Научная статья на тему 'К вопросу о сроках регистрации в судовых регистрах (реестрах). О повышении регистрационной привлекательности российских судовых реестров'

К вопросу о сроках регистрации в судовых регистрах (реестрах). О повышении регистрационной привлекательности российских судовых реестров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ / РЕГИСТР / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / СНИЖЕНИЕ СРОКОВ РЕГИСТРАЦИИ / МОРСКОЙ РЕЕСТР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / СУДОВЛАДЕЛЬЦЫ / SHIP REGISTRATION / REGISTER / ADMINISTRATIVE PROCEDURE / REDUCTION OF REGISTRATION TERMS / MARITIME REGISTER / ECONOMIC COSTS / SHIPOWNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Андреевич Маслов

Вновь принятые правила регистрации морских судов установили значительно более длительный, по сравнению с ранее существовавшими тремя днями, двадцатидневный срок совершения регистрационных действий. Опираясь на собственную адвокатскую практику регистрации судов, автор обращается к иностранному опыту регулирования сделок с морскими судами, а также раскрывает существенное значение срока совершения регистрационных действий для судовладельцев, чьей первостепенной задачей является обеспечение непрерывной эксплуатации судов в обеспечение расходов на содержание и должного интереса. Не умаляя значения института государственной регистрации судов как важнейшего инструмента укрепления прав судовладельцев, публичного признания сделок с судами, автор задается целью установить дифференцированный подход к срокам совершения регистрационных действий, обеспечивающий как конкурентоспособность российского флага на международной арене, интересы участников морского бизнеса, так и возможности проведения регистратором должной экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации. Такие подходы могли бы быть использованы при совершенствовании российского законодательства в сфере регистрации сделок с судами торгового флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PERIOD OF REGISTRATION IN THE SHIP REGISTERS (REGISTRIES). ABOUT INCREASING THE REGISTRATION ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN SHIP REGISTRIES

The newly adopted rules for registration of sea vessels have established a significantly longer period of twenty days for registration actions than the previous three days. Based on own legal practice of ship registration, the author draws on foreign experience in regulating transactions with sea vessels, and also reveals the essential importance of the term of registration actions for shipowners, whose primary task is to ensure the continuous operation of ships to ensure maintenance costs and proper interest. Without diminishing the significance of the institution of state registration of vessels, as a major instrument strengthening the rights of owners, public recognition deals with the vessels, the author aims to establish a differentiated approach to the timing of process of registration, to ensure both the competitiveness of the Russian flag in the international arena, the interests of participants in the maritime business as well as the possibility of carrying out the Registrar examination of documents submitted for state registration. Such approaches could be used to improve Russian legislation in the field of registration of transactions with merchant vessels.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сроках регистрации в судовых регистрах (реестрах). О повышении регистрационной привлекательности российских судовых реестров»

УДК 347.79 ББК (67)

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10322

К ВОПРОСУ О СРОКАХ РЕГИСТРАЦИИ В СУДОВЫХ РЕГИСТРАХ (РЕЕСТРАХ)

О повышении регистрационной привлекательности российских судовых реестров

Кирилл Андреевич МАСЛОВ, адвокат, Управляющий партнер, адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» E-mail: mka@inmarin.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Вновь принятые правила регистрации морских судов установили значительно более длительный, по сравнению с ранее существовавшими тремя днями, двадцатидневный срок совершения регистрационных действий. Опираясь на собственную адвокатскую практику регистрации судов, автор обращается к иностранному опыту регулирования сделок с морскими судами, а также раскрывает существенное значение срока совершения регистрационных действий для судовладельцев, чьей первостепенной задачей является обеспечение непрерывной эксплуатации судов в обеспечение расходов на содержание и должного интереса.

Не умаляя значения института государственной регистрации судов как важнейшего инструмента укрепления прав судовладельцев, публичного признания сделок с судами, автор задается целью установить дифференцированный подход к срокам совершения регистрационных действий, обеспечивающий как конкурентоспособность российского флага на международной арене, интересы участников морского бизнеса, так и возможности проведения регистратором должной экспертизы документов, представляемых для государственной регистрации. Такие подходы могли бы быть использованы при совершенствовании российского законодательства в сфере регистрации сделок с судами торгового флота.

Ключевые слова: регистрация судов, регистр, административная процедура, снижение сроков регистрации, морской реестр, экономические затраты, судовладельцы.

