Научная статья на тему 'О повышении регистрационной привлекательности судовых реестров Российской Федерации'

О повышении регистрационной привлекательности судовых реестров Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
регистрация судов / регистр / бербоут-чартер / снижение сроков регистрации / морской реестр / проверка документов / судовладельцы / ship registration / register / bareboat charter / reduction of registration terms / maritime register / verification of documents / shipowners

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Андреевич Маслов

В статье рассмотрены международные документы, касающиеся правил определения государством условий регистрации судов в одном из государственных реестров. Проанализировав международное законодательство, автор выделил право национального законодателя самостоятельно устанавливать сроки регистрации судов и отнесения их к определенному реестру. В настоящее время сроки регистрации в судовых реестрах Российской Федерации для всех типов судов одинаковы. Подобное отсутствие дифференциации отрицательно сказывается на расходах судовладельцев из-за невозможности эксплуатации судна во время административной процедуры. В зависимости от категории судна автором рекомендуется рассмотреть возможность установления различных сроков процедуры регистрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About increasing the registration attractiveness of Russian Federation ship registries

The article deals with international documents concerning the rules for determining the conditions for registering ships in one of the state registries. After analyzing the international legislation, the author highlighted the right of the national legislator to independently set the terms for registering ships and assigning them to a certain register. Nowadays, the terms of registration in the ship registers of the Russian Federation are the same for all types of vessels. This lack of differentiation negatively affects the expenses of shipowners due to the inability to operate the vessel during the administrative procedure. Depending on the category of vessel, the author recommends considering the possibility of setting different terms for the registration procedure.

Текст научной работы на тему «О повышении регистрационной привлекательности судовых реестров Российской Федерации»

УДК 347.79 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10475

О ПОВЫШЕНИИ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СУДОВЫХ РЕЕСТРОВ

W W ___

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кирилл Андреевич МАСЛОВ, адвокат, Управляющий партнер, адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин» E-mail: mka@inmarin.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассмотрены международные документы, касающиеся правил определения государством условий регистрации судов в одном из государственных реестров. Проанализировав международное законодательство, автор выделил право национального законодателя самостоятельно устанавливать сроки регистрации судов и отнесения их к определенному реестру. В настоящее время сроки регистрации в судовых реестрах Российской Федерации для всех типов судов одинаковы. Подобное отсутствие дифференциации отрицательно сказывается на расходах судовладельцев из-за невозможности эксплуатации судна во время административной процедуры. В зависимости от категории судна автором рекомендуется рассмотреть возможность установления различных сроков процедуры регистрации.

Ключевые слова: регистрация судов, регистр, бербоут-чартер, снижение сроков регистрации, морской реестр, проверка документов, судовладельцы.

Annotation. The article deals with international documents concerning the rules for determining the conditions for registering ships in one of the state registries. After analyzing the international legislation, the author highlighted the right of the national legislator to independently set the terms for registering ships and assigning them to a certain register. Nowadays, the terms of registration in the ship registers of the Russian Federation are the same for all types of vessels. This lack of differentiation negatively affects the expenses of shipowners due to the inability to operate the vessel during the administrative procedure. Depending on the category of vessel, the author recommends considering the possibility of setting different terms for the registration procedure.

Keywords: ship registration, register, bareboat charter, reduction of registration terms, maritime register, verification of documents, shipowners.

В настоящее время в рамках реализации принципа реальной связи между судном и государством флага, закрепленного международным сообществом в положениях статей 91, 94 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г., установлена обязанность государства эффективно осуществлять свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом, и, «в частности: а) вести регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их

небольших размеров». В данных статьях устанавливается обязанность государства определять условия регистрации судов и обязанность государства вести регистр (реестр).

Указанные требования закреплены также в ст. 11 Конвенции ООН об условиях регистрации судов 1986 г., в соответствии с которой «Государство регистрации учреждает регистр судов, плавающих под его флагом, который ведется таким образом, как это определит такое государство, и согласно соответствующим положениям настоящей Конвенции».

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Следовательно, национальный законодатель вправе самостоятельно определять порядок, условия и сроки регистрации в учреждаемых регистрах (реестрах) судов, а также устанавливать критерии отнесения возможности регистрация судна в одном из учреждаемых регистров, принимая во внимание характер и вид планируемой судовладельцем деятельности судна, возраст судна и его технические характеристики, наличие или отсутствие ранее регистрации судна в реестрах судов иностранных государств, порядок комплектования экипажа, национальность судовладельцев и т.д.

Установление регистрационных критериев судов определяется не только безусловным выполнением добровольно принятых на себя суверенным государством конвенционных норм международного права и положений резолюций Совета Безопасности ООН, но и необходимостью выполнения организационно-правовых мер, направленных, прежде всего, на обеспечение национальной безопасности государства.

