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.humanrights.is/en/moya/page/act-on-the-right-of-ownership-and-use-of-real-property-no-19-of-6th-april-1966-with-subsequent-amendments-up-to-lst-august-2002 (дата обращения: 25.08.2023)

5. Act on the Icelandic Transport Authority (ICETRA), administrative institution for transport affairs, as amended No. 119/2012 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.icetra.is/media/english/Act-No.-119-2012-on-the-Icelandic-Transport-Authority-as-amended.pdf (дата обращения: 25.08.2023);

6. Ships Act No. 66 of 11 June 2021 // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.icetra.is/niedia/english/Ships-Act-No-66-2021.pdf (датаобращения: 25.08.2023);

7. Act on an Icelandic International Ship Register // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.icetra.is/media/log-og-reglur/Act-on-aii-Icelandic-Intemational-Ship-Register-No.pdf (дата обращения: 25.08.2023);

8. Официальный сайт Исландского транспортного агентства // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.icetra.is/ (дата обращения: 25.08.2023);

9. Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/textsAinclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 25.08.2023);

10. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.consultant.ru/docunient/cons_doc_LAW_30650/ (дата обращения: 30.08.2023);

11. Официальный сайт правительства Исландии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://island.is/en/skutan-ship-registry-and-legal-registration (дата обращения: 30.08.2023).

12. Официальный сайт Датского морского агентства // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dma.dk/ship-survey-and-registratioii/sliip-registration-aiid-fees/go-live-of-the-digital-ship-register (дата обращения: 30.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.