Annotation. The newly adopted rules for registration of sea vessels have established a significantly longer period of twenty days for registration actions than the previous three days. Based on own legal practice of ship registration, the author draws on foreign experience in regulating transactions with sea vessels, and also reveals the essential importance of the term of registration actions for shipowners, whose primary task is to ensure the continuous operation of ships to ensure maintenance costs and proper interest. Without diminishing the significance of the institution of state registration of vessels, as a major instrument strengthening the rights of owners, public recognition deals with the vessels, the author aims to establish a differentiated approach to the timing of process of registration, to ensure both the competitiveness of the Russian flag in the international arena, the interests of participants in the maritime business as well as the possibility of carrying out the Registrar examination of documents submitted for state registration. Such approaches could be used to improve Russian legislation in the field of registration of transactions with merchant vessels.

Keywords: ship registration, register, administrative procedure, reduction of registration terms, maritime register, economic costs, shipowners.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

История возникновения процедуры регистрации и измерения торговых судов восходит к положениям навигационных актов 1660 г. английского короля Карла II, устанавливающих требования к измерению и регистрации судна в целях определения их национальной принадлежности, а также обеспечения налогообложения и защиты1.

В современном понятии система общей регистрации судов (реестры судов) была впервые введена в Британии несколько позже, посредством навигационного акта 1786 г. В соответствии с этой системой судовладельцы должны были зарегистрировать свои суда у таможенного служащего в порту приписки. Каждое судно, зарегистрированное в реестре, получало сертификат (свидетельство о регистрации), который был пронумерован, занесен в книгу регистрации и скопирован. Затем копии, или «стенограммы», отправлялись в центральный реестр.

Таким образом, в действительности существовало две серии регистров (реестров), содержащих аналогичную информацию: серии Board of Trade (BT 107 / 108 и 110) и «Портовые регистры».

Свидетельства о регистрации содержали информацию об особенностях судна, его собственнике, первоначальном капитане, а также о причине и дате исключения из реестра. «Сертификаты порта», кроме того, включали все последующие изменения в судьбе судна, в том числе смену владельца и ипотеку2.

В настоящее время обязательность национальной регистрации судов предусмотрена статьями 92, 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.3, устанавливающими обязанность государства определять условия регистрации судов и обязанность государства вести регистр (реестр). Указанные положения находят развитие в ст. 11 Конвенции ООН об условиях регистрации судов 1986 г.4, в соответствии с которой «Государство регистрации учреждает регистр судов, плаваю -щих под его флагом, который ведется таким образом, как это определит такое государство, и согласно соответствующим положениям настоящей Конвенции».

Руководствуясь указанным положением, национальный законодатель самостоятельно определяет порядок, условия и сроки регистрации в учреждаемых регистрах судов, а также устанавливает критерии отнесения возможности регистрации судна в одном из учреждаемых регистров, принимая во внимание характер и вид планируемой судовладельцем деятельности судна, воз-

раст судна и его технические характеристики, наличие или отсутствие ранее регистрации судна в реестрах судов иностранных государств, порядок комплектования экипажа, национальность судовладельцев и т.д.

Учреждаемые национальные регистры (реестры), в зависимости от совокупности установленных нормативных правовых критериев, носящих в том или ином случае императивный характер, в которых может быть зарегистрировано судно, на основе проведенного анализа можно условно разделить на следующие категории: государственный (общий) регистр, международный (открытый) регистр, бербоут — чартерный регистр.

В общем случае судно подлежит государственной регистрации в одном из шести реестров судов Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ)5 или ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ)6.

Порядок государственной регистрации судов в Российской Федерации установлен приказом Минтранса России от 19 мая 2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (далее — Правила регистрации)7.

Вместе с тем, наряду с необходимостью соблюдения положений административно-правового режима регистрации судов, нарушение которых влечет административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации8, следует также остановиться на составляющих гражданско-правового режима, поскольку право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, подлежат обязательной государственной регистрации. Необходимость государственной регистрации судов и прав на них определяется отнесением последних к категории недвижимых вещей согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, особенности гражданско-правового режима недвижимых вещей, обусловленные необходимостью их государственной регистрации, проявляются затем и в их обороте, в том числе при совершении с ними гражданско-правовых сделок, поскольку переход прав на такие объекты определяется моментом государ -ственной регистрации этих прав, а не моментом

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

достижения соглашения сторонами сделки или фактической передачи вещи9.

В данной ситуации, несомненно, одним из важных показателей административных процедур такой регистрации будет выступать срок их проведения, определяющий, в свою очередь, длительность ограничения права судовладельца в использовании судна посредством его участия в гражданском обороте.

Вместе с тем в настоящее время в соответствии со статьями 32, 69 Правил регистрации проверка документов, представляемых для государственной регистрации, осуществляется органом государственной регистрации, как правило, в течение 20 рабочих дней со дня приема заявления о государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном. По результатам проверки документов орган государственной регистрации составляет заключение, которое и является основанием для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации. После указанной процедуры орган государственной регистрации согласно ст. 70 Правил регистрации в срок не более трех рабочих дней со дня окончания проверки документов оформляет новые документы, содержание которых касается регистрируемых изменений прав на судно.