Например, в рамках реализации резолюции Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 г., предусматривающей применение ряда ограничений в отношении Корейской Народно-Демократической Республики в ответ на проведение ею ракетно-ядерных испытаний, и в соответствии с Федеральным законом «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ, а также положениями подп. 16 п. 1 Указа Президента РФ от 14 октября 2017 г. № 484 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 г.» «следует снять с регистрации любое морское судно, находящееся в собственности, под контролем или в пользовании Корейской Народно-Демократической Республики, и отказывать в государственной регистрации в Российской Федерации любого такого морского судна, которое было снято с регистрации другим государством в соответствии с пунктом 24 резолюции Совета Безопасности ООН 2321 от 30 ноября 2016 г.».

В то же время трудно себе представить судно, надлежащим образом исполняющее обязанности правительственной службы в интересах обороны, укомплектованное смешанным экипажем. Во-первых, это связано с лояльностью членов экипажа судна, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства. Во-вторых, в случае перерастания вооруженного конфликта в полномасштабную войну при про-

ведении мобилизационных мероприятий потребуется некоторое время для замены иностранных граждан и доукомплектования экипажа гражданами, являющимися военнообязанными и подлежащих мобилизации, что естественным образом будет являться фактором, снижающим мобилизационную готовность судна.

В частности, в ходе англо-аргентинского конфликта все члены команд мобилизованных торговых судов были добровольцами и, в соответствии с настоятельной рекомендацией Британского совета судоходства и официальной политикой, были британскими подданными. В соответствии же с Кодексом США от 01/02/ 01, секция 8103 «Гражданство и требования к резерву военно-морских сил», иностранцы, законно допущенные в Соединенные Штаты для постоянного места жительства, не могут составлять больше чем 25% от общего количества личного состава судна. Нарушение данного требования влечет за собой наложение административного штрафа.

Учреждаемые национальные регистры (реестры), в зависимости от совокупности установленных нормативных правовых критериев, носящих в том или ином случае императивный характер, в которых может быть зарегистрировано судно, на основе проведенного анализа можно условно разделить на следующие категории: государственный (общий) регистр, международный (открытый) регистр, бербоут — чартерный (параллельный) регистр.

Следует отметить, что установление, как правило, императивных нормативных правовых критериев относится к государственным (общим) регистрам судов.

В Российской Федерации государственная регистрация судов и прав на них является обязательной. Нарушение правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними либо невыполнение судовладельцем в установленный срок обязанности по государственной регистрации судна, прав на него и сделок с ним в одном из реестров судов Российской Федерации или обязанности по информированию органа, в котором зарегистрировано судно, об изменении сведений, вносимых в реестры судов Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) или ст. 16 Кодекса внутреннего

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) в Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из шести судовых реестров. Однако государственная регистрация судна в том или ином реестре судов Российской Федерации возможна только в том случае, если это судно соответствует условиям регистрации судна в данном реестре. Условиями такой регистрации выступает совокупность требований, посредством которых законодатель устанавливает возможность отнесения судна как объекта регистрации к тому или иному реестру судов.

К числу таких требований российский законодатель относит, например: наличие регистрации судна в реестрах судов иностранных государств и его возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации; планируемую судовладельцем деятельность (вид деятельности), связанную с использованием судна; условия комплектования судна экипажем на период его аренды; географический опцион эксплуатации судна; национальность физических и юридических лиц, которым судно принадлежит на праве собственности; технические характеристики судна и т.д.

Порядок государственной регистрации судов в Российской Федерации установлен приказом Минтранса России от 19 мая 2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (далее — Правила регистрации).

Одним из важных показателей административных процедур такой регистрации будет выступать срок их проведения, определяющий, в свою очередь, длительность ограничения права судовладельца в использовании судна посредством его участия в гражданском обороте, поскольку с учетом отнесения судов к категории недвижимых вещей согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ переход прав на такие объекты определяется моментом государ -ственной регистрации этих прав.

Следует отметить, что невозможность использования судна означает не только потерю дохода, но и ухудшение общей экономической ситуации судовладельца из-за регулярных эксплуатационных расходов. Так, по свидетельству компании Dynagas LNG Partners LP, даже при 100%-ном использовании судна на рынке СПГ ежедневные эксплуатационные расходы судна

составляют 11 741 долл. США в день, в то время как средняя стоимость аренды в сутки — 66 300 долл. США.

В этой ситуации также необходимо принимать во внимание, как правило, существующую рассрочку по кредитам, аренде, дивидендам и другим расходам.

Однако в соответствии со статьями 32, 69 Правил регистрации проверка документов, представляемых для государственной регистрации, осуществляется органом государственной регистрации, как правило, в течение 20 рабочих дней со дня приема заявления о государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном безотносительно категории судового реестра.

Полагаем, что сложившаяся ситуация относительно единых сроков государственной регистрации изменений прав на судно или сделок с судном, вне зависимости от требуемых установления (подтверждения) юридических фактов применительно к различным категориям судовых реестров, а также оснований для государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на судно, включая вид осуществляемой судном деятельности (каботаж, международные перевозки и проч.), не отвечает интересам хозяйствующих субъектов и снижает привлекательность судовых реестров Российской Федерации.