Кроме того, руководствуясь положениями статей 21—22 Правил регистрации, следует отметить также и то, что вышеуказанная процедура будет невозможна без предварительного прохождения, в случае необходимости, процедуры идентификации судна уполномоченным классификационным обществом в срок не более десяти рабочих дней с даты получения заявления судовладельца.

Опираясь на приведенные положения, можно сделать вывод о том, что общее время, которое необходимо затратить судовладельцу на регистрацию судна, фактически может превысить срок более одного месяца, что, в свою очередь, неизбежно приведет к значительным финансовым потерям.

Например, по сообщению агентства Bloomberg со ссылкой на Балтийскую биржу, стоимость фрахта супертанкеров с Ближнего Востока в Китай в марте 2020 г. выросла на 700% до 243 347 долл. в день, против 67 000 долл. в сутки в 2019 г. На это повлияли планы Саудовской Аравии нарастить добычу и бронирование судов для хранения дешевой нефти.

При этом аренда танкера на более короткие маршруты могла быть еще дороже. Так, по дан-

ным Tankers International, индийская корпорация Reliance Industries Ltd. зарезервировала супертанкер Princess Mary более чем за 400 000 долл. в день. В общем случае за восемь дней непрерывного роста фрахтовых ставок дополнительные доходы судовладельцев от сдачи танкеров могли составить 200 — 250 млн долл.10.

Невозможность использования судна означает не только потерю дохода, но и ухудшение общей экономической ситуации судовладельца из-за регулярных эксплуатационных расходов. Несомненно, что размеры указанных расходов напрямую будут зависеть от класса судна, перевозимого груза и рынка услуг.

Например, по данным компании Dynagas LNG Partners LP, на рынке СПГ ежедневные эксплуатационные расходы судна составляют 11 741 долл. США в день11, в то время как, по информации судового брокера группы Inmarin, входящего в состав общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская Палата Судоходства», ежедневные эксплуатационные расходы судовладельцев конвенционных грузовых судов река — море, плавающих под национальным флагом, оцениваются на уровне 3 000 долл. США12.

Кроме того, также необходимо принимать во внимание, как правило, существующую рассрочку по кредитам, аренде, дивидендам и другим расходам.

В то же время отдельные реестры зарубежных стран предлагают более выгодные условия регистрации, нежели отечественный законодатель. В частности, регистрация судов в морском реестре Республики Маршалловы Острова занимает, как правило, 48 часов или два (2) рабочих дня, а выдача временного свидетельства о регистрации судна в региональном отделении за рубежом займет не более недели13.

Аналогичные сроки для регистрации судна в два — три рабочих дня потребуются и Сингапурскому реестру судов14.

Однако бесспорными лидерами (по срокам регистрации) следует признать реестры судов Федерации Сент-Китс и Невис и Республики Палау.

В частности, международный реестр судов Республики Палау (PISR), один из самых быстрорастущих реестров в мире (по мнению национального источника), осуществляет регистрацию судов и сертификацию моряков, а также обеспечивает выдачу оригиналов регистрационных сертификатов и других необходимых документов в день регистрации15.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

В Международном судоходном реестре Федерации Сент-Китс и Невис (БКЛКЯ^) большинство регистраций также могут быть завершены в течение одного рабочего дня16.

В целях снижения сроков регистрационных действий уполномоченным государственным органом представляется целесообразным рассмотреть возможность дифференцированного подхода к установлению предельных сроков таких действий. В частности, в зависимости от необходимости установления законности сделок, осуществляемых судовладельцем, юридическими и физическими лицами, реализующими вещные права на судно на любом законном основании, в том числе и в отношении судов, приобретенных за пределами Российской Федерации или зафрахтованных у иностранного собственника и иного управомоченного лица по бербоут-чартеру.

Кроме того, продолжительность срока проверки регистрационных документов должна определяться также основаниями для государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на судно, включая вид осуществляемой судном деятельности (каботаж, международные перевозки и проч.).

Параллельным направлением правового регулирования действий, направленных на снижение сроков регистрации судна, может являться внесение изменений в Правила регистрации, устанавливающих возможность одновременной подачи комплекта документов в орган государственной регистрации судов и в российское классификационное общество. В этом случае национальное классификационное общество в установленный срок проводит осмотр судна, анализ документов и по желанию судовладельца либо выдает, либо направляет заключение о результатах идентификации и осмотра судна в орган государственной регистрации судов по месту осуществления регистрации.

При этом, как и прежде, судно будет подлежать государственной регистрации в одном из реестров судов только после получения положительного заключения о соответствии судна заявленным о нем сведениям. Однако, учитывая, что предельные сроки проведения идентификации и осмотра судна и государственной регистрации судна составляют в соответствии с Правилами регистрации 10 и 20 рабочих дней соответственно, предлагаемый порядок позволит сократить до 30% общего объема времени на регистрацию судна.

Таким образом, по нашему мнению, совокупность предлагаемых изменений по сокращению сроков проведения государственных регистрационных мероприятий, заключающаяся в установлении дифференцированного подхода к установлению предельных сроков таких действий, а также возможности параллельного проведения идентификации и осмотра судна, производимой в целях государственной регистрации российским классификационным обществом, и мероприятий, непосредственно проводимых органом государственной регистрации, позволит сократить экономические затраты судовладельцев, тем самым повысив привлекательность национальных судовых реестров.

1 Vessel Documents // URL:http://www. archives. gov/ research/maritime/vessel-documents.html

2 Vessel registers. Maritime History Archive, Memorial University // URL:https://www.mun.ca/mha/holdings/ registri.php

3 Конвенция ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) // URL:http://www.un.org

4 Конвенция ООН об условиях регистрации судов (заключена в г. Женеве 07.02.1986 г.) // URL:http:// www.un.org

5 Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

6 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

7 Приказ Минтранса России от 19.05.2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 г. № 48733) // URL:http://www.pravo.gov.ru

8 Кодекс РФ об административных правонарушениях (действ. ред., п. 2 ст. 19.22) // СПС «Консультант Плюс»

9 Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017.

10 Стоимость фрахта нефтяных супертанкеров подскочила на 700% (17. 03. 2020) // URL:https://www.vedomosti. ru/business/articles/2020/03/17/825480-stoimost-frahta

11 Tomas Novotny. LNG S hipping Economics // URL: https:/ /seekingalpha.com/article/4223891-lng-shipping-economics

12 Фрахтование судов в Санкт- Петербурге — фрахт морского судна (01.05.2020) // URL:http://inmarin.ru/ frahtovanie_sudov

13 Vessel registration and. Mortgage recording procedures. Maritime administrator. Jun/2018. (Publications Office of the Maritime Administrator c/o Marshall Islands Maritime and Corporate Administrators, Inc.) // URL:https:// www.register-iri.com/wp-content/uploads/MI-100.pdf

14 Maritime and Port Authority of Singapore Registration of Commercial Vessels // URL: https://www.mpa.gov.sg/web/ portal/home/singapore-registry-of-ships/faq/ship-registration/registration-of-commercial-vessels

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

15 См.: URL: https://www.palaureg.com/the-palau-ship-registry/about-pisr/;

URL: https://www.flagadmin.com/palau.html

16 Registration Procedures // URL: https://www.skanregistry. com/vessels/registration-procedures

Библиографический список

1. Конвенция ООН по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 г.) // URL:http://www.un.org

2. Конвенция ООН об условиях регистрации судов (заключена в г. Женеве 07.02.1986 г.) // URL:http://www.un.org

3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (действ. ред., п. 2 ст. 19.22) // СПС «Консультант Плюс»

6. Приказ Минтранса России от 19.05.2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 г. № 48733) // URL:http://www.pravo.gov.ru.

7. Стоимость фрахта нефтяных супертанкеров подскочила на 700% (17.03.2020) // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/ 03/17/825480-stoimost-frahta

8. Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. М.: Статут, 2017. 560 с.

9. Фрахтование судов в Санкт-Петербурге — фрахт морского судна (01.05.2020) // URL:http:// inmarin.ru/frahtovanie_sudov

10. Maritime and Port Authority of Singapore Registration of Commercial Vessels // URL: https:// www.mpa.gov.sg/web/portal/home/singapore-registry-of-ships/faq/ship-registration/registration-of-commercial-vessels

11. Registration Procedures // URL: https:// www.skanregistry.com/vessels/registration-procedures

12. Tomas Novotny. LNG Shipping Economics // URL: https ://seekingalpha.com/article/4223891-lng-shipping-economics

13. Vessel Documents // URL:http:// www.archives.gov/research/maritime/vessel-documents.html

14. Vessel registers. Maritime History Archive, Memorial University // URL:https://www.mun.ca/ mha/holdings/registri.php

15.Vessel registration and. Mortgage recording procedures. Maritime administrator. Jun/2018. (Publications Office of the Maritime Administrator c/o Marshall Islands Maritime and Corporate Administrators, Inc.) // URL:https://www.register-iri.com/wp-content/uploads/MI-100.pdf

16.URL:https://www.palaureg.com/the-palau-ship-registry/about-pisr/

17. URL: https://www.flagadmin.com/ palau.html

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.