Так, при прочих равных условиях в отношении общего перечня документов, представляемых в орган государственной регистрации в соответствии с подпунктами «а» — «д» п. 27 Правил регистрации, список документов, дополнительно прилагаемый к заявлению о первоначальной государственной регистрации наряду с указанным общим перечнем, в отношении судов, приобретенных на праве собственности, и судов, предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), значительно отличается.

В частности, согласно подп. «е» п. 27 Правил регистрации для судна, приобретенного на праве собственности, дополнительно требуется представить правоустанавливающие документы на судно, а также свидетельство, выданное уполномоченными органами государства предыдущей регистрации судна, удостоверяющее, что судно исключено или будет исключено из реестра судов этого государства.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

В отношении же судна, арендованного по бербоут-чартеру (подп. «ж» п. 27 Правил регистрации) этот список обширнее и включает: договор аренды судна без экипажа (бербоут-чартер); выписку из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного ограничения (обременения) прав на судно того же характера; согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или правообладателя зарегистрированного ограничения (обременения) прав на судно того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации, а также документ, выданный уполномоченными органами иностранного государства, подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Анализ приведенных положений Правил регистрации позволяет сделать вывод о том, что общее время, которое необходимо затратить на проверку предоставленных судовладельцем документов для регистрации судов, приобретенных на праве собственности, и судов, предоставленных в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), фактически может отличаться.

Прежде всего, временной период в данном случае будет определяться количественными характеристиками установленного перечня, определяющими продолжительность срока проверки регистрационных документов.

На основе изложенного представляется обоснованным дифференцирование сроков по дополнительным критериям, обусловленным целями эксплуатации судна и видом регистрации.

В свою очередь, проверка документов, представляемых для государственной регистрации, осуществляется уполномоченным органом с целью определения соответствия документов и их содержания предъявляемым к ним требованиям согласно п. 135 Правил регистрации и направлена на установление, в частности, достоверности информации, приводимой в документах (без проверки законности заключения сделки), соот-

ветствия правоотношений, устанавливаемых документами, законодательству Российской Федерации, а также соответствия формы документов, их действительности и правомочности лиц, издавших, подписавших или заверивших документ.

Например, проверка документов, представляемых для государственной регистрации судна, арендованного без экипажа (бербоут-чартер), предусматривает проверку непосредственно самого договора аренды судна без экипажа на соответствие положениям ст. 213 КТМ РФ «Содержание бербоут-чартера».

В данном случае, несмотря на то что при заключении бербоут-чартера стороны могут применять унифицированные проформы договора, в которых подробно регламентированы их права и обязанности, указанная проверка будет направлена на установление соответствия правоотношений законодательству Российской Федерации в случае его подписания в рамках иностранной юрисдикции.

Вместе с тем регистрация в международных (открытых) реестрах судов может быть связана исключительно с необходимостью изменения личного закона судовладельца.

Например, в Российском открытом реестре судов регистрируются суда, в том числе маломерные, используемые в коммерческих целях лицом, зарегистрированным в качестве участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края». В этом случае количество документов, требующих проверки, будет минимальным, а, следовательно, и сроки регистрационных действий должны быть существенно ниже установленных в настоящее время.

Таким образом, в целях снижения сроков регистрационных действий уполномоченным государственным органом и повышения регистрационной привлекательности судовых реестров Российской Федерации представляется целесообразным отказаться от унификации продолжительности регистрационных действий и рассмотреть возможность установления дифференцированного подхода к установлению сроков таких действий в зависимости от категории судового реестра.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

Библиографический список

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Мон-тего-Бее 10.12.1982 г.) // http://www.un.org

2. Конвенция Организации Объединенных Наций об условиях регистрации судов (заключена в г. Женеве 07.02.1986 г.) // http:// www.un.org

3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.), п. 2 ст. 19.22 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/

5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

6. Приказ Минтранса России от 19.05.2017 г. № 191 «Об утверждении Правил государственной

регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2017 г. № 48733) // http:// www.pravo.gov.ru

7. Беляков В.Г. Использование судов гражданского флота в интересах МО РФ в мирное время (правовые аспекты): Монография. СПб.: ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2011. 132 с.

8. Роджер Виллар. Использование торговых судов в войне за Фолклендские острова. / Пер. с англ. СПб.: ВМА, 1990. С. 18.

9. Tomas Novotny. LNG Shipping Economics // https://seekingalpha.com/article/4223891-lng-shipping-economics

10. U.S. Code as of: 01/02/01 title 46 - shipping subtitle ii - vessels and seamen part f - manning of vessels chapter 81 — general Section 8103. Citizenship and Naval Reserve requirements // https://codes.findlaw.com/us/title-46-shipping/46-usc-sect-8103.html

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

ISBN 978-5-238-03220-7

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.